ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 398
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мин. Затем груз опускают и с помощью отвеса, подвешиваемого к крану на тон- кой проволоке, определяют остаточные деформации. Отсутствие остаточных де- формаций свидетельствует о нормальной работе металлической конструкции.
Первичное статическое испытание вновь изготовленных стреловых кранов производят при наименьшем и наибольшем вылетах стрелы с соответствующей для этих вылетов нагрузкой. Периодическое испытание производят только в по- ложении крана, соответствующем его наибольшей грузоподъемности. Краны, грузоподъемность которых не зависит от вылета, испытывают при наибольшем вылете. Во всех случаях испытания стреловых кранов их поворотную часть уста- навливают в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Ре- зультаты статических испытаний считают удовлетворительными, если при вы- держке груза в подвешенном состоянии в течение 10 мин не произошло самопро- извольного опускания, не обнаружена остаточная деформация, не наблюдалась потеря устойчивости стреловых передвижных кранов и отсутствовали какие-либо повреждения грузоподъемной машины.
Кран, выдержавший статические испытания, подвергают динамическому испытанию для проверки действия механизмов и тормозных устройств. Эти ис- пытания заключаются в проведении повторного подъема и опускания груза, масса которого на 10% превышает грузоподъемность машины, а также в проверке дей- ствия всех других механизмов машины при их раздельном передвижении. Ме- ханизмы подъема груза и стрелы, рассчитанные, на подъем и опускание стрелы с грузом, проверяют под нагрузкой, соответствующей наибольшему ра- бочему вылету стрелы, Одновременно с динамическими испытаниями механиз- мов и их тормозов проверяют действие концевых выключателей моста, тележки и
т.д. Действие концевых выключателей механизмов подъема грузозахватного ор- гана и механизма подъема стрелы проверяют без груза. Если механизмы и их тормоза и концевые выключатели действовали исправно, то проверяют действия ограничителя грузоподъемности, который должен срабатывать при плавном подъеме груза, масса которого на 10% превышает номинальную грузоподъем- ность. Если на одном механизме грузоподъемного крана установлено два тормо- за и более, то действие каждого тормоза контролируют в отдельности. Съемные грузозахватные приспособления при освидетельствовании также подвергают осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей на 25% номинальную грузо-
подъемность.
Результаты освидетельствования заносят в журнал. Разрешение на экс- плуатацию машины дается после получения удовлетворительных результатов осмотра и испытаний. При наличии опасных дефектов работа грузоподъемной машины не разрешается.
Контроль за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляется инспекцией Госгортехнадзора и инженером по техниче- скому надзору, назначенным администрацией предприятия, эксплуатирующего машины. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин на предприя- тии производит инженер по техническому надзору в присутствии лица, ответ- ственного за исправное состояние грузоподъемной машины.
Для проведения работ по перемещению грузов кранами и другими подъ- емными механизмами в помощь крановщику назначают стропальщиков (такелаж- ников; зацепщиков), прошедших специальное обучение и сдавших экзамены. Пе- ред началом работы крановщик и стропальщик обязаны убедиться в исправности крана и грузозахватных устройств. При подъеме груза стропальщик должен сле- дить, чтобы грузовые канаты имели вертикальное положение, не допуская пере- мещения груза при смещенном относительно вертикали канате. Перед перемеще- нием груза его следует предварительно поднять на высоту 200...300 мм и прове- рить равномерность натяжения стропов и надежность обвязки груза. Если масса поднимаемого груза близка к грузоподъемности крана, то груз следует поднять на высоту 100 мм и выдержать в течение нескольких минут, чтобы убедиться в надежности строповки груза, исправности тормозов и устойчивости крана, и только после этого продолжать подъем и перемещение груза.
Запрещается поднимать груз, находящийся в неустойчивом равновесии, подвешенный за один рог двурогого крюка, а также груз в таре, заполняющий ее выше бортов. Не разрешается стропальщику или другому обслуживающему пер- соналу находиться на перемещаемом грузе или под поднятым грузом. Не до- пускается совмещать работу главного, и вспомогательного подъема.
