Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЗОР И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СЕРВИСА
Преимущества и применение чат-ботов в бизнесе
Выбор программного обеспечения для разработки чат-бота
Описание деятельности компании АО «ПФ СКБ «Контур»
Описание бизнес-процесса AS-IS
Разработка ИТ-проекта по внедрению чат-бота в компанию СКБ Контур
Практическая реализация чат-бота на языке программирования Pyhton
Моделирование алгоритма работы программы в соответствии с требованиями ГОСТ 19.701-90
три больших департамента: департамент программных продуктов, департамент по продажам и работе с клиентами и департамент общих служб. Управляют департаментами дирекция, служба директора по инвестициям и совет директоров. Во главе предприятия стоит генеральный директор.
Более подробная структура департаментов представлена на рисунке 31.
8 Составлено автором по: [1],[2].
Рисунок 31 – Структура департаментов АО «ПФ «СКБ Контур»9
Информационная инфраструктура предприятия состоит из следующих элементов:
На рисунке 32 представлена обобщенная схема ИТ инфраструктуры предприятия. Всё предприятие состоит из более 100 офисов в разных городах России, но в общем их инфраструктура похожа: внутри офиса стационарные компьютеры, различные серверы, АТС и периферийная техника объединены локальной сетью. Для беспроводного подключения установлены точки доступа Wi-Fi. С другими офисами и филиалами связь осуществляется посредством виртуальной частной сети – VPN. Благодаря этому сотрудники не только имеют
доступ к общим ресурсам, но и возможность подключаться к своему рабочему компьютеру удаленно с помощью RDP – протокола удалённого рабочего стола. Данные передаются по сети Интернет с неизвестным уровнем доверия, но VPN обеспечивает защищенность данных благодаря использованию средств
криптографии (шифрования, аутентификации, инфраструктуры открытых ключей, средств для защиты от повторов и изменений передаваемых по логической сети сообщений).
Рисунок 32 – ИТ-инфраструктура10
На рисунке 33 можно увидеть обобщённую модель информационной системы предприятия.
Рисунок 33 – Связь функций и приложений предприятия11
Бизнес-процессы компании непосредственно связаны с её стратегическими целями и задачами. На рисунке 34 показаны связи между стратегическими целями компании и бизнес-процессами.
Рисунок 34 – Выполнение стратегических целей12
Как видно по схеме, для выполнения поставленных целей необходимо качественное, профессиональное выполнение всех бизнес-процессов. Для большей наглядности данная информация представлена также в формате матрицы (таблица 1).
Таблица 1 – Матрица связей бизнес-стратегий предприятия и бизнес-процессов13
На основании таблицы 1 можно сделать вывод, что наиболее трудозатратные цели – это максимизация прибыли и увеличение доли рынка. А самыми значимыми являются процессы стратегического менеджмента, тактического менеджмента и внутреннего аудита.
Таким образом, была всесторонне изучена компания АО «ПФ «СКБ Контур», в ходе чего рассматривались миссия, цели, задачи, бизнес-процессы, организационная структура, приложения, используемые компанией, и ИТ- инфраструктура предприятия. На рисунке 35 изображена полная модель архитектуры предприятия. Полная модель объединяет все объекты, которые были использованы при построении архитектуры организации: элементы бизнес-стратегии, бизнес-процессы и организационную структуру корпорации, архитектуру программных приложений организации.
Рисунок 35 – Полная модель архитектуры предприятия14
14 Составлено автором по: [1],[2].
Бизнес-процесс – это набор различных типов действий, в которых один или несколько типов ресурсов используются во входных данных, и в результате этого действия создается продукт, представляющий ценность для потребителя [4].
Модель бизнес-процесса — это его формализованное описание (графическое, табличное, текстовое, символическое), которое отражает фактическую или предполагаемую деятельность компании [5].
Цель моделирования - понять структуру бизнес-процесса, чтобы понять проблемы организации и способы их решения.
Для сокращения времени ожидания ответа консультанта на вопрос клиента и дальнейшей автоматизации работы куратора управления клиентского сервиса компании СКБ Контур, необходимо рассмотреть и построить модель AS-IS.
