Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.

2. Междисциплинарные связи организационной психологии.

3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.

4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.

5. Психологический феномен лидерства в организации.

6. Организационная власть и индивидуальность.

7. Организационные конфликты в деятельности организации.

8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.

9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.

10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.

11. Межгрупповые отношения в организации.

12. Организационная культура и эффективность организации.

13. Типологии групп в организации.

14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.

15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.

16. Теория ERG К. Альдерфера.

17. Профессиографический анализ работы.

18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.

19. Модели взаимодействия человека в организации.

20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.

1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.

2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.

3. Понятие труд и психологические признаки труда.

4. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика.

5. Общая характеристика разделов: организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение.

6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.

7. Психология труда в России XX-XXI века.

8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.

9. Психологическая структура профессиональной деятельности.

10. Классификация профессий.

11. Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-человек».

12. Профессиональная пригодность человека.

13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.

14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.

15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.

16. Хронология профессионального развития человека. Стадии профессионализации личности (по Е.А. Климову).

17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.

18. Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства.

19. Профессионально значимые свойства и их динамика: мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства.

20. Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией.

21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).

22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.

23. Методы оценки психических состояний.

24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.

25. Состояние психической готовности к деятельности.

26. Состояние утомления в трудовой деятельности.

27. Профессографическое изучение профессий:

28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.

29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.

30. Психические регуляторы труда.

19. Профессионально значимые свойства и их динамика: мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства.


·мнемические  свойства,

Для успешности трудовой деятельности, имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти, скорость за­поминания, прочность сохранения усвоенного материала, точ­ность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстро­му воспроизведению материала в нужный момент. Профессио­нальная память может оперировать зрительными образами, слу­ховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у бракера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмер­ной промышленности). 

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оператив­ную, которая органически включена в эту деятельность. Функ­ции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой дея­тельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержа­ние материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы за­поминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память ис­пользует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. 

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения мате­риала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам.

·        имажинативные свойства,

Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажинитивных свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о край­них проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, ори­гинальности этих образов — с другой. В психологии творчества изучение творческого мышления объединяется с анализом при­емов творческого (продуктивного) воображения.


Еще шире, чем творческое воображение, включено в трудо­вую деятельность воссоздающее воображение. Любое трудовое действие имеет цель, которая чаще всего выступает в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. 

·        мыслительные свойства,

Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследова­лось Б. М. Тепловым и было названо им практическим [102].

Теплов отметил ряд особенностей практического мышления:

1) оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке;

2) создает­ся план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам;

3) почти всегда имеется жесткий лимит времени, создающий невозможность выдви­жения множества гипотез.

оперативное мышление выполняет следующие функции:

1) планирование — мыслительная . деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определен­ный отрезок времени:

2) контроль и регулирование — специаль­ная деятельность по выполнению выработанного плана, тре­бующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой;

3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых про­цессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа;

4) диагностика — при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.

Диагностическая функция мышления в труде изучалась Р. Т. Сверчковой [94, 95]. Она показала, что для любого объ­екта диагностики характерно следующее:

а) одно и то же от­клонение от нормы может быть результатом различных причин;

б) одна причина может вызывать одновременно несколько след­ствий;

в) комплексы следствий различных причин могут иметь большее или меньшее сходство;

 г) причины, как правило, скры­ты от непосредственного наблюдения и требуют специальной работы для их открытия;

 д) для выделения следствий (симпто­мов) также может быть необходима специальная работа;

е) причинно-следственные связи в работе системы не исключа­ют случайностей.



· волевые свойства,

Воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Вместе с тем значение тех или иных волевых свойств, таких как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание, неравнозначно для разных профессий. Значение того или иного волевого свойства определяется характером труда, особенностями профессиональной среды, специфическими трудностями.

Пуни считает, что в каждом волевом проявлении личности содержатся интеллектуальные (гностические) компоненты, ибо воля — деятельная сторона разума; эмоциональные (мотивационные), ибо воля — деятельная сторона моральных чувств; операционные компоненты (умения), ибо проявления воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности.


20. Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией.


Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. 

Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул — это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основных формы стимулов.

1. Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.

2. Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, др.

3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы и др.

4. Самоутверждение.  Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества.

Дж. Хэкман и Дж. Олдхэм выделили пять базовых факторов, необходимых для того, чтобы работа приносила удовлетворение. К ним относятся:

1. Разнообразие умений. Более содержательны те работы, для которых требуется много, а не одно или несколько различных умений.

2. Идентичность задания. Работы, которые составляют единое целое, более содержательны, чем работы, являющиеся лишь некоторой частью всей работы.

3. Важность задания. Работы, которые важны для других людей, более содержательны, чем маловажные работы.

4. Автономия. Работы, при выполнении которых человек может проявлять независимость
, пользоваться свободой и принимать решения, касающиеся выполнения работы, более содержательны, чем работы, не дающие таких возможностей.

5. Обратная связь, касающаяся работы. Работы, в которые включена обратная связь, касающаяся того, как сотрудник выполняет свою работу, более содержательны, чем работы без обратной связи.

21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).


Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. 

Профессио­нальные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Ансамбль общепрофессио­нальных деформаций делает работников профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. 

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера - на психологическую структуру деятельности. Эта группа деформаций развивается в разных про­фессиях и не имеет четкой профессиональной ориен­тации.

4. Индивидуализированные деформации, обуслов­ленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности могут возникнуть акцентуации. Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. 

Психическое выгорание — необратимый синдром, возникающий в результате профессиональной деятельности и включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных дос­тижений.

 

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает цинич­ное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере де­персонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, при­ходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Наконец, редукция профессиональных достижений