Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.

2. Междисциплинарные связи организационной психологии.

3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.

4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.

5. Психологический феномен лидерства в организации.

6. Организационная власть и индивидуальность.

7. Организационные конфликты в деятельности организации.

8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.

9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.

10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.

11. Межгрупповые отношения в организации.

12. Организационная культура и эффективность организации.

13. Типологии групп в организации.

14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.

15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.

16. Теория ERG К. Альдерфера.

17. Профессиографический анализ работы.

18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.

19. Модели взаимодействия человека в организации.

20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.

1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.

2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.

3. Понятие труд и психологические признаки труда.

4. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика.

5. Общая характеристика разделов: организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение.

6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.

7. Психология труда в России XX-XXI века.

8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.

9. Психологическая структура профессиональной деятельности.

10. Классификация профессий.

11. Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-человек».

12. Профессиональная пригодность человека.

13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.

14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.

15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.

16. Хронология профессионального развития человека. Стадии профессионализации личности (по Е.А. Климову).

17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.

18. Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства.

19. Профессионально значимые свойства и их динамика: мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства.

20. Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией.

21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).

22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.

23. Методы оценки психических состояний.

24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.

25. Состояние психической готовности к деятельности.

26. Состояние утомления в трудовой деятельности.

27. Профессографическое изучение профессий:

28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.

29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.

30. Психические регуляторы труда.



 5. Завершающий этап, во время которого индивид завершает освоение производственных и социальных функций в организации и начинает работать в стандартном режиме штатного сотрудника.   

9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.


1-я идея: Идеи Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Фредерика Херцберга. Она основывается на независи­мых факторах, обнаруженных в ходе исследования, одинаково сильно влияющих на поведение людей в организации.

«Мотивационные» факторы – это содержание работы; эти факторы связаны с тем, что именно человек делает — достиже­ние успеха, признание заслуг, служебное продвижение, ин­терес к работе, возможности для профессионального роста, ответственность. Позитивное воздействие таких факторов увеличивает удовлетворенность работой и мотивирует в на­правлении еще более активной трудовой деятельности. Од­нако отсутствие этих факторов не обязательно приводит к неудовлетворенности работой.

«Гигиенические» факторы – это условия работы; они являются внешними по отношению к про­цессу работы самому себе — политика компании, техниче­ский надзор, отношения с руководителем, межличностные отношения по горизонтали, заработок, безопасность труда, гарантия занятости, условия труда, статус, семейная жизнь. Если данные факторы имеют негативный характер для како­го-либо человека, то это увеличивает его неудовлетворен­ность работой. Однако при наличии благоприятных «гигие­нических» факторов возникает лишь нейтральное состояние, но не повышение удовлетворенности работой.

Таким образом, Херцберг считает, что отношение к работе следует рассматривать с двух точек зрения. Необходимо выяс­нить, к чему стремится работник, что делает его счастливым. Другой вопрос, вытекающий из первого, — чего работник хочет избежать, что делает его несчастливым. Следовательно, средства для удовлетворения этих отдельных и параллельных групп по­требностей также должны быть различными. Херцберг заключил, что удовлетворенность и неудовлетворенность — совершенно разные вещи.

 И еще один принципиальный вывод. Вопреки мнению А. Маслоу у человека существует
не одна система (или иерархия) потребностей, а две качественно различные и независимые. Обе системы являются разнонаправленными плоскостям человеческого поведения.

 Если руководитель заботится о стабилизации персонала, он должен воздействовать на гигиенические факторы (увеличение оклада или получение квартиры), так как они способствуют закреплению кадров. Однако они не мог привести к повышению производительности труда. На увеличение выработки, на достижение наивысших успехов в работе влияют другие факторы — мотиваторы. 

Т.е. необходимо воздействовать сразу с позиции двух факторов. 2-я идея: Научные выводы Херцберга разрушают многие устоявшиеся предрассудки, которыми руководствуются в своей деятельности администраторы и бизнесмены. 

В результате исследований оказалось, что деньги нельзя рассматривать в качестве постоянно действующего побуждающего фактора, поскольку люди работают за деньги лишь до определенного предела, границе которого является удовлетворение личного представления о том, что такое "хорошая жизнь". 

Деньги и премиальные Херцберг называл "негативными побуждающими стимулами". При их отсутствии люди чувствуют себя неудовлетворенными, но при их наличии они не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность. Повышение заработной платы лишь побуждает людей оставаться там, где они работают. Рекомендации Ф. Херцберга применяют сотни американ­ских компаний, в том числе и самые крупные. Его идеи ис­пользуются в новейших системах повышения производительно­сти труда и улучшения поведения людей в организации. 

10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.


Теория ожиданий В. Врума. Основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

Теория ожиданий базируется на трёх взаимосвязях:

1. Ожидания в отношении «Задания – Результат».

2. Ожидания в отношении «Результат – Вознаграждение».

