Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).

(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).

Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796

Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.

  1. (5) Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.


Барокко – это художественное направление, которое получило свое развитие в начале XVII в. В переводе с итальянского – «причудливый», «странный».

Динамичность, неустойчивость, беспорядочные метания в поисках утраченных ориентиров, стремление к противоречивым крайностям (антиномичность)

По одной версии, слово восходит к португальскому «perola barroca» - «жемчужина неправильной, причудливой формы».

По другой – это слово, созданное искусственно для облегчения запоминания сложного вида силлогизма в формальной логике, посылки которого часто заставляют ошибаться в умозаключении.

Черты стиля барокко:

  1. Метафоричность, приверженность к нарочито усложненному языку, «зашифрованность» смысла.

Иносказания, метафоры, гиперболы, принцип избыточности художественных средств.

Эстетика литературы барокко – остромыслие, или остроумие – искусство соединять, сближать между собой разные, далекие друг от друга образы и понятия с целью поразить воображение читателя. Произведения пишутся зачастую не ради выражения какой-либо идеи, а для демонстрации изощренного риторического мастерства автора.

  1. Тенденция к сближению, синтезу разных видов искусств.

Жанр эмблемы, в котором соединяются визуальное аллегорическое изображение с поэтическим текстом.

  1. Театральность. В начале XVII века театр переживает расцвет в большинстве стран Европы.

Эмоции условны, «театральны», преувеличенны; ориентируются на экспрессивно-гротесковые формы. Представление о мире как театре, актуализируется игровое начало в человеке.

  1. Тематика либо пессимистична, либо оптимистична (нет «золотой середины»).

Типичное настроение – ощущение зыбкости, непрочности, неистинности происходящего, чувство одиночества и беспомощности человека.

Одна из основных тем – бренность, суетность человеческой жизни перед лицом вечности и смерти. Или противоположное – неистовая жажда жизни, прославление радостей, земного бытия. Барокко тяготеет к крайностям.


  1. Патетика, внимание к чувственности, телесное начало, сочетание возвышенного и земного.

Два этапа:

  1. Раннее барокко – «маньеризм». Основоположник – итальянский писатель Тассо.

Начало– XVI век, расцвет – первые десятилетия XVII века.

Связан с ощущением кризиса ренессансных идеалов.

Мир неустойчив, хаотичен.

Сочетание мистики и эротики, меланхолии и безудержного веселья.

Пессимистическое ощущение бытия.

  1. «Высокое барокко».

Стремление преодолеть кризис, осмыслить новый опыт, принять мироустройство, сочетающее в себе добро и зло, и создать новую гармонию, под которой чувствуется «шевеление хаоса».

Жанровая система отличается такой же «неправильностью» (с точки зрения классицистических правил).

Жанры:

  • Пасторальная поэзия,

  • Драматические пасторали

  • Пасторальный роман,

  • Философско-дидактическая лирика

  • Любовная лирика,

  • Сатирическая поэзия,

  • Бурлескная поэзия,

  • Комический роман,

  • Трагикомедия

Течения:

  • Культизм (гонгоризм) и консептизм в Испании

    • поэт Луис де Гонгора (культеранизм, т.е. затемнение содержания и сложный язык)

    • драматург Педро де Кальдерон (соединил поэтическую силу и глубокую философскую концепцию бытии)

    • Франсиск Кеведо (фальшь и иллюзорность жизни)

  • Маринизм в Италии

  • Либертинаж и прециозность во Франции

    • сатирик Шарль Соррель

  • Метафизическая школа в Англии

    • Поэт Джон Донн (научный аспект в поэзии)

    • Поэт Джон Милтон, автор эпической поэмы «Потерянный рай»

Прославляли власть и церковь.

Своеобразное придворное искусство.

Получило развитие в католических странах.

В основе эстетики барокко – столкновение двух противоположных взглядов.

Сочетание веры в человеческие возможности и убеждение во всесилии природного мира.

Возвращение античных мотивов. Идеи между гедонизмом и аскетизмом, землей и небом, богом и дьяволом.

Эпоха Барокко не отказывается от гуманистических идей Возрождения, но с трагическим оттенком. Человек переполнен противоречивыми мыслями, он готов к борьбе со страстями и силами социальной среды.

