Файл: Лекционный материал по дисциплине Гимнастика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 336

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Гимнастическая терминология.

Термины общеразвивающих упражнений. Стойки

Исходное положения для рук.

Движение руками.

Термины упражнений на снарядах.

Акробатические термины.

Строевые упражнения

Строевые приемы.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по показу и рассказу.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по разделениям.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по потоку.

Упражнения с отставанием на один счет

Комплекс ору по потоку

Комплекс ору по потоку в и.П. Сед

Упражнения с обручем

Комплекс ору с обручем.

Эстафета с обручем.

Лекционный материал

Тема 2. Развитие гимнастики в россии после 1917 г.

Тема 3. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой

Стандартные размеры гимнастических залов:

Комплект гимнастических снарядов:

Вспомогательные снаряды:

Инвентарь

Гимнастическая площадка.

Правила эксплуатации залов и оборудования.

Меры предупреждения травматизма

Страховка

Виды страховки

Гимнастика в системе физического воспитания в России.

Тема 4. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе.

Урок, структура и разновидность.

Методические особенности.

Регулирование физической нагрузки на уроке.

Подготовка и проведение урока.

Организация урока и порядок действия преподавателя.

Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.

Гимнастика в режиме школьного дня.

Тема 5. Организация и проведение соревнований по гимнастике

Положения о соревнованиях.

Сроки проведения

Финансовые расходы

Сроки и порядок предоставления заявок

Судейство соревнований.

Окончательная оценка

Судейство обязательной программы (категории "б")

Судейство произвольной программы.

Судейство соревнований категории «а»

Трудность упражнений

Тема 6. Методика обучения акробатическим упражнениям

Тема 7. Методика обучения опорным прыжкам

Тема 8. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках гимнастики в общеобразовательной школе. Основы знаний и теоретические сведения для 1 - 4 классов

Учебный материал 1 класс

Танцевальные упражнения

Учебный материал 2 класс

Учебный материал 3 класс

Танцевальная композиция

4 Класс

Фигурный вальс

Тема 9. Упражнения в висах и упорах.

Упражнения в упорах.

Тема 10. Упражнение в равновесиях.

Повороты

Повороты на двух ногах.

Статические равновесия

Смешанные равновесия.

Тема 11. Спортивная тренировка

Особенности спортивной тренировки в различные периоды

Планирование тренировочного процесса

Тема 12. Основы техники гимнастических упражнений.

1. Силовые и статические упражнения.

2. Маховые упражнения.

Структура маховых упражнений.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Вопросы к экзамену:

Темы контрольных работ.

Переходный период.В этот период достигаются задачи активного - отдыха. Он является связующим звеном между соревновательным и подготовительным периодами годичного цикла и подготовительным для последующего. Трудно добиться хороших спортивных результатов в новом соревновательном периоде, если в конце предыдущего годичного цикла не было переходного, периода. Переходный период продолжается от двух недель до одного месяца в это время нужно снизить нагрузку по гимнастике и уделить внимание другими видам спорта. Желательно, чтобы переходный период проходил под непосредственным руководством тренера если же это невозможно, то необходимо составить индивидуальный план для самостоятельной работы. В этот период важно так организовать тренировки, чтобы они вызывали у занимающегося радость, удовлетворение, бодрость и способствовали созданию устойчивого положительного эмоционального фона.

Тренировки можно проводить как раздельным способом, т.е. чередовать тренировку только по гимнастике или только по дополнительные видам спорта или же комбинированным, т.е. тренировка на одном двух снарядах многоборья, а затем игровые легкоатлетические упражнения.

Нагрузка в начале переходного периода должна быть небольшой, а затем постепенно увеличиваться. Построение и продолжительность всех периодов зависит от количества и значимости соревнований.

Морально-волевая подготовка. Воспитательную работу со спортсменами нужно строить на основе общих педагогических принципов. Большое воспитательное значение (особенно в работе с юными спортсменами) имеет одобрение поощрение ученика и за выполненную работу. В то же время нельзя оставлять без внимания не один проступок учеников. Осуждение и наказание за совершенный поступок должно быть своевременным и справедливым. Не следует расточать поощрения и наказания без достаточных оснований. Частые поощрения и чрезмерная похвала могут породить у спортсмена зазнайство излишнюю самоуверенность, непримиримость к критике и т.д.

