Файл: Государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Обзор литературы по теме диссертационной работы

Достоинства и недостатки цифрового электронного образования

Система дистанционного обучения (СДО) Moodle в образовательном процессе

Информационные и обучающие ресурсы в СДО Moodle

Внедрение авторских электронных учебных курсов в образовательный процесс

ЭУК «Бухгалтерский учет на ПК»

ЭУК «Экономика природопользования»

ЭУК «Основы предпринимательства»

3.6. Основные характеристики электронного учебного курса и его практическая реализация (на примере ЭУК «Охрана природных территорий»)

Анализ результатов применения системы MOODLE в образовательном процессе

Структурный анализ общих результатов анкетирования

Общие результаты анкетирования студентов очной формы обучения

Общие результаты анкетирования студентов заочной формы обучения

Статистический анализ результатов анкетирования студентов

Статистический анализ результатов анкетирования студентов очной формы обучения

Статистический анализ результатов анкетирования студентов заочной формы обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Достоинства и недостатки цифрового электронного образования



Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об образовании” в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» от 28 февраля 2012 г. №11-ФЗ, электронное обучение – это организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации, обрабатываемой с

помощью информационных технологий, технических средств и информационно- телекоммуникационных сетей, которые обеспечивают передачу по линиям связи указанной информации, а также взаимодействие участников образовательного процесса.

Концепция новейшего электронного обучения сегодня состоит в том, что оно является доступным, так как позволяет с помощью новых технологий из любого места, где имеется интернет-соединение, загрузить материалы для обучения, проконсультироваться с преподавателем, передать выполненные задания и т.д. Появление и широкое распространение новых информационных технологий и электронных средств в глобальном, международном масштабе коренным образом меняет парадигму современного обучения.

Можно выделить достоинства данной модели обучения на глобальном уровне.

  1. Доступность Интернета. Обучающийся сам может конструировать свою образовательную среду, выстраивать собственную образовательную траекторию, темп обучения. В концепции e-learning большая роль отводится самообразованию.

  2. Реализация «неконтактных» форм обучения. Слушателям не нужно посещать учебные аудитории. Обучающийся может получать консультации, оценки, советы, мнения от преподавателя или эксперта удаленно, имея также возможность дистанционно взаимодействовать с ним.

  3. Обучение без отрыва от производства. Возможность обучаться на нескольких курсах, в нескольких вузах.

  4. Стоимость образования. Каждый учащийся имеет доступ к указанным выше материалам в любое время бесплатно или за плату, более низкую по сравнению с традиционным обучением. Это позволяет учиться любому человеку, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья.

  5. Формирование учебных сообществ. В процессе электронного обучения создается распределенное сообщество пользователей, которые ведут общую виртуальную учебную деятельность (например, это могут быть сетевые сообщества, форумы в сети учебного заведения, видеоконференции и т.п.). Можно обучаться у самых разных высококвалифицированных экспертов из разных стран, что развивает умение жить в поликультурном сообществе, мыслить глобально (Балыхин, 2008).


Информатизация образования как новая реальность педагогического процесса привела к появлению мультимедиатехнологий и виртуальной реальности, новым методическим подходам к обучению. Происходит осмысление целей и задач обучения с применением компьютерных технологий в таких направлениях, формирование новой философии преподавания.

Можно утверждать, что электронные обучающие ресурсы, включающие компьютеры и средства телекоммуникаций, совершенствуют процесс преподавания, повышают его эффективность, повышают качество познания действительности, облегчают процессы структурирования знаний.

В настоящее время технические средства обучения, объединенные с возможностями компьютера, сами предстают как объект обучения. Современные информационные технологии способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Компьютерная техника и новые программные средства позволяют автоматизировать процессы контроля качества усвоения знаний.

Существующие средства телекоммуникации позволяют раскрыть возможности дистанционного обучения, расширяют область привлечения выдающихся ученых и педагогов в интерактивном режиме для консультаций и обучения. Интерактивные технологии компьютерного обучения позволяют педагогам обмениваться накопленным опытом преподавания дисциплин (Шагиева, электронный ресурс).

За счет широкого использования электронных образовательных ресурсов существенно повышается интенсивность интеллектуальной деятельности, качество подготовки специалистов, что подтверждается электронными средствами контроля за усвоением учебного материала.

На базе комплексных образовательных и научных кластеров при высших профессиональных учебных заведениях происходит интегрирование учебной и научной деятельности. Для преподавателей появляется возможность обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту в процессе подбора индивидуальных адаптированных программ обучения (Пащенко, электронный ресурс).

В процессе формирования баз данных появляется возможность обеспечить принцип преемственности при обучении студентов, а также возможность для ВУЗа создать собственное информационное пространство, обеспеченное сложившимися базами данных и источниками информации, обучающими программами. Университеты становятся открытой информационной системой, постепенно исчезает деление на столичные и провинциальные учебные заведения (Галкиев, 2017).



Дальнейшее развитие информационных технологий меняет и саму философию образования. Философия представляет собой теоретически выраженную систему мировоззрения о взаимодействии человека и мира. В процессе электронного обучения человек взаимодействует с миром не напрямую, а опосредованно, через интернет- коммуникацию (по большей части письменно). Под воздействием электронных и цифровых

средств обучения меняется фундаментальное представление о герменевтических смыслах образования, усвоении языка, социальных норм и культуры.

«Разработчики новой философии – это философии электронного образования и его перспектив, статуса, в том числе экономических преимуществ, полагают, что человечество движется к экономике объектного обучения, в рамках которой люди проектируют, разрабатывают, объединяют, используют содержимое электронного обучения» (Балыхин, 2008).

