ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 592
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рефлексия культурных образцов,созданных в период классической древности достигла своей кульминации ,когда обнаруживаются кризисные тенденции в развитии великих цивилизаций древности. В социальной сфере это было связана с кризисом полисов(городов государств) и возникновением империй.В результате культуры созданные в рамках полиса.вышли за его пределы и интегрировались с иными культурами,сохраняя при этом свое доминирующее значение. В Европе,примером того к чему привел выход античного мира и его культуры за границы классического полиса дает культура эпохи эллинизма. Ее начало положило создание новой цивилизации,возникшей в результате завоеваний Александра Македонсеого,которая объединяла огромную територию,включавшую наряду с Македонией и Грецией,Египет,Ближний и Средний Восток,вплоть до границ с Индией.Вэтот период культурные ценности классической Греции становятся доминирующей силой,в жизни многочисленных народо и стран. Характерной особенностью этого процесса эллинизации было не вытеснение существующих в различных обласях эллинистичесеого мира местных,часто мощных культурных традицийи .а интеграция античного образца»во внутрь» этих культур. В результате сам этот образец не только трансформировался под их влиянием, но обретал своеобразную многоликость».Эти многочисленные варианты эллинистической культуры,выступали,как отдельные,индивидуальные,характерные «лики» античной культуры. Очевиден двойственный характер этого процесса,с одной стороны,античный образец культуры обретал,при этом,своего рода универсальный и,в известном смысле «мировой» характер,а с другой,утрачивал,ту «статуарность»,идеальность и гражданственность,которая была свойственна «великой пайдейе» и была ориентирована на формирование того типа лучшего,совершенного человека и гражданина.который принято определять как «классический».Завершая этот анализ эллинистической культуры А.Ф.Лосев характеризует ее как «период индивидуализма и диалектически с ним,космополитизма. Что касается личности ,то эллинистический человек уже не воспринимает себя как в качестве «серединного существа»-центра в котором обретают единство макро и микрокосмос,закон и правда,добродетельность и гражданственность» личность здлесь погружается в себя,отходит от внешнего мира ,становится аполитичной.Философы эллинизма.пишет Лосев,все наперебой вопиют нам о своей аполитичности,проповедуют отход от общественности и государственности. Это стоики и эпекурейцы скептики»246
Создание культурных парадигм(образцов) Востока и Запада было главным – итоговым результатом первого периода истории культуры.Его значение состояло в том,что,начавшаяся еще в заключительный период классической древности рефлексия этих образцов положила начало формированию собственной культурной традиции,которая предопределяла развитие культурного процесса в различных регионах Азии и Европы на всем протяжении последующих полутора тысячи лет.Культурные образцы были созданы на основе жизненной традиции ,которая нашла,выражение в мифологии и,позднее, была закреплена в образах великих эпических поэм древности.Создание этих образов,по существу,было первым шагом в рефлексии буквальной мифологии и превращении ее в «арсенал и почву»,таких институтов культуры как натурфилософия,риторика,искусство, появление которых знамановало собой начало, нового не мифологического представления человека о мире и о самом себе. Суть этих изменений состояла в том,что с природа перестали для человека быть только объектом созерцания,но стала для него объетом изучения и размышления. В результате,сами эти образцы,обретают новый смысл.Они утрачивают свое первоначальное космологическое значение о чем свидетельствует,в частности,то безразличие к античной космологигии,которое явственно ощущается уже в сочинениях представителей ранней средневековой схоластики(например у Боэция и Августина).В понимании мироздания представление о нем как о космосе-телесном,живом объекте,во всем подобном человеческому телу,вытесняется его конструированием его как универсума,организуемого в полном соответствии со словом священного писания.Неантичным является и представление о человеке,который рассматривается не с позиций античного идеала,а как «индивидуальная субстанция разумной природы»(Боэций),а позднее в эпоху Ренессанса,как «божественный мастер»,обладающий и качеством(virtujsa) утонченности,а еще позднее,в эпоху Просвящения,свпособностью «жить своим умом». Подобные процессы происходили в пост классическую жпоху в Китае и в Индии. Их результатом была смена культурных периодов традиционный период завершался и начинался новй традиционно-рефлекторный период истории культуры,который будет связан с процессом культурного самосознания индивида. Для этого культурного периода все достижения «культуры образца» будут переосмысленны с точки зрения их ценности и значимости для конкретного «лица». Для этого времени культура существует не в «...вещах как таковых,а в свободно преломляющихсяпо поводу них воле человека, чувствах человека и его целях. Совокупность же волевых устремленей и целей характеризует лицо»247Традиционно-рефлекторный характер культуры этого периода очевиден. В полной мере он реализуется в создании новых институтов культуры,основу деятельности,которых составляет интеграция достижений культуры образца,в новые культуры,возникающие на основе,отличных от социальных структур древнего мира цивилизаций. Первыми из таких институтов становятся: ХРАМ,понимаемый как «синтез искусств» и УНИВЕРСИТЕТ,понимаемый как синтез знания,позднее АКАДЕМИЯ.понимаемая как синтез искусства и знания. Каждый из этих институтов культуры связан с формированием культуры индивида(«культуры нравственных обязанностей, культуры призвания , культуры Разума.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕКСТЫ
Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека.СПб.»Амфора».2008
Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма. Теогония// О происхождении богов. М., 1990.
