Файл: Лекционный материал по дисциплине Гимнастика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Гимнастическая терминология.

Термины общеразвивающих упражнений. Стойки

Исходное положения для рук.

Движение руками.

Термины упражнений на снарядах.

Акробатические термины.

Строевые упражнения

Строевые приемы.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по показу и рассказу.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по разделениям.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по потоку.

Упражнения с отставанием на один счет

Комплекс ору по потоку

Комплекс ору по потоку в и.П. Сед

Упражнения с обручем

Комплекс ору с обручем.

Эстафета с обручем.

Лекционный материал

Тема 2. Развитие гимнастики в россии после 1917 г.

Тема 3. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой

Стандартные размеры гимнастических залов:

Комплект гимнастических снарядов:

Вспомогательные снаряды:

Инвентарь

Гимнастическая площадка.

Правила эксплуатации залов и оборудования.

Меры предупреждения травматизма

Страховка

Виды страховки

Гимнастика в системе физического воспитания в России.

Тема 4. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе.

Урок, структура и разновидность.

Методические особенности.

Регулирование физической нагрузки на уроке.

Подготовка и проведение урока.

Организация урока и порядок действия преподавателя.

Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.

Гимнастика в режиме школьного дня.

Тема 5. Организация и проведение соревнований по гимнастике

Положения о соревнованиях.

Сроки проведения

Финансовые расходы

Сроки и порядок предоставления заявок

Судейство соревнований.

Окончательная оценка

Судейство обязательной программы (категории "б")

Судейство произвольной программы.

Судейство соревнований категории «а»

Трудность упражнений

Тема 6. Методика обучения акробатическим упражнениям

Тема 7. Методика обучения опорным прыжкам

Тема 8. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках гимнастики в общеобразовательной школе. Основы знаний и теоретические сведения для 1 - 4 классов

Учебный материал 1 класс

Танцевальные упражнения

Учебный материал 2 класс

Учебный материал 3 класс

Танцевальная композиция

4 Класс

Фигурный вальс

Тема 9. Упражнения в висах и упорах.

Упражнения в упорах.

Тема 10. Упражнение в равновесиях.

Повороты

Повороты на двух ногах.

Статические равновесия

Смешанные равновесия.

Тема 11. Спортивная тренировка

Особенности спортивной тренировки в различные периоды

Планирование тренировочного процесса

Тема 12. Основы техники гимнастических упражнений.

1. Силовые и статические упражнения.

2. Маховые упражнения.

Структура маховых упражнений.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Вопросы к экзамену:

Темы контрольных работ.

-упражнения также труднее выполнять, не сгибая руки.

Маховые упражнения -это вращательное движение по полному кругу или по частям. Все вращения связаны с понятием ось. Оси вращения могут быть действительнымиили воображаемыми (линия между кольцами или параллельными жердями).

По отношению к телу гимнаста оси подразделяются на фронтальную, продольную и. передне-заднюю.

Во фронтальной оси выполняются многие обороты, сальто, махи вперед и назад. Упражнения, в которых используется продольная ось вращения,называются поворотами.Почти все повороты служат для усложнения основных упражнений и поэтому вращение вокруг продольной оси, совпадает с вращением другой оси, как правило, сфронтальной(пируэт).

Переднее - задняя осьрасполагается под прямым углом к фронтальной оси. Она встречается при выполнении переворотов, сальто в сторону,

Одной из важных особенностей маховых упражнений является их инертность. Получив в определенной фазе упражнения, энергию движения гимнаст до определенного момента может перемещаться самостоятельно по инерции, что позволяет в ходе одного упражнения чередовать напряжение мускулатуры с ее расслаблением. Это выгодно отличает маховые упражнения от статических и силовых элементов, делает их экономичными, не столь утомительными. Одним из признаков совершенства техники маховых упражнений является умение гимнаста максимально использовать свойства тела и его звеньев перемещаться по инерции. Однако чисто инерционное движение (один из признаков которого равномерность) в практике встречается редко, при исполнении упражнения на тело гимнаста всегда действуют какие-либо силы, изменяющие его скорость. Например, перемещаясь сверху вниз в висе на перекладине, спортсмен движется все быстрее и быстрее, но во второй половине маха, когда тело начинает подниматься, его скорость падает. Объясняется это в первую очередь действием силы тяжести, которая вначале упражнения сообщает телу энергию движения, а затем отнимает ее. Существенную роль играет сила трения, под ее действием тело гимнаста теряет часть полученной ранее энергии. По этой причине невозможно выполнение такого гимнастического упражнения как большой оборот, не прибегая к активным целенаправленным действиям, а двигаясь лишь по инерции. Чтобы исполнение таких элементов было осуществлено, спортсмен должен использовать в ходе движений определенные физические закономерности. К числу таких закономерностей относятся:


Угловая скорость.

Момент инерции.