Тем не менее, при использовании цифрового электронного образования в Сети может возникнуть ряд интернет-рисков.

Во-первых, контентные риски, которые могут возникнуть в процессе образования, когда обучающийся может получить в Интернете противозаконную или вредную информацию, содержащую ненадлежащую рекламу, агрессию, эротику, ненормативные высказывания, пропаганду насилия, расизма, наркотиков, алкоголя и т.п.

Во-вторых, коммуникационные риски. Это риски, которые связаны с незаконными контактами, с унижением личности, преследованием через Сеть, груминг и т.д.

В-третьих, потребительские риски, связанные с нарушением прав потребителя. Например, приобретения контрафактной и фальсифицированной продукции, хищение денежных средств, интернет-покупки товаром низкого качества и др.

В-четвертых, это технические риски, которые могут привести к повреждению программного обеспечения, взломам аккаунта, потери персональных данных, паролей посредством вирусных программ и подобного программного обеспечения.

В-пятых, может возникнуть интернет-зависимость, которая проявляется в нездоровом пристрастии к Интернету. Чаще всего это выражается в чрезмерной тяге к интернет- общению в социальных сетях, в увлечении компьютерными играми, в длительных просмотрах роликов, фильмов и сериалов (Петров, 2008).

Помимо указанных рисков можно назвать недостатки цифрового электронного образования.

  1. Отсутствие непосредственного контакта с преподавателем. Для студентов особенно важно живое общение с преподавателем, поскольку это носит большой воспитательный аспект. Необходимо также учитывать сложности с оперативным получением ответов на возникающие у обучающихся вопросы. Как известно, обучение является только одной стороной образования, другой ее важной составляющей выступает воспитание.


Обучение – это «целенаправленная деятельность, через которую осуществляется получение и усвоение(формирование) знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и способностей человека» (Грехнев, 2010, с. 70).

Сущность образования состоит в передаче не только знаний, но и социокультурного опыта, норм и образцов деятельности. И обучение, и воспитание – две стороны одного процесса образования. Они выступают соответственно как теоретико-познавательный способ освоения мира (как формирование определенной картины мира) и как духовно-практический способ освоения действительности, способ активности, действия человека в этом мире. При модели электронного обучения страдает воспитательный момент.

  1. Угрозы национальному образовательному суверенитету. Как указывает О.Н. Смолин:

«наряду с колоссальными возможностями интеллектуального развития, новые информационные технологии становятся вызовом национальному образовательному суверенитету многих стран, включая нашу Родину» (Стенограмма парламентских слушаний, 2013). С этим трудно не согласиться, так как во всем мире развернулась борьба за такой вид стратегического ресурса, как человеческий капитал. Международные он-лайн курсы получают возможность контроля за человеческим капиталом во всех странах. Последствия печальны. Они выражаются в оттоке «умов», потере образовательного и научного суверенитета страны, оскудении интеллекта нации.

  1. Возможная потеря национальной идентичности. Обеспечение национальной безопасности России напрямую зависит от образовательной подготовки будущих поколений, их моральных и социальных принципов и устоев, уровня культуры (в том числе политической), степени ответственности за судьбу страны. Погружение студента иностранного электронного университета в культуру другой страны ведет к переориентации системы ценностей, размыванию национальной идентичности: в таком образовании в первую очередь учитываются интересы страны-конкурента. При формировании образовательной политики в области он-лайн обучения важно ориентироваться на то, какие преимущества и недостатки несет с собой это новшество (Фионова, Долгова, 2015).


Многие ВУЗы пока не видят необходимости увеличения своего присутствия на растущем образовательном цифровом рынке, поскольку обучающие предпочитают классическую форму, так как она более удобная, надежная и качественная. Классическая форма действительно позволяет удерживать студентов в рамках образовательного процесса, четко контролировать уровень полученных знаний, эффективнее взаимодействовать с учащимися на основе программы и собственных запросов студентов. Родители абитуриентов, при выборе учебного заведения, часто руководствуются таким подходом. Известно, что МООК-курсы, представляемые, например, Coursera и edX подтверждают, что их потребителям тяжело дается контент, предоставляемый в виде традиционных лекций, и до окончания таких курсов доходят порядка 5% подписавшихся (Allen., Seaman, 2013).

Образовательные площадки модернизируют свои программы, подстраиваясь под клиповое мышление нового поколения, сокращают объемы текста, но при этом теряются глубина материала и уровень его изучения. Традиционные вузы в России на сегодняшний день осуществляют не только учебную, но и воспитательную функции, заставляя студентов учиться разными мотивирующими и репрессивными методами. Это позволяет большинству из студентов получить высшее образование и закончить ВУЗ. Мотивация и сила воли самих студентов в этом возрасте невысока, большинство из них еще не определились с выбором профессионального пути, и высококлассный интересный преподаватель, наглядно и убедительно представляющий свой предмет, может помочь сделать этот важный выбор.

Онлайн-курс не несет никакой воспитательной функции, а только обучающую и развлекательную. По данным О.А. Береговой (2017) в опросе, проведенном среди студентов, родителей и преподавателей Южно-Уральского государственного гуманитарно- педагогического университета однозначно был дан ответ о том, что электронное образование не способно заменить традиционное.

По мнению профессора Стэндфордского университета и ВШЭ Мартина Карной, и это мнение подтверждает проведенный опрос, онлайн-образованием интересуются люди от 30 лет, уже закончившие вуз и нашедшие свое место в жизни. Им не нужен воспитательный аспект образования, они умеют концентрироваться на предмете изучения самостоятельно и не нуждаются в оценке полученных знаний, что, кстати, крайне важно для организаторов, потому что оценка и контроль полученных знаний –