Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 326

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

542

Оказывая влияние на воспитательную деятельность се­мьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с уча­щимися. По его инициативе родители нередко берут шеф­ство над "трудными" школьниками, на которых не оказы­вает должного воздействия семья. Родители — специалисты в различных областях знаний и профессий - проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и про­изводственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Не­которые родители ведут кружковые занятия по ручному тру­ду, авиамоделированию, техническому творчеству и т.д.

7. Планирование классным руководителем воспита­тельной работы. Ведение документации класса. Слож­ность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, пони­мают не все классные руководители. Как же эта проблема ставится в педагогической науке?

Л.Н.Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же — сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от поведения животно­го характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.

Известный физиолог П.К.Анохин, как уже отмечалось, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех действий и поступков, которые он собирается совер­шить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работу или совершать то или иное действие, чело­век заранее прогнозирует их в своем сознании, проекти­рует их и создает более или менее детальную "програм­му" поведения, которая позволяет контролировать эту деятельность, сравнивать ее с намеченной "программой" и вносить необходимые коррективы.

Чем сложнее деятельность человека и чем более зна­чительный отрезок времени она охватывает, тем более важное значение приобретает ее предварительное обду­мывание, программирование или, иначе говоря, плани­рование. Именно к таким видам деятельности относится педагогическая, и в частности воспитательная, работа классного руководителя.

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:

543

  • нужно предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы всесторонне­ му развитию учащихся;

  • поскольку воспитание осуществляется только в деятельности, необходимо включать школьников в по­ знавательную, патриотическую, трудовую, художе­ ственно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;

  • система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;

  • в общей системе внеклассной работы по всесторон­ нему развитию учащихся нужно обязательно выделять ту или иную ведущую для данного времени воспитатель­ ную задачу и намечать меры по ее решению;

  • нужно, чтобы план содержал положения, направ­ ленные на согласованность воспитательных усилий клас­ сного руководителя, учителей, которые работают в клас­ се, и родителей.


Каким же должен быть порядок планирования клас­сным руководителем воспитательной работы?

На первом этапе составления плана необходимо опре­делить уровень воспитанности и развития класса, изу­чить его сдвиги в жизни и работе. Например, если дос­тигнуты результаты в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных мероприятий, то, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятель­ности и о придании ей характера интересных перспек­тив, реализуя таким образом "закон движения" коллек­тива. Повысилась общественная активность учащихся — необходимо расширять общественные мероприятия, уг­лублять их содержательность. Класс проявляет заинте­ресованность в спортивной работе — нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, празд­ников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе поло­жительного и интересного, нужно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда при­носит плодотворные результаты.

Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дис­циплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разоб­щенность коллектива на отдельные группировки и т.д.

544

Каждый из этих недочетов может стать предметом вос­питательной задачи, решение которой также необхо­димо спланировать.

Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.

Второй этап — разработка внеклассных видов работы по всестороннему развитию и воспитанию учащихся. По­пробуем определить их, например, в отношении к 6-му классу:

  • беседа "Соблюдение режима дня — черта культурно­ го человека";

  • беседа "Приемы активного воспроизведения изучае­ мого материала при подготовке домашних заданий";

  • классное собрание "Об участии школьников в работе предметных кружков";

  • экскурсия на завод. Встреча с молодыми рациона­ лизаторами и изобретателями;

  • участие в благоустройстве территории школы, по­ садка декоративных кустов;

  • совместное собрание учащихся и родителей по воп­ росу "Об участии школьников в домашнем труде";

  • задание учащимся: собрать на протяжении четвер­ ти по 10 кг бумажной макулатуры;

  • совещание с активом по вопросу "О повышении роли активистов в общественно полезном труде";

  • шефы завода в гостях у класса: "Почему говорят, что труд украшает человека?";

  • подготовка литературного вечера "Родина — в по­ эзии";

  • участие в спартакиаде школы под девизом "Олим­ пийский резерв";

  • диспут "Какого человека можно считать нравствен­ ным?";


