Файл: Лекционный материал по дисциплине Гимнастика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 342

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Гимнастическая терминология.

Термины общеразвивающих упражнений. Стойки

Исходное положения для рук.

Движение руками.

Термины упражнений на снарядах.

Акробатические термины.

Строевые упражнения

Строевые приемы.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по показу и рассказу.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по разделениям.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по потоку.

Упражнения с отставанием на один счет

Комплекс ору по потоку

Комплекс ору по потоку в и.П. Сед

Упражнения с обручем

Комплекс ору с обручем.

Эстафета с обручем.

Лекционный материал

Тема 2. Развитие гимнастики в россии после 1917 г.

Тема 3. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой

Стандартные размеры гимнастических залов:

Комплект гимнастических снарядов:

Вспомогательные снаряды:

Инвентарь

Гимнастическая площадка.

Правила эксплуатации залов и оборудования.

Меры предупреждения травматизма

Страховка

Виды страховки

Гимнастика в системе физического воспитания в России.

Тема 4. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе.

Урок, структура и разновидность.

Методические особенности.

Регулирование физической нагрузки на уроке.

Подготовка и проведение урока.

Организация урока и порядок действия преподавателя.

Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.

Гимнастика в режиме школьного дня.

Тема 5. Организация и проведение соревнований по гимнастике

Положения о соревнованиях.

Сроки проведения

Финансовые расходы

Сроки и порядок предоставления заявок

Судейство соревнований.

Окончательная оценка

Судейство обязательной программы (категории "б")

Судейство произвольной программы.

Судейство соревнований категории «а»

Трудность упражнений

Тема 6. Методика обучения акробатическим упражнениям

Тема 7. Методика обучения опорным прыжкам

Тема 8. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках гимнастики в общеобразовательной школе. Основы знаний и теоретические сведения для 1 - 4 классов

Учебный материал 1 класс

Танцевальные упражнения

Учебный материал 2 класс

Учебный материал 3 класс

Танцевальная композиция

4 Класс

Фигурный вальс

Тема 9. Упражнения в висах и упорах.

Упражнения в упорах.

Тема 10. Упражнение в равновесиях.

Повороты

Повороты на двух ногах.

Статические равновесия

Смешанные равновесия.

Тема 11. Спортивная тренировка

Особенности спортивной тренировки в различные периоды

Планирование тренировочного процесса

Тема 12. Основы техники гимнастических упражнений.

1. Силовые и статические упражнения.

2. Маховые упражнения.

Структура маховых упражнений.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Вопросы к экзамену:

Темы контрольных работ.

Прыжок боком. Затруднения в выполнении данного прыжка могут возникнуть, прежде всего, из-за отсутствия должной опоры и неправильного положения тела. Подводящими упражнениями могут быть следующие -из упора лежа на краю гимнастической скамейки (вдоль), толчком двумя -упор лежа левым боком, правая рука вверх при этом, в упоре лежа плечи должны быть слегка впереди, а таз опущен вниз, в конечном положении не рекомендуется сгибаться и наваливаться на опорную руку, а также сгибать ее.

-Прыжок боком через коня в ширину, с постановкой рук на край снаряда (ноги проходят вне проекции снаряда).

Из исходного положения стоя, с опорой руками о край снаряда, прыжок в упор левым боком, ноги на снаряд, правая рука вверх.

Чем выше занимающийся поднимется на опорной руке,и чем прямее он держит тело, тем устойчивость будет выше после овладения подводящими упражнениями можно приступать к выполнению прыжка в стандартных условиях.

Прыжок углом толчком одной и махом другой. Обучение данному прыжку начинаем со следующих подводящих упражнений:

-из положения стоя правым боком у ближнего края коня, с опорой правой рукой, махом правой и толчком левой сед на коня, с опорой на правую руку сзади, а левой спереди, При выполнении маха не следует наклоняться вперед, упражнение должно выполняться с продвижением вперед так, чтобы в седе правое плечо опережало руку, а левая рука находилась чуть спереди таза, -положение плеч развернутое.

-мост сбоку от коня у дальнего края (можно использовать козла). Выполнение прыжка в целом. С постановкой левой руки носки сомкнутых ног должны находиться на уровне плеч, затем следует разогнуться, подняв при этом правую руку вверх.,

Подготовительные упражнения для развития прыгучести.

Для толчка руками.

1.Передвижение в упоре лежа в парах.

2.Наскоки в упоре лежа на возвышенность.

3.Быстрое сгибание и выпрямление рук в упоре лежа.

4.Хлопки руками в упоре лежа.

5.Прыжки в упоре лежа во всех направлениях.

Для толчка ногами.

1.Стоя на носках на краю гимнастического мата опустить пятки и подняться на носки.


2.Стоя у опоры в диагональной стойке, подняться на носки и опуститься на пятки.

3.Из того же исходного положения (п.2),выполнять упражнение попеременно на левой и правой ноге.

4.Пружинистые подскоки на двух (ноги не сгибать).

5. То же с продвижением вперед.

6.Из упора присев прыжок прогнувшись руки вверх наружу (в серии).

7.Стоя на гимнастическом мостике, подскоки на двух (от 20с. до Iмин.).


Тема 8. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках гимнастики в общеобразовательной школе. Основы знаний и теоретические сведения для 1 - 4 классов

Знания танцевальных элементов, основы классического танца, танцев русского народа.

