Файл: Лекционный материал по дисциплине Гимнастика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 333

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Гимнастическая терминология.

Термины общеразвивающих упражнений. Стойки

Исходное положения для рук.

Движение руками.

Термины упражнений на снарядах.

Акробатические термины.

Строевые упражнения

Строевые приемы.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по показу и рассказу.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по разделениям.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по потоку.

Упражнения с отставанием на один счет

Комплекс ору по потоку

Комплекс ору по потоку в и.П. Сед

Упражнения с обручем

Комплекс ору с обручем.

Эстафета с обручем.

Лекционный материал

Тема 2. Развитие гимнастики в россии после 1917 г.

Тема 3. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Меры предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой

Стандартные размеры гимнастических залов:

Комплект гимнастических снарядов:

Вспомогательные снаряды:

Инвентарь

Гимнастическая площадка.

Правила эксплуатации залов и оборудования.

Меры предупреждения травматизма

Страховка

Виды страховки

Гимнастика в системе физического воспитания в России.

Тема 4. Организация, содержание занятий по гимнастике в школе.

Урок, структура и разновидность.

Методические особенности.

Регулирование физической нагрузки на уроке.

Подготовка и проведение урока.

Организация урока и порядок действия преподавателя.

Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.

Гимнастика в режиме школьного дня.

Тема 5. Организация и проведение соревнований по гимнастике

Положения о соревнованиях.

Сроки проведения

Финансовые расходы

Сроки и порядок предоставления заявок

Судейство соревнований.

Окончательная оценка

Судейство обязательной программы (категории "б")

Судейство произвольной программы.

Судейство соревнований категории «а»

Трудность упражнений

Тема 6. Методика обучения акробатическим упражнениям

Тема 7. Методика обучения опорным прыжкам

Тема 8. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках гимнастики в общеобразовательной школе. Основы знаний и теоретические сведения для 1 - 4 классов

Учебный материал 1 класс

Танцевальные упражнения

Учебный материал 2 класс

Учебный материал 3 класс

Танцевальная композиция

4 Класс

Фигурный вальс

Тема 9. Упражнения в висах и упорах.

Упражнения в упорах.

Тема 10. Упражнение в равновесиях.

Повороты

Повороты на двух ногах.

Статические равновесия

Смешанные равновесия.

Тема 11. Спортивная тренировка

Особенности спортивной тренировки в различные периоды

Планирование тренировочного процесса

Тема 12. Основы техники гимнастических упражнений.

1. Силовые и статические упражнения.

2. Маховые упражнения.

Структура маховых упражнений.

Основы обучения гимнастическим упражнениям.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

Методы обучения гимнастическим упражнениям.

Вопросы к экзамену:

Темы контрольных работ.

Перестроение уступами из шеренги выполняется после предварительного расчета: «шесть-три-на месте, рассчитайсь!» или «девять-шесть-три - на месте, рассчитайся!» Далее подается команда: «По расчету шагом – марш!» Учащиеся выполняют соответствующее расчету число шагов и приставляют ногу. (При расчете до 6, преподаватель считает до 7, при расчете до 9, преподаватель считает до 10). Обратное перестроение производится по команде: «На свои места шагом – марш!» Учащиеся на счет 1-2 поворачиваются кругом, и под счет 1-2-3-4 идут на свои места и затем делают поворот кругом самостоятельно.

Перестроение из колонны по одному, по три (четыре и т.д.)