Угловая скорость -это скорость вращения. Если за одно и тоже время тело гимнаста поворачивается на большое число градусов, то, следовательно, стала больше его угловая скорость.

Выполняя сальто назад прогнувшись и двойное сальто, спортсмен затрачивает примерно одно и тоже время, но во втором случае спортсмен поворачивается дополнительно на 360°,это означает, что его угловая скорость была выше.

Момент инерции тела -это мера его инертности. Чем больше масса тела, тем больше его инертность. Однако величина момента инерции тела зависит не только от массы. Важно и то, как эта ось располагается от оси вращения, и чем дальше она расположена, тем меньше угловая скорость.Величина характеризующая степень удаления масс от оси вращения в механике называется моментом инерции.Это означает, что если гимнаст начинает вращение по сальто в положении прогнувшись, а затем группируется, то скорость его вращения увеличивается. При этом если группировка привела к тому, что момент инерции уменьшился в два раза, то угловая скорость увеличилась в два раза. В применении к гимнастическим упражнениям все сказанное нужно понимать таким образом: если гимнаст во время выполнения любых вращательных движений сгибается или каким-либо другим способом приближает массу своего тела к оси вращения, то он неизбежно изменяет момент инерции своего тела, а, следовательно, и угловую скорость его вращения. Таким образом, при соответствующей подготовке спортсмен может регулировать скорость своего вращения, что в полной степени характеризует его мастерство.


Структура маховых упражнений.

Все маховые упражнения подразделяются на три фазы.

1. Фаза подготовительных действий,т.е. принятие наиболее рационального исходного положения и выполнение стартовых движений, обеспечивающих последующие действия на снаряде.

2. Фаза основных действий -это момент приложения максимальных усилий, т.е. самая главная часть, от правильного выполнения которой зависит качество выполнения упражнения в целом.

3. Фаза завершающего действия.Придание движению окончательной формы. Все фазы условны т.к. между ними не существует четких границ.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

В системе воспитания обучение физическим упражнениям рассматривается как педагогический процесс, конечная цель которого -всестороннее воспитание людей. Обучение конкретным гимнастическим упражнениям принято делить на три этапа:

Первый этап - обучение.Это начальное обучение новому движению. На этом этапе обучение направлено на создание - общего представления о новом движении (демонстрация кем-либо, использование кинофотоматериалов). Далее следует опробование движения, которое может быть проимитировано целиком, с помощью преподавателя, с фиксацией отдельных положений, либо самостоятельное выполнение упражнений в максимально упрощенных условиях на тренажере.

Начальное обучение служит исходной базой для успешного овладения новым движением.

Второй этап - углубленное разучивание движений.Этот этап направлен на овладение техникой движений. При разучивании нового движения необходимо выполнять его 6-8раз. Для лучшего исполнения упражнения на стадии его усвоения желательно ежедневное его повторение. На этом этапе происходит усвоение основными и вспомогательными двигательными действиями.

Основными признаками формирования двигательных навыков являются сознательное управление движениями, автоматизированное их выполнение.

Результатом обучения является технически правильное и самостоятельное выполнение. При этом еще возможны неточности в отдельных деталях выполнения упражнения.

Третий этап - закрепление и совершенствование техники изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения в стандартных условиях, в измененных условиях, близких к соревнованиям. Важным в данный момент становится самоконтроль и самооценка выполняющего.


Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения необходимо его периодическое выполнение в различных условиях.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

В основе процесса обучения гимнастическим упражнениям лежат общеизвестные дидактические принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности.

1. Сознательность и активность.При обучении гимнастическим упражнениям предполагают осмысленное сознательное овладение ими. Способность анализировать технику упражнений, исправлять допущенные ошибки неточности, проявлять инициативу и самостоятельность, оценивать результату собственной деятельности, своих товарищей.

2. Принцип наглядности.Этот принцип помогает создать полное представление о технике движения. Для этого используют качественный показ, образное объяснение, наглядное сравнение, использование наглядных пособий.

3. Принцип доступности.Данный принцип требует постановки задач, соответствующих силам учеников. Реализация этого принципа требует постепенного повышения трудности упражнения, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

4. Принцип систематичности.Подразумевает непрерывность процесса обучения, проведение его в определенной последовательности, разумного чередования работы с отдыхом, в целях сохранения работоспособности активности занимающихся.


Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Изучение гимнастических упражнений связано с использованием конкретных методов.

1. Словесный метод.Является универсальным на всех этапах обучения. Он может выражаться в форме беседы, объяснения, обсуждения, словесного сопровождения при выполнении упражнений. Следует отметить, что использование терминологии значительно облегчает процесс обучения между учеником и преподавателем.

2. Метод показа.Включает в себя живой показ преподавателя, возможен как акцентированный показ отдельных фаз или элементов, так и его целостная демонстрация.

