Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.

2. Междисциплинарные связи организационной психологии.

3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.

4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.

5. Психологический феномен лидерства в организации.

6. Организационная власть и индивидуальность.

7. Организационные конфликты в деятельности организации.

8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.

9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.

10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.

11. Межгрупповые отношения в организации.

12. Организационная культура и эффективность организации.

13. Типологии групп в организации.

14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.

15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.

16. Теория ERG К. Альдерфера.

17. Профессиографический анализ работы.

18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.

19. Модели взаимодействия человека в организации.

20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.

1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.

2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.

3. Понятие труд и психологические признаки труда.

4. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика.

5. Общая характеристика разделов: организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение.

6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.

7. Психология труда в России XX-XXI века.

8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.

9. Психологическая структура профессиональной деятельности.

10. Классификация профессий.

11. Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-человек».

12. Профессиональная пригодность человека.

13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.

14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.

15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.

16. Хронология профессионального развития человека. Стадии профессионализации личности (по Е.А. Климову).

17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.

18. Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства.

19. Профессионально значимые свойства и их динамика: мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства.

20. Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией.

21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).

22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.

23. Методы оценки психических состояний.

24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.

25. Состояние психической готовности к деятельности.

26. Состояние утомления в трудовой деятельности.

27. Профессографическое изучение профессий:

28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.

29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.

30. Психические регуляторы труда.



7. Самоопределение личности в культуре. Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях. Характеризуется значительным вкладом личности в развитие культуры, что позволяет говорить о социальном бессмертии человека.

16. Хронология профессионального развития человека. Стадии профессионализации личности (по Е.А. Климову).


Е.А.Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:

1) стадия оптации (12— 17 лет) — подготовка к сознательному выбору опытного пути;

2) стадия опытной подготовки (15—23 года) — овладение знаниями навыками и умениями будущей профессиональной деятельности;

3) стадия развития специалиста (от 16—23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в совокупность межличностных взаимоотношений в опытных общностях и предстоящее развитие субъекта деятельности.

В более поздней периодизации жизненного пути специалиста Е.А.Климов предлагает более подробную группировку фаз:

• оптация — период выбора профессии в учебно-опытном заведении;

• адаптация — вхождение в привыкание и профессию к ней;

• фаза интернала — приобретение опытного опыта;

• мастерство — квалифицированное исполнение трудовой деятельности;

• фаза авторитета — достижение специалистом высокой квалификации;

• наставничество — передача специалистом собственного опыта.

17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.


Четыре основные группы стилей:

1.   «Адаптации» (организации психической деятельности в определенной сфере ее проявления — когнитивной, эмоциональной, моторной, алиментарной) — локальные системы согласования индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики). Эта группа стилей отражает особенности адаптации человека к среде, проявления его индивидуальности, организации его моторной
, эмоциональной и когнитивной сфер.

2.   «Деятельности» (строятся с учетом объективного строения среды) — системы сопряжения индивидуальности с трудовыми, профессиональными, технологическими системами. К ним относятся традиционно изучаемые «индивидуальные стили деятельности». Эта группа стилей характеризует, как человек включается в профессионально-трудовые и технологические системы.

3.   «Взаимодействия» — системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими субъектами. Эти стили характеризуют особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социотехнических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п.).

4.   «Отношения» — системы сопряжения индивидуальности с социумом, совокупностью условий жизни (подразумеваются стили жизни, поведения). Они отражают особенности восприятия человеком мира, использования продуктов его деятельности/творчества, личностные смыслы, ценности и др.

Под пространством деятельности подразумевается собственно социально-психологический аспект ее организации: распределение ее функций, ролей субъектов, представленность одного субъекта в другом, их взаимные воздействия и «ценностные вклады», их отношения сотрудничества-конкуренции, рабочие субъективные позиции («психологические ниши») и т. п. Характеристикой этого пространства является его структурированность — своеобразная организация и «распределение» его «частей» между взаимодействующими субъектами.


18. Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства.


·        индивидуально-типические свойства,

Индивидуально-типологические особенности мало изменяют­ся на протяжении профессионального пути и относятся к наибо­лее стабильным свойствам. При этом следует помнить, что одно  то же типологическое свойство может иметь как положи­тельные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления: слабость нервных процессов опре­деляет низкий предел работоспособности и в то же время высо­кую чувствительность;

Обусловлен­ная типологическими особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуще­ствлению данной деятельности, получила название индивиду­ального стиля деятельности.

С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свой природные преимущества. 

·        сенсорные свойства,

Б. Г. Ананьев предлагает рассматривать в качестве ос­новной характеристики сенсорики человека общий для данного индивида способ чувствительности, являющийся свойством сен­сорной организации человека в целом. Это общее свойство, называемое в психологии сенситивностью, входит в структуру темперамента. 

Тип нервной системы конкретного человека влияет на об­щий характер чувствительности всех его анализаторов. Ско­рость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижных скорость ощущения больше, у тормозимого типа дифференцировка более точная и т. д.). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, каковы сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более неустойчивая у возбудимого типа, инертная у тормоз­ного) . Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процес­сов— большая у слабого типа, наименьшая — у инертного.

Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности,—
уровень чувствительности анализато­ров. Для развития разных видов чувствительности в общей сен­сорной организации человека характерна неравномерность

Изучение сенсорных навыков показало, что они складываются из запаса сенсорных эталонов (представлений) и овладения способами оперирования образами, в частности сопоставления воспринимаемого сигнала с эталонным. 

·        аттенционные свойства,

Профессионально значимые свойства внимания — интенсив­ность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения — по-разному выступают в различных видах деятельности. 

Все характеристики внимания в той или иной мере опреде­ляются типологическими особенностями нервной системы и по­тому мало изменяются. Скорость переключения внимания зави­сит от подвижности нервных процессов.

воспитание внимания в труде — это не выработка высокого напряжения внимания или развитие абстрактных его качеств. Правильное воспитание внимания в трудовой деятельности состоит в изыскании наиболее рациональной системы его организации в каждом виде тру­да, в каждом действии и операции с учетом задачи и условий труда, особенностей машины (оборудования, технологии.) и в практическом овладении этой системой в процессе обучения. При овладении новым видом деятельности или при выпол­нении той же деятельности в новых условиях всегда происхо­дит перестройка системы организации внимания. 

·психомоторные свойства.

Во всякую трудовую деятельность так или иначе включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер, однако для всех действий, в том числе не только моторных, но и сенсорных, и умственных, характерны:

1) целесообразность (целенаправленность);

2) адекватность текущего строения действия текущему со­стоянию объекта труда;

3) опосредованность действия орудиями труда; характер ее изменяется с ходом технического прогресса (действия над пред­метами труда с помощью средств труда заменяются или допол­няются действиями над самими средствами труда);

4) полиэффекторность трудовых действий, означающая воз­можность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц;


5) определенное соотношение фиксированных, автоматиче­ских, и изменчивых, перестраивающихся компонентов;

6) общественная обусловленность трудовых действий, вы­ражающаяся в том, что они регулируются не только выполня­ющим их человеком, но и другими людьми, (извне) или мате­риализованными продуктами деятельности других людей 

Различают три основных параметра трудовых действий: си­ловой, пространственный, временной. На ранних этапах разви­тия техники ведущим был силовой фактор. Увеличение роли пространственного и временного компонентов приводило к все большему членению крупных силовых движений на более мел­кие дозировочные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара или нажима.