ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.03.2024
Просмотров: 600
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности
061100 « Менеджмент» Финансовый менеджмент
1. В чём отличие маржинального подхода от традиционного? с.32-33,2
2. По каким признакам классифицируются издержки? 32-33, 2
3. Какие зависимости исследует операционный анализ? 33, 2
4. Какими возможностями обладает операционный анализ для целей менеджмента? 33, 2
5. Какие ограничения имеет операционный анализ? 33, 2
7. Какие методы операционного анализа Вы знаете? 33, 2
8. Поясните ключевые особенности каждого из методов операционного анализа. Лекции по уу
9. Какую маржу безубыточности желательно иметь бизнесу? 33-34, 2
10. От каких факторов зависит предпринимательский риск?35-36, 2
11. Для каких целей менеджмент использует формулу издержек? 37, 2
12. В чём отличие формата отчёта о прибылях по вкладу от функционального формата? 37-38, 2
13. Можно ли провести операционный анализ с нелинейными зависимостями? 39-40, 2
14. Можно ли использовать операционный анализ для некоммерческих организаций? 38-39, 2
15. Что означает понятие релевантной информации в принятии решений менеджмента? 40, 2
16. В чём отличие анализа приращений (инкрементального) от полного анализа? 41, 2
21. Кому необходима финансовая информация? Лекции по бу, уу
22. Какие основные функции выполняют финансовые отчёты? в.2
25. Что показывает горизонтальный и трендовый анализ? в.3
26. Что показывает вертикальный и стандартный анализ? в.3
27. Поясните понятие "ликвидность". В.4
29. Какой другое название имеют коэффициенты оборачиваемости? Коэффициенты деловой активности
30. Что включает понятие "структура капитала"? в.5
35. Для каких целей анализируются рыночные коэффициенты? в.8
36. Можно ли судить о хорошей деятельности по более высокому показателю? Приведите примеры. В.10
37. Какие стандарты применяются в процессе анализа финансовых коэффициентов? Приведите примеры. В.9
40. Чем отличается классический подход к расчёту эффекта финансового рычага? с. 33, 1
42. Какими факторами порождён финансовый риск? Предпринимательский риск? Приведите примеры. В.13,14
43. Чувствительность каких величин измеряет операционный рычаг? в.14
44. Какую зависимость исследует общий рычаг? Какие факторы оказывают на него влияние? Лекции по фм
45. Для каких целей анализируется мультипликатор собственного капитала? в.15
46. Какие инструменты управления структурой капитала Вы знаете? Приведите примеры.В.5
50. Ваше мнение о корректировке финансовых отчётов на инфляцию?
52. Раскройте понятия номинальной и реальной прибыли? Инфляция конец первой методички
54. Какие концепции управления оборотным капиталом Вы знаете?
56. Чем отличаются текущие (оборотные) активы от внеоборотных?
57. Какие факторы влияют на потребность в оборотном капитале?
59. Какие типы политики управления ок Вам знакомы? Каковы последствия этих политик?
61.Поясните понятие производственно-коммерческого цикла. Из каких элементов он состоит?
63. Что измеряет сила воздействия оборотного капитала?
65. Для каких целей фирме нужны дс?
66. Что служит основным инструментом управления дс?
67.Для каких целей применяется бюджет дс?
68. Какие методы прогнозирования дс Вы знаете?
69. Расскажите об основных фрагментах бюджета дс.
70.Какие модели упр-ия дс Вы знаете?
71,72. Из каких предположений исходит модель Баумола и модель Миллера-Орра? Как их применить?
73. Зачем фирме поддерживать минимальный остаток дс на расчётном счёте?
74.Когда прим-ся модель экономически обоснованного заказа? и каких элементов она состоит?
75. Область прим-ия модели экономически обоснованного заказа.
76. Какие понятия стоимости (цены) капитала Вы знаете?
