Файл: Николай Кун Древнегреческие мифы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 1372

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции* часть первая. Боги и герои *

Рождение зевса

Зевс свергает крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Борьба зевса с тифоном

Посейдон и божества моря

Царство мрачного аида (плутона) [2]

Гера [3]

Аполлон [1]

Рождение аполлона

Борьба аполлона с пифоном и основание дельфийского оракула

Аполлон у адмета

Аполлон и музы

Сыновья алоэя

Асклепий (эскулап)

Артемида [1]

Гермес [2]

IV в. До н. Э.), когда в Азии и Египте возникают греческие государства,

Гермес похищает коров аполлона

Арес [3], афродита [4], эрот [4] и гименей [4]

Афродита [1]

Гефест [1]

Деметра [1] и персефона

Похищение персефоны аидом [2]

Триптолем

Эрисихтон

Ночь, луна, заря и солнце

Рождение и воспитание диониса

Дионис и его свита

Пан и сиринга

Состязание пана с аполлоном

Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни"

Девкалион и пирра (потоп)[1]

Прометей

Пандора

Данаиды

Персей убивает горгону медузу

Персей и атлас

Персей спасает андромеду

Свадьба персея

Персей в аргосе

Изложено по поэме Гомера "Одиссея"

Европа[1]

Зет и амфион

Геракл[1]

Рождение и воспитание геракла

Геракл в фивах

Лернейская гидра (второй подвиг)

Стимфалийские птицы (третий подвиг)

Керинейская лань (четвертый подвиг)

Эриманфский кабан и битва с кентаврами (пятый подвиг)

Скотный двор царя авгия (шестой подвиг)

II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место,

Критский бык (седьмой подвиг)

Кони диомеда (восьмой подвиг)

Пояс ипполиты (девятый подвиг)

Коровы гериона (десятый подвиг)

Кербер[1] (одиннадцатый подвиг)

Яблоки гесперид (двенадцатый подвиг)

Геракл и эврит

Геракл и деянира

Геракл и омфалы

Геракл берет трою

Геракл сражается с богами против гигантов

Кекроп[1], эрихтоний[2] и эрехтей[3]

Борей и орифия

Дедал и икар[1]

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Тесей[1]

Подвиги тесея на пути в афины

Тесей в афинах

Путешествие тесея на крит

Тесей и амазонки

Тесей и пейрифой

Мелеагр[1]

Смерть орфея

Полифем, акид и галатея

Диоскуры -- кастор и полидевк

Атрей и фиест

Рождение и воспитание ясона

Ясон собирает спутников и готовится к походу в колхиду

Аргонавты на лемносе

Аргонавты на полуострове кизике

Аргонавты в мизии

Аргонавты в вифинии[1] (амик)

Аргонавты у финея[1]

Симплегады [1]

Остров аретиада и прибытие в колхиду

Гера и афина у афродиты

Ясон у эета

Аргонавты обращаются за помощью к медее

Ясон исполняет поручение эета

Медея помогает ясону похитить золотое руно

Возвращение аргонавтов

Пелей и фетида

Суд париса

Парис возвращается в трою

Парис похищает елену

Менелай готовится к войне против трои

Герои греции в мизии

Греки в авлиде [1]

1 Гора в Малой Азии, на восток от Трои, в юго-западной Фригии.

Смерть ахилла

Падение трои

Возвращение греков на родину

Одиссей на острове эола

Одиссей на острове тринакрии [1]. Гибель корабля одиссея

Одиссей и пенелопа

0, Как счастлив ты, возлюбленный Одиссей! Велика будет слава твоей верной

Одиссей у лаэрта

Восстание граждан и примирение их с одиссеем

Орест мстит за убийство отца [1]

Эдип в фивах[1]

Изложено по трагедии Софокла "Эдип-царь"

этот камень находится в самом центре земли, которую они представляли себе

плоской.

---------------------------------------------------------------

Аполлон же тайно от Эриний явился Оресту и повелел ему идти в Афины и там

молить защиты у древнего изображения богини Афины-Паллады. Бог обещал свою

помощь несчастному Оресту, а в проводники дал ему своего брата, бога

Гермеса. Встал Орест, тихонько вышел из храма и пошел с Гермесом в Афины.

Только что ушел он, как из земли поднялась в храме Аполлона тень

Клитемнестры. Увидав спящих Эриний стала она будить их и укорять за то, что

перестали они преследовать убийцу, пролившего кровь матери. Она торопила их

погнаться скорее за скрывшимся Орестом и не давать ему ни на минуту покоя.

Но крепким, тяжелым сном спали Эринии, во сне стонали они, временами

вскрикивая, словно преследуя бегущего от них убийцу. Наконец с большим

трудом проснулась одна из Эриний и разбудила других. В ярость пришли Эринии,

увидав, что скрылся Орест. Стали они упрекать Аполлона за то, что вырвал он

из их рук убийцу, но Аполлон, грозя луком, изгнал их из своего храма. Полные

яростного гнева, нестройной толпой понеслись богини по следам Ореста.

