Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКТЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анализ программ по литературному чтению
Критерии оценивания темпа чтения
Критерий оценивания понимания прочитанного
Критерии оценивания выразительности речи
Задания на развитие скоростного чтения:
Задания, направленное на формирование выразительности чтения.
влияет на решение следующих задач:
Решение данной задачи подразумевает под собой, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по остальным предметам, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения, обучающиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать произведения.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем пространстве. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания на основе произведений и личного опыта, сопоставляют и описывают
различные объекты и процессы, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать на доступном уровне средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства,
таких как живопись, театр, кино, музыка; находить сходство и различие различных жанров, используемых художественных средств.
Принимая во внимание характерные особенности художественной литературы, ее нравственную суть, воздействие на становление личности начинающего читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением обучающийся осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Представление значимости эмоциональной окрашенности абсолютно всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни [17].
Вывод: проанализировав образовательные программы, можно выделить основные задачи, направленные на формирование навыка чтения.
В УМК «Школа России» данными задачами являются: учить детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства; обеспечивать развитие речи школьников и формировать навыки чтения и речевые умения, и работать с различными типами текстов.
В УМК «Школа 2100» выделяются такие задачи, как:
В УМК «Перспектива» выделяются задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста.
Общий анализ программ свидетельствует о следующих направленностях в начальном обучении чтению:
а) увеличивается уровень внимания к литературному образованию младшего школьника;
б) увеличивается интерес к художественному и творческому развитию личности ребенка;
в) происходит реализация комплексных задач обучения.
ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В проектировочной работе принимали участие ученики 3 класса школы №4 г. Глазова в количестве 24 человек.
Каждому школьнику индивидуально были предложены следующие задания на определение различных уровней понимания текста.
Задание№1.Проверкатехникичтенияипониманиепрочитанного.
Цель задания: изучить уровень чтения (способ чтения), темп чтения, количество ошибок и определить понимание прочитанного при помощи вопросов по тексту.
Организация работы:
Оценка техники чтения проводится по исследованию техники чтения, при этом используются четыре уровня, где четвертый – самый высокий уровень, а первый – самый низкий.
Скорость или темп речи находится в прямой зависимости от способа чтения, а также и понимания. Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:
В первом полугодии – 40-50 слов в минуту; Во втором полугодии – 60-70 слов в минуту.
Если обучающиеся имеют более низкие результаты, то это является сигналом недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен достигнуть обозначенных показателей скорости [40].
В таблице
№ 1 приводятся критерии оценивания. За основные показатели приняты способ чтения и правильность чтения (по критерию темп чтения).
Таблица 1
-
Освоить общекультурные навыки чтения и понимание текста; воспитывать интереса к чтению и книге;
Решение данной задачи подразумевает под собой, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по остальным предметам, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения, обучающиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать произведения.
-
Овладевать речевой, коммуникативной и письменной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем пространстве. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания на основе произведений и личного опыта, сопоставляют и описывают
различные объекты и процессы, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
-
Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать на доступном уровне средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства,
таких как живопись, театр, кино, музыка; находить сходство и различие различных жанров, используемых художественных средств.
-
Формировать нравственное сознание и эстетический вкус ученика; понимание духовной сущности произведений.
Принимая во внимание характерные особенности художественной литературы, ее нравственную суть, воздействие на становление личности начинающего читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением обучающийся осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Представление значимости эмоциональной окрашенности абсолютно всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни [17].
Вывод: проанализировав образовательные программы, можно выделить основные задачи, направленные на формирование навыка чтения.
В УМК «Школа России» данными задачами являются: учить детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства; обеспечивать развитие речи школьников и формировать навыки чтения и речевые умения, и работать с различными типами текстов.
В УМК «Школа 2100» выделяются такие задачи, как:
-
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; -
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
В УМК «Перспектива» выделяются задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста.
Общий анализ программ свидетельствует о следующих направленностях в начальном обучении чтению:
а) увеличивается уровень внимания к литературному образованию младшего школьника;
б) увеличивается интерес к художественному и творческому развитию личности ребенка;
в) происходит реализация комплексных задач обучения.
ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
-
Диагностика начального уровня сформированности навыка чтения у обучающихся второго класса
В проектировочной работе принимали участие ученики 3 класса школы №4 г. Глазова в количестве 24 человек.
Каждому школьнику индивидуально были предложены следующие задания на определение различных уровней понимания текста.
Задание№1.Проверкатехникичтенияипониманиепрочитанного.
Цель задания: изучить уровень чтения (способ чтения), темп чтения, количество ошибок и определить понимание прочитанного при помощи вопросов по тексту.
Организация работы:
-
Обучающиеся читают легкий по содержанию и набору слов текст. («Серебряное копытце», П. Бажов) отрывок произведения представлен в Приложении № 1. -
Для проверки понимания прочитанного текста ученики отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем на доске:
-
Понравилась ли вам книга? Чем? Кто из героев особенно понравился? Почему? -
Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление? -
Определите тему текста. -
Как вы думаете, почему автор выбрал именно это название для своего произведения? Как можно по-другому озаглавить этот текст? -
Объясните, как вы поняли значение слов:
-
взять в дети (усыновить или удочерить); -
бурый (коричневый с красноватым отливом); -
рукодельня (мастерская, где используют ручной труд); -
пожитки (мелкое имущество, домашние вещи); -
балалайка (русский народный щипковый музыкальный инструмент); -
подаренка (приемная дочь – Даренка, Дарья, Дарьюшка); -
похлебка (жидкая пища, род супа из картофеля или крупы).
-
Назовите прозвище старика в сказке. -
Вспомните имя и фамилию главы семьи, которая осиротела. -
Как звали кошку? -
Как автор описывает кошку, какая она была? -
Перескажите начало сказки «Серебряное копытце».? -
Нарисуйте словесный портрет девочки. Какой вы ее себе представляете? -
Составьте план этого отрывка из сказки. -
Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Даренке и Коковане? Какие они были по характеру?
Оценка техники чтения проводится по исследованию техники чтения, при этом используются четыре уровня, где четвертый – самый высокий уровень, а первый – самый низкий.
Скорость или темп речи находится в прямой зависимости от способа чтения, а также и понимания. Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:
В первом полугодии – 40-50 слов в минуту; Во втором полугодии – 60-70 слов в минуту.
Если обучающиеся имеют более низкие результаты, то это является сигналом недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен достигнуть обозначенных показателей скорости [40].
В таблице
№ 1 приводятся критерии оценивания. За основные показатели приняты способ чтения и правильность чтения (по критерию темп чтения).
Таблица 1