3. Ожидания в отношении «Вознаграждения – Удовлетворения» («Валентности»).

Ожидания в отношении «Задания – Результат» – это надежда на устраивающее работника соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Ожидания в отношении «Результат – Вознаграждение» – это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Ожидания в отношении «Валентности» представляют собой предполагаемую степень относительного удовлетворения или неудовлетворения определенным вознаграждением.

Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов приближается к 0, то мотивация будет слабой, а результаты труда – низкие. При нулевом значении хотя бы одного множителя нулю будет равна вся мотивация.

Практические выводы для руководства любой организации из теории ожиданий являются следующими:

- необходимо сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов для подчиненных и внушить им, что они могут их добиться, если приложат усилия;

- следует установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением;

- необходимо устанавливать предполагаемое вознаграждение дифференцированно для разных работников, с учетом их потребностей.

Модель Портера-Лоулера. Включает пять переменных: усилие, восприятие, результаты, вознаграждение и степень удовлетворения:

- результаты индивидуума зависят от трёх переменных – усилий, способностей и личных черт характера и от восприятия своей роли;

- усилия в свою очередь зависят от ценности вознаграждения и от его ожиданий относительно связи между его усилиями и потенциальным вознаграждением;

- достижение желаемого уровня результатов может привести к внутреннему вознаграждению и к внешнему вознаграждению;


- пунктирная стрелка между результатами и внешним вознаграждением указывает на то, что между ними может и не быть никакой связи;

- пунктирная стрелка между результатами и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое, указывает на то, что по теории справедливости индивидуум имеет своё восприятие справедливости вознаграждения, полученного за те или иные результаты;

- удовлетворение – это следствие внешних и внутренних вознаграждений с учётом их воспринимаемой справедливости;

- удовлетворение становится для подчинённого информацией о том, насколько ценно для него данное вознаграждение, что будет влиять на его восприятие вознаграждения в будущем.

Модель внесла огромный вклад в понимание мотивации, поскольку показала, что мотивация обусловлена целой цепью причинно-следственных связей и именно результат работы (ощущение, что работа выполнена хорошо) ведёт к удовлетворению и, следовательно, к улучшению результатов труда.

11. Межгрупповые отношения в организации.


Действенность организационных структур управления зависит от межгруппового поведения. В основе формирования и развития групп лежат такие цели, как обеспечение группой своей защиты, поддержание своих позиций и их усиление.

Основные фазы формирования групп:

1) начальная фаза формирования группы – члены группы стараются повысить свою роль, контакты осуществляются с осторожностью, соблюдаются общие правила и нормы;

2) взаимное раскрытие – члены группы выясняют близость своих позиций, критикуют методы работы и управления, закрепляются роли, решаются межличностные отношения;

3) консенсус и кооперация – члены группы воспринимают группу как единое целое, укрепляются кооперация и единство мнений;

4) оптимальный коллектив – члены группы идентифицируют свои цели с целями группы, достигаются удовлетворенность и эффективность работы группы. При рассмотрении поведения отдельных групп и развития межгрупповых отношений горизонтальным системам управления отдается большее предпочтение, чем пирамидальным структурам. Пирамидальные структуры должны быть модифицированы так, чтобы обеспечить:


– большее участие групп в принятии важнейших решений;

– более демократическое отношение высшего звена управления к группам и организации их взаимодействия;

– децентрализацию принятия решений в максимально возможной мере;

– делегирование прав, меньший упор на иерархию управления;

– менее узкую специализацию задач.

Отношения между группами колеблются от гармонии до враждебности и включают элементы и того и другого. Поведенческие проявления отношений находятся в диапазоне «сотрудничество – соперничество – конфликт». Для достижения общих целей группы сотрудничают, но вместе с тем часто конкурируют за ограниченные ресурсы и выгоды, которые распределяются между ними.

Характеристики групповых отношений очень просты. Один из симптомов – это отсутствие координации или срывы в работе. Срывам часто сопутствует другой симптом – плохая коммуникация. Группы, которые не могут обеспечить нормальный обмен информацией, плохо устанавливают отношения друг с другом. Опоздания и ошибки при обмене информацией и коммуникациях могут также быть причиной плохих отношений. Эти факторы часто приводят к напряжению в отношениях между группами.

Конкуренция может стимулировать работников к увеличению объема и улучшению результатов работы. Но в определенной обстановке ее воздействие может быть разрушительно. Сотрудничество, как и конкуренция, имеет свои преимущества и недостатки.

Сотрудничество часто помогает группам и отдельным индивидуумам достичь большего, чем они сумели бы в одиночку. Но оно также может привести к самодовольству, негибкости и сведению на нет всех положительных итогов.

В связи с этим возникает основная задача для руководства: определить, какой уровень конкуренции или сотрудничества является наиболее функциональным для данной группы в той или иной обстановке. То, что является функциональным для одной группы (для больших организаций), может оказаться нефункциональным для другой (для малых групп или индивидуумов).