Файл: Лекционный материал по дисциплине Гимнастика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Гимнастическая терминология.

Термины общеразвивающих упражнений. Стойки

Исходное положения для рук.

Движение руками.

Термины упражнений на снарядах.

Акробатические термины.

Строевые упражнения

Строевые приемы.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по показу и рассказу.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по разделениям.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по потоку.

Упражнения с отставанием на один счет

Комплекс ору по потоку

Комплекс ору по потоку в и.П. Сед

Упражнения с обручем

Комплекс ору с обручем.

Эстафета с обручем.

Лекционный материал

Тема 2. Развитие гимнастики в россии после 1917 г.

Тема 3. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой

Стандартные размеры гимнастических залов:

Комплект гимнастических снарядов:

Вспомогательные снаряды:

Инвентарь

Гимнастическая площадка.

Правила эксплуатации залов и оборудования.

Меры предупреждения травматизма

Страховка

Виды страховки

Гимнастика в системе физического воспитания в России.

Тема 4. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе.

Урок, структура и разновидность.

Методические особенности.

Регулирование физической нагрузки на уроке.

Подготовка и проведение урока.

Организация урока и порядок действия преподавателя.

Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.

Гимнастика в режиме школьного дня.

Тема 5. Организация и проведение соревнований по гимнастике

Положения о соревнованиях.

Сроки проведения

Финансовые расходы

Сроки и порядок предоставления заявок

Судейство соревнований.

Окончательная оценка

Судейство обязательной программы (категории "б")

Судейство произвольной программы.

Судейство соревнований категории «а»

Трудность упражнений

Тема 6. Методика обучения акробатическим упражнениям

Тема 7. Методика обучения опорным прыжкам

Тема 8. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках гимнастики в общеобразовательной школе. Основы знаний и теоретические сведения для 1 - 4 классов

Учебный материал 1 класс

Танцевальные упражнения

Учебный материал 2 класс

Учебный материал 3 класс

Танцевальная композиция

4 Класс

Фигурный вальс

Тема 9. Упражнения в висах и упорах.

Упражнения в упорах.

Тема 10. Упражнение в равновесиях.

Повороты

Повороты на двух ногах.

Статические равновесия

Смешанные равновесия.

Тема 11. Спортивная тренировка

Особенности спортивной тренировки в различные периоды

Планирование тренировочного процесса

Тема 12. Основы техники гимнастических упражнений.

1. Силовые и статические упражнения.

2. Маховые упражнения.

Структура маховых упражнений.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Вопросы к экзамену:

Темы контрольных работ.

Статические равновесия

Переднее равновесие-представляет собой равновесие на одной, другая назад, тело наклонено вперед под любым углом. Стопа опорной ноги слегка развернута наружу. Свободная нога сохраняет выворотное положение, руки в стороны.

Последовательность обучения:

1) И.п. - стоя на правой спиной к опоре левая прямая на опоре, руки в стороны

1- подняться на носок правой, руки вверх

2- и.п., после нескольких повторений выполнить с другой.

2) И.п. -то же

1- поднять правую, руки в стороны

2-3- сохранение принятого положения.

4- и.п.,

5-8- то же с другой

3) И.п. - о.с.

1-2- правая нога максимально назад, руки вперед -в стороны, тело наклонить вперед,

3- сохранение заданного положения

4- и.п., 5-8 - то же с другой ноги

Боковое равновесие - представляет собой равновесие на одной, другая в сторону, тело наклонено в противоположную сторону. При выполнении равновесия, стопа опорной ноги слегка развернута наружу, плечи опущены, лопатки сведены и находятся в одной плоскости с туловищем. Таз не поворачивается в сторону свободной ноги и не отводится назад

Последовательность обучения:

1) И.п. - стоя правым боком к опоре правая на опоре, руки вверх

1- наклон влево (до горизонтального положения)

2-3- сохранение принятого положения

4- и.п., 5-8- то же в другую сторону.

2) И.п. - то же

1- наклон влево

2- правую ногу вверх

3- сохранение принятого положения

4- и.п.

Заднее равновесие - представляет собой равновесие на одной другая вперед с наклоном туловища назад. При выполнении данного равновесия таз несколько поворачивается в сторону, противоположную поднятой ноге, и подается вперед (в таком положении общий центр тяжести остается над площадью опоры). Наиболее простое положение рук, руки в стороны. Опорная слегка сгибается, сгибание увеличивается по мере увеличения наклона назад. Голова при выполнении заднего равновесия с наклоном туловища до горизонтали слегка наклоняется вперед, с наклоном ниже горизонтали - назад.

Последовательность обучения:

1) И.п. - лицом к опоре. Нога лежит на опоре впереди, наклон назад, постепенно увеличивая угол наклона, руки в стороны - вверх.


2) И.п. - боком к опоре. Нога на опоре впереди, наклонить туловище назад до горизонтального положения, подняться, удерживая ногу и.п. В начале выполняется упражнение с фиксацией положений, затем слитно.

3) То же, что в упражнение 2, но поднимать ногу маховым движением и удерживать в наивысшей точке.

4) Упражнение 2,3 без опоры.

Смешанные равновесия.

К смешанным равновесиям относятся такие, в которых двигательное действие завершается устойчивым статическим положением. Устойчивость в этом случае в значительной мере зависит от того, насколько правильно выполнено само двигательное действие. Наиболее характерным для данной группы упражнений является приземление после различных прыжков, соскоков.

Тема 11. Спортивная тренировка

Тренировка -это многолетний круглогодичный педагогический процесс физического воспитания осуществляемый в единстве с нравственной, умственным и эстетическим воспитанием спортсменов.

