ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 326
Скачиваний: 0
542
Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над "трудными" школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители — специалисты в различных областях знаний и профессий - проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техническому творчеству и т.д.
7. Планирование классным руководителем воспитательной работы. Ведение документации класса. Сложность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, понимают не все классные руководители. Как же эта проблема ставится в педагогической науке?
Л.Н.Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же — сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от поведения животного характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.
Известный физиолог П.К.Анохин, как уже отмечалось, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работу или совершать то или иное действие, человек заранее прогнозирует их в своем сознании, проектирует их и создает более или менее детальную "программу" поведения, которая позволяет контролировать эту деятельность, сравнивать ее с намеченной "программой" и вносить необходимые коррективы.
Чем сложнее деятельность человека и чем более значительный отрезок времени она охватывает, тем более важное значение приобретает ее предварительное обдумывание, программирование или, иначе говоря, планирование. Именно к таким видам деятельности относится педагогическая, и в частности воспитательная, работа классного руководителя.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:
543
нужно предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы всесторонне му развитию учащихся;
поскольку воспитание осуществляется только в деятельности, необходимо включать школьников в по знавательную, патриотическую, трудовую, художе ственно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;
система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
в общей системе внеклассной работы по всесторон нему развитию учащихся нужно обязательно выделять ту или иную ведущую для данного времени воспитатель ную задачу и намечать меры по ее решению;
нужно, чтобы план содержал положения, направ ленные на согласованность воспитательных усилий клас сного руководителя, учителей, которые работают в клас се, и родителей.
Каким же должен быть порядок планирования классным руководителем воспитательной работы?
На первом этапе составления плана необходимо определить уровень воспитанности и развития класса, изучить его сдвиги в жизни и работе. Например, если достигнуты результаты в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных мероприятий, то, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятельности и о придании ей характера интересных перспектив, реализуя таким образом "закон движения" коллектива. Повысилась общественная активность учащихся — необходимо расширять общественные мероприятия, углублять их содержательность. Класс проявляет заинтересованность в спортивной работе — нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, праздников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе положительного и интересного, нужно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда приносит плодотворные результаты.
Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т.д.
544
Каждый из этих недочетов может стать предметом воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать.
Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.
Второй этап — разработка внеклассных видов работы по всестороннему развитию и воспитанию учащихся. Попробуем определить их, например, в отношении к 6-му классу:
беседа "Соблюдение режима дня — черта культурно го человека";
беседа "Приемы активного воспроизведения изучае мого материала при подготовке домашних заданий";
классное собрание "Об участии школьников в работе предметных кружков";
экскурсия на завод. Встреча с молодыми рациона лизаторами и изобретателями;
участие в благоустройстве территории школы, по садка декоративных кустов;
совместное собрание учащихся и родителей по воп росу "Об участии школьников в домашнем труде";
задание учащимся: собрать на протяжении четвер ти по 10 кг бумажной макулатуры;
совещание с активом по вопросу "О повышении роли активистов в общественно полезном труде";
шефы завода в гостях у класса: "Почему говорят, что труд украшает человека?";
подготовка литературного вечера "Родина — в по эзии";
участие в спартакиаде школы под девизом "Олим пийский резерв";
диспут "Какого человека можно считать нравствен ным?";
— еженедельный обзор газет на тему "Чем живет мир?". Третий этап — разработка предложений по решению
ведущей воспитательной задачи "Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий":
встреча с учителями, работающими в классе, и роди телями учащихся по вопросу "Как повысить качество домашнего учения?";
беседа с учащимися "Основные правила выполне ния домашних заданий";
посещение учащихся на дому с целью контроля за их домашним учением;
545
встреча учащихся с директором школы по вопросу "Что делается в классе по улучшению домашней работы?";
проведение двух практических занятий по выполне нию домашних заданий по математике и русскому языку;
— классное собрание совместно с учителями и родителями на тему "Что улучшилось в нашей учебной работе?".
Четвертый этап — оформление плана воспитательной работы. Если основные виды внеклассной работы на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно расставить их в той хронологической последовательности, в которой они будут проводиться.
Всю эту работу классный руководитель предварительно осуществляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащимися, познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учитывать все предложения учащихся.
План - важнейший документ классного руководителя. Но кроме того учитель несет ответственность за ведение классного журнала, личных дел учащихся, в необходимых случаях пишет на них характеристики. Некоторые классные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2-3 страницы. В них фиксируются положительные поступки учащихся, а также те или иные отрицательные явления. Если записи делаются регулярно, классный руководитель имеет возможность наблюдать за тенденциями развития своих воспитанников, принимать своевременные меры к улучшению воспитательной работы как с классом, так и с каждым учащимся в отдельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Составьте устно план темы.
В чем заключается специфика воспитательной деятельности клас- сного руководителя в отличие от обязанностей учителя?
Раскройте содержание и методику работы классного руководи- теля по изучению учащихся, формированию ученического коллектива, повышению успеваемости и нравственному воспитанию учащихся.
Обоснуйте значение плана воспитательной работы в деятельнос- ти классного руководителя, раскройте его содержание и порядок co- ставления.
546
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. М., 1984.
Горленка В.П. Класны гараушк: асновы выхаваучага умельства. Мн., 1995.
Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя. М., 1989.
Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983.
Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И.Кочетова. Мн., 1987.
Степаненков Н.К. Плакирование работы классного руководителя. Мн., 1996.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
Глава 32
УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ
Совершенствование управления школой и ее учеб но-воспитательной работой как важнейшая предпо сылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основ ные принципы их деятельности.
Повышение роли совета школы в совершенство вании учебно-воспитательного процесса. Демократи зация и гласность в руководстве школой.
Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспи тательной работой.
Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча.
Организация и совершенствование учебно-вос питательной работы и контроль за ее качеством.
Руководство внеклассной и внешкольной учеб но-воспитательной работой.
Организация помощи в деятельности ученичес кого самоуправления и общественных организаций в школе.
Организация работы с родителями учащихся.
Годовой план учебно-воспитательной работы школы.
547
1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспитательной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности. Школа — исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой.
Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы.
Первую группу составляют органы коллегиального управления школой — общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.