Для данного перестроения одновременными поворотами налево (направо) подается команда: «налево (направо) в колонну по три (четыре и т.д.) – марш! (рис. 2). Исполнительная команда «марш!» подается под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (четверки и т.д.) последующие выполняют его на том же месте; команду «марш!» подает замыкающий каждой тройки. При перестроении таким способом учитель может попутно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения класс поворачивается налево (направо) и подается команда: «Слева в обход налево (направо) в колонну по одному шагом – марш!» («марш!» – в движении) (рис.3)

Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда: «Через центр в колонну по одному – марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: « колонну по одному налево - направо в обход марш» (дробление) (рис.4) Далее на правой и левой серединах подается предварительная команда: «налево – направо в колонну по два» и при встрече колонн в верхней (нижней) середине исполнительная команда: «марш!» (сведение). Колонны доходят до нижней (верхней) середины и подается команда: «В колонну по два налево – направо в обход – марш!» (1 пара идет в обход налево, 2 пара – направо и т.д.) (разведение). После данного перестроения подается команда: «налево – направо в колонну по четыре марш!». Далее следует обратное перестроение.

Движение на месте выполняется по команде: «На месте шагом (бегом) - марш! Для остановки строя в определенном месте: «направляющий – на месте!» По этой команде направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться вперед до дистанции в один шаг.

Для возобновления движения вперед при ходьбе на месте подается команда: «Прямо!». Для достижения большей согласованности движений может, использована предварительная команда: Класс – прямо!» исполнительная команда подается по левую ногу, после чего выполняется шаг правой на месте и с левой начинается движение вперед.


Диагональ–передвижение по диагонали зала, площадки выполняется по команде: «По диагонали – марш!». Исполнительная команда подается в одном из углов зала (рис. 5)

Противоход– движение колонны за направляющим противоположном направлении. Выполняется по команде: «Противоходом налево (направо) – марш!» (рис. 6)

Змейка– ряд противоходов, соответствующих первому противоходу. По этой команде направляющий продвигается змейкой до новой команды (рис. 7)


Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по показу и рассказу.

Преподаватель называет и принимает исходное положение. Говорит и показывает, что делает на счет раз, два и т.д. Подает команду: «исходное положение - принять!», проверяет выполнение команды. Затем следует команда: «Со мной упражнение начи – най!» два, три раза выполняет упражнение с группой, затем переходит на подсказ.

Подсказывать необходимо основные действия, а также давать по ходу упражнения методические рекомендации способствующие качественному выполнению упражнения. Если упражнение было плавного характера, то окончание звучит: «1-2 закончили упражнение», если отрывистого характера, то: «1-2-3-стой!».

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по разделениям.

Преподаватель называет и принимает исходное положение подает команду: «исходное положение - принять!» называет и показывает первое движение и подает команду: «делай – раз!», проверяет качество выполнения, при необходимости исправляет ошибки. Выполняет второе движение и подает команду: «делай – два!» и т.д. все упражнение. Далее проведение аналогично по показу и рассказу.

Пример:

И.п. – о.с.

Упор присев – делай раз

Упор лежа – делай два

Упор лежа ноги врозь – делай три

Упор лежа – делай четыре

Упор лежа на согнутых руках – делай пять

Упор лежа – делай шесть

Упор присев – делай семь

И.п. – делай восемь.

Данный способ проведения рекомендуется при разучивание новых и сложных, силовых или больших по продолжительности упражнений.

Требования предъявляемые к проведению комплекса общеразвивающих упражнений по потоку.

Данный способ применяют для достижения высокой плотности. Его принципиальное отличие от вышеизложенных способов в том, что переход от одного упражнения к другому осуществляется безостановочно. При подборе упражнения необходимо учитывать. Что бы конечное положение предыдущего упражнения было началом следующего. Первое упражнение проводиться по показу и рассказу. Переход от одного упражнения к другому происходит на восемь счетов.

Выполняя предыдущее упражнение, преподаватель говорит: «Следующее упражнение (называет его, уточняя название) и на 8 счет дает команду «можно». После этой команды вся группа переходит к выполнению нового упражнения.


