Файл: Введение в дисциплину Экология 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 775

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Тема: Введение в дисциплину «Экология»

Тема: Аксиоматика экологии

Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели

Тема: Взаимодействие общества и природной среды

I = P*A*T,

Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы

Тема. Эволюция типов природопользования

Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Тема:Экономическая ценность природы

Полная экономическая ценность окружающей природной среды

Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования

Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики

Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования

Тема: Хозяйственный механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования (административно-контрольные инструменты)

Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Тема: Экологическая диагностика региона

Тема:Региональная экологическая политика

Тема: Экологическая доктрина РФ

Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая

Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема: Экологический каркас территории

Тема: Населённый пункт как экосистема

Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий

Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения

Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира

Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде

Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте

Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ

Словарь



Экологическое влияние МОК распространяется на всех членов олимпийской семьи также, как и на проведение различных спортивных мероприятий. Хотя МОК не имеет возможности финансировать все экологические проекты, проводимые организационными структурами олимпийского спорта, он благоприятствует объединению усилий по охране окружающей среды на всех уровнях.

Сферы действия субъектов экологического маркетинга

Условно можно выделить две сферы действия субъектов экологического маркетинга:

Ñ сфера влияния

Ñ сфера исполнения.
Сферу влияния формируют организации двух типов:

  1. олимпийской направленности

  2. неолимпийской направленности.

Условно можно выделить 4 уровня организационных структур олимпийского спорта и проводимой ими природоохранной политики:

1 – Работа МОК в сфере окружающей среды сконцентрирована на трех основных направлениях:

  • на защите природы,

  • предотвращении выбросов загрязняющих веществ

  • уменьшении потребления не пополняемых (не возобновляемых) ресурсов.

2 – Деятельность Комитета МОК «Спорт и окружающая среда» заключается в следующем:

  • организация и проведение международных конференций и семинаров «Спорт и окружающая среда»;

  •  издательство методической литературы по проблеме спорт и экология;

  •  стимулирование деятельности НОКов и МСФ в области экологического маркетинга;

  •  сотрудничество с различными организациями по реализации природоохранных проектов в олимпийском спорте.

3 – Маркетинговая политика оргкомитета ОИ (ОКОИ) в области экологии ориентирована на лояльную по отношению к природе организацию и проведение Олимпийских игр. Она включает следующие положения:

  • - организация менеджмента окружающей среды,

  • - сотрудничество с другими организациями,

  • - определение функций маркетингового отдела,

  • - обеспечение системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды во время подготовки и проведения Олимпийских игр,

  • - разработка программ по защите окружающей среды,

  • внедрение природоохранных технологий,

  • ресурсный менеджмент,

  • контроль за отработанными материалами,

  • -транспорт,

  • - экологическое образование,

  • сотрудничество с другими организациями.


Маркетинговая политика ОКОИ по охране окружающей среды заключается в успешной реализации следующих задач:

  • определение сферы действия

  • разработка системы отбора участников

  • организация системы эффективного управления

  • разработка и внедрение природоохранных технологий

  • формирование системы экологического образования

  • обеспечение ресурсного менеджмента

  • контроль за утилизацией отходов

  • транспортное обеспечение

  • организация экологического мониторинга

Вышеперечисленные направления маркетинговой политики в области окружающей среды основываются на усовершенствованных технологиях и методах. Приведем некоторые примеры из них:

  • использование в строительстве спортивных сооружений бетона из переработанного стекла (Лиллехаммер)

  • употребление блюда из картофельного и кукурузного крахмала (Лиллехаммер)

  • внедрение новой системы подачи пуль в биатлоне (Лиллехаммер)

  • разработка новой системы туннелей спортивных комплексов в горных массивах Норвегии (Лиллехаммер)

  • новая система киносъемки с минимальными химическими загрязнениями

  • фотоэлектрическое энергообеспечение Водного центра в Атланте

  • использование бумажной посуды (Нагано)

  • использование непрямого метода заморозки вместо традиционного прямого (Нагано)

  • внедрение новых вентиляционных технологий - естественное охлаждение (Сидней)

  • использование солнечной энергии в Олимпийской деревне (Сидней)

  • новый макет прозрачных крыш спортивных сооружений - естественное освещение через крышу (Сидней).