Орфей.Языческие таинства. Мистерии восхождения. М.2001
Фрагменты ранних греческий философов. Ч. 1. М., 1989, с .33 -66.
Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., 1997.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
Платон. Сочинения. В 3-х т. М., 1968-1972. Протагор 31 8 а – 334 с . Т. 1. Тимей 27 а- 41 д., 50 а-50 д , 47 с- 50 д. , 88 а - 92. Т. З. , ч. 1 . Государство. Кн. 7 . Т. З. , ч. 1. Законы. Кн. 1 , 2, 7, 8, 10 (889 д – 889 ).Т. З, кн. 2.
Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. М., 1976-1984. Метафизика. Гл. 1-7. Т.1. Политика. Кн. 7 -8. Т .4 . Никомахова этика. Кн. 2(В), кн.З(Г). Т.4. Риторика. Кн. .1 , кн. 2 (1-18), кн. З. (13-17)//.
Геродот. История. Кн. 1. Клио// Геродот. История. В 9-ти т. М., 1993.
Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т .1. Перикл. М.. 1989, с. 56 -215.
Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. М., 1994.
Цицерон. Тускуланские беседы. Кн. 1 (1-4)//Цицерон. Эстетика.Трактаты. Речи. Письма. М., 1994, с. 384 -386. О природе богов// Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи.Письма. С. 434-446.О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.
Сенека Письма к Луцилию. Трагедии.М.1986.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Кн. 1,4-5. М., 1983.
Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990, с. 169-179, 190-194, 210-216, 235-247.
Гелий Авл. Аттические ночи. М., 1993, с. 180-183.
Поймандр. В кн. Гермес Трисмегист и герметическая тралиция Востока и Запада. М., 1998, с. 13-32.
ЛИТЕРАТУРА Мелетинский Е. Мифы древнего мира в сравнительном освещении// Типология и взаимосвязьсвязьлитературдревнегомира.М.,1971. Античнаяцивилизация.М.,1973. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима.М.,1990. ВернанЖ.-П.Происхождениедревнегреческоймысли.М,1988. Хайдеггер М. Учение Платона об истине//Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Гадамер Г.-Г. Прометей и трагедия культуры//ГадамерГ.Г.
Актуальностьпрекрасного. М., 1991. Быт и история Античности. М., 1988. Лосев А. Двенадцать тезисов об античной культуре// Лосев А. Дерзание духа. М., 1988. Лосев А. Античная философия истории. М., 1977. Лосев А. Общая характеристика античной эстетики// Лосев А. История античной эстетики. В 8-ми т. Т. 8, кн. 1, с. 308 -350. .Лосев А. Классический период развития античной культуры (основные этапы). Введение в классический период// Лосев А. История античной эстетики. Т. 1, с .255 Ранняя классика. Т. 1 , с. 258- 262, 263-274, 304-308. Средняя классика. Т. 2 , с .3 -45 , 51-54, 79-82. Высокая классика. Т.2, с. 127-131, 152-161. Поздняя классика. Т. З, с. 3 -8. Т. 4 , с .7 -14, 37, 38, 77, 166-168, 262-277, 394-402, 402-405, 417-418, 422-423, 564-578, 618-638. Йегер В. Пайдейя. Т. 2 М., 1997. Йегер В. Пайдейя Т.I. М. 2001 Ахутин А. Понятие "природа" в Античности и в Новое время. М., 1988, с. 111-124, 163-183. Рожанский И. Наука в контексте античной культуры// Наука и культура. Сб. М., 1984. Аверинцев С. Греческая "литература" и ближневосточная"словесность" // Типология и взаимосвязь литератур Древнего мира. М., 1971. Аверинцев С. Античность (вступительная статья) к разделу// Идеи эстетического воспитания. В 2-х т. T.I. M., 1973. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996. Древняя Греция. История. Быт. Культура. М., 1997. Древний Рим. История. Быт. Культура. М., 1997. Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Древнего Рима.М., 1993. Аверинцев С. Другой Рим.M.2005 Пондопуло Г. Формирование культурной традиции.Раздел. