Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.
2. Междисциплинарные связи организационной психологии.
3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.
4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.
5. Психологический феномен лидерства в организации.
6. Организационная власть и индивидуальность.
7. Организационные конфликты в деятельности организации.
8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.
9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.
10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.
11. Межгрупповые отношения в организации.
12. Организационная культура и эффективность организации.
13. Типологии групп в организации.
14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.
15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.
17. Профессиографический анализ работы.
18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.
19. Модели взаимодействия человека в организации.
20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.
1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.
2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.
3. Понятие труд и психологические признаки труда.
6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.
7. Психология труда в России XX-XXI века.
8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.
9. Психологическая структура профессиональной деятельности.
12. Профессиональная пригодность человека.
13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.
14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.
15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.
17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.
21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).
22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.
23. Методы оценки психических состояний.
24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.
25. Состояние психической готовности к деятельности.
26. Состояние утомления в трудовой деятельности.
27. Профессографическое изучение профессий:
28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.
29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.
Существует понимание организационного развития в широком и узком смысле. В широком смысле, дисциплина - "организационное развитие", занимается вопросами создания и внедрения в организации особых культурно-социальных технологий, которые направлены на совершенствование делового поведения человека и группы людей в организациях. Большое внимание при этом в организационном развитии уделяется методам социально-психологической диагностики организации.
В узком смысле, дисциплина "организационное развитие", описывает условия, при которых организация становится саморазвивающейся системой. Организационное развитие направлено на изменение организации. Заказчик изменений (а им, как правило, является руководитель организации) соотносится с достижениями организационной психологии не прямо, а опосредованно, через консультантов по организационному развитию. Таким образом, концепции и подходы, разработанные в организационной психологии, проходят свою апробацию в процессе использования технологий организационного развития. С другой стороны, данные о результатах организационного развития, факторах, обеспечивающих эффективное изменение организаций, служат основой для построения теоретических концепций об особенностях поведения человека в организационном контексте.
3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.
1) Разделение труда. Это естественное явление. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделение труда применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделение власти.
2) Власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции - награды или кары, - сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность.
3) Дисциплина - это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками.
4) Единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
5) Единство руководства, направления. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6) Подчинение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.
7) Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна бать справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.
8) Централизация. Как и разделение труда, централизация есть естественное явление. Однако соответствующая степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.
9) Иерархия, или скалярная цепь. Иерархия, или скалярная цепь, - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка - сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации.
10) Порядок. Формула материального порядка определенное место для всякой вещи на своем месте. Формула социального порядка - определенное место для каждого лицо на своем месте. Графические таблицы, схемы значительно облегчают установление и контроль как социального, так и материального порядка.
11) Справедливость. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.
12) Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13) Инициатива. Инициатива - это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.
14) Единение персонала, или корпоративный дух. Гармония, единение персонала - большая сила в организации.
4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.
Л. Гьюлик и Л. Урвик были наиболее видными последователями классической теории организации. Гьюлик развил концепцию Файоля о пяти элементах администрации и выделил следующие элементы организационной деятельности:
1) планирование – определение целей и задач, подлежащих выполнению, и указание способов их достижения;
2) организация – создание формальной структуры подчиненности, на основании которой осуществляется разделение работы между производственными подразделениями, определяется и координируется деятельность этих подразделений, направленная на достижение поставленной цели;
3) укомплектование штата – это все разнообразие работы с личным персоналом;
4) руководство – включает принятие решений и оформление их в виде приказов, инструкций и распоряжений;
5) координация – это обеспечение согласованности деятельности всех подразделений организации;
6) отчетность – информирование вышестоящих инстанций о ходе проведения работы;
7) составление бюджета – предположительное определение предстоящих расходов и доходов на определенный период и указание форм финансового контроля. Л. Урвик считал, что при проектировании организационной структуры нужно создавать определенную формальную структуру, а затем искать для работы в этой структуре соответствующих ей людей.
И Гьюлик, и Урвик в своих исследованиях отстаивали необходимость наличия принципа единоначалия в организациях. Но они не могли не учитывать стремительный рост объемов и масштабов организационной деятельности, которая приводила к тому, что высшие менеджеры все больше утопали в потоках информации и дел. Высшее руководство организации все больше нуждалось в помощи различных специалистов. Это делало необходимым определение их структурной роли в организации по отношению к линиям власти.
Гьюлик разработал четыре критерия, которые, по его мнению, должны быть положены в основу идеи департаментализации.
1. Цель. Если у организации есть конкретная цель, то несложно разделить ее на несколько подцелей и исходя из этого сгруппировать виды деятельности, которые способствовали бы достижению общей цели.
2. Однотипные операции, которые можно сгруппировать в одном подразделении.
3. Категории населения. Специализация подразделений компании должна проводиться в соответствии с тем, какую категорию населения обслуживает организация.
4. Географический критерий: проблемы и вопросы, связанные с определенным географическим районом, должны рассматриваться в одном подразделении.
5. Психологический феномен лидерства в организации.
Лидер организации — это член организации, обладающий возможностями влиять на поведение других членов посредством своих личностных качеств.
Ключевые компетенции лидера:
• определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);
• объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей);
• мотивация людей (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение и передача опыта).
С точки зрения выполняемых лидером ролей можно выделить:
• лидера — генератора идей, осуществляющего функцию увеличения возможностей и способов выхода за пределы проблемной ситуации при принятии решений;
• лидера-мотиватора, функция которого — мобилизация людей к деятельности;
• лидера-организатора, осуществляющего функцию обеспечения группы способами реализации принятого решения и регулирующего взаимодействия в процессе достижения общей цели;
• лидера-диспетчера, распределяющего функции между членами группы и координирующего их деятельность.
С точки зрения ситуативного фактора выделяют:
• лидеров, появляющихся в кризисных для организации или группы условиях;
• лидеров, наиболее успешных в ситуации стабильности, когда необходимо изо дня в день выполнять рутинную работу.
По содержанию деятельности лидеров принято разделять на лидеров, нацеленных на достижение, на близость отношений и стремящихся к власти. В первом случае лидеры заинтересованы в соблюдении стандарта превосходства, ориентированы на получение уникальных, беспрецедентных результатов. Во втором — в установлении, поддержании и восстановлении дружбы или дружеских отношений. В третьем — в получении влияния, контроля и воздействия на людей посредством убеждения, доказательства, аргументации,