Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 431
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.
2. Междисциплинарные связи организационной психологии.
3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.
4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.
5. Психологический феномен лидерства в организации.
6. Организационная власть и индивидуальность.
7. Организационные конфликты в деятельности организации.
8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.
9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.
10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.
11. Межгрупповые отношения в организации.
12. Организационная культура и эффективность организации.
13. Типологии групп в организации.
14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.
15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.
17. Профессиографический анализ работы.
18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.
19. Модели взаимодействия человека в организации.
20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.
1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.
2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.
3. Понятие труд и психологические признаки труда.
6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.
7. Психология труда в России XX-XXI века.
8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.
9. Психологическая структура профессиональной деятельности.
12. Профессиональная пригодность человека.
13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.
14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.
15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.
17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.
21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).
22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.
23. Методы оценки психических состояний.
24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.
25. Состояние психической готовности к деятельности.
26. Состояние утомления в трудовой деятельности.
27. Профессографическое изучение профессий:
28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.
29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.
6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.
Теория Ф. У. Тейлора
Основные принципы подхода Тейлора заключаются в следующем:
1. Увеличение комфорта и благосостояния человечества является главной целью производства.
2. Предприниматели должны нести ответственность за соблюдение интересов всего общества, а не только их частного капитала.
3. Рациональная организация производства необходима для получения максимальных прибылей и возможности выстоять в конкурентной борьбе.
4. Система научного управления должна дать предпринимателям знания о рациональном ведении производства.
5. Рядовой рабочий изначально ленив, невежествен, пассивен.
6. Сочетание материальной заинтересованности и «разумного эгоизма».
7. Непрерывный контроль за работой конкретного исполнителя.
8. Оперативный контроль за работой цехов.
Г. Мюнстенберг и его психотехника
Психотехника - наука о практическом применении психологии к задачам культуры.
В 1920-е годы в психотехнике выделяли три основные проблемы: профотбор и профконсультации с помощью специальных методик; достижение наивысшей производительности труда; достижение желаемых психологических эффектов от воздействия на личность работника.
Во второй четверти ХХ века психотехника переживает кризис. Главная причина кризиса психотехники заключалась в неспособности ее представителей эффективно решать задачи, заявленные ею в самом начале.
Школа «человеческих отношений» (Р. Мэйо)
В основу доктрины «человеческих отношений» положены следующие принципы:
1.Человек - это «социобильное существо», ориентированное на принадлежность к определенной группе и включенное в контекст группового поведения.
2.Бюрократическая организация с ее жесткой иерархией несовместима с природой человека и его свободой.
3.Руководители предприятий в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. Работникам необходимо создавать благоприятные условия труда и общения для того, чтобы повысить их производительность.
4.Вознаграждение за труд всей группы эффективнее вознаграждения одного человека. Социальное вознаграждение эффективнее экономического.
Демократический стиль руководства, повышение удовлетворенности трудом и взаимоотношениями, создание атмосферы сотрудничества являются элементами социального вознаграждения.
7. Психология труда в России XX-XXI века.
Психотехника. Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 году Центрального института труда.
Для психотехники был характерен широчайший диапазон решаемых задач: профотбор и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями на производстве, психология воздействия: плакат, реклама, кино, психотерапия и психогигиена. В теоретическом плане психотехника опиралась на дифференциальную психологию. При профотборе широко применялось тестирование.
Однако в последующие годы безработица сократилась, потребность в профотборе снизилась. К тому же обнаружились недостаточная надежность и валидность кратковременных испытаний, дававших неполную информацию о тех или иных свойствах личности. Назревал кризис внутри самой психотехники. К 1939 году психотехника в СССР была полностью свернута.
Отечественные историки ПТ выделяют три причины столь быстрого забвения психотехники. Главная среди них – разочарование в способности психотехников решать те грандиозные задачи, которые были ими поставлены. Вторая причина, как считает О.Г. Носкова, заключается в неэффективности объектного метода, игнорирующего целостность личности и роль сознательно-смысловой регуляции поведения индивида. В качестве третьей причины Н.С. Пряжников называет «неспособность многих психологов выйти за рамки собственно психологической науки и реализовать идею комплексного культурологического подхода к изучению труда как важнейшего элемента культуры».
