Файл: Лекционный материал по дисциплине Гимнастика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 319

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Гимнастическая терминология.

Термины общеразвивающих упражнений. Стойки

Исходное положения для рук.

Движение руками.

Термины упражнений на снарядах.

Акробатические термины.

Строевые упражнения

Строевые приемы.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по показу и рассказу.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по разделениям.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по потоку.

Упражнения с отставанием на один счет

Комплекс ору по потоку

Комплекс ору по потоку в и.П. Сед

Упражнения с обручем

Комплекс ору с обручем.

Эстафета с обручем.

Лекционный материал

Тема 2. Развитие гимнастики в россии после 1917 г.

Тема 3. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой

Стандартные размеры гимнастических залов:

Комплект гимнастических снарядов:

Вспомогательные снаряды:

Инвентарь

Гимнастическая площадка.

Правила эксплуатации залов и оборудования.

Меры предупреждения травматизма

Страховка

Виды страховки

Гимнастика в системе физического воспитания в России.

Тема 4. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе.

Урок, структура и разновидность.

Методические особенности.

Регулирование физической нагрузки на уроке.

Подготовка и проведение урока.

Организация урока и порядок действия преподавателя.

Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.

Гимнастика в режиме школьного дня.

Тема 5. Организация и проведение соревнований по гимнастике

Положения о соревнованиях.

Сроки проведения

Финансовые расходы

Сроки и порядок предоставления заявок

Судейство соревнований.

Окончательная оценка

Судейство обязательной программы (категории "б")

Судейство произвольной программы.

Судейство соревнований категории «а»

Трудность упражнений

Тема 6. Методика обучения акробатическим упражнениям

Тема 7. Методика обучения опорным прыжкам

Тема 8. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках гимнастики в общеобразовательной школе. Основы знаний и теоретические сведения для 1 - 4 классов

Учебный материал 1 класс

Танцевальные упражнения

Учебный материал 2 класс

Учебный материал 3 класс

Танцевальная композиция

4 Класс

Фигурный вальс

Тема 9. Упражнения в висах и упорах.

Упражнения в упорах.

Тема 10. Упражнение в равновесиях.

Повороты

Повороты на двух ногах.

Статические равновесия

Смешанные равновесия.

Тема 11. Спортивная тренировка

Особенности спортивной тренировки в различные периоды

Планирование тренировочного процесса

Тема 12. Основы техники гимнастических упражнений.

1. Силовые и статические упражнения.

2. Маховые упражнения.

Структура маховых упражнений.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Вопросы к экзамену:

Темы контрольных работ.

В практике, как правило, сочетаются формы занятий, урок называется учебно-тренировочный.

За время планирования урока очень важно определить наиболее рациональную последовательность решение задач. В этой связи обучение новому сложному материалу необходимо планировать в основной части урока, а решение легких задач в начале и в конце урока.

Организация урока и порядок действия преподавателя.

Каждый урок начинается с рапорта. После которого преподаватель сообщает тему и задачи урока, а затем переходит к реализации. Для более успешного решения поставленных задач учеников необходимо разделить на группы, согласно их подготовке. Руководя уроком в целом преподаватель подбирает себе помощников из числа наиболее подготовленных учениколв, обучив их предварительно правилам страховки. Смена мест занятий происходит организованно по команде преподавателя. При подведении итогов преподаватель должен высказать свое мнение об учениках, успехах и недостатках. При необходимости дать ученикам задания для самостоятельной работы.


Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.

Проведение занятий по гимнастике должно строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.

Урок гимнастики в 1-3 классах. В содержание уроков включаются строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, лазания, метания.

При обучении детей необходимо широко использовать показ с объяснением. Объяснение должно быть доступным. В этом возрасте детям свойственно подражание, поэтому широко используются методики образных сравнений. Характерной особенностью этой категории детей является быстрое утомление, но в то же время и быстрое восстановление.

Поэтому нагрузка должна быть незначительная. Также необходимо проводить урок в форме игры, соревнования (кто лучше, быстрее, дальше, выше). Следует также обратить внимание на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. Для профилактики дефектов осанки следует развивать мышцы всего тела. В проведении урока следует избегать необоснованных пауз, что ведет к нарушениям дисциплины.

Урок гимнастики в 5 – 8 классах. Этот возраст характеризуется проявлением психических и физиологических процессов в связи с началом полового созревания.

Высокая активность роста способствует возникновению диспропорций. Уроки гимнастики имеют цель дальнейшего укрепления и развития растущего организма детей. В этом возрасте учащиеся узнают простые упражнения на гимнастических снарядах.

Учитывая высокий уровень сознательности и организованности следует использовать групповой метод проведения уроков.

Для ребят следует планировать упражнения на развитие, силы, гибкости, скорости, выносливости. Стремясь быстрее стать взрослыми, ребята охотно выступают в соревнованиях между собой. Учебный материал необходимо преподносить небольшими частями, последовательно усложняя его, постепенно необходимо, чтобы материал повторялся на последующих уроках.