3. Метод целостного разучивания упражнения.Применяется при обучении простым упражнениям, а также сложным, но с использованием физической помощи.

4. Метод расчлененного разучивания.Данный метод заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения. Искусственное дробление упражнения,на части облегчает освоение наиболее технически сложных движений. Методы целостного и расчлененного разучивания упражнений являются ведущими методами для овладения основами техники движения и их совершенствования. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

5. Метод изменения условия обучения.Этот метод направлен на совершенствование двигательного навыка. Он подразумевает создание специальных условий для выполнения упражнений (другой зал, выполнение без разминки и выполнение на фоне усталости).

6. Соревновательный и игровой метод. Этот метод основан на элементах соперничества учеников между собой. Повышение ответственности каждого за достигнутые результаты. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Вопросы к экзамену:

  1. Развитие гимнастики в России с 1917 года по наши дни.

  2. Гимнастика в системе физического воспитания в России.

  3. Место занятий гимнастикой (зал, оборудование, инвентарь).

  4. Меры предупреждения травматизма.

  5. Виды страховки (помощь, поддержка, подталкивание, проводка).

  6. Гимнастическая терминология,

  7. Особенности проведения общеразвивающих упражнений по показу и рассказу, по потоку, по разделениям.

  8. Особенности проведения ОРУ на гимнастической скамейке, стенке, с обручем.

  9. Особенности проведения ОРУ с теннисным мячом, со скакалкой.

  10. Строевые упражнения (перестроения на месте).

  11. Строевые упражнения в движении.

  12. Характеристика висов.

  13. Характеристика упоров.

  14. Техника выполнения и методика обучения подъему махом вперед из упора на руках на параллельных брусьях.

  15. Техника выполнения и методика обучения подъему махом назад на параллельных брусьях.

  16. Техника выполнения и методика обучения кувырку вперед из седа ноги врозь.

  17. Техника выполнения и методика обучения стойке на плечах.

  18. Техника выполнения и методика обучения подъему переворотом махом одной и толчком: другой.

  19. Техника выполнения и методика обучения оборота назад (вперед) в упоре ноги врозь правой (левой).

  20. Обучение размахиванию в висах.

  21. Танцевальные упражнения, позиции ног, рук.

  22. Методика обучения вальсовому шагу.

  23. Техника выполнения и методика обучения группировке, перекатам.

  24. Техника выполнения и методика обучения кувырку вперед.

  25. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад.

  26. Техника выполнения и методика обучения стойке на лопатках.

  27. Техника выполнения и методика обучения стойке на руках и голове.

  28. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад через стойку на руках.

  29. Техника выполнения и методика обучения стойке на руках с кувырком вперед.

  30. Техника выполнения и методика обучения перевороту боком.

  31. Техника выполнения и методика обучения мосту.

  32. Техника выполнения и методика обучения прыжку ноги врозь через козла, коня в длину, коня в ширину.

  33. Техника выполнения и методика обучения прыжку боком, прыжку углом махом одной и толчком другой.

  34. Техника выполнения и методика обучения прыжку согнув ноги.

  35. Упражнения в лазание по канату в 2 и 3 приема.

  36. Место и задачи гимнастики в общеобразовательной школе.

  37. Методика проведения основной части урока.

  38. Методика проведения подготовительной и заключительной частей урока.

  39. Особенности проведения урока гимнастики в младших классах.

  40. Особенности проведения урока гимнастики в средних классах.

  41. Особенности проведения урока гимнастики в старших классах.

  42. Методика проведения урока гимнастики в подготовительной и специальной группах.

  43. Гимнастика в режиме школьного дня.

  44. Этапы обучения гимнастическим упражнениям.

  45. Методика обучения гимнастическим упражнениям.

  46. Общая плотность урока.

  47. Моторная плотность урока,

  48. Регулирование нагрузки (объем и интенсивность).

  49. Упражнения в равновесиях.

  50. Принципы обучения гимнастическим упражнениям.

  51. Положение о соревнованиях.

  52. Работа судейской бригады.

  53. Особенности судейства произвольной программы. |

  54. Особенности судейства обязательной программы. |

  55. Спортивная тренировка по гимнастике, цели, задачи. |

  56. Особенности тренировки в подготовительном периоде. |-

  57. Особенности тренировки в соревновательном периоде. |

  58. Особенности тренировки в переходном периоде.

  59. Моральная подготовка гимнаста.

  60. Волевая подготовка гимнаста.

  61. Тактическая подготовка гимнаста (правила).

  62. Тактическая подготовка гимнаста (приемы).

  63. Статические упражнения: характерные отличительные особенности.

  64. Силовые перемещения, характерные особенности.

  65. Маховые упражнения, отличительные особенности, структура.

  66. Инерция, сила трения, угловая скорость.

  67. Документы планирования для группы начальной подготовки.

  68. Документы планирования для гимнастов старших разрядов.