Устройства безопасности предназначены для обеспечения безаварийной эксплуатации грузоподъемных машин. Они обеспечивают своевременную оста- новку механизмов и не допускают появление нагрузок, опасных для элементов механизмов и устойчивости кранов против опрокидывания. По принципу дей- ствия их разделяют на предохранительные, производящие при срабатывании остановку механизма, и сигнализационные, подающие световой или звуковой сигнал,
предупреждающий о достижении опасного положения или появлении
опасной нагрузки. По назначению устройства безопасности классифицируют на следующие группы: концевые выключатели, предназначенные для ограничения пути движения груза, тележки, крана; ограничители грузоподъемности и грузо- вого момента, предохраняющие кран от перегрузки; противоугонные устройства, предназначенные для предупреждения угона ветром крана в нерабочем состоя- нии, и упоры, буферные устройства, ограничители перекоса и т.п., ограничиваю- щие предельные положения тележки или крана.
Устройства безопасности механизмов подъема и изменения вылета. Для обеспечения безопасной работы механизмов подъема и изменения вылета гру- зоподъемные машины оборудуют автоматически действующими приборами без- опасности, выключающими механизмы при подходе груза и стрелы к их пре- дельным положениям, а также выключающими механизмы при попытке подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность крана.
Механизмы подъема с электрическим приводом должны быть снабжены концевыми выключателями. Концевые выключатели автоматически выключа- ют ток при подходе механизма подъема к крайнему верхнему, (а иногда и нижне- му) положению. Концевой выключатель механизма подъема должен быть уста- новлен так, чтобы после остановки грузозахватного устройства при подъеме груза зазор между грузозахватным устройством и упором составлял не менее 50 мм для электроталей и не менее 200 мм для других грузоподъемных машин.
Рис. 72. Концевые выключатели:
а – рычажный; б – кнопочный; в – шпиндельный; г – типа ВУ
При одностороннем ограничении хода груза обычно применяют рычажные или кнопочные концевые выключатели (рис. 72, а, б). При достижении грузоза- хватным устройством крайнего положения происходит разрыв цепи управления, что приводит к отключению электродвигателя механизма и к одновременному за- мыканию тормоза, что обеспечивает своевременную остановку груза. Электриче-
ская схема предусматривает возможность пуска механизма в обратном направле- нии.
При необходимости ограничения хода механизма в обоих направлениях движения применяют шпиндельные выключатели (рис. 72, в), винт 1 из валов ме- ханизма через зубчатую или цепную передачу 3. По нарезке шпинделя перемеща- ется гайка 2, выключающая поводком контакты 4 и 5 в конечных положениях, со- ответствующих предельному верхнему и нижнему положениям грузозахватного устройства. Передаточное число передачи 3 должно быть подобрано так, чтобы за время перемещения грузозахватного устройства от крайнего нижнего положения до крайнего верхнего гайка 2 переместилась по шпинделю винта 1 из одного крайнего положения в другое.
Более компактным является конечный выключатель типа ВУ (рис. 72, г), в котором длинный шпиндель заменен червячной передачей. Кулачковая шайба 18 закреплена на оси червячного колеса 16, соединенного с червяком 15, связанным с одним из валов механизма подъема. На шайбе установлены кулачки 14 (вклю- чающий) и 11 (отключающий), вызывающие замыкание (положение II) или раз- мыкание (положение I) контактов 13 цепи управления. Соответствующим подбо- ром передаточного числа передачи (червячная передача имеет передаточное чис- ло 50) и установкой кулачков на шайбе можно обеспечить выключение контактов 13 при достижении грузозахватным устройством крайних положений. При дву- стороннем выключении на шайбе 18 должно быть установлено два комплекта ку- лачков. Конечный выключатель в механизме подъема должен быть установлен, как показано на рис. 61 (поз. б), т.е. вал конечного выключателя должен быть со- единен зубчатой передачей с валом барабана. Контакты 13 замыкаются подвиж- ными контактами 12, закрепленными на рычаге 11 поворачивающемся на оси 10. До воздействия включающего кулачка 14 под действием пружины 8 на рычаг 11 контакты 13, находятся в разомкнутом состоянии. При вращении шайбы по стрелке, указанной на рисунке, на ролик 9 действует кулачок 14, рычаг 11 повора- чивается, пружина 8 сжимается, и контакты замыкаются. При включенном состо- янии контакты 13 удерживаются защелкой 7, вращающейся относительно оси 19 под влиянием усилия сжатой пружины 6. При нажатии кулачком 17 на ролик за- щелки 20 рычаг 11 освобождается от защелки, что приводит к размыканию кон- тактов 13.
