ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Задачи исследования:

1. Провести анализ и обзор литературы по теме исследования;

2. Изучить роль медицинской сестры в организации профилактики грудного вскармливания;

3. Провести исследование женщин медицинских сестёр по профилактике грудного вскармливания;

4. Разработать практические рекомендации для медицинской сестры при организации школ по профилактике грудного вскармливания.

1.1. Понятие, сущность и значение грудного вскармливания

1.2. Сестринская деятельность в организации грудного вскармливания

Выводы по первой главе:

1.3. Современные проблемы грудного вскармливания

Глава 2. Организация, база и методы исследования

2.1. Программа исследования

2.2. Цель, задачи и методы исследования

2.3. База исследования

Глава 3. Анализ практических результатов исследования сестринской деятельности по профилактике грудного вскармливания

3.1. Анкетирование женщин по профилактике грудного вскармливания

3.2. Анкетирование медицинских сестер клиники

3.3. Организация работы школы медицинских сестёр по профилактике грудного вскармливания

Выводы по третьей главе:

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Программа разработана для клиники акушерства и гинекологии имени В.Ф. Снегирева.

Цели программы:

Задачи программы:

Содержание программы:

Полесский В.А., Лебедева У.М., Пастбина И.М., Руднева О.Д., Лазарева В.В. 2020).


1.2. Сестринская деятельность в организации грудного вскармливания



Сектор здравоохранения играет ведущую роль в охране и поддержке грудного вскармливания (Золотарева И.Л. 2020). В 2021 году исполняется 30 лет Инициативе Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН (ВОЗ/ЮНИСЕФ) «Больница, доброжелательная к ребенку» (Инициатива), направленной на охрану и поддержку грудного вскармливания в акушерских стационарах. В основе этой Инициативы лежат Десять шагов успешного кормления грудью (Десять шагов), среди которых выделяют организационные мероприятия, требующие административной поддержки, и клинические процедуры, выполнение которых зависит от профессиональных компетенций медицинского персонала (Абольян Л.В. 2020).

Организационные мероприятия включают в себя разработку и утверждение политики поддержки грудного вскармливания в родильном доме, выполнение положений Международного Свода правил маркетинга заменителей грудного молока, подготовку медицинского персонала и осуществление внутреннего мониторинга показателей грудного вскармливания. Клинические процедуры, это антенатальная подготовка беременных женщин, раннее прикладывание к груди, помощь матерям в кормлении грудью, совместное пребывание матери и ребенка, кормление здорового новорожденного по его требованию, исключительно грудное вскармливание с рождения и до выписки, информирование матерей о рисках использования бутылочек, сосок и пустышек, а также помощь матерям после

выписки из акушерского стационара(Черкасова С.В. 2018).

Педиатрической службе отводится основная роль в сохранении продолжительности грудного вскармливания. С этой целью при проведении первого патронажа к новорожденному медицинский работник участковой службы обязательно осматривает и оценивает состояние молочных желез и проводит наблюдение за кормлением грудью. При необходимости дает конкретные советы, практически осуществляет помощь: по сцеживанию молока, по прикладыванию ребенка к груди, по уходу за молочной железой. В первые патронажи к новорожденному медицинские работники детской поликлиники информируют мать о возможных лактационных кризах, выполнении действий матерью во время их (Фурцев В.И. 2014). В это же время проинформируют мать: о преимуществах свободного режима вскармливания, о необходимости ночного кормления, об основных признаках достаточности грудного молока. Несколько позже женщину необходимо проинформировать об опасности самостоятельного принятия решения о докармливании ребенка искусственными смесями, об опасности раннего введения прикормов. Каждая встреча медицинского работника участковой педиатрической службы требует внимательного наблюдения, оценки,

оказание практической помощи по становлению и поддержанию практики ГВ (Фурцев В.И. 2014).

Многолетний опыт работы специалистов в сфере поддержания лактации и ГВ доказывает необходимость скоординированной работы всех звеньев охраны здоровья матери и ребенка по
единым принципам, с соблюдением последовательности и преемственности в работе.

По заключению экспертов ВОЗ, основанных на принципах доказательной медицины, на этапе роддома важнейшими для становления лактации является применение таких современных перинатальных технологий, как раннее (в течение 2 ч после родов) прикладывание ребенка к груди матери; кормление ребенка «по требованию» с первых дней жизни; совместное круглосуточное пребывание матери и ребенка в одной палате; докорм или искусственное кормление только по строгим медицинским показаниям; профилактика трещин сосков, нагрубания молочных желез, лактостаза путем обеспечения правильного прикладывания ребенка к груди и отказа от обработки кожи сосков дезинфицирующими средствами (Ладодо О.Б. 2020).

Программа поддержки ГВ предполагает не только соблюдение современных технологий ведения лактации, но и создание в медицинских учреждениях, которые оказывают помощь матерям и детям, комфортных условий для осуществления ГВ доброжелательное отношение медицинского персонала, создание уютной, приближенной к домашней, обстановки, оборудования палат в послеродовом или детском отделении всем необходимым для удобного кормления (Лукоянова О.Л. 2014; 2019).

В ряде исследований доказано, что хорошее настроение, комфорт во время кормления, уверенность, доброжелательная атмосфера дома или в медицинском учреждении обеспечивают высокий уровень эндорфинов (гормонов радости) в грудном молоке. Это положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка, помогает новорожденному преодолеть родовой стресс, улучшает процесс выздоровления
при заболеваниях малыша (Золотарева И.Л. 2020; Комплекс рекомендуемых изменений для расширения практики грудного вскармливания …). Такие факторы, как тревога женщины по поводу лактации и объема молока или состояния ребенка, ее неуверенность в своих действиях, стресс, усталость, боль в молочных железах могут провоцировать у ребенка беспокойство, повышенную нервную возбудимость, кишечные колики за счет поступления с грудным молоком стрессовых гормонов (Корнилова Г.М. 2010).

Важным элементом поддержания лактации на этапе ее становления (в течение 3 недель после родов) есть консультативная работа медицинских работников по вопросам организации ГВ, а также оказание практической помощи женщинам в налаживании ГВ и решении возможных проблем и осложнений лактации. В связи с ранней выпиской из роддома большинства новорожденных эти обязанности возлагаются не только на сотрудников родовспоможения, но и на врачей общей практики – семейной медицины, педиатров, медицинских сестер, осуществляющих медицинское наблюдение за ребенком дома. При консультировании женщин на этапе становления лактации необходимо проводить беседы с целью формирования стойкой доминанты ГВ, объяснять преимущества исключительно ГВ у малышей первых месяцев жизни, предоставлять рекомендации по организации кормления ребенка «по требованию» и техники кормлений, оценивать правильность прикладывания к груди и эффективность сосания, оказывать практическую помощь в сложных ситуациях(Логунова М.А. 2020).

При консультировании женщины, особенно в первые дни после родов, особое внимание следует уделять помощи