ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 1363
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции* часть первая. Боги и герои *
Зевс свергает крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами
Царство мрачного аида (плутона) [2]
Борьба аполлона с пифоном и основание дельфийского оракула
IV в. До н. Э.), когда в Азии и Египте возникают греческие государства,
Гермес похищает коров аполлона
Арес [3], афродита [4], эрот [4] и гименей [4]
Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни"
Изложено по поэме Гомера "Одиссея"
Лернейская гидра (второй подвиг)
Стимфалийские птицы (третий подвиг)
Керинейская лань (четвертый подвиг)
Эриманфский кабан и битва с кентаврами (пятый подвиг)
Скотный двор царя авгия (шестой подвиг)
II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место,
Пояс ипполиты (девятый подвиг)
Коровы гериона (десятый подвиг)
Кербер[1] (одиннадцатый подвиг)
Яблоки гесперид (двенадцатый подвиг)
Геракл сражается с богами против гигантов
Кекроп[1], эрихтоний[2] и эрехтей[3]
Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"
Ясон собирает спутников и готовится к походу в колхиду
Аргонавты на полуострове кизике
Остров аретиада и прибытие в колхиду
Аргонавты обращаются за помощью к медее
Медея помогает ясону похитить золотое руно
Менелай готовится к войне против трои
1 Гора в Малой Азии, на восток от Трои, в юго-западной Фригии.
Одиссей на острове тринакрии [1]. Гибель корабля одиссея
0, Как счастлив ты, возлюбленный Одиссей! Велика будет слава твоей верной
Восстание граждан и примирение их с одиссеем
все.
С ужасом внимали граждане Тиресию, знали они, что никогда не оскверняла
ложь его уста.
Эдип же, полный гнева, винит Креонта в том, что он научил Тиресия
говорить так. Он видит Креонта в стремлении завладеть властью над Фивами.
Приходит и Иокаста; Эдип рассказывает ей все, что сказал Тиресий, и обвиняет
в злом умысле ее брата. Он расспрашивает Иокасту о том, как был убит Лай, и
о том, как брошен был в лесу на склонах Киферона единственный сын Лая. Все
рассказывает ему Иокаста. Первые сомнения закрадываются в душу Эдипа. Тяжкое
предчувствие чего-то ужасного сжимает ему сердце.
-- О, Зевс, -- воскликнул Эдип, -- на что решил ты обречь меня! 0,
неужели зрячим был не я, а слепой Тиресий!
Спрашивает Эдип и про спасшегося раба, где он, жив ли он, и узнает, что
раб этот пасет стада на склоне Киферона. Тотчас посылает за ним Эдип. Он
хочет узнав всю правду, как бы ни была она ужасна. Лишь только послали за
рабом, как из Коринфа приходит вестник. Он приносит весть о смерти царя
Полиба, скончавшегося от болезни. Значит, не рукой сына сражен Полиб. Если
Эдип сын Полиба, значит -- но исполнилось веление судьбы, -- ведь Эдипу
суждено убить отца. А может быть, Эдип не сын Полиба? Надеется Эдип, что он
избежал того, что сулила ему судьба. Но вестник разрушает эту надежду. Он
говорит Эдипу, что Полиб ему не отец, что он сам принес его царю Коринфа
маленьким ребенком, ему же дал его пастух царя Лая.
С ужасом слушает Эдип вестника, все яснее и яснее становится страшная
истина.
Но вот и пастух. Вначале он не хочет ничего говорить, он хочет скрыть
все. Но страшным наказанием грозит Эдип пастуху, если он скроет истину.
В страхе сознается пастух, что мальчик, которого дал он некогда вестнику,
был сыном Лая, которого обрек на смерть отец; он же сжалился над несчастным
ребенком.
Как бы хотел Эдип умереть тогда невинным ребенком, как сетует он на
пастуха за то, что он не дал ему погибнуть младенцем! Ведь теперь Эдипу все
ясно. Он уже знает из рассказов Иокасты о смерти Лая, знает, что убил отца
он сам, а из слов пастуха ему стало ясно, что он родной сын Лая и Иокасты.
Исполнилось веление судь6ы, как ни старался избежать этого Эдип. В отчаянии
уходит Эдип во дворец. Он -- убийца отца, муж своей матери, дети его ему в
одно время и дети и братья со стороны их матери.
Во дворце новый удар ждет Эдипа. Иокаста не вынесла всего ужаса,
открывшегося перед ней, она покончила с собой, повесившись в спальне.
