ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 343
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социология и психология чтения
Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».
Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3. История изучения читателей и чтения в России
Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.
Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.
Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»
Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.
Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.
Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества
Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.
Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения
Краткие теоретические сведения
Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии
Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.
Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.
Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.
Список рекомендуемой литературы Основная литература
Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)
№ п/п |
темы курса |
Количество часов |
||||
всего |
в том числе |
|||||
лекции |
семин. |
практ. |
СРС |
|||
1. |
Введение в курс «Социология и психология чтения» |
|
|
|
|
|
2. |
Чтение как вид деятельности и социально-психологический процесс |
7 |
1 |
|
|
6 |
3. |
История изучения читателей и чтения в России |
10 |
1 |
|
1 |
8 |
4. |
Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения |
9 |
1 |
|
|
8 |
5. |
Восприятие и понимание художественной литературы |
9 |
1 |
|
|
8 |
6. |
Восприятие и понимание специальной литературы |
17 |
1 |
|
|
16 |
7. |
Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения |
20 |
1 |
|
1 |
18 |
8. |
Особенности чтения детей, подростков, юношества |
13 |
1 |
|
|
12 |
9. |
Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей |
23 |
1 |
|
2 |
20 |
|
итого по курсу: |
108 |
8 |
|
4 |
96 |
Содержание курса
Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».
Социология и психология чтения как область научного знания и учебный предмет.
Цель и задачи курса. Связь курса с общенаучными дисциплинами «Социология», «Психология», «Педагогика», «Социальная психология». Курс «Социология и психология чтения» и профессиональные дисциплины: «Библиотечный фонд», «Библиотечно-библиографическое обслуживание», «Информационный маркетинг». Социальная и профессиональная обусловленность знания распространенности чтения среди населения, его содержания, направленности, характера в современный период.
Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Понятия «деятельность» и «процесс». Чтение в структуре культурной, образовательной, профессиональной и досуговой деятельности человека. Понятия «читательские потребности», «мотивы чтения», «читательские интересы», «читательская установка», «художественный вкус». Социальная жизнь, занятость, интересы личности и чтение. Взаимосвязь социально-демографических особенностей личности, её деятельности и чтения. Функции чтения. Чтение как средство социализации, самообразования, воспитания, художественного развития. Чтение как труд, воздействие, творчество. Связь чтения с основными психическими процессами: восприятием, пониманием, воображением, мышлением, речью. Влияние чтения на развитие психической и эмоциональной сферы человека, его художественно-творческие способности. Обусловленность развития личности, её профессионального статуса и карьерного роста активной читательской деятельностью.
Тема 3. История изучения читателей и чтения в России
Истоки зарождения интереса к чтению. Первые сведения о читателях, чтении и читательских предпочтениях. Характеристика развития книжной культуры на Руси. Особенности палеокультурной, мануфактурной и индустриальной книжной культуры. Распространенность грамотности в различных слоях российского общества. Связь грамотности, чтения с преобразованиями в обществе. Читательские интересы и предпочтения в различных социальных средах, общее и особенное в тематической направленности и характере чтения. Первые научные исследования чтения в России. Деятельность Н.А. Рубакина и его труд «Этюды о русской читающей публике». Исследования Х.Д. Алчевской о женском чтении. Решение вопроса «Что читать народу?». Исследовательская деятельность в области чтения в первой половине XX века годы и её результаты. Изучение читателей и чтения во второй половине XX века: характеристика направлений и крупных исследований. Становление и развитие научного знания в области социологии и психологии чтения. Особенности исследований чтения начала XXI века: децентрализация, локальность, разнонаправленность, несовместимость методик и результатов.
Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Зарождение понимания о чтении как о сложном психическом процессе. Определение понятий «библиопсихология», «библиотерапия», «психология чтения». Роль Н.А.Рубакина в разработке библиопсихологии. Характеристика труда Н.А. Рубакина «Психология читателя и книги», его достоинства и недостатки. Развитие научных представлений о библиопсихологии в советский период. Становление психологии чтения как психологической и библиотековедческой области знания. Результаты исследований Л.И.Беляевой, Л.Г.Жабицкой, О.И.Никифоровой об особенностях восприятия художественной литературы и мотивах чтения. Библиотерапия как научная и прикладная область знания: исторический контекст. Цели библиотерапии. Характеристика субъектов библиотерапевтического воздействия. Методика библиотерапевтического воздействия и коррекции психических состояний и девиантного поведения. Проблемы отбора книг, подготовки кадров, эффекта терапевтического воздействия и их решение в практике работы библиотек и учреждений социальной помощи населению.
Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.
Характеристика восприятия и понимания как индивидуального процесса психической деятельности человека. Связь восприятия и понимания текста с мышлением читателя, уровнем литературного развития.
Специфика художественной литературы: объекты и предметы отражения, характеристика языковых особенностей, выразительных средств, композиционной структуры, видового и жанрового разнообразия. Особенности восприятия художественной литературы и его стадии. Взаимосвязь восприятия и понимания. Процесс и условия понимания текста литературного произведения, роль подтекста в понимании смысла и идеи произведения. Влияние социально-демографических, психологических особенностей, уровня литературного развития читателей на восприятие и понимание художественной литературы. Общая характеристика читателей художественной литературы, мотивов чтения и читательских интересов в настоящее время. Понятие о литературном развитии, культуре чтения, читательской компетентности и художественном вкусе. Диагностика уровня читательского развития, читательских интересов в условиях библиотечного обслуживания. Методы и формы развития потребностей и интересов читателей к художественной литературе в условиях библиотеки.
Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.
Понятие «специальная литература». Создатели и потребители специальной литературы, ее назначение, отличительные особенности, сферы использования. Видовое и жанровое разнообразие специальной литературы. Отличительные признаки текстов специальной литературы. Цели и мотивы чтения специальной литературы, способы и техника чтения. Связь особенностей чтения специальной литературы с целями чтения и уровнем профессиональных знаний. Средства выражения смыслового содержания в специальной литературе: лексика, знаково-символьная семантика, наглядное изображение. Понимание предметной действительности и предметных отношений в тексте. Принцип целостного понимания текста специальной литературы, уровни понимания. Аналитическое чтение специальной литературы как основа для профессионального развития ее читателя.
Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
Основные результаты социологических исследований чтения в СССР во 2-ой половине XX века: читательская ситуация в 1950-1960-е годы, 1970-1980-егоды, 1990-е годы. Концепции социологических исследований чтения. Социально-экономические и социально-культурные изменения в российском обществе конца XX и начала XXI века. Развитие каналов электронной коммуникации, информационных технологий и их влияние на направленность, характер чтения и читательские предпочтения в российском обществе. Изменения в книгоиздании и распространении печати. Чтение в контексте использования других носителей информации. Социологическая характеристика тематической направленности, характера чтения, читательских предпочтений, частоты и активности чтения основных групп российского населения. Использование фондов государственных муниципальных библиотек. Читательская самооценка и удовлетворенность чтением. Тенденции в чтении на современном этапе развития российского общества.
Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.
Возрастные и психологические особенности детей, подростков, юношества. Социальная среда и развитие растущего человека. Подражание как механизм обучения и социальной адаптации. Роль чтения в процессе развития, обучения, досуговых занятий детей, подростков, юношества. Семья, школа, библиотека как социальная среда по приобщению детей, подростков, юношества к книжной культуре и чтению. Особенности восприятия и понимания художественной литературы детьми. Мотивы чтения и читательские предпочтения детей, подростков, юношества. Периодика в круге чтения детей. Социологическая характеристика изменений в содержании и характере чтения детей, подростков, юношества в конце XX, начале XXI века. Компьютер и Интернет в жизни растущего человека: возможности, ограничения и современные реалии. Деятельность библиотек для поддержки и развития чтения детей, подростков, юношества.