77. Как опр-ть стоимость заёмного капитала? Когда нужна поправка на налогообл-ие прибыли?
78.Подходит ли модель стоимости заёмного капитала для оценки стоимости привилегированного капитала?
79. Какие трудности возникают при оценке стоимости собственного капитала?
80. Какие методы оценки стоимости собственного капитала Вы знаете?
81. Как формула Гордона исп-ся в методе дивидендов?
82. В чём суть метода доходов? На каких предположениях он основан?
83. Поясните работу модели сарм. Когда она прим-ся?
84. Какую функцию выполняет бета-коэф-т?
85. Какие стандарты коэф-та-бета Вы знаете?
86. Какие премии за риск Вам известны?
87. На каких рассуждениях построена формула "доход от облигации плюс премия за риск"?
88. Как исп-ся коэф-т "Цена/доход" в оценке стоимости собственного капитала? Ограничения в прим-ии.
90. Какие пропорции могут исп-ся в вычислении сск? Что подходит для рос-ой практики?
91. Каковы подходы отечественной теории к вычислению сск? Чем они отличаются от классической теории?
92. Когда прим-ся понятие предельной стоимости капитала? в чём польза метода?
93. Какие модели капитального бюджета Вы знаете? На каких главных принципах они построены?
94. Поясните суть, дост-ва и нед-ки модели периода окупаемости
95. Какие подходы исп-т модель средней расчётной ставки рент-ти?
96. Что показ-т анализ работы с моделью npv? Её дост-ва и нед-ки.
97. Что означает понятие внутренней ставки рент-ти? Как работает модель irr? Ее дост-ва и нед-ки.
ROA, ROE и ROIC являются характеристиками ROI (рентабельности инвестиций), так как имеют три разных толкования в финансовом анализе.
Рентабельность инвестиций (ROI):
1. Рассматривая ROA, мы анализируем, хорошо ли фирма использовала все свои ресурсы. При этом мы не обращаем внимания на величину источников формирования этих активов. ROA часто применяется топ-менеджером для оценки деятельности различных подразделений внутри многоотраслевой фирмы. Менеджер подразделения обычно не финансирует свои активы, поэтому он только контролирует ROA.
2. ROIC нацелен на эффективное использование постоянного капитала. При этом предполагается, что текущие активы для разных уровней операций будут меняться вместе с текущими обязательствами. Постоянный капитал может быть также представлен суммой чистого оборотного капитала и внеоборотных активов. Это равновесие указывает на то, что владельцы и долговременные кредиторы должны финансировать недвижимость, завод, оборудование, другие внеоборотные активы и часть текущих активов, неподпитанную краткосрочными обязательствами. В западной практике ряд фирм применяет этот коэффициент для оценки деятельности подразделений, называя его коэффициентом использования чистых активов (RONA) или коэффициентом используемого капитала (ROCE). Этот коэффициент полезен тогда, когда менеджеры подразделений могут влиять на решения по приобретению активов, влиять на политику запасов, кредитную политику в части дебиторов, на уровень текущих обязательств.
3. ROE интересен не только менеджерам подразделений, но и владельцам. Привлекая заемный капитал, фирма стремится увеличить отдачу собственного капитала в целях укрепления рыночной позиции.
Анализируя ROA, ROE и ROIC, нужно помнить о том, что рентабельность продаж ROS не является единственной мерой успешного бизнеса. Другой путь к успеху – эффективная эксплуатация инвестиций в общие активы, постоянные активы и собственность, т.е. рост оборачиваемости этих инвестиций. Оба пути нашли отражение в формуле Дюпона
ROI = МАРЖА ´ ОБОРОТ ,
где МАРЖА – коммерческая маржа, рентабельность продаж ROS;
ОБОРОТ – оборачиваемость общих активов, постоянных активов или собственного капитала в чистой выручке.