Как показали исследования, активно внедряемые новые технологии основаны на успешной маркетинговой политике ОКОИ. Однако результат был бы еще более эффективным, если добиться взаимодействия и сотрудничества всех организаций и частных лиц, участвующих в организации и проведении Олимпийских игр.

4 – Экологический маркетинг, осуществляемый НОКами стран, характеризуется следованием заданного МОКом направления с учетом своих особенностей и проблем.

Неолимпийскую направленность представляют:

  • государственная власть - Министерство природных ресурсов и экологии, государственные и муниципальные экологические организации, чья деятельность направлена на поддержание и обеспечение природоохранных проектов, проводимых на территории данной страны.

  • Общественная власть - различные неправительственные организации, гарантирующие общественную поддержку и содействие в реализации экологических проектов.

  • СМИ: радио, телевидение, пресса, печатные издания, миссия которых заключается в формировании экологического мировоззрения широких масс путем информирования общественности об экологических проблемах мирового и местного масштаба, о проводимой маркетинговой политике субъектов олимпийского движения по охране окружающей среды.

  • Бизнес: спонсоры, поставщики спортивных товаров и продукции, спортивные клубы и организации, предприятия, меценаты, волонтеры. Их роль состоит в техническом и финансовом обеспечении Олимпийских игр и кредитовании природоохранных проектов.


Одним из направлений маркетинговой политики организационных структур Олимпийского спорта является спонсорская деятельность. В 1985 году была учреждена международная олимпийская рекламно-спонсорская программа, разработанная для МОК швейцарским рекламным агентством ИСЛ (International Sports & Ledger). Она получила название ТОП. При отборе участников программы преимущество было отдано компаниям-производителям товаров, реализуемых во всем мире. Концепция программы предполагала увязку интересов бизнеса и спорта и предоставление компаниям возможности через олимпийский спорт внедрять в сознание потребителей образ определенных товаров и услуг. Программа ТОП-1 (1985-1988 гг.) объединила 9 спонсоров и принесла доход около 95 млн. долларов. В программе ТОП-2 (1989-1992 гг.) приняло участие 12 спонсоров, а доход составил 175 млн. долларов [63]. Программа ТОП-3 (1993-1996 гг.), включавшая 10 спонсоров, принесла доход свыше 300 млн. долларов [64]. В программе ТОП-4 (1997-2000 гг.) 420 млн. долларов. Некоторые компании-участники программы ТОП, также как и телевизионные компании, изучают возможности сотрудничества с МОК в новом тысячелетии в рамках программ ТОП-5 (2001-2004 гг.) и ТОП-6 (2005-2008 гг.).

С одной стороны, спонсоры, как потенциальные поставщики товаров и услуг, напрямую оказываются в сфере действия экологических норм, правил и требований, принятых на Олимпийских играх. С другой стороны, благодаря спонсорским средствам становится возможным провести экологические проекты. В связи с этим ОКОИ должен разработать свод положений с целью повышения осведомленности об экологических проблемах Олимпиады и заинтересованности потенциальных спонсоров в совместном решении этих проблем. Результатом проведенных исследований является обобщенный анализ мероприятий ОКОИ 1996 - 2006 гг. по организации работы спонсоров в экологических проектах, представленный в таблице.

Характеристика мероприятий ОКОИ по привлечению спонсоров к участию в экологических проектах

Цель

Мероприятия

Включение экологического аспекта в предоставляемую спонсорскую заявку

  • Потенциальные спонсоры информируются о необходимости включить в свою заявку положения, отражающие степень их вовлечения в природоохранную деятельность

Включение экологического параграфа в спонсорское соглашение

  • Закрепление обязательств по указанным в соглашении аспектам;

  • Стимулирование поиска будущих преимуществ и выгод

Мониторинг

  • Приглашение спонсоров к участию в решении текущих экологических проблем;

  • Организация презентаций результатов спонсорской деятельности;

Создание Сети олимпийских экологических спонсоров

  • Содействие объединению усилий спонсоров по природоохранной деятельности;

  • Распределение сфер экологического влияния и информации;

  • Предоставление большего числа экономических выгод компаниям, действующим по принципу охраны окружающей среды;

  • Перспективы расширения сферы деятельности в области охраны окружающей среды

Создание Олимпийской экологической адвокатуры

  • Определение прав и обязанностей ОКОИ в отношении спонсорской деятельности;