Пример:

1-

следующее

1-

следующее

2-

упражнение

2-

упражнение

3-

наклон

3-

выпад

4-

вперед

4-

в сторону

5-

раз

5-

раз

6-

два

6-

два

7-

прогнувшись

7-

вправо

8-

можно

8-

можно

Упражнения с отставанием на один счет

И.п. – о.с. или сед руки в стороны - книзу

  1. левая рука в сторону

  2. левая рука вперед

правая рука в сторону

  1. левая рука вверх

правая рука вперед

  1. руки вверх

  2. левая рука вперед

  3. левая рука в сторону,

правая рука вперед

  1. левая рука вниз,

правая рука в сторону

  1. и.п.

и.п. – о.с.

  1. левая рука на пояс

  2. левая рука к плечу.

правая на пояс

  1. левая рука вверх,

правая к плечу

  1. руки вверх

  2. левая рука к плечу

  3. левая рука на пояс,

правая к плечу

  1. левая рука вниз,

правая на пояс

  1. и.п.

  1. левая рука в сторону

  2. левая рука к плечу,

правая рука в сторону

  1. левая рука вверх,

правая рука к плечу

  1. руки вверх

  2. левая к плечу

  3. левая рука в сторону,

правая рука к плечу

  1. левая рука вниз,

правая рука в сторону

  1. и.п.


Комплекс ОРУ по показу и рассказу в и.п. стоя

Комплекс ОРУ по показу и рассказу в и.п. сед.

И.п. – стоя на носках

  1. руки вперед

  2. руки в стороны

  3. руки вверх

  4. и.п.

и.п. – о.с.

  1. наклон назад правая назад на носок, руки вверх

  2. и.п.

  3. то же с левой

  4. и.п.

и.п. – о.с.

  1. шаг левой влево с наклоном прогнувшись, руки в стороны

  2. приставить правую с наклоном согнувшись

  3. шаг правой вправо с наклоном прогнувшись, руки в стороны

  4. и.п.

5 – 8 то –же с правой

и.п. – о.с.

  1. мах левой влево, руки в стороны

  2. выпад на левую, руки скрестно

  3. выпрямляя левую мах левой, руки в стороны

  4. и.п.

5 – 8 то же с правой.

и.п. – о.с. (по разделениям)

  1. упор присев

  2. упор лежа

  3. упор лежа ноги врозь

  4. упор лежа

  5. упор лежа на согнутых руках

  6. упор лежа

  7. упор присев

  8. и.п.

и.п. – стойка, руки вверх

  1. махом левой назад наклон согнувшись

  2. и.п.

3 – 4 то же с правой

и.п. – о.с.

  1. упор присев

  2. прыжком широкая стойка с наклоном прогнувшись

  3. прыжком упор присев

  4. и.п.

и.п. – о.с.

1 – 2 подняться на носки. Руки через стороны вверх

3 – 4 и.п.

И.п. - сед, руки на пояс

1- Носки на себя, плечи вверх

2 - И.п.

3-4 то же

и.п. – сед

1 - правая вверх

2 - правая вправо

3 - правая вверх

4 - и.п.

и.п. – сед, руки в стороны

1 - мах правой с хлопком под правой

2 - и.п.

3 – 4 то же с левой.

И.п. – сед ноги врозь, руки в стороны

1 – Наклон к правой

2 – Пружинящий наклон к левой

3 - Упор лежа сзади ноги врозь на левой руке, правая рука верх

5 – 8 с левой

и.п. – сед, руки в стороны

1 - мах двумя с хлопком под ногами

2 - и.п.

и.п. – сед

1- сед углом

2-3 – удержание заданной позы

4 – и.п.

и.п. – сед

1 - упор лежа сзади

2 - мах правой

3 - упор лежа сзади

4 - и.п.

и.п. – упор лежа сзади

1 - сгибая правую мах левой

2 - и.п.

3 - сгибая левую мах правой

4 - и.п.

и.п. – сед

1 - упор лежа сзади

2 - поворотом направо упор лежа

3 - поворотом налево упор лежа сзади

4 - и.п.

5 – 8 то же влево