— еженедельный обзор газет на тему "Чем живет мир?". Третий этап — разработка предложений по решению

ведущей воспитательной задачи "Повышение ответствен­ности учащихся за выполнение домашних заданий":

  • встреча с учителями, работающими в классе, и роди­ телями учащихся по вопросу "Как повысить качество домашнего учения?";

  • беседа с учащимися "Основные правила выполне­ ния домашних заданий";

  • посещение учащихся на дому с целью контроля за их домашним учением;

545

  • встреча учащихся с директором школы по вопросу "Что делается в классе по улучшению домашней работы?";

  • проведение двух практических занятий по выполне­ нию домашних заданий по математике и русскому языку;

— классное собрание совместно с учителями и родите­лями на тему "Что улучшилось в нашей учебной работе?".

Четвертый этап — оформление плана воспитатель­ной работы. Если основные виды внеклассной работы на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно расставить их в той хронологической последовательнос­ти, в которой они будут проводиться.

Всю эту работу классный руководитель предваритель­но осуществляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащимися, познакомить их с ведущей зада­чей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учитывать все предложения уча­щихся.

План - важнейший документ классного руководителя. Но кроме того учитель несет ответственность за ведение классного журнала, личных дел учащихся, в необходимых случаях пишет на них характеристики. Некоторые класс­ные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого уче­ника отводится 2-3 страницы. В них фиксируются поло­жительные поступки учащихся, а также те или иные отрицательные явления. Если записи делаются регуляр­но, классный руководитель имеет возможность наблю­дать за тенденциями развития своих воспитанников, при­нимать своевременные меры к улучшению воспитатель­ной работы как с классом, так и с каждым учащимся в отдельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Составьте устно план темы.

  1. В чем заключается специфика воспитательной деятельности клас- сного руководителя в отличие от обязанностей учителя?

  2. Раскройте содержание и методику работы классного руководи- теля по изучению учащихся, формированию ученического коллектива, повышению успеваемости и нравственному воспитанию учащихся.

  3. Обоснуйте значение плана воспитательной работы в деятельнос- ти классного руководителя, раскройте его содержание и порядок co- ставления.


546

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. М., 1984.

Горленка В.П. Класны гараушк: асновы выхаваучага умельства. Мн., 1995.

Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя. М., 1989.

Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983.

Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И.Кочетова. Мн., 1987.

Степаненков Н.К. Плакирование работы классного руководителя. Мн., 1996.

Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.


Глава 32

УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ

  1. Совершенствование управления школой и ее учеб­ но-воспитательной работой как важнейшая предпо­ сылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основ­ ные принципы их деятельности.

  2. Повышение роли совета школы в совершенство­ вании учебно-воспитательного процесса. Демократи­ зация и гласность в руководстве школой.

  3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспи­ тательной работой.

  4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча.

  1. Организация и совершенствование учебно-вос­ питательной работы и контроль за ее качеством.

  2. Руководство внеклассной и внешкольной учеб­ но-воспитательной работой.

  3. Организация помощи в деятельности ученичес­ кого самоуправления и общественных организаций в школе.

  4. Организация работы с родителями учащихся.

  5. Годовой план учебно-воспитательной работы школы.

547

1. Совершенствование управления школой и ее учеб­но-воспитательной работой как важнейшая предпо­сылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основ­ные принципы их деятельности. Школа — исключитель­но сложный и весьма разветвленный по своей внутрен­ней структуре механизм, который может успешно функ­ционировать только при условии, если каждое его звено и подразделение будут действовать слаженно и эффек­тивно. Трудно, например, добиваться высоких результа­тов в обучении и воспитании, если педагогический кол­лектив школы не будет иметь единой линии и согласо­ванности в работе, если он не будет сплочен четко очер­ченными целями. Не менее важное значение имеет пра­вильно организованное взаимодействие всех звеньев уче­нического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об ог­ромной роли разработки научных основ управления шко­лой и ее учебно-воспитательной работой.

Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы.

Первую группу составляют органы коллегиального управления школой — общешкольная конференция пред­ставителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.