Файл: Лекционный материал по дисциплине Гимнастика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Гимнастическая терминология.

Термины общеразвивающих упражнений. Стойки

Исходное положения для рук.

Движение руками.

Термины упражнений на снарядах.

Акробатические термины.

Строевые упражнения

Строевые приемы.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по показу и рассказу.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по разделениям.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по потоку.

Упражнения с отставанием на один счет

Комплекс ору по потоку

Комплекс ору по потоку в и.П. Сед

Упражнения с обручем

Комплекс ору с обручем.

Эстафета с обручем.

Лекционный материал

Тема 2. Развитие гимнастики в россии после 1917 г.

Тема 3. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой

Стандартные размеры гимнастических залов:

Комплект гимнастических снарядов:

Вспомогательные снаряды:

Инвентарь

Гимнастическая площадка.

Правила эксплуатации залов и оборудования.

Меры предупреждения травматизма

Страховка

Виды страховки

Гимнастика в системе физического воспитания в России.

Тема 4. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе.

Урок, структура и разновидность.

Методические особенности.

Регулирование физической нагрузки на уроке.

Подготовка и проведение урока.

Организация урока и порядок действия преподавателя.

Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.

Гимнастика в режиме школьного дня.

Тема 5. Организация и проведение соревнований по гимнастике

Положения о соревнованиях.

Сроки проведения

Финансовые расходы

Сроки и порядок предоставления заявок

Судейство соревнований.

Окончательная оценка

Судейство обязательной программы (категории "б")

Судейство произвольной программы.

Судейство соревнований категории «а»

Трудность упражнений

Тема 6. Методика обучения акробатическим упражнениям

Тема 7. Методика обучения опорным прыжкам

Тема 8. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках гимнастики в общеобразовательной школе. Основы знаний и теоретические сведения для 1 - 4 классов

Учебный материал 1 класс

Танцевальные упражнения

Учебный материал 2 класс

Учебный материал 3 класс

Танцевальная композиция

4 Класс

Фигурный вальс

Тема 9. Упражнения в висах и упорах.

Упражнения в упорах.

Тема 10. Упражнение в равновесиях.

Повороты

Повороты на двух ногах.

Статические равновесия

Смешанные равновесия.

Тема 11. Спортивная тренировка

Особенности спортивной тренировки в различные периоды

Планирование тренировочного процесса

Тема 12. Основы техники гимнастических упражнений.

1. Силовые и статические упражнения.

2. Маховые упражнения.

Структура маховых упражнений.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Вопросы к экзамену:

Темы контрольных работ.

Тема 1. Гимнастическая терминология.

Гимнастическая терминология-это краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Требования предъявляемые к терминологии.

1. Доступность-терминология должна строится на основе словарного состава родного языка и заимствованных слов из других языков. Должна полностью соответствовать законам морфологии и грамматики данного народа.

2.Точность-термин должен давать полное понятие о сущности определенного действия. Точность способствует созданию правильного представления об упражнении, что содействует более быстрому его освоению.

3. Краткость-термин должен быть удобен для произношения, облегчать наименование и запись упражнения.

Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (упор, вис, оборот, наклон и т.д.). При этом термины обозначают не только то или иное понятие, действие, но и уточняют его (наклон прогнувшись, оборот назад).

Способы образования терминов.

Термины обозначающие статические положенияобразуются с учетом условий опоры и положения тела.

Термины маховых упражненийобразуются с учетом особенностей двигательного действия ( подъем разгибом, подъем махом вперед, назад).

Термины прыжков и соскоковопределяются в зависимости от положения тела в фазе полета до толчка и после толчка руками в опорных прыжках и после опускания рук при соскоках (прыжок ноги врозь, сальто назад махом вперед ).

Аутотермины- т.е. название элементов по фамилии первых исполнителей (перелет Ткачева, сальто Делчева, прыжок Юрченко).

Название упражнения должно состоять из основного термина, выражающего его суть (подъем) и дополнительного уточняющего движение.

Термины общеразвивающих упражнений. Стойки

1. О.С.- соответствует команде “смирно”.

2. Широкая стойка

3. Узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь правой.

4. Скрестная стойка.

5. Стойка на правом колене или левом колене.

Седы

1. Сед углом, сед углом ноги врозь.

2. Сед ноги врозь.

3. Сед согнувшись.

4. Сед с захватом

5. Сед на пятках.

Присед- положение занимающегося на согнутых ногах.


  1. Полуприсед.

  2. Круглый присед.

  3. Наклонный полуприсед.

  4. Полуприсед с наклоном.

  5. Присед на правой или левой.