Обезумев от горя, Эдип сорвал с одежды Иокасты пряжки и их остриями выколол
себе глаза. Он не хотел больше видеть света солнца, не хотел видеть детей,
видеть родные Фивы. Теперь для него погибло все, не может быть больше
радости в его жизни. Эдип молит Креонта прогнать его из Фив и просит лишь об
одном -- позаботиться о его детях.
СМЕРТЬ ЭДИПА
Изложено по трагедии Софокла "Эдип в Колоне"
Не сразу изгнал Креонт Эдипа из Фив. Некоторое время жил он во дворце,
удалившись от всех, отдавшись весь своему горю. Но фиванцы боялись, что
пребывание Эдипа в Фивах навлечет гнев богов на всю страну. Потребовали они
немедленного изгнания слепого Эдипа. Не воспротивились этому решению и
сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник. Они сами хотели править в Фивах. Изгнали
фиванцы Эдипа, а сыновья его разделили власть с Креонтом.
Слепой, дряхлый Эдип ушел в изгнание на чужбину. Неминуемая гибель
постигла бы его, беспомощного, если бы его дочь, благородная, сильная духом
Антигона, не решилась посвятить всю себя отцу. Она последовала за Эдипом в
изгнание. Ведомый Антигоной, из страны в страну переходил несчастный старец.
Бережно вела его Антигона через горы и темные леса, деля с ним все невзгоды,
асе опасности трудного пути.
После долгих скитаний Эдип пришел, наконец, в Аттику, к городу Афинам. Не
знала Антигона, куда привела она отца. Недалеко виднелись стены и башни
города, освещенные лучами только что взошедшего солнца. Подле него зеленела
лавровая роща, вся увитая плющом и виноградом. В роще кое-где блистали
серебристой зеленью оливы. Из рощи неслось сладостное пение соловьев. Громко
журча, протекали ручьи по зеленой долине, всюду белели звездочки нарциссов и
желтел душистый шафран. В зеленой роще, под тенью лавра сел многострадальный
Эдип на камень, а Антигона хотела пойти разузнать, что это за место. Мимо
проходил поселянин; он сказал Эдипу, что это Колон, местечко около Афин [1],
что роща, в которой сидит Эдип, посвящена Эвменидам, а вся местность вокруг
посвящена Посейдону, и титану Прометею, город же, который виден из рощи, --
Афины, где правит великий герой Тесей, сын Эгея. Услыхав это, Эдип стал
просить поселянина, чтобы он послал кого-нибудь к царю Тесею, так как он
хочет оказать ему великую помощь если согласится Тесей дать ему на время
приют. Трудно было поселянину поверить, что слабый и притом слепой старец
может оказать помощь могучему царю Афин. Полный сомнений пошел поселянин в
Колон, чтобы там рассказать о слепом старце, сидящем в священной роще
Эвменид и обещающем великую помощь самому Тесею.
---------------------------------------------------------------
[1] Колон находился от Афин приблизительно в 7 километрах.
---------------------------------------------------------------
Эдип же, узнав, что находится в священной роще Эвменид, понял, что
недалек уже его последний час, конец всем его страданиям. Давно уже
предсказал ему Аполлон, что после долгих, полных невзгод скитаний умрет он в
священной роще великих богинь и что тот, кто даст ему приют, получит великую
награду, а те, которые изгонят его, будут жестоко наказаны богами. Понял
теперь Эдип, что великие богини, -- это Эвмениды, которые его преследовали
так неумолимо всю жизнь. Эдип верит, что теперь и для него наступит покой.
Между тем граждане Колона спешат к роще Эвменид, чтобы узнать, кто
решился войти в нее, когда сами граждане даже не осмеливаются произносить
имя грозных богинь, не осмеливаются бросить взгляд на их святилище. Эдип
лишь услыхал голоса колонян, как попросил Антигону увести его в глубь рощи,
но, когда колоняне стали называть его осквернителем рощи, он вышел и на
вопрос колонян -- назвал себя. В ужас пришли они. Перед ними Эдип! Кто в
Греции не знал его ужасной судьбы, кто не знал тех преступлений, невольным
виновником которых был несчастный сын Лая! Нет, не могут колоняне допустить,
чтобы Эдип оставался здесь, они боятся гнева богов. Не слушают они ни просьб
Эдипа, ни просьб Антигоны и требуют, чтобы немедленно покинул слепой старец
окрестности Колона. Неужели и в Афинах не найдет приюта Эдип, в тех Афинах,
которые всюду в Греции славятся, как святой город, дающий защиту всем, кто
молит о защите? Ведь Эдип пришел сюда не по своей воле, ведь его приход
должен принести благо гражданам. Наконец, просит Эдип граждан подождать по
крайней мере до прихода Тесея. Пусть решит царь Афин, может ли остаться
здесь Эдип или должен он быть изгнан и отсюда.