ROI= |
Чистая прибыль |
´ |
Чистая выручка |
. |
Чистая выручка |
Инвестиции |
Рыночные коэффициенты
1. Прибыль (доход) на простую акцию (EPS –Earnings per Share):
EPS= |
Чистая прибыль – Привилегированные дивиденды |
. |
Количество простых акций в обращении |
Успешно работающие фирмы стремятся повышать EPS на 10 – 15 % ежегодно.
Размышляя о благоприятном росте EPS, менеджер помнит, что наиболее резкие скачки обычно сопровождаются последующим спадом.
2. Цена / Доход (Р/Е) = |
Рыночная цена простой акции |
. |
Доход на акцию |
На Западе этот коэффициент затабулирован. Коэффициент Р/Е меняется от отрасли к отрасли. В экономической и финансовой литературе появление высокого Р/Е считается сигналом ожиданий акционеров.
Наряду с Р/Е рассматривается коэффициент Q – Тобина.
Q – Тобина = |
Рыночная стоимость фирмы |
. |
Стоимость замещения активов |
Рыночная стоимость фирмы – это собственность и долг фирмы, оцененные по рыночной стоимости. Стоимость замещения активов показывает, во сколько обошлось бы фирме полное замещение активов при текущих рыночных ценах.
Если Q > 1, то активы стоят больше, чем рыночная стоимость при использовании этих активов фирмой.
Желательно иметь Q ³ 1, хотя есть и успешные фирмы с Q < 1.
В финансовом анализе этот коэффициент обычно используется для прогнозирования прибылей и убытков при покупке фирмы.
3. Доход на дивиденд (Dividend Yield) – измеряет процент рыночной стоимости, ежегодно возвращаемый в виде дивидендов. Является предметом заботы акционеров, особенно держателей привилегированных акций.
Доход на дивиденд = |
Доход на простую акцию |
. |
Рыночная цена простой акции |
По западным данным этот коэффициент меняется в диапазоне от 0 до 3 % для молодых растущих компаний, от 5 до 8 % – для устоявшихся на рынке фирм.
4. Номинальная (балансовая) стоимость простой акции |
= |
Собственный капитал – Привилегированные акции |
. |
Число простых акций в обращении |
Рыночная цена превышает номинальную, что подтверждает благоприятные ожидания акционеров от растущего бизнеса.
Общие выводы к анализу финансовых коэффициентов
1. Единственной величиной, проходящей сквозь все зависимости, является ROI. Изменение в любом частном коэффициенте может ввести в заблуждение относительно лучшей или худшей деятельности, так как отклонение может быть смещено изменением других коэффициентов. Например, увеличение суммы чистой прибыли показывает улучшение бизнеса только при условии отсутствия роста инвестиций; увеличение ROS по чистой прибыли показывает улучшение бизнеса при отсутствии компенсирующего роста объема продаж или роста инвестиций; увеличение процента валовой прибыли констатирует улучшение деятельности тогда, когда нет компенсирующего снижения объема продаж, роста инвестиций или роста коммерческих и управленческих расходов.
2. ROI в то же время не дает ключа к разгадке того, какой из скрытых факторов может отвечать за его изменение. Чтобы обнаружить факторы неблагополучия, надо проделать дополнительные расчеты коэффициентов ликвидности, долгосрочной платежеспособности и рентабельности.
3. В бизнесе нельзя однозначно судить о хорошей деятельности по более высокому показателю. Так, высокая текущая ликвидность необязательно лучше низкой. Предположим, что у фирмы коэффициент текущей ликвидности равен 1,6. Через два дня фирма привлекает долгосрочный кредит для погашения счетов поставщиков. Баланс, составленный после этой даты, покажет коэффициент текущей ликвидности 2,2. Он выше 1,6, но утверждать, что фирма была в хорошем финансовом состоянии нельзя. В других сравнениях лучшее изменение очевидно. Так, высокая ROS лучше низкой; высокая ROI также лучше низкой. С другой стороны, высокая ROI может констатировать снятие сливок с рынка, а более интенсивные маркетинговые усилия могут привести к стабильному росту прибылей в будущем.
