Файл: Дипломная работа формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия доу и семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 418

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направленности личности на других людей, сравнении себя c ними [26, с.130].

При этом более актуальными для старших дошкольников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней. У детей старшего дошкольного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия) - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

  • развитие познавательного интереса к миру природы;

  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [29, с.17].


Познавая природу, ребенок не только знакомиться с предметами, объектами и явлениями, но и постигает их суть, взаимосвязь и взаимозависимость. Детские

«почему», «зачем», «откуда» говорят о том, что ребенок хочет разобраться во всем происходящем вокруг. Задача воспитателя: помочь детям узнать и понять природу, учиться y нее законам красоты и гармония.

Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».

В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью. Поэтому еще раз убеждаемся в том, что у детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, конечно, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды.

B основе познания природы лежат наблюдения и полученные в результате их знания. B соответствии cо старшим дошкольным возрастом, необходимо сделать отбор представлений, которые могут быть сформированы y детей в детском саду. Выделение системы знаний должно исходить из следующих основных положений:

  • процесс экологического образования и воспитания детей должен быть прежде всего целенаправленным, т.е. для каждой возрастной группы определяется цель, реализации которой должна быть подчинена вся работа в соответствующей группе;

  • формирование экологических представлений невозможно без опоры на представления об окружающем мире в целом и конкретные знания o природе;

  • необходимо различать природоведческие и экологические представления, чтобы правильно определить пути их формирования;

  • экологические представления должны формироваться постепенно и опираться не на абстрактные примеры, а на конкретные объекты и отношения. Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму – человека.


Идею экологического единства можно заложить, лишь раскрыв детям понятие живой организм, который дышит, чувствует, питается, размножается и самостоятельно передвигается [29, с.17].

Методика формирования у детей понятия живой организм (в природе это растения, животные и человек) разработана в исследованиях В.Г. Гревцевой, С. Н. Николаевой и других. Исследования показали, что уже дети трех-четырех лет учатся ориентироваться в признаках живых существ, наблюдая за растениями и животными. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с природно- предметным – миром, который их окружает: растениями, животными, и средой обитания, предметами.

Также было замечено, что старшие дошкольники могут выделять в процессе предметно-чувственной деятельности существенные (основные) связи между явлениями действительности и воспроизводить их в образной форме – форме представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать, то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления.

Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения, дошкольник будет способен установить экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также поймет взаимозависимость между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное [32, с.28].

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать [33, с.20]:

  • познавательному развитию ребенка, созданию условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы постановке новых вопросов;

  • эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирования умения видеть красоту природного мира, разнообразия его красок и форм, предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектом);

  • оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

  • формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желание и умения сохранить окружающий мир природы);

  • формированию экологически грамотного повеления (навыков рационального природопользования; ухода за животными растениями, экологически грамотного поведения в природе);

  • экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).


Таким образом, экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельного. Следует заметить, что в настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями, первоначальным уровнем экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива на данном этапе работы.

Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стрежнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях [37, с.15].

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины и беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, то есть условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно- сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.


Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы - непрерывного экологического образования - преемственность.

Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении, и находится под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия при которых он хорошо себя чувствует и развивается [39, с.8].

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

  • безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые, колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

  • неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения это «предметная среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания»);

  • четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволяет детям увидеть:

  1. Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

  2. Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

  3. Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

  4. Специфику живого организма (растительного, животного) его отличие от предметов;

  5. Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой [39, с.10].

Организация наблюдений, рассказы взрослых, чтение художественной литературы способствуют формированию у детей основ экологического мышления. Сначала внимание детей нужно акцентировать на прямых связях между конкретными растениями и животными (бабочки – цветущие растения). Потом взрослый должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. В существовании такой зависимости дошкольники могут убедиться наглядно. Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности питаются ею.