Орест между тем пришел в Афины и там сел у статуи богини Афины, обняв ее

руками. Вскоре принеслись Эринии. Они всюду искали Ореста. В страшном гневе

готовы были богини мщения растерзать несчастного, но не смели оскорбить

священного изображения Афины.

Услыхала грозные крики Эриний богиня Афина и явилась перед ними, сверкая

своим вооружением. Грозно требовали Эринии, чтобы богиня отдала в их власть

Ореста, страшным мукам хотели они подвергнуть Ореста за убийство матери.

Орест же молил богиню защитить его. Напомнил он Афине-Палладе об отце своем

Агамемноне, о том, как погиб он от руки коварной Клитемнестры. Разве по

своей воле мстил Орест матери? Ведь он исполнял веление Аполлона. Молил

Орест Афину, чтобы она сама судила его.

Вняла Афина мольбам Ореста. Чтобы решить его дело, избрала она из

афинских старейшин суд. Этот суд -- ареопаг [1] -- с этих пор всегда должен


был существовать в Афинах и собираться на том холме, где некогда

расположились лагерем амазонки, когда напали они на Тесея. Этот холм с тех

пор назывался холмом Ареса, так как ему приносили жертву амазонки.

---------------------------------------------------------------

[1] Ареопаг -- судилище в Афинах из представителей знатнейших

родов.

---------------------------------------------------------------

Собрались избранные Афиной судьи, принесены были две урны, в которые

должны были судьи опустить во время голосования камешки, и начался суд. В

нем в качестве судьи участвовала и богиня Афина. Кругом толпился народ,

желая слышать, как судьи решат дело. Эринии обвиняли Ореста и грозно

требовали, чтобы он был осужден. Защищать Ореста явился сам бог Аполлон.

Спокойно стал говорить Аполлон в защиту Ореста. Он оправдывал его поступок,

так как Орест мстил Клитемнестре за ужасное злодеяние -- убийство мужа,

великого героя царя Агамемнона. Да, наконец, Орест исполнил ведь его волю.

Выслушали обвинительниц и защитника судьи и приступили к голосованию.

Было решено, что если одинаковое количество голосов будет подано за

обвинение и оправдание Ореста, то он будет оправдан. Когда голоса судей были

подсчитаны, оказалось равное число оправдательных и обвинительных голосов.

Равное же количество голосов за обвинение и оправдание оказалось потому, что

за Ореста подала голос Афина, сказав, что она голосует за него, так как нет

у нее матери, а есть лишь отец, бог Зевс. Таким образом, Орест был оправдан,

и Эринии должны были прекратить свое преследование.

В ужасный гнев пришли Эринии, -- суд лишал их исконных прав карать

страшными муками преступников. Грозили Эринии, что они опустошат всю Аттику

и повергнут ее в море бедствий. Но Афина смягчила гнев богинь; она убедила

их навсегда остаться в Аттике в священной пещере, где будут им воздавать

великие почести все афиняне.

Согласились грозные богини. С великим торжеством граждане отвели их во

главе с Афиной и ее жрецами в их святилище -- пещеру у подножия холма Ареса.

С тех пор сделались Эринии защитницами всей Аттики, а называть их стали


Эвменидами [1].

---------------------------------------------------------------

[1] Эвмениды -- милостивые, благосклонные богини.

---------------------------------------------------------------

ОРЕСТ ЕДЕТ В ТАВРИДУ ЗА СВЯЩЕННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ АРТЕМИДЫ

Изложено по трагедии Еврипида "Ифигения в Тавриде"

Не избавился Орест от преследований Эриний. Не все они подчинились

решению ареопага. Некоторые из них по-прежнему преследовали Ореста, не давая

ему покоя ни днем, ни ночью. Наконец, измученный страданиями, Орест опять

бежал в Дельфы в святилище Аполлона. Там повелел ему Аполлон ехать в далекую

Тавриду[2] и привезти оттуда священное изображение богини Артемиды. Опасный

был это подвиг. Племя тавров, жившее в Тавриде, приносило в жертву перед

этим изображением всех прибывавших к ним чужеземцев. Такая участь могла

постигнуть и Ореста.

---------------------------------------------------------------

[2] Современный Крым.

---------------------------------------------------------------

Все же отправился Орест в далекий путь. Какой бы то ни было ценой хотел

избавиться Орест от преследований Эриний. После счастливого плавания прибыл

он со своим другом Пиладом в Тавриду и, скрыв свой корабль среди прибрежных

скал, пошел к храму Артемиды. Орест и не подозревал, что жрицей в этом храме

была сестра его Ифигения, которую некогда хотели греки принести в жертву

богине Артемиде. Не решились Орест и Пилад похитить днем изображение

Артемиды и стали ждать наступления ночи. Но их увидали пастухи, напали на

них и после долгой борьбы связали и привели к царю. Царь решил, что оба они

должны быть принесены в жертву Артемиде.