Основными средствами спортивной тренировки являются физические, общеразвивающие и специальные упражнения необходимые для формирования различных двигательных качеств. Специфика спортивной гимнастики заключается прежде всего в том, что для достижения высоких спортивных результатов необходимо овладеть большим числом самых разнообразных элементов и сочетаний различных соединений, в связи е этим особая роль в спортивной гимнастике принадлежит спортивно-технической подготовке. Большое значение, особенно на начальном этапе в подготовки гимнаста занимает обучение разнообразным движениям и формирование так называемой гимнастической школы.

Спортивная тренировка в гимнастике организуется в форме тренировочных уроков, самостоятельных занятий и различных соревнований. Тренировочный урок отличается от школьного изменяющейся продолжительностью занятий, более высокой моторной плотностью, большой вариативностью построения основной части. Самостоятельные занятия, как правило, строятся с учетом индивидуальных планов спортсменов.

Соревнования являются основной формой проверки уровня подготовленности занимающихся и играют большую роль в повышении спортивной квалификации спортсмена. Они позволяют выявить основные недостатки в планировании и проведении учебно-тренировочного процесса, способствуют совершенствованию школы движений общеисполнительского класса гимнаста, служат одним из наиболее действенных средств в волевой подготовке спортсмена, а также оживляют учебно-тренировочный процесс, активизируют занимающихся повышают их работоспособность я интерес к замятиям.


Основная цель тренировки -достижение высоких спортивных результатов, которые могут быть достигнуты лишь при условии, что тренировочный процесс будет способствовать повышению функциональных возможностей организма занимающихся и укреплению их здоровья.

Достижение высоких спортивных результатов доступно далеко не каждому желающему заниматься спортом. Необходимо, чтобы это желание сочеталось с определенными задатками и способностями к избранному виду спорта.

Изучение задатков и способностей человека вообще в соответствии с которыми определяется для кого тот или иной вид спорта подходит, берет на себя спортивная ориентация.

Поиск наиболее одаренных талантливых людей способных достичь рекордных результатов в конкретном виде спорта принадлежит спортивному отбору.

Наиболее стабильным признаком, отличающим одного человека от другого, является наследственность. Многие виды деятельности предъявляют к человеку свои специфические требования. Которые не могут компенсироваться. Для музыканта –слух, для бегуна спринтера -быстрота, для стайера – выносливость, для видов связанных с искусством движения - это тонкая координация движений.

Следует выделить три вида спортивного отбора.

1-й отбор - начальныйсвязан с приемом в ДЮСШ.Начальный отборэто два этапа -предварительныйиосновной. На предварительном этапе начального отбора решается вопрос о пригодности к занятиям спортивной гимнастикой. На основном этапе –уже в процессе тренировки, строится прогноз об одаренности гимнаста и целесообразности его перехода к специализированной подготовке. Продолжительность начального отбора до двух лет.

2-ой вид отборасвязан с прогнозом перспективности, квалификации гимнастов и переходе к углубленной тренировке. Прогноз перспективности связан с внутри спортивной ориентацией которая направлена на работу на одном двух ударных видах /не в ущерб многоборью/ с целью достижения особого успеха.

3 - й вид отборасамый разнообразный, связанный с формированием сборных команд для участия в соревнованиях. Он предполагает на основе информации о спортивно-технической, физической и психологической готовности спортсмена, прогнозирование результата его выступления на предстоящих соревнованиях. Необходимо учитывать, что для достижения успеха в спорте той или иной личностью может повлиять огромное количество факторов, значение которых может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от этапов подготовки спортсменов и задач стоящих перед ним.



Особенности спортивной тренировки в различные периоды

В спортивной тренировке различают три периода: подготовительный,соревновательный ипереходный.

Подготовительный периодвключает в себя изучение основных элементов соединений и комбинаций программы очередного спортивного разряда. Этот период принято делить на два этапа:общеподготовительныйиспециальныйЗадачами общеподготовительного этапа является развитие к совершенствование двигательных качеств гимнаста, совершенствованием техники уже ранее изученных гимнастических упражнений. Занятие на этом этапе проводятся с постепенным увеличением от объема к интенсивности физических нагрузок, завершается выполнением нормативов по общей и специальной физической подготовке.

Основной задачей второго этапа является техническая подготовка гимнаста и приобретение устойчивой спортивной формы. Это достигается путем освоения отдельных гимнастических упражнений и соединений овладения обязательной программой, совершенствованием произвольной и проведением учебных прикидок на отдельных гимнастических снарядах. В конце подготовительного периода тренировочные нагрузки увеличиваются за счет повышения интенсивности работы при некотором снижении объема.

Соревновательный период. Главной задачей данного периода является совершенствование техники и детальная обработка упражнений обязательной и произвольной программ и непосредственное участие гимнаста в соревнованиях. Желательно на каждой тренировке проходить все виды гимнастического многоборья. В отдельных случаях во избежании переутомления лучше отказаться от повторения целых комбинаций и ограничиться элементами и соединениями, но для сохранения "чувства снаряда" обязательно позаниматься на каждом из них. В начале соревновательного периода необходимо основную часть занятия начинать с тех видов многоборья, где комбинации получаются хуже. Через некоторое время необходимо в каждую тренировку включать первым другой снаряд. Необходимо придерживаться очередности прохождения снарядов предусмотренных соревнованиями. Если планируется выступления гимнаста в нескольких ответственных состязаниях, то соревновательный период следует разделить на ряд микроциклов соревновательных и разгрузочных. Особая роль в соревновательном периоде отводится морально-волевой подготовке гимнаста Ее целесообразно планировать учитывая недостатки спортсмена на предыдущих соревнованиях.