Учебный материал 1 класс

Шаги подскоками, подскоки. Приставные шаги: вперед, назад, в правую, в левую сторону.

Шаг галопа: вперед, назад, влево, вправо.

Приставной шаг -является подводящим упражнением к шагу галопа. Может выполняться вперед, в сторону, назад, с носка и на носках.

И.п. - руки на пояс

1 - скользя правым носком по полу вперед, шаг на всю стопу, левая сзади на носке

2 - скользящим движением по полу приставить левую в и.п.

И.п. - руки на пояс

1 - шаг правой вправо, скользя носком по полу, левая в сторону на носок

2 - приставить левую к правой, скользя носком по полу

3-4- повторить то же влево.

При обучении следует помнить, что движение всегда начинают с одной ноги, а заканчивают другой. Скольжение по полу необходимо выполнять до полного вытягивания ноги на носок. Ногу стоящую на носке повернуть коленом наружу, соблюдая при этом правильную осанку.

Шаг галопа- выполняют вперед, в сторону, назад. По своему характеру галоп динамичен и стремителен. Начинается он со скольжения ноги вперед или в сторону с легким сгибанием ног в коленях, затем следует толчок и отрыв от пола. Приземление бесшумное, перекатом с носка на всю стопу, сгибая при этом колени.

И.п. - стоя парами по кругу, левым боком к центру круга, взявшись скрестно за руки.

1 - 2 - два шага галопа к центру круга,

3 - шаг левой в сторону,

4 - притоп правой,

5 - 8 - то же от центра с другой ноги,

9- 12- четыре подскока вперед, начиная с левой

13 - шаг левой вперед,

14 - притоп правой сзади.

Танцевальные упражнения

Содержание обучения

Ходьба под музыку с остановками в конце музыкальной фразы; шаг на носках; шаг с подскоком; ходьба приставным шагом вперед, в сторону, назад.

Основные средства и методика обучения

Ходьба под музыку.

1. К обучению ходьбе под музыку или пение приступают после того, как дети приобретут некоторый навык ходьбы на месте или в колонне с соблюдением дистанции и в заданном темпе. Ученики 1-го класса еще не умеют ходить в ногу (от них этого и не следует требовать), однако их надо научить ходить ритмично и в определенном темпе. Для этого лучше всего использовать песни и мелодии, которые дети разучивали и усвоили на уроках пения. Внимание обращают на то, что движения должны быть свободными, легкими, ритмичными в соответствии с музыкой или песней. Для успешного выполнения упражнений большое значение имеет личный пример учителя и правильный показ.


2. Ходьба с остановками в конце музыкальной фразы. Начать разучивание упражнений следует с освоения остановки в конце заранее определенной музыкальной фразы или после определенных слов песни. Когда это будет усвоено, можно давать задание на остановки в конце каждой музыкальной фразы. Если упражнения временно проводят без музыкального сопровождения, применяют изменения в подсчете. Например, если учитель при обычном подсчете "раз-два-три-четыре" вместо "раз" скажет "и", то учащиеся на счет "два-три-четыре-раз-два-три" продолжают ходьбу, а на счет "четыре" останавливаются. Вначале такое упражнение во время ходьбы делают редко, с интервалами, а потом чаще и без интервалов. Ходьбу под Музыку или песню учеников, ходьбу с остановками можно отрабатывать на месте и с продвижением вперед, на носках, с Хлопками в ладоши.

3. Танцевальный шаг на носках. Ногу, с которой начинают движение, слегка согнутую в колене, выносят вперед, затем выпрямляют, носок оттягивают с поворотом кнаружи. На пол (землю) ногу ставят с носка и опускают на всю ступню. Вес тела переносится на впередистоящую ногу, другая нога сзади на носке.

Затем этот шаг выполняют на носках, без опускания на всю ступню. При обучении танцевальным шагам стремятся добиться мягкости, легкости и слитности движений.

4. Шаг с подскоком. На счет "раз" небольшой шаг вперед пра­вой ногой. Левую ногу слегка поднять сзади. На счет "и" легко подскочить вперед на правой ноге. Левую ногу, согнутую в колене, поднять вперед, носок оттянуть. На счет "два" небольшой шаг вперед левой ногой, правую ногу слегка поднять сзади. На счет "три" легко подскочить вперед на левой ноге, правую ногу, согнутую в колене, поднять вперед, носок оттянуть и т. д. На первых уроках ученикам младших классов довольно трудно справиться с заданием. Поэтому вначале основное внимание уделяют чередованию движений, а затем уже точности выполнения.

Шаги с подскоком выполняют вперед и назад. Шаг с подскоком назад начинают с шага назад.

5. Приставные шаги вперед, в сторону, назад. При выполнении приставных шагов движение всегда начинается одной ногой, а заканчивается другой. В приставном шаге вперед с пра­вой ноги на счет "раз" делают шаг правой ногой вперед, на счет "два" левую ногу приставляют к правой, затем опять шаг правой и приставляется левая и т. д.

В приставных шагах в сторону одну ногу отставляют на шаг в сторону, а другую приставляют к ней. То же, в приставных шагах назад.


На первых уроках приставные шаги выполняют на всей ступне, а затем на носках; вначале это простое действие — приставление, а затем мягкое скользящее движение.