Не менее вредным могут оказаться и бесчисленные замечания, длительные и нравоучения. Они снижают у занимающихся веру в свои силы, мешают самооценки своих поступков, препятствуют развитию потребности к самовоспитанию и зачастую (особенно у юных спортсменов) ведут к негативному отношению к занятиям спортом. Значительное место в воспитании спортсменов следует уделить спортивной этике.


Спортивная этика -это совокупность норм и правил поведения в условиях спортивной деятельности, на соревнованиях и тренировках. Спортивная этика требует соблюдения дисциплины, честности уважения к сопернику к спортивным судьям и зрителям, высокое самообладание и умение скрывать свои отрицательные эмоции.

Существенное значение имеет развитие волевых качеств. При воспитании волевых качеств нужно руководствоваться следующими основными положениями.

1. Постепенное условжнение задач связанных с проявлением значительных волевых усилий. Успех сопровождаются сильными жизнерадостными эмоциями -необходимое условие в формирование качеств гимнаста.

2. Систематическое и плановое применение специально создаваемых трудностей. Воспитывать волю нужно систематически, а не от случая к случаю. В каждом занятии необходимо создавать непривычные условия для выполнения знакомых упражнений выполнение упражнения с одной попытки выполнение на фоне усталости и т.д.

3. Воспитание общего оптимистического взгляда на свои возможности и достижения. Совершенно естественно, что спортсмены сравнивают свои успехи с достижениями товарищей и стремятся от них не отстать. Если же произошло отставание, необходимо разъяснить спортсмену причины отставания убедить в том, что это отставание не связано с его способностями вообще и что при желании и настойчивости он со временем догонит своих товарищей

4. Преимущественное использование методов убеждения, побуждения и лишь крайней мерой принуждения

Развивать волевые качества необходимо с учетом возраста и физиологических возможностей и психологических и способностей.

Теоретическая подготовка. В теоретической подготовке гимнастов можно условно выделить два разделаобщую и специальнуюподготовку. .

Общая теоретическая подготовка включает в себя знания о строении и функциях человеческого организма, влиянии физических упражнений на здоровье, физическое развитие, сведения истории спорта и т.д.

К специальной теоретической подготовке относятся знания о технике и методике физических упражнений. Способы страховки, самостраховки, о правилах соревнований.

Тактическая подготовка. Тактика в спортивной гимнастике весьма специфична. Тактику поведения на соревнованиях гимнаст может предусмотреть почти во всех деталях, если он конечно располагает достаточными знаниями об основных тактическихправилах и приемах,


К тактическим правиламв гимнастике относится ряд установок

1. Общий успех в соревнованиях определяется в значительной мере успешным выступлением на первых двух-трех снарядах.

Важно с самого начала захватить лидерство, чтобы создать благоприятный фон для дальнейших выступлений.

2. Предварительное общее впечатление о гимнасте (команде) складывается уже при опробовании снарядов и во время разминки. Еще до начала соревнований можно оказать определенное воздействие на своих соперников не только безупречным выполнением упражнений, но и своим поведением.

3. В произвольных комбинациях не следует вставлять недостаточно отработанные элементы и соединения. В одних случаях, для того чтобы выиграть соревнования целесообразно бывает усложнить комбинацию, если это даже будет связано с определенным риском, в других наоборот может быть выгодным убрать некоторые упражнения из комбинации, с тем что бы свести до минимума всякий риск

4. На ход борьбы влияет информация, которую гимнаст получает во время выступления. В зависимости от индивидуальных особенностей гимнаста его характера, темперамента волевых качеств в одних случаях целесообразно держать гимнаста все время в курсе событий, в других полезно, что бы гимнаст не знал как изменяется в ходе соревнований его положение или положение команды.

5. В командных соревнованиях важно определить последовательность выступлений гимнастов. Первыми в команде должны выступать -надежные уверенные в себе гимнасты. В тоже время желательно чтобы наиболее сильные спортсмены выступали последними.

Наряду с общими тактическими правилами имеется ряд тактических приемов, рациональное применение которых способствует успеху гимнастов на соревнованиях.

Тактическими приемамиспортсмен должен уметь пользоваться сам:

  • иметь резервные варианты продолжения упражнений в произвольных комбинациях.