4. Изменение в уровне цен может серьезно снизить достоверность сравнения коэффициентов разных периодов времени. Это же относится и к тем коэффициентам, числитель и знаменатель которых имеет разную покупательную способность.
5. Существует серьезный разнобой в практике оценки текущих активов, текущих обязательств, прибыли. Например, прибыль может означать следующее:
- чистую прибыль в соответствии с принятыми принципами учета. Это не одна величина, а диапазон значений в зависимости от метода оценки запасов, начисления износа, калькулирования себестоимости;
- прибыль после уплаты налога, основанную на возврате налога на эту прибыль;
- прибыль, определяемую по правилам налогового ведомства;
- прибыль, показанную в отчете только для целей менеджмента.
6. Менеджеры и аналитики, заглядывая в будущее, пытаются строить прогнозы на основе исторических документов, отражающих прошлое.
7. Менеджеры и аналитики используют для сравнения различные типы стандартов:
- опытные;
- бюджетные;
- исторические;
- внешние.
Опытные стандарты построены на интуиции, приобретенной в процессе анализа хорошей или плохой деятельности. Бюджетные стандарты менее сложны, чем исторические и внешние, так как они получены относительно преобладающих условий планируемого периода. Исторические стандарты чаще всего не являются основой для корректных выводов. Например, фирма, которая увеличивает свою ROE с 1 % до 2 %, удваивает показатель, однако все равно работает неэффективно. Внешние стандарты публикуются службами компьютстата, другими организациями. Ни один из типов стандартов не является совершенным.
33. Как применяется формула Дюпона в оценке эффективности финансового менеджмента? Какие Вы знаете пути повышения рентабельности инвестиций. Приведите примеры.? в.7
Схема фирмы “Du Pont” демонстрирует зависимость показателя рентабельности инвестиций (ROI) от факторов «рентабельность реализованной продукции» и «ресурсоотдача».
В левой части схемы выделены факторы, влияющие на изменение рентабельности продаж (ROA). В их числе выручка от реализации, затраты в общей сумме и по видам.
В правой части схемы приведены различные виды активов, рассчитана оборачиваемость средств, вложенных в них.
Выражение, описывающее взаимосвязь показателей рентабельности инвестиций (ROI) , рентабельности реализованной продукции и ресурсоотдачи, называется формулой фирмы «Du Pont»:
ROI = Рен-ть продаж ´Ресурсоотдача = |
Чистая прибыль |
´ |
ВР |
ВР |
Сумма активов |
где ВР – выручка от реализации.
Как следует из данной формулы об эффективности финансового менеджмента можно судить на основании анализа двух показателей: рентабельности продаж и ресурсоотдачи. Достижение высокого значения ROI возможно при увеличении этих сомножителей , что в свою очередь может быть обусловлено ростом чистой прибыли и отсутствием роста инвестиций . Увеличение рентабельности продаж может быть вызвано снижением себестоимости продукции, продажей продукции по завышенным ценам. Повышение ресурсоотдачи может произойти за счет более эффективного использования собственного и заемного капитала.
Пути повышения рентабельности инвестиций: с помощью дополн-х капитальных вложений предпр-е должно добиваться оптимального соотношения между основными и оборотными фондами, активной и пассивной частью. Важными условиями повышения эффективности инвестиций является сокращение сроков строительства и незавершенного производства, уменьшение ст-ти вводимых объектов, а также их правильная эксплуатация. Необходимо учитывать динамику показателей (снижение себест-ти продукции в расчете на 1 рубль инвестиций, уменьшение затрат труда на производство продукции в расчете на 1 р. инвестиций, срок окупаемости инвестиций), выполнение плана, определить влияние факторов и разработать мероприятия по повышению их уровня.