ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Но попробуйте без соответствующей подготовки выйти перед публикой и остаться самим собой! Что из этого получается, видно из приведенных страниц дневника. Самое трудное, что есть в профессии ведущего, это остаться на сцене самим собой. Но возникает Вопрос: а может быть, в естественном, органичном действии как бы от себя и заключен образ? Как бы от себя это не совсем от себя, это_некое видоизменение своего «Я».
В. Саппак либо ошибался, когда говорил, что «Леонтьева обладает даром куда более редким, чем дар перевоплощения», либо имел в виду перевоплощение от спектакля к спектаклю, от роли роли. У ведущего же в каждом концерте происходит перевоплощение в самого себя, в образ,_сконструированный из черт собственной личности, из свойств своего житейского «я>>, но тщательно отобранных отсеянных, видоизмененных затушеванных или напротив, выпяченных.
Вылепить этот образ, «войти» в него, сжиться с ним, найти ему определение можно, только вооружившись актерской системой К. С. Станиславского.
Предлагаемые обстоятельства
В системе К- С. Станиславского есть положение: «я действую в предлагаемых обстоятельств ах». Для актера, создателя роли,"это одно из звеньев в цепи актерского тренажа, помогающее рождению образа. Для ведущего — это положение исчерпывающе. Раскроем его слагаемые.
В концерте имеются два компонента, без которых он аннулируется: исполнители и сидящие в зале слушатели. Страх перед публикой, скованность, неуправляемость — первое, с чем сталкивается ведущий, начинающий свею деятельность.
"Первый шаг к профессионализму — преодоление страха перед залом. Первый рычаг — предлагаемые обстоятельства.
К. С. Станиславский говорил о том, что нужно поставить себя в предлагаемые обстоятельства.
У ведущего нет, как у актера, репетиционного периода. Его школа— концерт. Так уж сложилась практика этой профессии. И обстоятельства таковы, что всякому начинающему ведущему выйти на сотни обращенных и оценивающих его глаз трудно. А что, если предложить себе иное обстоятельство?
• Публика кажется страшной, враждебной, готовой накинуться • па любую ошибку, неловкость? Попробуйте представить себе, что ) сидящие в зале — ваши гости более того - ваши друзья. Что встреча с вами для них радостна, необходима, что они доброжелательно, с интересом ждут вашего появления. То, что вы собираетесь им сообщить, для них важно и необходимо. А вам радостно и приятно выйти к добрым друзьям, ждущим вашего появления.
Воображение —властная вещь, и сила его бывает поистине велика. Воображение необходимо в любой работе, без него нет творчества, а актера, лишенного воображеиия, и представить себе_нельзя. Оказывается, что в творчестве ведущего тоже без него нельзя сделать ни шагу. Но особенно важно воображение в первом шаге — самом трудном, тогда, когда подчиняешь се6е_предлагаемые обстоятельства, когда начинаешь «конструировать» свой образ!
Еще одна страница дневника:
«18 ноября 195... г.
Итак, направляю силу воображения на то, чтобы представить столь пугающие меня лица слушателей, как лица друзей, заранее расположенных ко мне доброжелательного утра настраиваю себя на то, что сегодня вечером мне предстоит хорошая встреча с милыми мне людьми, которых я должна порадовать: ведь благодаря мне им предстоит удовольствие — слышать хороших артистов, интересные произведения. Не перестаю внушать себе это весь день.
Стараюсь не потерять, а приумножить это чувство по дороге на концерт. Забочусь о том, чтобы не расплескать его в закулисных делах и разговорах.
Но вот открывается занавес и наступает момент, всегда такой трудный для меня, когда надо выходить па публику.
— Не волнуйся,— говорю я себе,— ты выходишь к друзьям.
Оказывается, я уже могу перед выходом что-то как-то (собой управлять, а не только панически повторять слова объявления, могу мыслить. Неужели нащупан рычаг управления собственным волнением? Его еще слишком много, но на этот раз и волнение несколько иное, не столь принижающее. Но, может быть, рано радоваться и я опять выйду на позор?
Двинулась, иду до середины сцены, вглядываюсь в лица, обращенные ко мне. Стараюсь их разглядеть — ведь мне надо познакомиться с теми кто пришел сегодня ко мне в гости. Занятая этими наблюдениями, я прошла пространство, которое раньше преодолевала с трудом, незаметно для себя. И что же? лица потянулись ко мне. Ни враждебности, ни настороженности, скорее наоборот, я читаю на них заинтересованность и доверчивое ожидание. Это придает бодрость, и я спокойно останавливаюсь в положенном ведущему месте.
Конечно, покой пока относительный, мысли еще бегут с недозволенной скоростью. Но все таки появилась возможность их фиксировать, координировать свои поступки.
«Подожди, не начинай говорить,— сказала я себе.— Внимания, сосредоточенности на мне в зале еще недостаточно. Пусть все лица без исключения обратятся ко мне. Пусть ждут моего слова,— подумала я. То, что я собираюсь_сказать, очень важно.
И действительно, мое молчание призвало зал к полной тишине, и, когда она воцарилась, я произнесла традиционное: «Начинаем концерт...»
Служебные эти слова казались мне раньше совершенно лишними и чуть ли не стыдными, и так все знают, что начинается концерт. Но тут они сделались необходимыми. Оказывается, они несут в себе не столько информацию, сколько призыв, приказ о полной мобилизации внимания. Мне сделалось даже немного смешно, оттого, с какой сосредоточенностью их выслушал зал, словно я произнесла нечто необыкновенно интересное и неожиданное. Столь лестное н непривычное внимание слушателей придало мне новые силы и, объявив номер, я легко и радостно ушла за кулисы».