Урок гимнастики в 9 – 11 классах. В этом возрасте юноши и девушки достигают высокой работоспособности. Занятия следует проводить раздельно. Работа с юношами направлена на дальнейшее совершенствование строевых упражнений, овладение прикладными навыками и умениями, развитие силы, выносливости, ловкости, скорости, овладение специальными упражнениями на гимнастических снарядах.


С девушками широко применяются упражнения музыкально-ритмического характера, упражнения из художественной гимнастики, акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах.

Подготовительная группа. Она формируется из учеников, имеющих незначительное отклонение от норм здоровья. Необходимо старательно обдумывать двигательные задания, сокращать длительность выполнения упражнений, упрощать их сложность. На занятиях с детьми, которые имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе, следует избегать упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания.

Специальная медицинская группа. К этой группе относятся учащиеся со значительными отклонениями от нормы в состояние здоровья. Дети этой группы освобождаются от занятий физкультуры. С ними проводятся занятия 3 раза в неделю по 30 минут. К средствам относятся простейшие ОРУ направленные на развитие правильной осанки, совершенствование функций дыхания. Исключаются упражнения направленные на проявление большой силы, скорости, резкости, выносливости.

Важным этапом является работа с родителями. Необходимо проводить разъяснительную работу с детьми, с целью формирования у них сознания о том, что занятия физкультурой не только способствуют улучшению организма. Необходимо проводить примеры из жизни.


Гимнастика в режиме школьного дня.

Гимнастика до занятий должна проводиться на протяжении 8-12 минут, желательно на воздухе. Руководство организацией и проведением гимнастики осуществляется преподавателями физической культуры.

В младших классах привлекаются преподаватели этих классов, в старших специально подготовленные ученики – спортсмены. Комплекс упражнений разрабатывается преподавателем физкультуры для каждой возрастной группы на 2 недели.

Комплексы могут повторяться через 4-6 недель. Следует учитывать, что комплексы гимнастики до занятий не должны вызывать у учеников сильное возбуждение и переутомление.

Физкульминуткадлится 1-2- минуты и состоит из 3-4- упражнений. Физкультминутка проводится в классах, руководит преподаватель. Она проводится во второй половине учебного дня, когда занятия утомляют учащихся. Она решает задачи повышения работоспособности учащихся, организации выполнения, восстановление активности. Упражнения используются на потягивание, на выпрямление, умеренное расслабление.

Физкультпауза– длится 3-5 минут, 6-8 упражнений. Физкультурная пауза проводится в процессе трудового обучения, она призвана нейтрализовать неудобство рабочей позы, снятия утомления мышц, активно участвующих в трудовых движениях.

Организованная перемена.Она проводится не свежем воздухе. Учащиеся не должны оставаться без присмотра преподавателя. Ответственность за организованность проведения перемены несет директор школы, руководит переменой учитель физической культуры с учителями предметниками и физкультурным активом. В содержание перемены можно включать упражнения с предметами. Упражнения должны быть доступны по возрасту учеников.

Физкультурные мероприятия в режиме школьного дня являются резервом дополнительного времени на занятия физическими упражнениями. Ученик 15 минут тратит на гигиеническую гимнастику, 12 минут на гимнастику до занятий, 2-4- минуты на физкультурные паузы, 20 минут на упражнения на большой перемене. Итого 45 – 50 минут каждодневных занятий в режиме дня существенное прибавление к урокам физической культуры.

Тема 5. Организация и проведение соревнований по гимнастике

Соревнования по гимнастике являются неотъемлемой частью учебного процесса. Они являются основной формой проверки занимающихся, способствуют развитию психических и физических качеств спортсмена.


По результатам соревнований определяется дальнейшее направление учебно-тренировочного процесса, вносятся изменения в методику обучения и технику исполнения упражнений.

В зависимости от целей, формы, масштаба и характера, они делятся на следующие ВИДЫ:

По цели: отборочные, учебные, по выявлению сильнейших гимнастов и команд.

По форме: личные, командные, лично-командные.

По масштабу: районные, городские, областные, краевые, республиканские.

По представительству: территориальные и ведомственные.

По характеру: классификационные, неклассификационные, открытые, соревнования с “листа”.

Перед каждыми соревнованиями ставятся определенные задачи, которые конкретно определяются в Положении о соревнованиях, которое является руководящим документом. Положение имеет следующие разделы:

  1. Цели и задачи.

  2. Сроки и место проведения.

  3. Участники соревнований.

  4. Программа соревнований.

  5. Определение победителей личного и командного первенства.

  6. Награждение.

  7. Финансовые расходы.

  8. Сроки и порядок предоставления заявок.

В заявке указывается Ф.И.О, участника, год рождения, имеющийся разряд, По какому разряда выступает, виза врача.

Гимнаст может выступать на разряд выше или ниже от имеющегося у него.