Утром повели их связанными в храм. Ифигения, ничего не подозревая, должна

была убить своей рукой брата. Ночью видела она грозный сон, что от

землетрясения разрушился дворец отца, и осталась одна лишь колонна, с

которой спускались белокурые кудри, она же омыла колонну, как бы готовясь

принести ее в жертву. Решила Ифигения, что погиб ее брат Орест, и решила она

принести жертву в честь умершего брата. Во время жертвоприношения слуги царя


привели к ней связанных Ореста и Пилада. Стала она расспрашивать их, кто они

и откуда. Узнав, что они греки, спросила она их о судьбе Агамемнона и о

брате Оресте. Немного радостного могли рассказать Орест и Пилад.

Наконец, решила Ифигения принести только одного из юношей в жертву,

другого же послать с письмом к Оресту в Грецию, чтобы знал Орест, что сестра

его Ифигения жива. Тут только открылось, что встретились брат с сестрой.

Обрадовались Орест и Ифигения своей встрече. Но как было им спастись? Как

бежать из Тавриды?

Решила прибегнуть к обману Ифигения. Она объявила царю тавров, что статуя

Артемиды осквернена и нужно омыть в море и ее, и жертвы богине, двух

чужеземцев. Согласился на это царь тавров.

В торжественной процессии пошла Ифигения с прислужницами храма на берег

моря к тому месту, где был скрыт корабль Ореста. Прислужницы несли

изображение Артемиды, а слуги царя вели связанных Ореста и Пилада. Придя на

берег моря, Ифигения велела удалиться слугам царя, так как они не должны

были видеть тайных обрядов омовения. Когда слуги ушли, Ифигения освободила

брата и его верного друга и поспешила с ними на корабль. Подозрительным

показалось слугам царя, что так долго длится обряд. Пошли они к берегу и, к

своему удивлению, увидели там корабль, на котором Орест хотел увезти

Ифигению. Бросились к Оресту слуги царя, чтобы отбить у него свою жрицу.

Началась битва, но обратили в бегство Орест и Пилад царских слуг. Взошел

Орест с Ифигенией и своими спутниками на корабль. Сели на весла гребцы и

вышли в открытое море. Но не суждено было им так легко покинуть Тавриду.

Поднялась страшная буря и прибила корабль опять к берегу. Погибли бы все

бывшие на корабле греки, попав во власть царя тавров, если бы на помощь им

не пришла богиня Афина-Паллада. Она, явившись царю тавров, повелела ему

отпустить в Грецию не только Ифигению, ее брата и всех их спутников, но даже

и всех прислужниц храма Артемиды. Покорился воле богини царь. Теперь

Ифигения могла вернуться на родину, откуда некогда перенесла ее богиня

Артемида к таврам.


Счастливо было обратное плавание Ореста. Вернувшись на родину, он убил

сына Эгисфа, Алета, захватившего в его отсутствие престол. Своему верному

другу Пиладу, который был готов умереть за него в Тавриде под жертвенным

ножом Ифигении, Орест отдал в жены сестру свою Электру. Ифигения же стала

жрицей богини Артемиды в храме, построенном на берегу моря в Аттике,

недалеко от Афин.

ФИВАНСКИЙ ЦИКЛ

ЭДИП. ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ

Изложено по трагедии Софокла "Эдип-царь"

У царя Фив, сына Кадма, Полидора, и жены его Нюктиды был сын Лабдак,

который и наследовал власть над Фивами. Сыном и преемником Лабдака был Лай.

Однажды Лай посетил царя Пелопса и долго гостил у него в Писе. Черной

неблагодарностью отплатил Лай Пелопсу за его гостеприимство. Лай похитил

юного сына Пелопса, Хрисиппа, и увез к себе в Фивы. Разгневанный и

опечаленный отец проклял Лая, а в своем проклятии пожелал, чтобы наказали

боги похитителя его сына тем, чтобы погубил его родной сын. Так проклял отец

Хрисиппа Лая, и должно было исполниться это проклятие отца.

Вернувшись в семивратные Фивы, Лай женился на дочери Менойкея, Иокасте.

Лай долго спокойно жил в Фивах, и лишь одно тревожило его: у него не было

детей. Наконец, решил Лай отправиться в Дельфы и там вопросить бога Аполлона

о причине бездетности. Грозный ответ дала жрица Аполлона пифия Лаю. Она

сказала:

-- Сын Лабдака, боги исполнят твое желание, будет у тебя сын, но ведай:

ты погибнешь от руки своего сына. Исполнится проклятие Пелопса!

В ужас пришел Лай. Долго думал он, как избежать ему веления неумолимого

рока; наконец, он решил, что убьет своего сына, лишь только тот родится.

Вскоре действительно у Лая родился сын. Жестокий отец связал ремнями ноги

новорожденному сыну, проколов ему ступни острым железом, позвал раба и велел

ему бросить младенца в лесу на склонах Киферона [1], чтобы там растерзали

его дикие звери. Но раб не исполнил приказания Лая. Он пожалел ребенка и

передал тайно маленького мальчика рабу коринфского царя Полиба. Этот раб как

раз в это время пас стадо своего господина на склонах Киферона. Раб отнес