Сочетание реального и вымышленного, идеального и земного. Тяготение к дисгармонии, гротескности, преувеличению.

Особое понимание красоты: вычурность форм, парадность, великолепие

Типичный персонаж – личность с сильной волей, благородством, способностью рационально мыслить.

Гонгора, Кеведо, Донн, Мильтон, Буало, Потоцкий и т.д.
  1. (5) Поэзия барокко. «Культеранизм» Луиса де Гонгора (Испания) (1561–1627). Стихотворения Джона Донна (Англия) (1572–1631) («Канонизация любви», «Блоха», «Призрак», «Прощание, запрещающее печаль», «Экстаз», цикл «Священные сонеты» №№ 1, 7, 11, 19).

Луис де Гонгора – родился в г. Кордова, Испания

Каноник (священнослужитель) при кордовском соборе (с 1585)

Первое издание стихотворений – «Поэтические произведения испанского Гомера» - через несколько лет после его смерти

Эпитет «Гомер» – масштаб, значение его творчества

Создал новую систему метафор, реформатор поэтического языка

Причудливая виртуозность, метафорическая зашифрованность образов, экспрессивная затемненность стиля

Культисты – поэты, желавшие противопоставить безобразию мира прекрасный мир поэзии.

Школа культистов – гонгоризм

Вариации на известные поэтические темы, мотивы, заимствования у Тассо, Ариосто, в испанских романсеро (романсов)

Новые, неожиданные стилизации – более усложнены и драматичны, даже с пародийно-комическим экраном

Барочный «утрированный петраркизм»

Причудливое, «темное», нарочито усложненное по форме и внутренне драм. барочное видение (поэмы 1610х гг. «Одиночество» и «Сказание о Полифеме и Галатее» - стил. трансформация классического мифа)

Архаик

Миссия – создание «героического языка»

Ссылки на латынь и итальянский Данте

Поэзия барокко

Обостренное ощущение противоречивости мира и стремление воспроизводить жизненные явления в их динамике, текучести, переходах

Тема непостоянства счастья, шаткости жизненных ценностей, всесилия рока и случая.

Мрачная оценка действительности, двойственность, непоследовательность, испорченность человека

Обнажение несоответствия между видимостью вещей и их сущностью, раскрытием разорванности бытия, столкновения между началом телесным и духовным, между привязанностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного существования.

Антитетичность – контрастность

Повышенная экспрессивность и эмоциональность

Нарастание иррационалистических умонастроений, ощущение растерянности, смятения, отчаяния, кризис ренессансных идеалов

Стремление отстоять человеческое достоинство от натиска враждебных сил, попытки творчески переосмыслить итоги разразившегося кризиса, извлечь из него выводы, обогатить гуманистические представления о человеке и действительности, отразить настроения и чаяния передовых общественных кругов.

«Культеранизм» Луиса де Гонгора

Культеранизм– течение в испанской поэзии, которое стремится к тому, чтобы противопоставить совершенство низменному, высокое безобразному.

Поэзия, требующая новых художественных изысков.

Поэзия – удел избранных не только для поэтов, но и для читателей, ориентирована на подготовленного тонкого читателя.

Язык поэта сложен, с метафорами. Поэт стремился к изысканности поэтической речи, бессюжетности, изощренности ассоциаций.

Облечение в сложные формы обыкновенные мысли и образы.

Образ должен был быть как можно темным, то есть непонятным, сложным.

Соединяет традиции национальной поэзии с научной традицией, создавая неологизмы. Стихи поэта – загадка, интеллектуально продуманная образная игра.

Человек обречен на сложную жизнь, полную страданий и превратностей.

Стихи Гонгоры красочны

Стихотворения Джона Донна

Джон Донн – английский поэт второй половины XVI – первой половины XVII века. Принадлежал к числу авторов Елизаветинской эпохи

Новаторский стиль.

Предвосхитил Шекспира в разработке идеи психологического кризиса – темы, которая впоследствии нашла отражение в трагедии «Гамлет»

Впервые собрание стихов было опубликовано после его смерти в 1633 г. Точная датировка создания многих стихотворений раннего периода творчества неизвестна.

Донн обращался к различным жанрам елизаветинской литературы: сатирам, сонетам, элегиям, песням, посланиям и т.д., но изменял их.

Отказ от музыкальности елизаветинской лирики и ориентация на разговорную речь.

Преобладают интонации разговорной речи, многие стихотворения напоминают драматические монологи.

Драматизация стихотворного текста у Донна проявляется не только в ритме и интонациях, но и в героях. Они чем-то схожи с актерами, произносящими заученные слова со сцены. «Театрализация» и «карнавализация» изображаемой жизни была особенно близка барочному искусству.

Значительные изменения в жизни европейского общества и кризис традиционной картины мира, спровоцированный волной научных открытий, породили впечатление хаотичности и неустойчивости мироздания.

Идеализация любовных отношений <–> нарочитая эротичность произведений («Любовная наука», «На раздевание возлюбленной», «Любовная война»).

Рыцарская верность прекрасной даме <–> призывает к постоянной смене партнеров («Перемена»).

Не сводит любовь к плотским отношениям: подлинное чувство невозможно без духовной связи – союз душ («Экстаз», «С добрым утром»).

Особый вид метафоры (сравнения) — концепт, или кончетто – неожиданность сопоставления непохожих понятий и ассоциации в сознании читателя.

Интеллектуальность и развернутость концептов Донна (иногда один концепт составляет структурную основу целого стихотворения).

Новый тип художественного мышления – «остроумие» - способность видеть мир в новых и неожиданных ракурсах, воспринимать его как что-то развивающееся и движущееся.

Барочная гармония тяготеет к парадоксальному и асимметричному.

В поздний период творчества Донн обращается к религиозным темам.

о 1601 г. – цикл стихотворений «Священные сонеты».

Страстность и напряженность чувства, обращенная не к женщине, а к Богу.

Опыт религиозной медитации (основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы): создать в воображении сцену из Нового Завета, поместить себя среди действующих лиц, проанализировать переживания и извлечь нравственные истины.

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).


Джон Милтон – общественный деятель, журналист и поэт, прославился в период английской революции 17 века.

Архетип Сатаны

«Потерянный рай» – поэма борьбы.

Грозная стихия войны, ее страшный и кровавый труд.

Гиперболизм Сатана) и параллелизм (бог, его пэры, войско – и Сатана, его пэры, войско), символ трех (трижды Сатана начинает говорить, обращаясь к войску, и трижды смолкает).

Развернутые эпические сравнения из поэм Гомера и Вергилия. Так, во второй книге Сатана сравнивается с флотом, грифоном, кораблем Арго, Улиссом (Одиссеем).

Анализ душевного мира героев – основной объект изображения.

Герой эпопей XVI – XVII веков – целостный, законченный образ, выражение устоявшейся социальной традиции.

Милтон стремится к тому, чтобы показать, как изменились герои поэмы в результате происходящих событий. Адам и Ева, изгнанные из рая, поднимаются на новую, высшую ступень человечности.

В «Потерянном рае» борются не только люди. Постоянно сталкиваются друг с другом и силы природы.

Герои все время остро ощущают природу: Сатана мучается в адском пламени и становится еще мрачнее среди унылых просторов и гор преисподней, смягчается при виде Эдема.

Природа – не просто фон, она изменяется вместе с настроениями и чувствами персонажей. На смену пасторальной гармонии, окружающей безгрешных людей, приходит трагическая картина смуты и разрушения, после «падения» первых людей.

Религиозное и историческое содержание находится в противоречии. Резкое различии между реальными и аллегорическими образами, выражающими религиозно-этическую идею (сложные аллегории)

Первое и крупнейшее обобщение событий 1640 – 1650-х годов и первое значительное художественное произведение английской литературы против реставрации монархии.
  1. Религиозно-философская драма Педро Кальдерона (1600–1681) (Испания) «Жизнь есть сон» (1635): проблематика и поэтика.

Особенности философско-художественного видения испанского барокко с его пронзительным пессимизмом
, подчеркиванием хаоса и иллюзорности жизни и т. п.

Элементы рационалистически-классицистического стиля.

Композиция пьес продуманна и логична, действие вокруг небольшого числа персонажей.

