Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.

2. Междисциплинарные связи организационной психологии.

3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.

4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.

5. Психологический феномен лидерства в организации.

6. Организационная власть и индивидуальность.

7. Организационные конфликты в деятельности организации.

8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.

9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.

10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.

11. Межгрупповые отношения в организации.

12. Организационная культура и эффективность организации.

13. Типологии групп в организации.

14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.

15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.

16. Теория ERG К. Альдерфера.

17. Профессиографический анализ работы.

18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.

19. Модели взаимодействия человека в организации.

20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.

1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.

2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.

3. Понятие труд и психологические признаки труда.

4. Основные разделы психологии труда: психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эргономика.

5. Общая характеристика разделов: организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение.

6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.

7. Психология труда в России XX-XXI века.

8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.

9. Психологическая структура профессиональной деятельности.

10. Классификация профессий.

11. Особенности деятельности в системах «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек – художественный образ», «человек-человек».

12. Профессиональная пригодность человека.

13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.

14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.

15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.

16. Хронология профессионального развития человека. Стадии профессионализации личности (по Е.А. Климову).

17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.

18. Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства.

19. Профессионально значимые свойства и их динамика: мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства.

20. Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией.

21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).

22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.

23. Методы оценки психических состояний.

24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.

25. Состояние психической готовности к деятельности.

26. Состояние утомления в трудовой деятельности.

27. Профессографическое изучение профессий:

28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.

29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.

30. Психические регуляторы труда.

социальной психологии, именуемой организационное развитие.

Существует понимание организационного развития в широком и узком смысле. В широком смысле, дисциплина - "организационное развитие", занимается вопросами создания и внедрения в организации особых культурно-социальных технологий, которые направлены на совершенствование делового поведения человека и группы людей в организациях. Большое внимание при этом в организационном развитии уделяется методам социально-психологической диагностики организации.

В узком смысле, дисциплина "организационное развитие", описывает условия, при которых организация становится саморазвивающейся системой. Организационное развитие направлено на изменение организации. Заказчик изменений (а им, как правило, является руководитель организации) соотносится с достижениями организационной психологии не прямо, а опосредованно, через консультантов по организационному развитию. Таким образом, концепции и подходы, разработанные в организационной психологии, проходят свою апробацию в процессе использования технологий организационного развития. С другой стороны, данные о результатах организационного развития, факторах, обеспечивающих эффективное изменение организаций, служат основой для построения теоретических концепций об особенностях поведения человека в организационном контексте.

3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.


1) Разделение труда. Это естественное явление. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделение труда применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделение власти.

2) Власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции - награды или кары, - сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3) Дисциплина - это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками.


4) Единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

5) Единство руководства, направления. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6) Подчинение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

7) Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна бать справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8) Централизация. Как и разделение труда, централизация есть естественное явление. Однако соответствующая степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

9) Иерархия, или скалярная цепь. Иерархия, или скалярная цепь, - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка - сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации.

10) Порядок. Формула материального порядка определенное место для всякой вещи на своем месте. Формула социального порядка - определенное место для каждого лицо на своем месте. Графические таблицы, схемы значительно облегчают установление и контроль как социального, так и материального порядка.

11) Справедливость. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

12) Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13) Инициатива. Инициатива - это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.



14) Единение персонала, или корпоративный дух. Гармония, единение персонала - большая сила в организации.

4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.


Л. Гьюлик и Л. Урвик были наиболее видными последователями классической теории организации. Гьюлик развил концепцию Файоля о пяти элементах администрации и выделил следующие элементы организационной деятельности:

1) планирование – определение целей и задач, подлежащих выполнению, и указание способов их достижения;

2) организация – создание формальной структуры подчиненности, на основании которой осуществляется разделение работы между производственными подразделениями, определяется и координируется деятельность этих подразделений, направленная на достижение поставленной цели;

3) укомплектование штата – это все разнообразие работы с личным персоналом;

4) руководство – включает принятие решений и оформление их в виде приказов, инструкций и распоряжений;

5) координация – это обеспечение согласованности деятельности всех подразделений организации;

6) отчетность – информирование вышестоящих инстанций о ходе проведения работы;

7) составление бюджета – предположительное определение предстоящих расходов и доходов на определенный период и указание форм финансового контроля. Л. Урвик считал, что при проектировании организационной структуры нужно создавать определенную формальную структуру, а затем искать для работы в этой структуре соответствующих ей людей.

И Гьюлик, и Урвик в своих исследованиях отстаивали необходимость наличия принципа единоначалия в организациях. Но они не могли не учитывать стремительный рост объемов и масштабов организационной деятельности, которая приводила к тому, что высшие менеджеры все больше утопали в потоках информации и дел. Высшее руководство организации все больше нуждалось в помощи различных специалистов. Это делало необходимым определение их структурной роли в организации по отношению к линиям власти.

Гьюлик разработал четыре критерия, которые, по его мнению, должны быть положены в основу идеи департаментализации.

1. Цель. Если у организации есть конкретная цель, то несложно разделить ее на несколько подцелей и исходя из этого сгруппировать виды деятельности, которые способствовали бы достижению общей цели.


2. Однотипные операции, которые можно сгруппировать в одном подразделении.

3. Категории населения. Специализация подразделений компании должна проводиться в соответствии с тем, какую категорию населения обслуживает организация.

4. Географический критерий: проблемы и вопросы, связанные с определенным географическим районом, должны рассматриваться в одном подразделении.

5. Психологический феномен лидерства в организации.


Лидер организации — это член организации, обладающий возможностями влиять на поведение других членов посредством своих личностных качеств.

Ключевые компетенции лидера:

• определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);

• объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей);

• мотивация людей (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение и передача опыта).

С точки зрения выполняемых лидером ролей можно выделить:

• лидера — генератора идей, осуществляющего функцию увеличения возможностей и способов выхода за пределы проблемной ситуации при принятии решений;

• лидера-мотиватора, функция которого — мобилизация людей к деятельности;

• лидера-организатора, осуществляющего функцию обеспечения группы способами реализации принятого решения и регулирующего взаимодействия в процессе достижения общей цели;

• лидера-диспетчера, распределяющего функции между членами группы и координирующего их деятельность.

С точки зрения ситуативного фактора выделяют:

• лидеров, появляющихся в кризисных для организации или группы условиях;

• лидеров, наиболее успешных в ситуации стабильности, когда необходимо изо дня в день выполнять рутинную работу.

По содержанию деятельности лидеров принято разделять на лидеров, нацеленных на достижение, на близость отношений и стремящихся к власти. В первом случае лидеры заинтересованы в соблюдении стандарта превосходства, ориентированы на получение уникальных, беспрецедентных результатов. Во втором — в установлении, поддержании и восстановлении дружбы или дружеских отношений. В третьем — в получении влияния, контроля и воздействия на людей посредством убеждения, доказательства, аргументации,