  • Юридическое закрепление взятых спонсорами обязательств по выполнению природоохранных проектов;

  • Защита прав спонсоров в решении экологических споров;

Введение экологической стандартизации

  • Стимулирование производителей спортивных товаров и услуг к экологически чистому производству;

  • Экологический контроль за деятельностью субъектов олимпийского спорта

Использование экологического логотипа ОКОИ

  • Разработка ОКОИ экологического логотипа, отражающего наивысшую меру соответствия экологическим стандартам;

  • Выдача специализированного разрешения размещать экологический логотип на продукции и услугах спонсоров, характеризующее высокую степень экологической пригодности

Содействие партнерству с общественными экологическими организациями

  • Стимулировать принятие различных природоохранных проектов (таких как "Олимпийский ландшафт" на XXVII Олимпиаде в Сиднее, Австралия) совместно с общественными экологическими организациями


Таким образом, можно говорить о большом удельном весе такого направления маркетинговой деятельности организаций олимпийского спорта, как спонсорская деятельность. Это направление на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных и разрабатываемых различными субъектами олимпийского спорта.

Сфера исполнения включает все подструктуры, обеспечивающие непосредственно реализацию природоохранных проектов. К ним относится: директорат, секретариат, информационный отдел, рабочие группы и волонтеры.

Управленческая деятельность в области экологии имеет три уровня:

  1. управленческий менеджмент

  2. координирующий менеджмент

  3. операционный менеджмент.

Идеальная структура субъектов управления имеет две параллельные, но взаимосвязанные ветви: первая отражает иерархию внутри организации, вторая - вне организации.

  • внутри организации полную власть имеет вице-президент или исполнительный директор (управленческий менеджмент).

  • Департамент экологического контроля представляет второй уровень - координирующий - и несет ответственность за выполнение маркетинговых проектов. В его обязанности также входит регулярно представлять отчеты о проделанной работе, в частности, на совете директоров.

  • Специальные задачи, непосредственно связанные с реализацией маркетинговых проектов по охране окружающей среды, экологическому образованию, мониторингу и т.д., решаются на третьем уровне - операционный или практический менеджмент.

  • вторая ветвь представлена контрольной комиссией. Она включает спонсоров, представителей СМИ, бизнеса, спортивных деятелей и других участников экологического проекта, непосредственно не вошедших в организацию.

Таким образом, природоохранный маркетинг охватывает весь спектр экологических проблем на всех уровнях управления.

Пути совершенствования экономической деятельности в области экологии и спорта:

Несмотря на многообразие применяемых природоохранных мер организационными структурами олимпийского спорта, маркетинговая система в целом еще далеко не совершенна. Об этом красноречиво свидетельствует огромное количество нерешенных экологических проблем и возникновение кардинально новых
, присущих конкретному региону. С этих позиций целесообразным является определение путей совершенствования экономической деятельности в области экологии, как основополагающего фактора реализации этих проектов. Они заключаются в следующем:

  • создание природоохранной системы менеджмента с целью расширения возможностей организаторов соревнований решать поставленные цели и планировать проведение мероприятий с экологических позиций

  • планирование инфраструктуры и практического использования спортивных сооружений во время проведения Олимпиады, а также после ее завершения

  • улучшение планов ресурсообеспечения, включающих пониженное потребление не возобновляемых природных ресурсов и разумное потребление возобновляемых ресурсов

  • активное вовлечение спонсоров, поставщиков, меценатов и других финансовых лиц, а также граждан и волонтеров в совместную организацию природоохранных проектов

  • содействие внедрению новейших технологий в практику организации и проведения Олимпийских игр, строительства спортивных сооружений и оказанию сопутствующих услуг

    • содействие развитию или усовершенствованию транспортного обеспечения соревнований

    • стимулирование внедрения улучшенной стратегии утилизации отходов, основанной на сокращении и повторном использовании материалов

  • · введение экологического контроля и мониторинга с целью отслеживания и отображения предпринятых мер по охране окружающей среды.


Вышеперечисленные пути совершенствования экономической деятельности не являются средством решения всех экологических проблем, но позволяет улучшить экологическое положение в целом и предотвратить появление новых проблем мирового масштаба и связанных с проведением Олимпийских игр и других спортивных мероприятий.