Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 452

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.

2. Междисциплинарные связи организационной психологии.

3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.

4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.

5. Психологический феномен лидерства в организации.

6. Организационная власть и индивидуальность.

7. Организационные конфликты в деятельности организации.

8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.

9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.

10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.

11. Межгрупповые отношения в организации.

12. Организационная культура и эффективность организации.

13. Типологии групп в организации.

14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.

15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.

16. Теория ERG К. Альдерфера.

17. Профессиографический анализ работы.

18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.

19. Модели взаимодействия человека в организации.

20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.

1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.

2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.

3. Понятие труд и психологические признаки труда.

4. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика.

5. Общая характеристика разделов: организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение.

6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.

7. Психология труда в России XX-XXI века.

8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.

9. Психологическая структура профессиональной деятельности.

10. Классификация профессий.

11. Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-человек».

12. Профессиональная пригодность человека.

13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.

14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.

15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.

16. Хронология профессионального развития человека. Стадии профессионализации личности (по Е.А. Климову).

17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.

18. Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства.

19. Профессионально значимые свойства и их динамика: мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства.

20. Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией.

21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).

22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.

23. Методы оценки психических состояний.

24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.

25. Состояние психической готовности к деятельности.

26. Состояние утомления в трудовой деятельности.

27. Профессографическое изучение профессий:

28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.

29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.

30. Психические регуляторы труда.



Формирование образа объекта профессиональной трудовой деятельнос­ти обеспечивается за счет соответствующих мероприятий, а именно: про­фессионального обучения, подбора персонала, способного к адекватному формированию образа, специальных тренингов, консультативного сопровождения адаптантов.

2. Образ субъекта трудовой деятельности (представление о самом себе) включает в себя:

  • Знание (осознание) уровня своих профессионально важных качеств,

  • Знание должностных функций,

  • Знание о своем функциональном состоянии и его ограничениях,

  • Представление о себе как члене трудового коллектива, перспективах своего роста: должностного и профессионального.

Если представление о самом себе в тех или иных разно­видностях знаний о себе имеет какие-либо недостатки (деформации, изъяны, дефициты и др.), человек как субъект трудовой деятельности может столк­нуться с целым рядом проблем в своей работе. Особенно это касается ра­боты, связанной с коммуникативными процессами, требующими адекватно ситуации изменять стиль поведения, целенаправленно использовать опреде­ленные техники межиндивидуальной коммуникации.

Представление о своем плохом самочувствии (в связи с утомлением, бо­лезненным состоянием) может провоцировать работника на уклонение от выполнения наиболее сложных элементов работы, на сокращение объемов выполняемой работы, на формализацию предписанных функций.

С другой стороны, представление о своем непревзойденном профессио­нализме, о своих сверхспособностях подвигает работника к грубому наруше­нию правил техники безопасности и технологии.

Формирование представления о самом себе (также как и его коррекция) обеспечивается в процессе учебно-тренинговой подготовки работника, в прак­тике консультативного сопровождения и психологической помощи работнику.

3. Образ своей личности и отношений с окружающими людьми. Этот регулятор трудовой деятельности имеет следующие разновидности образа:

  • Образ собственных потребностей, интересов, мотивов (образ движущих сил своего поведения).

  • Образ своих профессиональных и интеллектуальных способностей.

  • Образ своего характера, черт личности, важных для работы.

  • Образ своих отношений с окружающими людьми.


Если образ своей личности (в его разновидностях) имеет существенное значение в обеспечении успешности трудовой деятельности, то недостатки в его структуре могут неблагоприятно повлиять на её эффек­тивность. Дело в том, эффективность деятельности, обусловленная поведением работника, есть продукт самосознания и самооценки работника. Бывает нередко, что работник плохо справляется со своими обязанностями, потому что он считает: «Я выгляжу совсем неважно», «Я для них (членов кол­лектива) чужак», « За кого они (клиенты, члены коллектива) меня принимают?»

Формирование адекватного образа своей личности и образа отношений с окружающими в интересах обеспечения эффективности работы связывается с мероприятиями консультативно-тренингового содержания.