Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.
2. Междисциплинарные связи организационной психологии.
3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.
4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.
5. Психологический феномен лидерства в организации.
6. Организационная власть и индивидуальность.
7. Организационные конфликты в деятельности организации.
8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.
9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.
10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.
11. Межгрупповые отношения в организации.
12. Организационная культура и эффективность организации.
13. Типологии групп в организации.
14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.
15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.
17. Профессиографический анализ работы.
18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.
19. Модели взаимодействия человека в организации.
20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.
1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.
2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.
3. Понятие труд и психологические признаки труда.
6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.
7. Психология труда в России XX-XXI века.
8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.
9. Психологическая структура профессиональной деятельности.
12. Профессиональная пригодность человека.
13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.
14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.
15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.
17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.
21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).
22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.
23. Методы оценки психических состояний.
24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.
25. Состояние психической готовности к деятельности.
26. Состояние утомления в трудовой деятельности.
27. Профессографическое изучение профессий:
28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.
29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.
3 теории утомления:
1.Теория отравления – в организме накапливаются вредные вещества, которые являются результатом химических реакций.
2.Теория истощения энергии – энергетических ресурсов не хватает для какой-либо деятельности.
3. Теория утомления ЦНС – утомление как нарушение координации деятельности НС вследствие утомления очагов возбуждения.
Основной причиной утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка. К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести: воздействие на организм неблагоприятных факторов среды; повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс; чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой.
В качестве факторов, предрасполагающих к возникновению утомления, выступают:
-
нарушение рационального режима труда, отдыха и питания; -
длительные перерывы между работой (професс. дезадаптация); -
остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни; -
недостаточное физическое развитие; -
наличие вредных привычек; -
недостаточный уровень физической подготовленности и т.д.
По видам утомление может быть:
-
физическим, -
умственным, -
эмоциональным и смешанным; -
общим и локальным; -
мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуальным (творческим).
По формам это состояние классифицируется на: компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление.
27. Профессографическое изучение профессий:
понятие профессиографии, системный подход в изучении профессий. Типы профессиограмм. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.
Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности и ее функционального обеспечения называется профессиографией.
Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.
Профессиограмма - это документ, включающий перечень научно-обоснованных норм и требований профессий к видам профессиональной деятельности, к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии. Психограмма - это часть профессиограммы, в которой дана характеристика требований, предъявляемой профессией к психике субъекта труда, перечень психологических способностей и психологических противопоказаний.
Требования к профессиограмме: 1) определенность (точность, ясность, однозначность); 2) соразмерность (должна в полной мере раскрывать специфику профессии); 3) полнота (достаточна, чтобы достичь цели, для которой она создана).
Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами: 1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности; 2) комплексность изучения; 3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности); 4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности); 5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий); 6) использование качественно-количественных методов.
Профессиограмма должна содержать характеристику:
— общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.);
— содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.);
— средств деятельности (тип средств
отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);
— условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);
— организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха);
— субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.);
Виды профессиограмм: классифицируются на частные, комплексные, целевые (специальные). Частные: физиологические (т.е. то, что связано со здоровьем, физическими параметрами);
санитарно-гигиенические; психологические; социологические; экономико-организационные. Целевые (специальные): 1) для профессиональной ориентации и профконсультации;
2) для профессионально-психологического отбора; 3) для профессиональной подготовки;
4) для оптимизации условий и режима деятельности; 5) для проектирования и рационализации рабочего места.
Комплексная профессиограмма- это всестороннее описание профессии и специальности, с использованием результатов профессиографирования методами различных наук.
Типовая структура целевой профессиограммы содержит 7 разделов: 1. Общие сведения о специальности; 2. Содержание деятельности; 3. Условия деятельности;
4. Социально-психологические факторы деятельности; 5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности; 6. Психограмма; 7. Противопоказания к деятельности.
28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.
Профессия как социально фиксированная область возможного выполнения трудовых функций существует в форме распределенных в обществе множества трудовых постов, каждый из которых представлен конкретными рабочими местами с их специфическими особенностями.
Профессия как общность людей относительно независима от существующей системы трудовых постов. Профессионалы, специалисты, сотрудники — это всегда контактные социальные группы. Следовательно, здесь мы имеем и все соответствующие социально-психологические феномены (групповые нормы, одобряемые ценности, санкции, лидерство, референтные группы и др.).
Профессиональная подготовленность, профессиональная квалификация раскрываются посредством изучения психологических феноменов профессионализма, структуры профессионального мастерства, «внутренних» (личностных) и «внешних» (средовых) условий его формирования, профессионального образования, индивидуального стиля деятельности.
В деятельности профессионала как процессе реализации трудовых функций, профессионально выполняемых на соответствующем трудовом посту в совокупности конкретных особенностей определенного рабочего места, воплощаются разные составляющие профессии, высшие цели, смыслы деятельности человека как субъекта, его воплощение в продуктах труда как личности, как индивидуальности.
Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, задает таким образом целую систему технологических, финансовых, эстетических, этических и других критериев оценки количества и качества труда, с одной стороны, развивающих всю систему общественных отношений, с другой — следующей за ними.
Трудовая деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус, — на первый взгляд не самая значимая характеристика труда, но выступающая важнейшей «составляющей» личности, элементом «Я-концепции», настоятельно заявляющая о себе при любых изменениях привычной, внешней социальной пли внутренней, психологической среды человека (возрастные и профессиональные кризисы, решения вопросов о карьере, о семье, ситуация безработицы и т. д.).
29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.
1. Под трудовыми функциями Е.А. Климов понимает «любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда». Одна трудовая функция может выполняться несколькими людьми (бурлаки, наборщицы текста в издательстве), а один человек обычно осуществляет – одновременно или последовательно – несколько трудовых функций (например, учитель – излагает новый материал, проверяет знания учащихся, оценивает их, следит за дисциплиной и др.)
Трудовые функции бывают явными (сборка часов, выпечка хлеба, продажа товаров) и неявными – внешне ненаблюдаемыми (мыслительные процессы, волевые усилия).
Виды трудовых функций. Среди трудовых функций принято выделять познавательные (когнитивные, мыслительные), преобразовательные, коммуникативные, ценностно-ориентировочные, эстетические и др.
2. Функции средств труда. С развитием производства, совершенствованием производительных сил и средств труда все большая часть трудовых функций переходит от человека сначала к животным, а затем к техническим устройствам – орудиям труда, машинам и механизмам, вплоть до автоматических, – призванным облегчить труд человека. Трудовую функцию, переданную техническому устройству, уже неуместно называть собственно трудовой, так как труд есть специфически человеческая форма активности, предполагающая сложную сознательную и целенаправленную деятельность, например, регуляцию своего поведения. В противном случае техника подпадала бы под «Кодекс законов о труде», и ей пришлось бы, например, оплачивать больничные или устанавливать пенсию.
Различают следующие основные группы эргатических функций (по Н.С. Пряжникову, Е.Ю. Пряжниковой):
а) духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);
б) производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации, планирование – экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);
в) производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем);
г) материальное производство (оперативно-гностическое: обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое: организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда: транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).
30. Психические регуляторы труда.
I. Образ объекта. Выделяются разновидности образа объекта труда:
-
чувственный образ (сенсорный, перцептивный), -
репрезентативный конкретный образ (образы памяти, воображения), -
репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, алгоритмы действий)
Если образ объекта трудовой деятельности имеет недостатки (является неполноценным, фрагментарным, односторонним), то вполне возможны искажения в трудовом поведении, обусловленные этими недостатками. Поэтому до начала выполнения определенной работы работник должен иметь четкое сложившееся представление обо всех особенностях ведения технологического режима.