Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характеризующие выразительность речи.

Оценкауровнявыразительностипрочитанного.

За основные показатели выразительности чтения были приняты:

  1. Правильная постановка логического ударения – умение определять голосом логические ударения и обозначать сильное ударение () и слабое ( ).

  2. Правильная расстановка пауз – умение расставлять короткую паузу, среднюю паузу, длинную паузу.

  3. Соблюдение методики речи – умение передавать в речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность, грубость) повышением или понижением голоса при прочтении фразы, умение передавать свои чувства, регулировать интонацию вопроса, восклицания.

Таким образом, можно определить: высокий, средний и низкий уровни выразительности чтения. При этом используются уровни, где, аналогично, четвертый самый высокий, а первый самый низкий.

Для качественной обработки результатов использовала следующие схемы для оценки интонационной выразительности речи детей младшего школьного возраста, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Критерии оценивания выразительности речи


Критерии

Показатели

Уровни в баллах

1. Характеристика расстановки логических ударений

Выделяют важные

понимания смысла слова

для

Высокий уровень (3

балла)

Допускают 1-2 ошибки

Средний уровень (2

балла)

Не выделяют важные понимания смысла слова

для

Низкий уровень (1 балл)

2. Характеристика расстановки пауз

Обучающиеся расставили все

паузы

Высокий уровень (3

балла)

Допустили 1-2 ошибки

Средний уровень (2

балла)

Не расставили паузы

расставили их неправильно

или

Низкий уровень (1

балл)

4. Характеристика мелодики голоса

Обучающиеся при воспроизведении предложений передают интонацию просьбы, вопроса, недовольства, а также способны передать эмоциональное состояние при помощи повышения и понижения тона; без особых усилий способны передавать различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность, грубость) повышением и понижением голоса при произнесении предложения


Высокий уровень (3 балла)

Продолжение таблицы 3




При воспроизведении предложений обучающиеся испытывают затруднения при передаче интонации просьбы, вопроса, недовольства, раздражения, а также не полностью передает эмоциональное состояние при помощи повышения и понижения тона; испытывает трудности при передаче в речи различных оттенков (певучести, мягкости, нежности, грубости) повышением и понижением голоса при произнесении предложения. В этом случае требуется помощь

вспомогательных жестов учителя


Средний уровень (2 балла)

Обучающийся читает

предложения монотонным голосом; при воспроизведении не передает интонации просьбы, вопроса, недовольства, раздражения, а также не передает эмоциональное состояние при помощи повышения и понижения тона; мало выражена эмоциональная сторона речи, не удается чтение

по ролям

Низкий уровень (1 балл)


Исходя их характеристики каждого критерия, мы определили общий уровень сформированности выразительности у обучающихся второклассников:

Высокий уровень – 7-9 баллов; Средний уровень 4-6 баллов;

Низкий уровень от 3-х баллов и ниже.

На основе исходных данных определила уровни развития интонационной выразительности, которые представлены в таблице №4.

Таблица 4 Уровень сформированности выразительного чтения у учащихся

Уровень

Характеристика уровня


Высокий

Речь обучающегося уверенна, эмоционально окрашена, обучающийся способен повышать и понижать тон и силу голоса, использовать в речи различные категории интонации, в зависимости от

содержания текста и регулировать свой голос


Средний

Речь обучающегося не всегда эмоционально окрашена, ученик не всегда способен регулировать повышение и понижение тона и высоты голоса, не всегда удается полностью

регулировать свою интонацию

Низкий

Речь обучающегося монотонна, не естественна, не передает экспрессивно-эмоциональные оттенки.

При чтении «новых» текстов голос дрожит

Результаты сформированности навыка выразительного чтения представлены в Таблице № 8, Приложении 4, а процентное соотношение – в Приложении 5, диаграмме 2.

После проведения диагностики сделали вывод, что больше половины детей правильно определяют, как необходимо говорить в той или иной ситуации, способны пользоваться различной силой голоса
, но затруднения возникают в случае, когда дается установка на задание.

Для того чтобы узнать уровень формирования навыка чтения у учащихся, мы объединили уровни из первого комплекса заданий на формирование темпа речи и понимания прочитанного и из второго на формирование выразительности чтения:

Высокий уровень – 14-18 баллов; Средний уровень 9-13 баллов;

Низкий уровень от 8-ти баллов и меньше.

В результате объединения получились следующие результаты, представленные в таблице 9, которая расположена в Приложении 6.

У трех учеников второго класса высокий уровень сформированности навыка чтения, а это значит, что обучающиеся способны повышать и понижать тон и силу голоса, речь у них эмоционально-окрашена. В зависимости от ситуации способны правильно интонировать своим голосом.

У пятнадцати – средний уровень. В этом случае речь окрашена не всегда, дети могут допускать небольшие ошибки в интонировании, имеют затруднения в управлении темпом речи, в зависимости от ситуации.

Соответственно, у шести оставшихся низкий уровень сформированности навыка чтения. Речь таких детей монотонна, сложно управлять скоростью чтения.

Из результатов диагностики можно сделать вывод, что, для того чтобы добиться еще большего результата, нужно продолжать работу по формированию данного навыка. Результаты в процентном соотношении представлены в приложении № 7.
    1. Комплекс заданий, направленный на формирование осознанности, выразительности, беглости и правильности чтения у учащихся второго


класса

Формирование навыка чтения предусматривает работу над повышением выразительности, темпа, осознания содержания прочитанного.

При обучении детей навыкам сознательного чтения учителю следует учитывать психолого-физиологическую природу чтения. Для этого в своей работе рекомендуется проводить на каждом уроке комплекс предложенных ниже заданий на совершенствование навыка чтения учащихся [42, с.100].

Каждый из компонентов навыка чтения сначала формируется, отрабатывается как умение и с помощью заданий постепенно повышается до автоматизированного уровня, т.е. выполняется без труда и затем успешно применяется для изучения других дисциплин.

Рассмотрим задания и упражнения, способствующие развитию каждого кавыка отдельно. Эти задачи легко вписываются в структуру урока чтения, и их можно давать детям для домашней самостоятельной работы.

Для тренировок в правильности чтения, можно использовать прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца своему соседу, тот следитза правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются другой ученик читает следующие два абзаца.