Освобождение от страха начинается тогда, когда ведущий войдет в предлагаемые обстоятельства — в зале сидят друзья — и начнет действовать сообразно с ними. Путь его с этого момента обозначится верно, хотя, конечно, он не будет прямым — и рецидивы страха и растерянности, и ошибки еще подстерегут его. Но постепенно их будет все меньше, а поведение на сцене все вернее. Секрет еще ив том, что предлагаемое обстоятельство — выхожу к друзьям — воздействует не только на ведущего, но и на его аудиторию.
Зал — это не сумма человеко-единиц, а сплав, коллектив, в котором устанавливается единая температура, настроение, отношение к происходящему.
Люди, объединенные понятием «публика», становятся легко внушаемы. Они поддаются общему настроению, у них быстро возникает единая и достаточно выразительная реакция по отношению к персонажам, появляющимся перед ними на подмостках. Особенно четко она выражена по отношению к ведущему, ибо, как уже подробно говорилось, он с публикой один на одни.
Отношение к ведущему складывается с первого мгновения, с первого его шага по сцене.
Именно поэтому так необходимо приготовить себя к тому, чтобы сразу настроить публику доброжелательно, внушить ей доверие к себе. Доверие и доброжелательность, подсказанные предлагаемыми обстоятельствами — в зале мои друзья, дают обратный ток доверия слушателей, создают ту атмосферу, которая необходима ведущему действительно как воздух.
Раскрепощение, «подаренное» верными предлагаемыми обстоятельствами,— это первый плацдарм в овладении образом. Постепенно, когда отпускает оторопь, уходит страх, отступает «зажатость», все меньше становится угроза ошибки, оговорки, промаха, неловкости, к словам — я выхожу к друзьям, добавляется еще одно. И в нем заключена сущность образа, в который перевоплощается ведущий. Слово это Хозяин!
Выйти и произнести название произведения, имя исполнителя – это лишь одно из дел ведущего, одно из проявлений его основной роли в концерте – в роли хозяина.
Играть хозяина не только не надо, но и невозможно, им можно только быть. Ведущий в концерте живет и действует не как бы от себя, а по настоящему от себя. Но его «Я» подстроено, подчиненно, а следовательно, в целом ряде черт изменено задачей «быть хозяином».
Каждый профессиональный ведущий лепит этот образ из «своего материала», из черт собственной личности. Одни свойства, важные для действия в этом образе, он мобилизует, другие затушевывает, прячет.
Само собой разумеется, что сознательное овладение образом хозяина значительно сокращает время, потребное на то, что бы человек, объявляющий программу, сделался истинным ведущим.
Сколь ни отличен один от другого будет каждый человек, действующий от себя, сколь ни разнолики хозяева концертов, сам образ имеет несколько общих, обязательных черт.
Прежде всего ведущий — хозяин, принимающий уважаемых, гостей. Уважение, в самом глубоком значении этого слова, к людям, сидящим в зале, обязательно для ведущего.Оно повышает в первую очередь чувство собственного достоинства и тем возвышает создаваемый сценический образ, Оно вызывает ответное уважение слушателей, обостряет их внимание к тому, что говорит и делает ведущий. А это в свой черед придает весомость каждому движению и слову, вырабатывает важнейшие качества его сценического
образа.
Углубляя сценическое понятие «хозяин», необходимо добавить еще одно его слагаемое. ^^_
Концерт—это обязательно праздник. Он может быть серьезным— тогда это праздник высоких чувств и мыслей, серьезного искусства. Он может быть легким и развлекательным — тогда это праздник шутки, смеха, веселья. Но праздник непременно. Ощущение концерта, как праздника дает ведущему особую зарядку еще перед выходом на сцену, и затем пронизывает каждое .его слово, движение, улыбку, даже молчание, то есть «вытаскивает» из его собственного «я» и приводит в активность необходимые для сценического образа черты.
В самом деле, большая разница – быть просто хозяином или принимать людей, пришедших на праздник. На него приглашаются, как правило, наиболее дорогие, желаемые гости. Отношение со слушателями, умения повести их за собой во многом зависят от этого слагаемого образа, который создает ведущий. Если в характере, данном от природы, присутствует замкнутость или даже угрюмость, на сцене эти черты будут подавляться и оттеснятся в дальний закоулок.
Ведь самый суровый человек бывает и открыт и любезен, если он общается с очень дорогими ему людьми. Поверив в то, что он — ведущий и есть тот человек, который принимает на празднике уважаемых, дорогих ему гостей, и начав действовать согласно этому условию, он тем самым избежит наигранного веселья, неестественной улыбки — маски, дежурного бодряческого тона, то есть всего того, что является следствием штампа. он не будет изображать праздничного настроения, а органически начнет действовать, что само приведет к истинному и искреннему настроению радости и приподнятости. Это не значит, что надо заставлять себя самого радоваться Тогда действие ведущего будет направлено не на слушателей, а на его собственную персону. Он-то будет радоваться и веселиться, включить публику в эту орбиту ему не удастся.
Сколько приходится наблюдать ведущих, которые суетятся расточают улыбки при гробовом молчании зала, отнюдь не разделяющего их веселья.
1 Одна из главных заповедей ведущего гласит: все, что я делай на сцене, каждое мое слово, шаг, движение бровей — все это только с целью, стремлением воздействовать на тех, кто находится передо мной в зале. Мой волевой, душевный, эмоциональный посыл—все только для того, чтобы повести за собой слушателей, внушить их; передать, сделать понятным и т. д.