Выпад- движение с выставлением и сгибанием опорной ноги:

  1. Наклонный выпад.

  2. Выпад с наклоном.

  3. Глубокий выпад.

Упоры- положение занимающегося с опорой руками, при котором его плечи выше точек опоры.

Упор присев.

Упор на правом колене.

Упор лежа. Упор стоя.

Упор лежа сзади.

Исходное положения для рук.

Руки на пояс. Руки к плечам. Руки за голову. Руки перед грудью. Руки перед собой, т.е. руки согнуты в локтях, над предплечьем.

Движение руками.

Руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки в стороны – книзу.

Наклон- это сгибание или прогибание тела (наклон прогнувшись, полунаклон, наклон согнувшись, наклон с захватом).

Равновесие- это удержание определенного положения на ограниченной опоре.

Термины упражнений на снарядах.

Хват- способ держаться за снаряд (сверху, хват снизу, разный хват, обратный хват, скрестный, глубокий).

Вис- положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата.

Различают висы простые:

-вис на согнутых руках;

-вис прогнувшись;

-вис согнувшись и т.д.

и смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела:

  • вис лежа;

  • вис присев на гимнастической стенке;

  • вис стоя и т.д.

Упор - на предплечьях, на руках, упор сзади, упор углом, упор углом, упор ноги врозь, упор стоя и т.д.

Подъем- переход из виса или низкого упора в упор (подъем силой, подъем переворотом, подъем правой или левой, двумя, разгибом, махом вперед или назад).

Спад- обратное движение подъему, медленный спад (опускание).

Оборот- круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда выполняемое из упора. Различают: обороты вперед, назад, большой оборот, то же в упоре, ноги вне стоя, различными хватами.

Стойка– вертикальное положение гимнаста ногами кверху (на плечах, руках, одной руке). Выполняются стойки силой, махом, согнувшись, прогнувшись.


Дуга– неполное круговое вращение.

Мах – свободное движение тела относительно оси вращения.

Размахивание– мах ,выполняемый несколько раз. Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжка.

Мах дугой– переход из упора в вис дугообразным движением.

Выкрут– оборот с вращением в плечевых суставах.

Перемах– движений ногой над снарядом.

Скрещение– два встречных перемаха.

Перелет– перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук.

Замах– предварительный мах ногами после толчка ногами.


Акробатические термины.

Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову, с переворачиванием через голову – кувырок).

Переворот– движение тела с полным переворачиванием с опорой руками, головой, с одной или двумя фазами полета.

Курбет– это прыжок с рук на ноги или наоборот.

Сальто– вращательное движение тела в воздухе.

Мост– дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.

Вальсет– темповый подскок, применяется в качестве связующего элемента в прыжках.

Шпагат– сед с максимально разведенными ногами с касанием опоры обеих ног.

Строевые упражнения

Строевые упражнения применяются на уроках физической культуры при проведении спортивно-показательных выступлений. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной красивой осанки, походки.

Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой, правофланговый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый – к правофланговому нижнему углу. Соответственно различают и другие точки зала (рис.1). Для пользования строевыми упражнениями выведены основные понятия о строе.

Строй– установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг– правая или левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

Фронт– сторона строя, в которую обращены учащиеся лицом.

Интервал– расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя равен ширине ладони между локтями стоящими рядом учащихся.

Дистанция– расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне, для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

Направляющий– учащийся, двигающийся в колонне первым.

Замыкающий– учащийся двигающийся в колонне последним.

Шеренга– строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.


Колонна– строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Строевые приемы.

«Становись!» – команда, по которой учащиеся становятся в указанный строй и принимают строевую (основную) стойку.

«Равняйсь!» – по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) – равняйся!» и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.

По команде «Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую стойку.

«Отставить!» – команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Полповорота напра-во!», Полповорота нале-во!», «Кру-гом!». В движении исполнительная командадля поворота налево подается по левую ногу, для поворота направо – под правую. Учащийся делает шаг другой ногой и выполняет поворот в указанную сторону. Для поворота кругом подается команда «Кругом (предварительн6ая, подается под любую ногу) – марш!» (исполнительная, подается под правую ногу), после чего учащийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в противоположном направлении.

Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется, после предварительного расчета на первый второй, по команде: «В две шеренги – стройся!» По этой команде вторые номера ставят левую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем правую на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую встают в затылок первому (счет «три»). Перестроение их двух шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу - стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.

Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчета по три. Для этого подается команда: «В три шеренги – стройся!» по этой команде вторые номера остаются на месте. Первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и , приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают в затылок ко вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую – на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и третьих номеров происходит одновременно. Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу – стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.