Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.
2. Междисциплинарные связи организационной психологии.
3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.
4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.
5. Психологический феномен лидерства в организации.
6. Организационная власть и индивидуальность.
7. Организационные конфликты в деятельности организации.
8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.
9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.
10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.
11. Межгрупповые отношения в организации.
12. Организационная культура и эффективность организации.
13. Типологии групп в организации.
14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.
15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.
17. Профессиографический анализ работы.
18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.
19. Модели взаимодействия человека в организации.
20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.
1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.
2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.
3. Понятие труд и психологические признаки труда.
6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.
7. Психология труда в России XX-XXI века.
8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.
9. Психологическая структура профессиональной деятельности.
12. Профессиональная пригодность человека.
13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.
14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.
15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.
17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.
21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).
22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.
23. Методы оценки психических состояний.
24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.
25. Состояние психической готовности к деятельности.
26. Состояние утомления в трудовой деятельности.
27. Профессографическое изучение профессий:
28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.
29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.
2. Адаптация человека к труду есть совокупность психологических механизмов, проявляющаяся в успешности его профессиональной деятельности, удовлетворенности своим трудом, оптимальной психической и физиологической «цене», затраченной на достижение результата. Они должны быть согласованы с нормативами деятельности, групповыми нормами, требованиями организационной культуры, взаимодействий с партнерами, проявляющимися как оптимальная профессиональная карьера. В целом карьера должна отражать качество согласования «внешних» и «внутренних» условий жизни субъекта, успешность его полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности.
3. Адаптация являет собой фазовый процесс периодических изменений ее форм, обусловленных динамикой совокупности биологических, личностных, профессиональных особенностей человека как субъекта деятельности. Эти фазы проявляются в периодических изменениях структуры ПВК, в периодизации профессиональной карьеры (служебные перемещения, кризисы и др.), в периодах большей и меньшей эффективности его как субъекта труда, в периодах большего или меньшего социального благополучия, в общей динамике жизненных кризисов и возможностей максимальной самореализации — в стадиях подъема («акме»), достижения и сохранения стабильности («плато») и инерции (спада).
14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.
Р.А. Ахмеров указывает на события и отношения между ними.
В зависимости от межсобытийных отношений он выделяет следующие кризисы:
° кризис нереализованности – субъективное отрицательное переживание жизненной программы;
° кризис опустошенности – душевная усталость и переживание отсутствия достижений;
° кризис бесперспективности – отсутствие перспектив профессионального роста, реальных планов на будущее.
В.И. Слободчиков при разработке категории возраста в качестве основания его периодизации избрал понятие человеческой общности, внутри которой формируются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности и выходить из них, т.е. быть самобытным. Начало каждой возрастной ступени – это всегда новое «рождение», переход в новую форму жизни. В.И. Слободчиков подчеркивает, что последовательная смена ступеней – это не просто условное членение непрерывного процесса эволюционирования, а прежде всего смена режима индивидуальной жизни как кризис самости и единичности.
Соответственно он выделяет две группы кризисов:
1) кризисы «рождения» («так жить нельзя»);
2) кризисы развития («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения
Широкую популярность в США приобрела книга американской журналистки Гейл Шинхи «Предсказуемые кризисы в жизни взрослого человека» (1976).
На основе обобщения жизни верхних слоев американского среднего класса она выделяет четыре кризиса:
1) «вырывания корней», эмансипации от родителей (16 лет);
2) максимальных достижений (23 года);
3) коррекции жизненных планов (30 лет);
4) середины жизни (37 лет) – наиболее тяжелый, рубежный.
Периодизация кризисов профессионального развития (Абраумова А.Г., В.Прокопюк,С. А. Беличева):
1. юношеский кризис (годы студенчества). Это формирование и понимание своих ценностей, способностей. Это период, когда молодые люди имеют о профессии идеализированные мечты и представления.
2. кризис профессиональных ожиданий — 21–22 г. Это начало самостоятельной работы и первое столкновение с реалиями профессии. В этот период человек может быть разочарован в выборе профессии, у него могут появиться сомнения в правильности своего выбора, т. к не совпала реальность и идеалистические представления о профессии.