Ограничитель_высоты_подъема_груза'>Ограничитель высоты подъема груза, устанавливаемый на электроталях и кранах (рис. 73, а), имеет контакты концевого выключателя 1, которые удержи- ваются в замкнутом положении при нормальной работе механизма весом рычага 3, установленного на оси 2. В крайнем верхнем положении крюковая подвеска 5 поворачивает рычаг 3, что приводит к выключению контактов концевого выклю- чателя. Положение рычага 3 регулируется болтом 4. В других конструкциях (рис. 73, б) при применении концевого выключателя типа КУ контакты выключателя 1 удерживаются в замкнутом состоянии весом специального грузика 7, подвешен- ного на тросе 6 к рычагу выключателя. При достижении грузозахватным устрой- ством крайнего верхнего положения груз приподнимается, натяжение троса уменьшается, и под действием пружины, имеющейся в концевом выключателе, контакты
размыкаются, что приводит к выключению тока в системе управления
механизмом подъема. В условиях запыленной среды, высокой влажности, при наличии вибраций концевые выключатели контактного типа быстро выходят из строя, поэтому в этих условиях применяют бесконтактные выключатели элек- тронного, магнитного, индукционного или ультразвукового типа, обеспечиваю- щие более высокую надежность и долговечность. Крайнее верхнее положение стрелы определяется с помощью концевого выключателя таким наклоном, при котором стрела не может опрокинуться назад под действием ветровой нагрузки, усилий натяжения канатов механизмов подъема и сил инерции. Опрокидывание стрелы может также произойти при обрыве груза, когда стрела получает импульс, равный потенциальной энергии ее сил упругости под воздействием веса груза.
Рис. 73. Установка ограничителя высоты подъема груза
Указатель вылета стрелы и грузоподъемности (рис 74) в основном находит применение в стреловых кранах, имеющих различную грузоподъемность при разных вылетах.
Рис. 74. Указатель допускаемой грузоподъемности
Указатель грузоподъемности (рис. 74) состоит из металлического сектора 2 со шкалой, укрепленного на стреле, и шарнирно подвешенной стрелки 1, указы- вающей грузоподъемность, допускаемую при работе на этом вылете стрелы.
Ограничитель грузоподъемности предназначен для предотвращения пе- регрузки крана, которая может привести к обрыву грузовых гибких элементов (канатов или цепей), поломке крюков и других деталей механизма, образованию трещин и остаточных деформаций металлоконструкции и опрокидыванию стре- ловых передвижных кранов. Ограничитель грузоподъемности автоматически вы- ключает двигатель механизма подъема стреловых и башенных кранов при подъ- еме груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10%, а для портальных кранов более чем на 15%. Ограничитель грузоподъем- ности крана мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25%.
Первичное статическое испытание вновь изготовленных стреловых кранов производят при наименьшем и наибольшем вылетах стрелы с соответствующей для этих вылетов нагрузкой. Периодическое испытание производят только в по- ложении крана, соответствующем его наибольшей грузоподъемности. Краны, грузоподъемность которых не зависит от вылета, испытывают при наибольшем вылете. Во всех случаях испытания стреловых кранов их поворотную часть уста- навливают в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Ре- зультаты статических испытаний считают удовлетворительными, если при вы- держке груза в подвешенном состоянии в течение 10 мин не произошло самопро- извольного опускания, не обнаружена остаточная деформация, не наблюдалась потеря устойчивости стреловых передвижных кранов и отсутствовали какие-либо повреждения грузоподъемной машины.
Кран, выдержавший статические испытания, подвергают динамическому испытанию для проверки действия механизмов и тормозных устройств. Эти ис- пытания заключаются в проведении повторного подъема и опускания груза, масса которого на 10% превышает грузоподъемность машины, а также в проверке дей- ствия всех других механизмов машины при их раздельном передвижении. Ме- ханизмы подъема груза и стрелы, рассчитанные, на подъем и опускание стрелы с грузом, проверяют под нагрузкой, соответствующей наибольшему ра- бочему вылету стрелы, Одновременно с динамическими испытаниями механиз- мов и их тормозов проверяют действие концевых выключателей моста, тележки и
т.д. Действие концевых выключателей механизмов подъема грузозахватного ор- гана и механизма подъема стрелы проверяют без груза. Если механизмы и их тормоза и концевые выключатели действовали исправно, то проверяют действия ограничителя грузоподъемности, который должен срабатывать при плавном подъеме груза, масса которого на 10% превышает номинальную грузоподъем- ность. Если на одном механизме грузоподъемного крана установлено два тормо- за и более, то действие каждого тормоза контролируют в отдельности. Съемные грузозахватные приспособления при освидетельствовании также подвергают осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей на 25% номинальную грузо-
подъемность.
Результаты освидетельствования заносят в журнал. Разрешение на экс- плуатацию машины дается после получения удовлетворительных результатов осмотра и испытаний. При наличии опасных дефектов работа грузоподъемной машины не разрешается.
