Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 776

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в системе управления организацией

Вопрос 1. Предмет, роль и задачи экономического анализа.

Вопрос 2. Значение и место экономического анализа в системе наук.

Вопрос 3. Классификация видов экономического анализа.

Тема 2. Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия

Вопрос 1. Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.

Вопрос 2. Классификация информации. 

Вопрос 3. Этапы проведения аналитической работы.

Вопрос 4. Документальное оформление результатов анализа.

Тема 3. Методология и методика экономического анализа

Вопрос 1. Понятие методологии и методики экономического анализа.

Вопрос 2. Система показателей экономического анализа.

Вопрос 3. Приемы и методы экономического анализа.

Вопрос 4. Методика факторного анализа и моделирование в факторном анализе.

Вопрос 5. Способы измерения влияния факторов в факторном анализе. 

Тема 4. Анализ внешней среды предприятия

Вопрос 1. Значение и место анализа внешней среды в комплексном анализе хозяйственной деятельности предприятия.

Вопрос 2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.

Тема 5. Анализ производства и реализации продукции

Вопрос 1. Анализ объема производства и реализации продукции компании.

Вопрос 2. Анализ ассортимента продукции.

Вопрос 3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.

Вопрос 4. Анализ ритмичности работы предприятия.

Тема 6. Анализ основных производственных фондов 

Вопрос 1. Понятие основных производственных фондов (основных средств) предприятия.

Вопрос 2. Анализ обеспеченности основными производственными фондами.

Вопрос 3. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.

Вопрос 4. Анализ использования производственной мощности предприятия.

Тема 7. Анализ оборотных средств

Вопрос 1. Понятие оборотных средств предприятия.

Вопрос 2. Анализ обеспеченности и эффективности оборотными средствами.

Вопрос 3. Анализ материальных запасов и затрат по обслуживанию.

Вопрос 4. Модель экономически обоснованного заказа (ЕОQ).

Вопрос 6. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

Тема 8. Анализ трудовых ресурсов

Вопрос 1. Понятия, цели и задачи анализа трудовых ресурсов предприятия.

Вопрос 2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Вопрос 4. Анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.

Тема 9. Анализ себестоимости продукции

Вопрос 1. Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа себестоимости.

Вопрос 2. Анализ полной себестоимости продукции.

Вопрос 3. Анализ удельной себестоимости и себестоимости по видам продукции.

Вопрос 4. Резервы снижения себестоимости продукции.

Тема 10. Анализ результатов деятельности организации

 Вопрос 1. Показатели прибыльности предприятия.

 Вопрос 2. Анализ прибыльности предприятия.

Вопрос 3. Анализ показателей рентабельности предприятия.

 Вопрос 4. Операционный анализ.

Тема 11. Анализ экономического и инвестиционного потенциала организации

Вопрос 1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.

 Вопрос 2. Понятия и цели инвестиционного анализа.

Вопрос 4. Комплексная оценка резервов производства.

Диалектика исходит из того, что изучаемые явления берутся в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии; при этом развитие понимается как борьба противоположностей, отражающая объективные законы самой действительности. Основные принципы метода экономического анализа отражают следующие основные черты:

1.  одной из характерных черт метода экономического анализа является необходимость постоянных сравнений;

2.  необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса;

3.  изучение хозяйственной деятельности организаций должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими;

4.  экономический анализ способен устанавливать причинно-следственные связи и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности;

5.  каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одной его характерной чертой;

6.  важной методологической чертой анализа является разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, метод экономического анализа – это диалектический подход, способы и приемы изучения, измерения и обобщения влияния многочисленных факторов на результаты деятельности организации как экономической системы.

Метод реализуется через конкретные методики в зависимости от особенностей целей, задач, объектов, способов и технических средств исследования.

Методика экономического анализа – это совокупность правил, способов и приемов для выполнения исследований или какой-либо аналитической работы. Она всегда конкретна и включает в себя следующие элементы:

     Задачи исследования.

     Цели и объект исследования.

     Способы и приемы экономического анализа.

     Сроки проведения экономического анализа.

     Отчет о проведенном исследовании.

В экономическом анализе различают общую и частные методики анализа.

Общая методика – система исследования, которая одинаково используется при изучении разных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Например, методика анализа ликвидности баланса.


Частные методики конкретизируют общую относительно определенных отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа.

Методология (философия методики) экономического анализа состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики как совокупности специальных приемов (методов), применяемых для обработки и анализа экономической информации.

Вопрос 2. Система показателей экономического анализа.

Хозяйственно-финансовая деятельность промышленных, торговых и иных предприятий измеряется многочисленными экономическими показателями, которая сводиться в определенную систему.

Стоимостные и натуральные (в зависимости от положенных в основу измерителей). Использование стоимостных показателей вытекает из наличия товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений и действия закона стоимости в условиях свободного рынка. Важными стоимостными показателями на промышленных предприятиях является показатель реализованной продукции и показатель товарной продукции. В состав товарной продукции входят готовые изделия, реализуемые полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Показатель товарной продукции в большей степени, чем валовой, позволяет сделать в аналитическом исследовании переход к показателю реализованной продукции.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. Применение конкретного измерителя зависит от специфики производства и от физических свойств продукции. Например, продукция обувной промышленности измеряется в парах обуви (по видам, размерам, сортам); продукция ликеро-водочной промышленности измеряется в декалитрах; мукомольной промышленности – в тоннах, в сельском хозяйстве натуральными показателями характеризуются сбор сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи, зерно и т.д.).

Количественные и качественные показатели - в зависимости от того какая сторона явления измеряется, используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и натуральном измерителях. Например, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях, выпуск продукции текстильным комбинатом в метрах, оптовый товарооборот по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях и т.д. В количественных показателях измеряется поголовье животных в сельском хозяйстве.


Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат.

Объемные и удельные показатели. Объемные показатели – это величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, прибыли. Удельные показатели – это вторичные, производными от соответствующих объемных показателей. Выпуск продукции и количество рабочих – объемные показатели, а отношение первого ко второму, т.е. выработка продукции на одного рабочего, – удельный показатель.

Вопрос 3. Приемы и методы экономического анализа.

К одному из важнейших элементов методики экономического анализа относится выбор способов (приемов, методов) исследования, которые используются в качестве инструментов аналитического процесса.

К стандартным приемам экономического анализа относятся:

     Горизонтальный анализ – анализ во времени, применяются абсолютные изменения (прирост или уменьшение) и относительные изменения (темп роста и темп прироста).

     Вертикальный анализ – изучение показателей в структуре, изучается темп роста и темп прироста.

     Трендовый анализ – анализ динамических (временных) рядов показателей хозяйственной деятельности, расщепление уровня ряда на его составляющие, выделение основной линии развития – тренда. Линия тренда отражает долгосрочное основное развитие показателя. Для выявления тренда используются различные приемы сглаживания, выравнивания и т.п.

     Факторный анализ – методика изучения и измерения влияния факторов на результативный показателей (подробно будет рассмотрено в следующей главе).

     Метод финансовых коэффициентов – основан на относительных показателях (коэффициентах).

На определенных этапах анализа деятельности организации используются различные методы исследования хозяйственных процессов и их результатов.

На этапе логического осмысления экономического явления или (процесса) используются качественные методы экономического анализа. Они устанавливают взаимосвязи между отбираемыми исходными показателями на начальном этапе любой методики анализа, которая с помощью качественных методов приобретает структурно-логический вид. Качественные методы применяются также на заключительном этапе анализа – этапе обобщения и оценки полученных результатов.


С помощью количественных методов экономическая информация обрабатывается, преобразуется, систематизируется, определяется влияние факторов, подсчитываются неиспользованные резервы и т.п.

Способ сравнения – важнейший метод экономического анализа - это научный способ познания, в процессе которого явления или предметы сопоставляются с целью определения общих черт либо различий. Основные виды сравнения, применяемые в экономическом анализе:

     Сравнение фактических (отчетных) показателей с плановыми или нормативными.

     Сравнение фактических (отчетных) показателей с показателями прошлых периодов (при исследовании тенденций развития).

     Межхозяйственные сравнения - сравнение показателей исследуемого предприятия с показателями других предприятий, среднеотраслевыми показателями (при выявлении резервов).

     Сравнение результатов деятельности организации до и после изменения фактора (например, рост объема продаж после увеличения расходов на рекламу).

Сравнение является начальной стадией анализа хозяйственной деятельности. В последующем должны быть исследованы причины выявленных отклонений по анализируемым показателям.

Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. Абсолютное отклонение – это разность между фактическим и базовым значением показателя.

Относительные показатели (проценты, коэффициенты и индексы) наиболее применимы в вертикальном анализе, широко используются для дополнения абсолютных значений изучаемых показателей. Относительное отклонение определяются делением одной величины показателя на другую, которая принимается за базу сравнения.

Средние показатели дают обобщенную оценку изучаемым процессам и явлениям. В экономическом анализе применяются: средняя арифметическая, средняя геометрическая, используемая при исчислении средних темпов роста индексов и коэффициентов, средняя гармоническая, средняя хронологическая.

Способы группировки предполагает составление специальных аналитических таблиц, которые позволяют выявить характер взаимосвязи между анализируемыми показателями, позволяют обнаружить закономерности, тенденции и выявить взаимодействие между изучаемыми явлениями, объектами, показателями. Группировочный признак должен быть основным. Например, при анализе издержек группировка статей идет по признаку зависимости их от объема производства. Результатом группировки является построение группировочных таблиц.


Графический способ анализа являются средством иллюстрации хозяйственных процессов и методом изучения экономики. При графическом способе зависимость между показателями изображается при помощи диаграммы или графика.

Способ выражения зависимости с помощью формулы называется аналитическим. В экономическом анализе для изображения функции одного аргумента пользуются в основном прямоугольными координатами.

Табличное отражение данных. Заключается в составлении аналитических таблиц. Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные. В простых таблицах перечисляются составляющие изучаемого объекта. В групповых таблицах составляющие изучаемого объекта объединяются в группы по одному признаку. В комбинированных таблицах представлена разбивка на группы и подгруппы по нескольким признакам.

Балансовый метод. Балансовый метод служит в основном для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, результаты которых должны быть тождественными. Кроме привычного бухгалтерского баланса в анализе используются трудовые, товарные, денежные балансы. Они могут быть плановыми и фактическими (отчетными). При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств, трудовых ресурсов.

Эвристические методы анализа - это неформальные методы решения экономических задач, связанных со сложившейся хозяйственной ситуацией, на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и других методов. Они включают в себя набор неформальных приемов и способов, позволяющих руководству предприятия решать поставленные задачи. К наиболее применяемым на практике можно отнести следующие методы:

     метод мозгового штурма - опрос специалистов (группы специалистов) о предлагаемом решении какой-либо задачи. Каждый участник предлагает свое решение поставленной задачи. В результате этого опроса выбирается лучшее решение;

     метод экспертных оценок - каждый специалист-эксперт оценивает, предлагаемые ему группы решений. Эти решения могут быть оценены в баллах, например, по десятибалльной системе. В конечном итоге выбирается вариант решения по среднему взвешенному показателю.