  • уметь рационально использовать свои силы на соревнованиях и правильно строить свой режим перед соревнованиями уметь разумно использовать время отведенное на разминку перед очередным снарядом;

  • самостраховаться в различных ситуациях;

  • хорошо знать правила и положения о соревнованиях.


Планирование тренировочного процесса

Систематичность в организации тренировочного процесса предусматривает наличие детально разработанного плана. В зависимости от уровня подготовки гимнастов решаются различные задачи. В этой связи документы планирования и учета по своему содержанию должны быть различны.

Документы планирования для групп начальной подготовки. Документы планирования следующие:

  • учебный план;

  • учебная программа;

  • рабочий план;

  • план – конспект.

Учебный план- это государственный документ, определявший количество часов на весь период обучения и количество часов по каждому разделу, количество дисциплин их тематику сроки и оценки подготовленности занимающихся.

Учебная программа- государственный документ, в котором находится теоретический и практический материал, зачетные требования, контрольные нормативы.

Рабочий план -может составляться на различные сроки (четверти ,тренировочный период). В рабочем плане определяется количество упражнений, количество часов отводимые на их изучение, последовательность прохождения учебного материала, сроки зачетов прикидок, соревнований.

Документы планирования старших разрядов. Существуют следующие виды планирования для гимнастов старших разрядов: перспективное, текущее и оперативное.

Перспективный план- составляется на период в несколько лет (4 г.) Перспективныйплан отражает разделы:

  • основные задачи плана на несколько лет;

  • календарь соревнований;

  • периоды тренировочного процесса;

  • планирование результатов соревнований по годам;

  • нормативы физической и технической подготовки;

  • врачебный контроль.

Текущее планирование– составляется на основе перспективного плана. Текущее планирование составляется на 1 год. В его содержание входят следующие разделы:

  • цель и основные задачи учебного года;

  • задачи технической, физической и психологической подготовки;

  • график нагрузок и соревнований;

  • учет результатов ОФП, СФП и соревнований;

  • результаты врачебного контроля.


Оперативный план– составляется на месяц. Данный план способствует уточнению текущего планирования. Месячные планы включают в себя:

  • поурочный рабочий план;

  • график прохождения видов многоборья на занятиях.

Основные принципы этого планирования – обеспечение взаимосвязи между отдельными занятиями; рациональное сочетание в каждом занятии средств разносторонней подготовки гимнастов.

Тема 12. Основы техники гимнастических упражнений.

Огромное количество гимнастических упражнений, несмотря на их многообразие, тем не менее, подчиняются общим положениям, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями строения человеческого тела. Различают две основные группы упражнений выполняемых на гимнастических снарядах.

1. Силовые и статические упражнения.

2. Маховые упражнения.

Статические упражнениявыполняются в висе и упоре. Трудность этих упражнений зависит от степени необходимого напряжения мышц, также зависит от особенностей условий удержания равновесия в заданной позе. Степень напряжения мышц зависит не только от массы (веса) тела, но и расстояния центра тяжести от оси снаряда. Статические упражнения -это неподвижные позы-висы, упоры, принимаемые гимнастом на снаряде. Трудность этих упражнений весьма разнообразна. Имеются упражнения, как простые, доступные новичку (вис на перекладине, упор на брусьях) и трудные, доступные спортсменам, обладающим значительной физической силой.

Силовые перемещения- это медленный переход из одного статического положения в другое. Различают перемещения книзу и кверху. Перемещения книзу считаются более легкими, так как при их выполнении спортсмен движется под действием силы тяжести и должен лишь напряжением мышц сдерживать падение тела, так чтобы оно опускалось достаточно медленно и равномерно (из горизонтального упора на кольцах опускание в горизонтальный вис, из виса на согнутых руках в вис). Гораздо труднее перемещения кверху. В этом случае спортсмен должен подняться на определенную высоту вопреки действию силы тяжести.Силовые упражнениятакже как и статические упражнения бывают различной трудности, это зависит от ряда причин:

- чем больше расстояние, на которое должен опускаться или подниматься спортсмен, тем труднее упражнение;

-труднее также упражнение при котором для достижения конечной цели гимнаст должен двигаться наименее выгодным способом, например, совершать перемещения прямым телом, а не согнувшись или сгибая ноги;