Согласились граждане ждать прихода Тесея. В это время вдали показывается
колесница, на ней едет какая-то женщина в широкополой фессалийской шляпе,
закрывающей ей лицо. Антигона всматривается, и кажется ей, что это женщина
-- ее сестра Исмена. Все ближе колесница, еще пристальнее всматривается
Антигона и действительно узнает Исмену.
-- 0тец, -- говорит Антигона, -- я вижу, сюда едет дочь твоя Исмена,
сейчас ты услышишь ее голос.
Подъехав к Эдипу, сошла Исмена с колесницы и бросилась в объятия отца.
-- Отец, несчастный мой отец! -- воскликнула Исмена, -- наконец-то опять
обнимаю я тебя и Антигону.
Рад Эдип приезду Исмены, теперь с ним его дочери; верная его спутница и
помощница Антигона и Исмена, которая никогда не забывала отца и постоянно
посылала ему известия из Фив.
Исмена же искала Эдипа, чтобы передать ему самые печальные вести: сыновья
Эдипа вначале вместе правили в Фивах. Но младший сын, Этеокл, завладел один
властью и изгнал из Фив старшего брата, Полиника. Тогда Полиник отправился в
Аргос и там нашел себе помощь. Теперь идет он с войском против Фив, чтобы
либо завладеть властью, либо же пасть в бою. Исмена рассказывает также, что
оракул в Дельфах предсказал тому победу, на чьей стороне будет Эдип. Исмена
уверена, что скоро здесь должен появиться Креонт, который правит вместе с
Этеоклом, чтобы завладеть силой Эдипом. Не хочет Эдип быть на стороне ни
того, ни другого сына; он гневается на сыновей за то, что они стремление к
власти поставили выше, чем долг детей к отцу. Он не хочет помогать сыновьям,
которые ни слова не вымолвили против его изгнания из Фив. Нет, не получат
они с помощью отца власти над Фивами. Останется здесь Эдип, он будет
защитником Афин!
Граждане Колона советуют Эдипу принести умилостивительные жертвы
Эвменидам, если решил он остаться навсегда в Афинах. Эдип просит, чтобы
кто-нибудь принес эти жертвы, так как сам он, дряхлый и слепой, не в силах
сделать это. Принести жертвы вызывается Исмена и уходит в рощу Эвменид.
Лишь только ушла Исмена, как приходит к роще Эвменид со своей свитой
Тесей. Он радушно приветствует Эдипа и обещает ему защиту. Знает Тесей, как
тяжка участь чужеземца, знает, как много выпадает на его долю невзгод. Он
сам испытал всю тяжесть жизни на чужбине и не может поэтому отказать в
защите несчастному скитальцу Эдипу.
Благодарит Тесея Эдип и обещает ему свою защиту. Он говорит, что могила
его будет всегда верной защитой афинян.
Но не суждено было Эдипу найти себе тотчас покой. Когда Тесей ушел, из
Фив с небольшим отрядом приходит Креонт. Он хочет завладеть Эдипом, чтобы
обеспечить себе и Этеоклу победу над Полиником и его союзниками. Креонт
пробует уговорить Эдипа идти с ним; он убеждает его идти в Фивы и обещает
ему, что он там будет жить спокойно в кругу своих родных, окруженный их
заботами. Но решение Эдипа непреклонно. Да он и не верит Креонту. Знает
Эдип, что заставляет Креонта уговаривать его вернуться в Фивы. Нет, не
пойдет он с ними, не даст он победы в руки тех, которые обрекли его на
столько бед.
Видя непреклонность Эдипа, Креонт начинает грозить ему, что силой
заставит Эдипа идти с ним в Фивы. Эдип не боится насилия, -- ведь он под
защитой Тесея и всех афинян. Но Креонт злорадно сообщает слепому,
беспомощному старцу, что одна из его дочерей, Исмена, уже схвачена; грозит
Креонт завладеть и единственной опорой Эдипа -- самоотверженной дочерью его
Антигоной. Тотчас приводит в исполнение свою угрозу Креонт, он велит
схватить Антигону. Напрасно зовет она на по мощь афинян, напрасно простирает
руки к отцу -- ее уводят. Теперь беспомощен Эдип, отняли у него те глаза,
которые смотрели за него; он призывает в свидетельницы Эвменид, он