В послевоенный период ПТ развивалась с учетом потребностей хозяйственной жизни страны. В 1957 году психология вновь обрела государственный статус, а ПТ была обозначена как преемница психотехники.
Окончательное статусное оформление психологии труда в самостоятельную науку
произошло в 1980-е годы. Оно ознаменовалось созданием мощных научных и учебных центров в Московском, Ленинградском (СПбГУ) и Ярославском университетах, в которых сформировались коллективы ученых, разрабатывающих различные проблемы психологии труда.
В настоящее время, как считает Н.С. Пряжников, вопросы психологии труда часто поглощаются организационной психологией: в моде больше психология управления, менеджмент, в которых вопросы ПТ сближаются с проблемами социальной психологии. Все большее распространение получает термин «организационная психология и психология труда», объединяющий знания о труде в организациях и о человеке как субъекте труда.
8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.
Й. П. Олстон сформулировал пять основных принципов японского менеджмента.
Первый принцип — рабочие, которые способны выполнять служебные обязанности, достаточно разумны, чтобы повышать продуктивность и качество своей работы. Реализация этого принципа опирается на три административных метода.
1. Кружки качества, где рабочие вносят свои новаторские предложения.
2. Практика стимулирования всех работников к совершенствованию профессиональных умений и навыков.
3. Практика перевода рабочих с одного рабочего места на другое.
Второй принцип — склонные к переменам рабочие стремятся улучшать качество своей работы.
Для реализации второго принципа японские менеджеры разработали два административных метода.
1. Пожизненный наем работников.
2. Премирование рабочих в случае повышения прибылей фирмы.
Третий принцип — члены корпорации составляют «семью».
Для поддержки этого принципа используются следующие административные методы.
1. Работники фирмы оказывают новичку помощь, сочувствие, поддержку, ожидая от него в дальнейшем проявления такого же поведения по отношению к ним.
2. Свободное время работники фирмы проводят вместе.
3. Взаимные обязательства руководства фирмы и рабочих.
Четвертый принцип — группа важнее отдельной личности.
Японцы изобрели два административных метода для реализации этого принципа.
1. Продвижение по службе и начисление зарплаты зависят от стажа работы, а не от способностей, успехов и индивидуальной производительности работника.
2. Успех фирмы рассматривается как результат усилия группы, а не отдельного человека.
Пятый принцип — сотрудничество. Реализация идеи сотрудничества опирается на два административных метода.
1. Специальная программа обучения, которую проходят новички в течение трех-шести месяцев при поступлении на работу в фирму, за это время у них формируется корпоративный дух и решимость работать на благо фирмы.
2. Установление, поддержание и укрепление группового согласия и гармонии.
9. Психологическая структура профессиональной деятельности.
Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности.
Действие – это основная единица структуры деятельности, представляющая собой произвольную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели. С.Л. Рубинштейн считал именно действие «подлинной единицей», «ячейкой», «клеточкой» человеческой деятельности, в которой наиболее явно и ярко проявляются все основные психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. Он указывал, что в действии как «клеточке» деятельности представлены зачатки всех сторон психики и что все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.
Конечной целью любой трудовой деятельности является получение некоторого полезного (и для данного человека, и для общества) результата. Но достигается эта цель поэтапно, путем решения частных задач. Элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи, и называется действием. Более детальный анализ позволяет разложить действие на составляющие его рабочие движения (в случае, когда речь идет о моторных действиях). При таком рассмотрении действие выступает как система определенным образом организованных движений (рук, ног, всего тела). Фактором, организующим движения в систему (в действие), является задача.
Деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий. Иногда некоторые действия выполняются параллельно, т.е. одновременно. Необходимо отметить, однако, что деятельность не есть простая сумма элементарных действий. Соотношение действий в структуре деятельности более сложно. В процессе ее выполнения происходит объединение и расчленение действий, переходы одного действия в другое, их преобразование и т.п. Действие характеризуется высокой динамичностью и пластичностью. Каждое из них формируется по ходу деятельности. Одно и то же действие человек может выполнять разными способами. Способ выполнения каждого последующего действия зависит от результатов предшествующего и конкретных условий деятельности. В процессе деятельности так или иначе проявляются творческие способности человека.