Жанровые группы:

  • Собственно комедии — комедии интриги, или комедии «плаща и шпаги»,

  • Драмы чести

  • Философско-религиозные (или философско-этические) драмы

  • Народно-героические драмы

  • Религиозные драмы

  • Драмы на мифологические и исторические сюжеты.

Тесно связаны между собой, представляют варианты обработки одной и той же темы или проблемы в рамках разных жанров.

«Жизнь есть сон» (1635)

Философско-религиозная драма испанского барокко.

Сюжет из взаимодействия нескольких мифологических, легендарных и исторических пластов + исторические события Смутного времени в России, отраженные в испанской литературе (драма Лопе де Беги «Великий князь Московский»).

Историко-политическая основа фабулы приобретает философскую масштабность.

Символы:

  • Выход Сехизмундо из башни – выход человека из «пещеры»,

  • Цепи на ногах — знак несвободы,

  • Звериные шкуры — «животное» состояние,

  • Падение Росауры с лошади – грехопадение и т. д.

История принца Сехизмундо — история познания человеком иллюзорности земного бытия, и размышление о свободе воли.

Различие между христианским Провидением и языческим роком: польский король Басилио, поверивший в предсказание оракула, совершает ошибку, отнимая у своего сына свободу; принц Сехизмундо, ощущающий в себе «нужду в божественной свободе человека», изменяет якобы предписанную звездами свою судьбу.

С одной стороны – неизбежная трагическая бренность смертного, ограниченность его возможностей; с другой — свободная воля человека, сражающегося со своим уделом и побеждающего тем, что он осознает свою участь и принимает решение

Основная тема творчества Кальдерона – разногласие между человеческой судьбой и провидением, с одной стороны, свободы личности и требований общества, с другой.

Человек у Кальдерона свободный и вместе с тем зависимый.

Специфический тип «тематического построения» текста, характерного для XVII в. в целом и испанского театра в частности.


Смысловой центр действия – тема-идея (А.А. Паркер) — в заглавие пьесы

Путь Сехизмундо — путь познания иллюзорности земного бытия.

Человек-зверь в одеянии принца и принц в звериных шкурах – мотив маски и лица, несоответствия внешнего и внутреннего.

Представление о том, что подлинная свобода — это свобода от земных страстей, а высшим проявлением свободы воли является отказ от нее, подчинение ее Богу.

В образе Сехизмундо – характерное для эпохи барокко понимание личности, не сливающейся с социальной ролью индивида и обретающей подлинную и абсолютную свободу, т.к. она сознает искусственность этой роли и нетождественность себя ей.

Грезить нужно и иногда не страшно даже полностью отдаться сну. Хотя жизнь — это сон, но для спящего она абсолютно реальна и иной реальности он не знает.
  1. (4) Возникновение и развитие в XVI-XVII веках плутовского романа. Поэтика жанра (на примере романа Франсиско Кеведо (Испания) (1580–1645) «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» (1626)).

Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса (1580–1645) мыслитель, государственный деятель, министр Неаполитанского вице-королевства, секретарь короля Филиппа IV, сатирик.

Плутовской роман, пикарескный роман – это разновидность жанра романа, возникшая в Испании в 16 веке (первый образец — анонимная «Жизнь Ласарильо с Тормеса», 1554), а в 17 веке распространившаяся во многих национальных литературах Западной Европы.

  • Сыграл важнейшую роль в формировании романа Нового времени. Появился на стыке культурных эпох Возрождения и 17 века

  • Вызван распадом патриархальных связей, кризисом гуманизма, появлением деклассированных элементов в Испании и других западноевропейских странах.

  • Имеет четкую сюжетно-композиционную схему: изображаются похождения главного героя, плута (пикаро), который, будучи сиротой или изгнанным из дома, вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. Он знакомится с представителями почти всех общественных слоев, учится противостоять враждебному миру и завоевывает место в социальной иерархии, добивается материальных благ.

  • Герой плутовского романа — беспринципный, приспосабливающийся к обстоятельствам, морально пассивный.

  • Автобиографическая форма, бытовой комизм, сатирическая направленность.

  • Изображение характера и поведения героя как продукта окружающей среды.