Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
влияет на решение следующих задач:

  1. Освоить общекультурные навыки чтения и понимание текста; воспитывать интереса к чтению и книге;

Решение данной задачи подразумевает под собой, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по остальным предметам, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения, обучающиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать произведения.

  1. Овладевать речевой, коммуникативной и письменной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем пространстве. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания на основе произведений и личного опыта, сопоставляют и описывают

различные объекты и процессы, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  1. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать на доступном уровне средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства,
таких как живопись, театр, кино, музыка; находить сходство и различие различных жанров, используемых художественных средств.

  1. Формировать нравственное сознание и эстетический вкус ученика; понимание духовной сущности произведений.

Принимая во внимание характерные особенности художественной литературы, ее нравственную суть, воздействие на становление личности начинающего читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением обучающийся осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Представление значимости эмоциональной окрашенности абсолютно всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни [17].

Вывод: проанализировав образовательные программы, можно выделить основные задачи, направленные на формирование навыка чтения.

В УМК «Школа России» данными задачами являются: учить детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства; обеспечивать развитие речи школьников и формировать навыки чтения и речевые умения, и работать с различными типами текстов.

В УМК «Школа 2100» выделяются такие задачи, как:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста правильного типа читательской деятельности;

  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной через введение элементов анализа текстов том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.


В УМК «Перспектива» выделяются задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста.

Общий анализ программ свидетельствует о следующих направленностях в начальном обучении чтению:

а) увеличивается уровень внимания к литературному образованию младшего школьника;

б) увеличивается интерес к художественному и творческому развитию личности ребенка;

в) происходит реализация комплексных задач обучения.

ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


    1. Диагностика начального уровня сформированности навыка чтения у обучающихся второго класса


В проектировочной работе принимали участие ученики 3 класса школы №4 г. Глазова в количестве 24 человек.

Каждому школьнику индивидуально были предложены следующие задания на определение различных уровней понимания текста.

Задание№1.Проверкатехникичтенияипониманиепрочитанного.

Цель задания: изучить уровень чтения (способ чтения), темп чтения, количество ошибок и определить понимание прочитанного при помощи вопросов по тексту.

Организация работы:

      1. Обучающиеся читают легкий по содержанию и набору слов текст. («Серебряное копытце», П. Бажов) отрывок произведения представлен в Приложении № 1.

      2. Для проверки понимания прочитанного текста ученики отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем на доске:

  1. Понравилась ли вам книга? Чем? Кто из героев особенно понравился? Почему?

  2. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

  3. Определите тему текста.

  4. Как вы думаете, почему автор выбрал именно это название для своего произведения? Как можно по-другому озаглавить этот текст?

  5. Объясните, как вы поняли значение слов:


  • взять в дети (усыновить или удочерить);

  • бурый (коричневый с красноватым отливом);

  • рукодельня (мастерская, где используют ручной труд);

  • пожитки (мелкое имущество, домашние вещи);

  • балалайка (русский народный щипковый музыкальный инструмент);

  • подаренка (приемная дочь Даренка, Дарья, Дарьюшка);

  • похлебка (жидкая пища, род супа из картофеля или крупы).

  1. Назовите прозвище старика в сказке.

  2. Вспомните имя и фамилию главы семьи, которая осиротела.

  3. Как звали кошку?

  4. Как автор описывает кошку, какая она была?

  5. Перескажите начало сказки «Серебряное копытце».?

  6. Нарисуйте словесный портрет девочки. Какой вы ее себе представляете?

  7. Составьте план этого отрывка из сказки.

  8. Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Даренке и Коковане? Какие они были по характеру?

Оценка техники чтения проводится по исследованию техники чтения, при этом используются четыре уровня, где четвертый самый высокий уровень, а первый самый низкий.

Скорость или темп речи находится в прямой зависимости от способа чтения, а также и понимания. Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:

В первом полугодии – 40-50 слов в минуту; Во втором полугодии 60-70 слов в минуту.

Если обучающиеся имеют более низкие результаты, то это является сигналом недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен достигнуть обозначенных показателей скорости [40].

В таблице
1 приводятся критерии оценивания. За основные показатели приняты способ чтения и правильность чтения (по критерию темп чтения).

Таблица 1