AS-IS — это модель «как есть», модель существующего состояния организации. Эта модель позволяет упорядочить текущие процессы, а также используемые it-решения. Благодаря чему выявляются узкие места в компании и взаимодействии между процессами, определяется необходимость внесения изменений в существующую структуру [6].
Одним из языков моделирования, которым можно описать модель AS-IS является BPMN. BPMN — это язык моделирования бизнес-процессов, являющийся посредником между формализацией/визуализацией и реализацией бизнес-процессов [7].
Первая версия нотации BPMN была опубликована в мае 2004 года (BPMN 1.0). Следующая версия была выпущена в январе 2011
года (BPMN 2.0). Наконец, в январе 2013 года OMG выпустила наиболее часто используемую версию - BPMN 2.0.2.
Элементы нотации BPMN являются элементами графической диаграммы, а также элементами самого бизнес-процесса.
Обозначения основаны на следующих основных графических элементах:
BPMN-описание бизнес-процесса имеет несколько преимуществ:
Для построения нашей модели AS-IS было выбрано программное средство Bizagi process modeler — полнофункциональная среда моделирования процессов в нотации BPMN, которая была разработана одноименной компанией, и направленная на моделирование, исполнение, автоматизацию и анализ бизнес- процессов [8].
Чтобы построить модель AS-IS, был изучен процесс взаимодействия управления клиентского сервиса (техподдержки) и клиента при возникновении у последнего какого-либо вопроса в текстовых каналах связи
Более подробная структура департаментов представлена на рисунке 31.
8 Составлено автором по: [1],[2].
Рисунок 31 – Структура департаментов АО «ПФ «СКБ Контур»9
Информационная инфраструктура предприятия состоит из следующих элементов:
-
компьютеры и сервер; -
данные и средства хранения данных; -
программное обеспечение серверов и рабочих станций; -
оргтехника (принтеры, копиры, сканеры).
На рисунке 32 представлена обобщенная схема ИТ инфраструктуры предприятия. Всё предприятие состоит из более 100 офисов в разных городах России, но в общем их инфраструктура похожа: внутри офиса стационарные компьютеры, различные серверы, АТС и периферийная техника объединены локальной сетью. Для беспроводного подключения установлены точки доступа Wi-Fi. С другими офисами и филиалами связь осуществляется посредством виртуальной частной сети – VPN. Благодаря этому сотрудники не только имеют
доступ к общим ресурсам, но и возможность подключаться к своему рабочему компьютеру удаленно с помощью RDP – протокола удалённого рабочего стола. Данные передаются по сети Интернет с неизвестным уровнем доверия, но VPN обеспечивает защищенность данных благодаря использованию средств
криптографии (шифрования, аутентификации, инфраструктуры открытых ключей, средств для защиты от повторов и изменений передаваемых по логической сети сообщений).
Рисунок 32 – ИТ-инфраструктура10
На рисунке 33 можно увидеть обобщённую модель информационной системы предприятия.
Рисунок 33 – Связь функций и приложений предприятия11
Бизнес-процессы компании непосредственно связаны с её стратегическими целями и задачами. На рисунке 34 показаны связи между стратегическими целями компании и бизнес-процессами.
Рисунок 34 – Выполнение стратегических целей12
Как видно по схеме, для выполнения поставленных целей необходимо качественное, профессиональное выполнение всех бизнес-процессов. Для большей наглядности данная информация представлена также в формате матрицы (таблица 1).
