ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи на повторение
-
При каких значениях a уравнение 1 + 3x – ax = 2 + x имеет отрицательный корень?
Ответ: при a 2.
-
При каких значениях a уравнение a(3x – a) = 6x – 4 имеет одно положительное решение?
Ответ: при a 2, a 2.
-
При каких значениях a уравнение a(x – 1) = x – 2 имеет решение, удовлетворяющее условию x 1?
Ответ: при a 1.
Когда изучены системы линейных уравнений, можно решить такие задачи.
-
П ри каких значениях a система уравнений x + y = a, имеет решение x0, y0?
2x + y = 3
Ответ: при a 3.
-
П ри каких значениях a система уравнений x + 3y = 2a – 1, имеет решение x0, y0?
x – y = a
Ответ: при a 1.
-
П ри каких значениях a система уравнений 3x – y = 1 – a, имеет решение x 1, y 4?
x + y = 2a + 1
Ответ: при a = 2.
Системы 23, 24, 25 решаются подстановкой.
Если учащиеся 8 класса научены решать неравенства с модулем, то полезны такие упражнения.
-
Для каждого значения a решите неравенство:
а) x – 3aб) x – 2a
Ответ: при a 0, 3 – ax 3 + a;Ответ: при a 0, решений нет;
при a 0 решений нет. при a = 0, x = 2;
при a 0, 2 – a x 2 + a.
в) x + 5 a г) 3 – 2x a
Ответ: при a 0, x – любое число; Ответ: при a 0, x – любое число;
при a = 0, x –5; при a0, x
или x .
при a 0, x – a – 5 или x a – 5.
-
При каких значениях a неравенство справедливо при любом значении x:
а) x a б) x + 2a – 1 0 в) a x – 1 0 г) 2 3 – 5x + 2 – 3a 0
Ответ: a 0. Ответ: a . Ответ: a 0. Ответ: a .
Интересны для учащихся, увлекающихся математикой, нестандартные задачи, решение которых требует хорошего знания теории.
-
При каких a уравнение ax = a2равносильно неравенству x – 3 a ?
Решение: Решим уравнение ax = a2.
-
Если a 0, то x = = a,
уравнение имеет один корень: x = a.
-
Если a = 0, то 0 x = 0, x – любое число,
уравнение имеет бесконечное множество решений.
Решим неравенство x – 3 a.
-
Если a 0, то x – любое число. -
Если a 0, то x 3 – a или x a + 3.
Решением неравенства является объединение двух промежутков.
Следовательно, требованию задачи удовлетворяет только a = 0.
Ответ: a = 0.
-
При каких a неравенство 2x + a 0 является следствием неравенства x + 1 – 3a 0 ?
Решение: Решим неравенство 2x + a 0;x – , x + 1 – 3a 0, x 3a – 1.
По условию, множество решений неравенства x – должно содержать множество решений неравенства x 3a – 1. Это требование выполняется, если –
3a – 1, т.е. a .
Ответ: a .
-
При каких a неравенство x a является следствием неравенства x a ?
Решение: Решим неравенство x a.
-
Если a 0, то решений нет. -
Если a 0, то –a x a.
Очевидно, что при a 0 рассматриваемые неравенства не имеют ни одного общего решения.
При a 0 неравенство x a не имеет решений, а неравенство x a, играющее роль неравенства–следствия, имеет решения. Это нас устраивает.
Ответ: a 0.
-
П ри каких значениях параметра a система неравенств ax + 1 0,
x + a 0
имеет хотя бы одно решение?
Решение:
-
П ри a 0 данная система равносильна системе x – ,
x –a.
Решением системы является интервал (x1; +),где x1–наибольшее их чисел – и –a.
-
П ри a = 0 0 x + 1 0,
x + 0 0.
Решением системы является интервал (0; +).
-
П ри a 0 система равносильна системе x – ,
x –a.
Эта система имеет решение, если –a – . Решим это неравенство с учетом условия a 0. Получим a2 1, a 1, –1 a 0 (см. условие).
-
Объединим найденные значения a в каждом из рассмотренных случаев.
Ответ: a –1.
В заключение приведу еще пример решения линейного неравенства при некоторых начальных условиях.
-
При каких значениях k неравенство (k – 1)x + 2k + 1 0 верно при всех значениях x, удовлетворяющих условию x 3 ?
Решение:
Рассмотрим функцию y = (k – 1)x + 2k + 1. Она является линейной при любом действительном значении k, т.е. графиком ее служит прямая.
y
y
y
k
k =
k
3
0
0
0
x
x
x
3
3
3
3
3
Д ля выполнения неравенства на всем отрезке 3; 3 достаточно выполнения условия y (3) 0,
y (3) 0.
y (3) = 3(k – 1) + 2k + 1 = 4 k,
y (3) = 3(k – 1) + 2k + 1 = 5k 2.
4 – k
0, k 4, 0,4 k 4.
5k – 2 0; k 0,4;
Ответ: 0,4 k 4.
К обязательным результатам по этой теме относится умение решать задачи типа 16, 17, 18, 23, 24, поэтому контролирующие работы составляются с учетом этого требования.