Контроль за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляется инспекцией Госгортехнадзора и инженером по техниче- скому надзору, назначенным администрацией предприятия, эксплуатирующего машины. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин на предприя- тии производит инженер по техническому надзору в присутствии лица, ответ- ственного за исправное состояние грузоподъемной машины.
Для проведения работ по перемещению грузов кранами и другими подъ- емными механизмами в помощь крановщику назначают стропальщиков (такелаж- ников; зацепщиков), прошедших специальное обучение и сдавших экзамены. Пе- ред началом работы крановщик и стропальщик обязаны убедиться в исправности крана и грузозахватных устройств. При подъеме груза стропальщик должен сле- дить, чтобы грузовые канаты имели вертикальное положение, не допуская пере- мещения груза при смещенном относительно вертикали канате. Перед перемеще- нием груза его следует предварительно поднять на высоту 200...300 мм и прове- рить равномерность натяжения стропов и надежность обвязки груза. Если масса поднимаемого груза близка к грузоподъемности крана, то груз следует поднять на высоту 100 мм и выдержать в течение нескольких минут, чтобы убедиться в надежности строповки груза, исправности тормозов и устойчивости крана, и только после этого продолжать подъем и перемещение груза.
Запрещается поднимать груз, находящийся в неустойчивом равновесии, подвешенный за один рог двурогого крюка, а также груз в таре, заполняющий ее выше бортов. Не разрешается стропальщику или другому обслуживающему пер- соналу находиться на перемещаемом грузе или под поднятым грузом. Не до- пускается совмещать работу главного, и вспомогательного подъема.
Устройства безопасности предназначены для обеспечения безаварийной эксплуатации грузоподъемных машин. Они обеспечивают своевременную оста- новку механизмов и не допускают появление нагрузок, опасных для элементов механизмов и устойчивости кранов против опрокидывания. По принципу дей- ствия их разделяют на предохранительные, производящие при срабатывании остановку механизма, и сигнализационные, подающие световой или звуковой сигнал,
предупреждающий о достижении опасного положения или появлении
опасной нагрузки. По назначению устройства безопасности классифицируют на следующие группы: концевые выключатели, предназначенные для ограничения пути движения груза, тележки, крана; ограничители грузоподъемности и грузо- вого момента, предохраняющие кран от перегрузки; противоугонные устройства, предназначенные для предупреждения угона ветром крана в нерабочем состоя- нии, и упоры, буферные устройства, ограничители перекоса и т.п., ограничиваю- щие предельные положения тележки или крана.
Устройства безопасности механизмов подъема и изменения вылета. Для обеспечения безопасной работы механизмов подъема и изменения вылета гру- зоподъемные машины оборудуют автоматически действующими приборами без- опасности, выключающими механизмы при подходе груза и стрелы к их пре- дельным положениям, а также выключающими механизмы при попытке подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность крана.
Механизмы подъема с электрическим приводом должны быть снабжены концевыми выключателями. Концевые выключатели автоматически выключа- ют ток при подходе механизма подъема к крайнему верхнему, (а иногда и нижне- му) положению. Концевой выключатель механизма подъема должен быть уста- новлен так, чтобы после остановки грузозахватного устройства при подъеме груза зазор между грузозахватным устройством и упором составлял не менее 50 мм для электроталей и не менее 200 мм для других грузоподъемных машин.
Рис. 72. Концевые выключатели:
а – рычажный; б – кнопочный; в – шпиндельный; г – типа ВУ
При одностороннем ограничении хода груза обычно применяют рычажные или кнопочные концевые выключатели (рис. 72, а, б). При достижении грузоза- хватным устройством крайнего положения происходит разрыв цепи управления, что приводит к отключению электродвигателя механизма и к одновременному за- мыканию тормоза, что обеспечивает своевременную остановку груза. Электриче-
ская схема предусматривает возможность пуска механизма в обратном направле- нии.
При необходимости ограничения хода механизма в обоих направлениях движения применяют шпиндельные выключатели (рис. 72, в), винт 1 из валов ме- ханизма через зубчатую или цепную передачу 3. По нарезке шпинделя перемеща- ется гайка 2, выключающая поводком контакты 4 и 5 в конечных положениях, со- ответствующих предельному верхнему и нижнему положениям грузозахватного устройства. Передаточное число передачи 3 должно быть подобрано так, чтобы за время перемещения грузозахватного устройства от крайнего нижнего положения до крайнего верхнего гайка 2 переместилась по шпинделю винта 1 из одного крайнего положения в другое.
