Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.

2. Междисциплинарные связи организационной психологии.

3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.

4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.

5. Психологический феномен лидерства в организации.

6. Организационная власть и индивидуальность.

7. Организационные конфликты в деятельности организации.

8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.

9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.

10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.

11. Межгрупповые отношения в организации.

12. Организационная культура и эффективность организации.

13. Типологии групп в организации.

14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.

15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.

16. Теория ERG К. Альдерфера.

17. Профессиографический анализ работы.

18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.

19. Модели взаимодействия человека в организации.

20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.

1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.

2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.

3. Понятие труд и психологические признаки труда.

4. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика.

5. Общая характеристика разделов: организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение.

6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.

7. Психология труда в России XX-XXI века.

8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.

9. Психологическая структура профессиональной деятельности.

10. Классификация профессий.

11. Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-человек».

12. Профессиональная пригодность человека.

13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.

14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.

15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.

16. Хронология профессионального развития человека. Стадии профессионализации личности (по Е.А. Климову).

17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.

18. Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства.

19. Профессионально значимые свойства и их динамика: мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства.

20. Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией.

21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).

22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.

23. Методы оценки психических состояний.

24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.

25. Состояние психической готовности к деятельности.

26. Состояние утомления в трудовой деятельности.

27. Профессографическое изучение профессий:

28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.

29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.

30. Психические регуляторы труда.



6) изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности, раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности – ее стрессоустойчивости;

7) раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности; 

8) разработка психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности, установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью;

 9) исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание организационной среды деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

 

2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.


1. Общая психология

Знания по общей психологии являются теоретической базой для изучения трудовых процессов, проявления в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств.

Психология труда обогащает общую психологию новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях деятельности, что способствует развитию психологической теории деятельности.

2. Возрастная психология

Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении.

Психология труда вносит свой вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии, психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста.

3. Специальная психология

Специальная психология оказывает помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности
, особенно связанных с экстремальными условиями (научных экспедиций, экспериментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и т.д.).

Достижения в сфере психологии туда позволяют представителям специальной психологии предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.

4. Социальная психология

Положения социальной психологии применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах.

Исследования представителей психологии труда об особенностях различных областей и условиях профессиональной деятельности позволяют получить социальной психологии новые психологические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми.


3. Понятие труд и психологические признаки труда.


Труд - это процесс сознательного преобразования человеком окружающей действительности с осознанным использованием средств и орудий труда для удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей. Труд отличается от др. видов деятельности тем, что он всегда направлен на создание продукта социально значимого, т.е. нужного людям.

Психологические признаки:

1. Предвосхищение общественно ценного результата.

Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества. Результат деятельности в некоторых специальностях порой бывает, неизвестен, в этом случае знание результата – есть знание общих требований, норм, которым должен соответствовать искомый результат.

2. Сознание обязательности достижения заданного результата.

Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности. Например, это задания, сформулированные ответственными представителями общества, производственного коллектива – программы, планы, трудовые задания, документированные или устные.

3. Владение внешними и внутренними средствами деятельности.

Своеобразие труда как специфически человеческой деятельности состоит в том, что орудия, средства оказываются предметами особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим очень живучи в историческом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов. Все это значит, что в ходе трудового обучения, профессиональной подготовки важно культивировать не просто знания о средствах труда и навыки их использования, применения, но и особое к ним отношение.

4. Ориентировка в межличностных производственных отношениях.

Например, заготовка какой-н. детали является не только будущим изделием для кого-то, но и достаточно сложным и дорогим изделием, которое содержит в себе овеществленный труд многих высококвалифицированных работников.


4. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика.


1.Психология труда – это отрасль психологического знания, которая решает множество задач, связанных с трудовой деятельностью человека.

2. Инженерная психология, изучающая информационное взаимодействие человека со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора.

3.Эргономика. комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук, изучение многообразной системы «человек – коллектив – машина – среда – социум – культура – природа», которую обозначают как «эргономическая система». 

Предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению.

5. Общая характеристика разделов: организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение.


Организационная психология — прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации. 

Организационная психология охватывает три уровня проблем:

1) личность и поведение отдельных работников организации;

2) проблемы группового труда;

3) проблемы организации в целом (ее проектирование, развитие, диагностика состояния и способы оптимизации функционирования).

Профессиональная ориентация — это определенная система мероприятий, нацеленных на информирование людей, выбирающих или собирающихся сменить профессию, относительно конкретных профессиональных деятельностей — их специфики, условий реализации и требований к исполнителям. 

Основными направлениями профориентации являются:

  • формирование и презентация баз данных по психологическим аспектам профессий, выявленным в ходе их изучения;

  • содействие людям в выборе профессии сообразно их желаниям, склонностям и интересам, с учетом их психологических возможностей и профессиональных задатков.


Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования. 

Ее предметом являются психологические особенности, закономерности, механизмы освоения профессий и специальностей, повышения квалификации и профессионального самообразования.