Таблица 1 – Матрица связей бизнес-стратегий предприятия и бизнес-процессов13
№ | Бизнес-процессы | Бизнес стратегии предприятия | ||||
Увеличение рентабельности активов | Максимизация прибыли | Увеличение доли рынка | Эффективное использование кадрового потенциала | Слаженная работа элементов компании | ||
1 | Стратегический менеджмент | + | + | + | + | + |
2 | Тактический менеджмент | + | + | + | + | + |
3 | Внутренний аудит | + | + | + | + | + |
4 | Разработка программного обеспечения | + | + | - | - | - |
5 | Продажа подписок на пользование ПО | - | + | + | - | - |
6 | Поддержка инфраструктуры приложений | - | + | - | + | + |
7 | Техподдержка пользователей | - | - | - | + | + |
8 | Выдача сертификатов электронной подписи | + | + | + | - | - |
9 | Обучение пользователей | - | - | + | + | - |
10 | Кадровое обеспечение деятельности | - | - | - | + | - |
11 | Материально-техническое обеспечение | + | - | - | - | + |
12 | Юридическое сопровождение деятельности | - | + | + | - | - |
13 | Управление документацией | - | - | - | + | + |
14 | Финансово-экономическое обеспечение | | + | + | + | - |
15 | Информационно-техническое обеспечение | - | - | - | + | + |
На основании таблицы 1 можно сделать вывод, что наиболее трудозатратные цели – это максимизация прибыли и увеличение доли рынка. А самыми значимыми являются процессы стратегического менеджмента, тактического менеджмента и внутреннего аудита.
Таким образом, была всесторонне изучена компания АО «ПФ «СКБ Контур», в ходе чего рассматривались миссия, цели, задачи, бизнес-процессы, организационная структура, приложения, используемые компанией, и ИТ- инфраструктура предприятия. На рисунке 35 изображена полная модель архитектуры предприятия. Полная модель объединяет все объекты, которые были использованы при построении архитектуры организации: элементы бизнес-стратегии, бизнес-процессы и организационную структуру корпорации, архитектуру программных приложений организации.
Рисунок 35 – Полная модель архитектуры предприятия14
14 Составлено автором по: [1],[2].
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 16
Описание бизнес-процесса AS-IS
Бизнес-процесс – это набор различных типов действий, в которых один или несколько типов ресурсов используются во входных данных, и в результате этого действия создается продукт, представляющий ценность для потребителя [4].
Модель бизнес-процесса — это его формализованное описание (графическое, табличное, текстовое, символическое), которое отражает фактическую или предполагаемую деятельность компании [5].
Цель моделирования - понять структуру бизнес-процесса, чтобы понять проблемы организации и способы их решения.
Для сокращения времени ожидания ответа консультанта на вопрос клиента и дальнейшей автоматизации работы куратора управления клиентского сервиса компании СКБ Контур, необходимо рассмотреть и построить модель AS-IS.
AS-IS — это модель «как есть», модель существующего состояния организации. Эта модель позволяет упорядочить текущие процессы, а также используемые it-решения. Благодаря чему выявляются узкие места в компании и взаимодействии между процессами, определяется необходимость внесения изменений в существующую структуру [6].
Одним из языков моделирования, которым можно описать модель AS-IS является BPMN. BPMN — это язык моделирования бизнес-процессов, являющийся посредником между формализацией/визуализацией и реализацией бизнес-процессов [7].
Первая версия нотации BPMN была опубликована в мае 2004 года (BPMN 1.0). Следующая версия была выпущена в январе 2011
года (BPMN 2.0). Наконец, в январе 2013 года OMG выпустила наиболее часто используемую версию - BPMN 2.0.2.
Элементы нотации BPMN являются элементами графической диаграммы, а также элементами самого бизнес-процесса.
Обозначения основаны на следующих основных графических элементах:
-
пул и дорожки; -
действия; -
шлюзы или развилки; -
события; -
потоки; -
артефакты.
BPMN-описание бизнес-процесса имеет несколько преимуществ:
-
Первый — это простота перевода диаграмм в исполняемые модели с использованием языка формального описания бизнес-процессов. Описание элементов BPMN понятно большинству участников бизнес-процессов и часто не требует дополнительных разъяснений. Используя простое графическое выражение, можно написать конкретные правила, которые будут применяться сотрудниками. -
Эта нотация поддерживается большинством современных инструментов бизнес-моделирования, которые позволяют импортировать готовые диаграммы бизнес-процессов в системы BPM.
Для построения нашей модели AS-IS было выбрано программное средство Bizagi process modeler — полнофункциональная среда моделирования процессов в нотации BPMN, которая была разработана одноименной компанией, и направленная на моделирование, исполнение, автоматизацию и анализ бизнес- процессов [8].
Чтобы построить модель AS-IS, был изучен процесс взаимодействия управления клиентского сервиса (техподдержки) и клиента при возникновении у последнего какого-либо вопроса в текстовых каналах связи