Более компактным является конечный выключатель типа ВУ (рис. 72, г), в котором длинный шпиндель заменен червячной передачей. Кулачковая шайба 18 закреплена на оси червячного колеса 16, соединенного с червяком 15, связанным с одним из валов механизма подъема. На шайбе установлены кулачки 14 (вклю- чающий) и 11 (отключающий), вызывающие замыкание (положение II) или раз- мыкание (положение I) контактов 13 цепи управления. Соответствующим подбо- ром передаточного числа передачи (червячная передача имеет передаточное чис- ло 50) и установкой кулачков на шайбе можно обеспечить выключение контактов 13 при достижении грузозахватным устройством крайних положений. При дву- стороннем выключении на шайбе 18 должно быть установлено два комплекта ку- лачков. Конечный выключатель в механизме подъема должен быть установлен, как показано на рис. 61 (поз. б), т.е. вал конечного выключателя должен быть со- единен зубчатой передачей с валом барабана. Контакты 13 замыкаются подвиж- ными контактами 12, закрепленными на рычаге 11 поворачивающемся на оси 10. До воздействия включающего кулачка 14 под действием пружины 8 на рычаг 11 контакты 13, находятся в разомкнутом состоянии. При вращении шайбы по стрелке, указанной на рисунке, на ролик 9 действует кулачок 14, рычаг 11 повора- чивается, пружина 8 сжимается, и контакты замыкаются. При включенном состо- янии контакты 13 удерживаются защелкой 7, вращающейся относительно оси 19 под влиянием усилия сжатой пружины 6. При нажатии кулачком 17 на ролик за- щелки 20 рычаг 11 освобождается от защелки, что приводит к размыканию кон- тактов 13.
Ограничитель_высоты_подъема_груза'>Ограничитель высоты подъема груза, устанавливаемый на электроталях и кранах (рис. 73, а), имеет контакты концевого выключателя 1, которые удержи- ваются в замкнутом положении при нормальной работе механизма весом рычага 3, установленного на оси 2. В крайнем верхнем положении крюковая подвеска 5 поворачивает рычаг 3, что приводит к выключению контактов концевого выклю- чателя. Положение рычага 3 регулируется болтом 4. В других конструкциях (рис. 73, б) при применении концевого выключателя типа КУ контакты выключателя 1 удерживаются в замкнутом состоянии весом специального грузика 7, подвешен- ного на тросе 6 к рычагу выключателя. При достижении грузозахватным устрой- ством крайнего верхнего положения груз приподнимается, натяжение троса уменьшается, и под действием пружины, имеющейся в концевом выключателе, контакты
размыкаются, что приводит к выключению тока в системе управления
механизмом подъема. В условиях запыленной среды, высокой влажности, при наличии вибраций концевые выключатели контактного типа быстро выходят из строя, поэтому в этих условиях применяют бесконтактные выключатели элек- тронного, магнитного, индукционного или ультразвукового типа, обеспечиваю- щие более высокую надежность и долговечность. Крайнее верхнее положение стрелы определяется с помощью концевого выключателя таким наклоном, при котором стрела не может опрокинуться назад под действием ветровой нагрузки, усилий натяжения канатов механизмов подъема и сил инерции. Опрокидывание стрелы может также произойти при обрыве груза, когда стрела получает импульс, равный потенциальной энергии ее сил упругости под воздействием веса груза.
Рис. 73. Установка ограничителя высоты подъема груза
Указатель вылета стрелы и грузоподъемности (рис 74) в основном находит применение в стреловых кранах, имеющих различную грузоподъемность при разных вылетах.
Рис. 74. Указатель допускаемой грузоподъемности
Указатель грузоподъемности (рис. 74) состоит из металлического сектора 2 со шкалой, укрепленного на стреле, и шарнирно подвешенной стрелки 1, указы- вающей грузоподъемность, допускаемую при работе на этом вылете стрелы.
Ограничитель грузоподъемности предназначен для предотвращения пе- регрузки крана, которая может привести к обрыву грузовых гибких элементов (канатов или цепей), поломке крюков и других деталей механизма, образованию трещин и остаточных деформаций металлоконструкции и опрокидыванию стре- ловых передвижных кранов. Ограничитель грузоподъемности автоматически вы- ключает двигатель механизма подъема стреловых и башенных кранов при подъ- еме груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10%, а для портальных кранов более чем на 15%. Ограничитель грузоподъем- ности крана мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25%.