3. кризис профессиональных амбиций — 23–25 лет. В этот период у многих идет создание семьи, увеличиваются расходы, появляется потребность в большем доходе. У некоторых начинается неудовлетворенность своими профессиональными достижениями, карьерные амбции. На этом этапе так же полезно подробно выстраивать свои карьерные планы и перспективы, повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием. На этом этапе уже можно менять место работы и род занятий.
4. кризис карьеры — 30–33 г. На этом этапе может быть ощущение, что развитие прекратилось, ощущается неудовлетворенность своим профессиональным положением. Человек начинает переосмыслять свое место в этом мире. Здесь может быть полезным освоение новой специальности, повышение квалификации.
5. кризис профессиональной самореализации
38–42 г. К этому времени у человека уже прочно сложившийся профессиональный статус и далеко не всегда он высок. В связи с этим у человека может появиться недовольство и этим статусом и собой. Появляется тревога, депрессия. К тому же начинаются возрастные изменения здоровья, человек четче видит и понимает свои ограничения. Свое влияние оказывает и профдеформация.
6. угасание профессиональной деятельности — 55–60 лет. Человек ожидает свой уход на пенсию, после которого у него сменится социальная роль и многих это пугает. Профессиональные возможности сужаются, резко сужается круг социально общение, снижается статус. Способ справляться — активная жизнь вне профессиональной области — хобби, дача, внуки.
7. кризис психологической адекватности и интегрирования опыта — 65–70 лет. У человека появляется намного больше свободного времени, но вместе с тем резко сокращаются финансовые возможности. В этот период человек утрачивает многих из своих друзей, появляется чувство ненужности.
Обобщая результаты исследований В.Прокопюк выделил 3 вида кризиса профессионального развития:
1. Кризис профессиональной адаптации. Происходит в период смены места работы, рода профессиональной деятельности (повышение по службе), как правило, возникает у молодых специалистов, работающих творчески, и связан с «человеческой спецификой» профессии: войти в новый коллектив и установить отношения с людьми разного возраста, пола, статуса; войти в коллективы; проверить на истинность собственные знания и имеющийся опыт и т. д.
2. Кризис рутинной работы. По результатам исследований кризис возникает у работников, обладающих богатым опытом работы, компетентных в своем предмете, как правило, имеющих 10–15 лет стажа, полностью «отдающих себя работе». В этот период в психике могут возникнуть деструктивные образования («выработался», «сгорел», «устал», «не вижу перспектив для дальнейшего роста»), синдром эмоционального сгорания (истощения), деперсонализация. Последствия данного кризиса таковы, что работник превращается постепенно в формалиста
, постоянно испытывая монотонность и механичность работы; глубокое чувство неудовлетворенности; потерю в возможность реализоваться; потерю стимула к обновлению и развитию. Такие проявления перерастают зачастую в нежелание и даже отрицание каких-либо инноваций и профессионального роста и приводит к увольнению специалиста.
3. Кризис завершения профессиональной активности. Работники, проходящие этот кризис, обладают богатым опытом работы и сталкиваются с необходимостью принципиальной корректировки своей работы. Вынужденность подстраиваться под ситуацию (новое поколение и идеалы; новые требования к организации учительского труда) может дополнительно углублять чувство неудовлетворенности.
15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
-
гностический (перестройка сознания и самосознания); -
практический (реальные изменения социального статуса человека).
Профессиональное самоопределение, согласно Н.С. Пряжникову, реализуется на следующих уровнях:
1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора действий человека ограничена.
2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Трудовой пост характеризуется ограниченной производственной средой, включающей средства труда, профессиональные права и обязанности. Выполнение многообразных функций повышает возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности. Смена трудового поста негативно сказывается на качестве труда, вызывает неудовлетворенность работника.
3. Самоопределение на уровне конкретной специальности. Предполагает смену различных трудовых постов, что расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
4. Самоопределение в конкретной профессии. Работник выполняет смежные виды трудовой деятельности по нескольким специальностям.
5. Жизненное самоопределение. Связано с выбором образа жизни и кроме трудовой деятельности включает самообразование, досуг и др. Профессия становится средством реализации определенного жизненного стиля.
6. Личностное самоопределение. Характеризуется нахождением самобытного образа Я и утверждением его среди окружающих людей. Человек приподнимается над профессией, социальными ролями, становится хозяином собственной жизни. Окружающие люди характеризуют работника не просто как хорошего специалиста, но и, прежде всего, как уважаемого человека и уникальную личность.