ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Задачи исследования:

1. Провести анализ и обзор литературы по теме исследования;

2. Изучить роль медицинской сестры в организации профилактики грудного вскармливания;

3. Провести исследование женщин медицинских сестёр по профилактике грудного вскармливания;

4. Разработать практические рекомендации для медицинской сестры при организации школ по профилактике грудного вскармливания.

1.1. Понятие, сущность и значение грудного вскармливания

1.2. Сестринская деятельность в организации грудного вскармливания

Выводы по первой главе:

1.3. Современные проблемы грудного вскармливания

Глава 2. Организация, база и методы исследования

2.1. Программа исследования

2.2. Цель, задачи и методы исследования

2.3. База исследования

Глава 3. Анализ практических результатов исследования сестринской деятельности по профилактике грудного вскармливания

3.1. Анкетирование женщин по профилактике грудного вскармливания

3.2. Анкетирование медицинских сестер клиники

3.3. Организация работы школы медицинских сестёр по профилактике грудного вскармливания

Выводы по третьей главе:

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Программа разработана для клиники акушерства и гинекологии имени В.Ф. Снегирева.

Цели программы:

Задачи программы:

Содержание программы:

в выборе позиции матери и ребенка во время кормления. Комфорт при кормлении включает удобство, расслабленность, приятные ощущения от сосания ребенка, отсутствие напряжения или усталости при длительном пребывании в одной позе. Женщина может кормить ребенка в любом удобном для нее положении, ориентируясь на свои ощущения (Украинцев С.Е. 2018).

Довольно частой помехой для ГВ становятся боль и дискомфорт в молочных железах во время кормления, которые в основном связаны с неправильным прикладыванием ребенка к груди, когда малыш захватывает и сосет («жует») только сосок. В такой ситуации раздражается и травмируется кожа соска, могут возникать трещины, не обеспечиваются условия для эффективного сосания (малыш во время сосания не сжимает молочные синусы, а только сосок).

Это грозит застоем молока в молочной железе и возникновением таких серьезных осложнений, как лактостаз, мастит. При консультировании женщин по поводу боли во время кормления и трещин сосков необходимо исправить положение ребенка у груди и научить этому мать, дать советы по гигиеническому уходу за сосками. При глубоких трещинах рекомендуется сделать перерыв в кормлении больной молочной железой, обязательно сцеживать молоко с нее и обрабатывать сосок ранозаживляющими мазями (Кулакова Г.А. 2014).

На этапе зрелой лактации основным препятствием для ГВ младенцев и причиной их перевода на смешанное или искусственное вскармливание (до 80% случаев) является гипогалактия. Постепенное уменьшение объема молока на 2-3-м месяцах лактации чаще всего
обусловлено нарушениями формирования лактационной функции в послеродовой период. Эпизоды быстрого уменьшения объема молока могут быть проявлением лактационного кризиса (временного уменьшения количества молока, что происходит без явных причин). Лактационные кризисы возникают на 3-6-й неделе, 3-й, 4-й, 7-й и 8-й месяцах лактации.

Их продолжительность в среднем составляет 3-4 дня, они имеют полностью обратимый характер. Угнетение лактации может быть также связано со стрессовыми ситуациями, переутомлением, заболеванием матери или ребенка и другими негативными факторами (Рюмина И.И. 2019).

В случае обращения женщины по поводу уменьшения количества молока необходимо прежде всего оказать ей психологическую помощь, успокоить, информировать о возможности периодического возникновения лактационных кризов и их временный характер. Для увеличения объема молока женщине рекомендуют придерживаться таких правил: временно увеличить частоту кормлений до 10-12 раз в сутки, в том числе кормить ребенка ночью, в каждое кормление прикладывать ребенка к обеим молочным железам, больше времени отдыхать и находиться с ребенком. Важно провести беседу с другими членами семьи, ориентируя их на психологическую поддержку и помощь женщине, кормящей грудным молоком. Эффективно стимулирует лактацию также регулярное сцеживание остатков молока после кормлений (Софронеева О.Л. 2017).

Для обеспечения высокого качества грудного молока на всех этапах

организации ГВ необходимо уделять внимание вопросам рационального питания кормящей матери. Известно, что состав грудного молока за такими нутриентами, как белки, жиры, углеводы, минералы, является достаточно стабильным и соответствует потребностям ребенка на каждом этапе ГВ. В то же время содержание большинства микронутриентов (витамины, микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты) зависит от их алиментарного поступления в организм женщины. Выявлено, что сегодня даже при рациональном и сбалансированном питании кормящей матери дефицит витаминов и микроэлементов в грудном молоке составляет не менее 20-30%. Поэтому основными направлениями предотвращения дефицита эссенциальных микронутриентов у детей, находящихся на ГВ, является обеспечение полноценного и разнообразного питания матери, применение специальных обогащенных продуктов питания и витаминно-минеральных комплексов для женщин, которые кормят грудным молоком. В некоторых странах рекомендации по постоянному приему витаминно-минеральных комплексов в течение всего периода ГВ регламентированы на государственном уровне (Кулакова Г.А. 2014).

При консультировании матерей-кормилиц по вопросам введения прикорма необходимо информировать женщину, что продолжение полноценного ГВ имеет важное значение для обеспечения физиологического пищевой цепочки, создает у малыша ощущение эмоционального комфорта и защищенности, облегчает переход ребенка на «взрослую» пищу, позволяет избежать нежелательных реакций на продукты. Сохранить достаточный уровень лактации помогают следующие советы:

1) каждый раз после кормления прикормом
ненадолго прикладывать малыша к груди, что обеспечивает частое освобождение молочных желез от молока и стимулирует лактацию, а ребенок чувствует себя комфортно;

2) прикорм давать с ложечки или чашки, а не бутылочки с соской, что предотвращает отказе ребенка от грудного молока.

Во многих странах приобретает популярность практика формирования в семье индивидуального банка грудного молока (Логунова М.А. 2020). Сцеживание избытка грудного молока в период наиболее интенсивной лактации или временного противопоказания к кормлению ребенка грудным молоком, длительное хранение замороженного грудного молока и его использования в случае необходимости признано важным механизмом, что обеспечивает исключительно ГВ детей первого полугодия жизни, в том числе недоношенных, и помогает избежать применения молочных смесей в сложных ситуациях (лактационный криз, болезнь матери с временными противопоказаниями к ГВ, работа или учеба матери, необходимость кратковременного отъезда и т.п.) (Турбина А.В. 2020).

Выводы по первой главе:

1. Значение грудного вскармливания не ограничивается его влиянием на здоровье матери и ребёнка, оно затрагивает многие социальные и экономические сферы жизни человека; 2. Молоко матери обеспечивает: потребности малыша в питании; иммунологическую защиту (специфическую и неспецифическую); регуляторную функцию: «материнское молоко, благодаря содержанию в нем гормонов, ферментов, факторов роста является биологически активным продуктом, управляющим ростом, развитием тканевой дифференцировкой ребенка»; эмоциональный и поведенческий фактор - психологический контакт ребенка с матерью; 3. Охрана и поддержка грудного вскармливания является важной составляющей для достижения Целей устойчивого развития ООН в области здравоохранения, продовольственной безопасности, образования, равенства, развития и охраны окружающей среды.


1.3. Современные проблемы грудного вскармливания



С древних времен на всех континентах и во всех этносах отдавалось предпочтение длительному грудному вскармливанию младенцев. Природно-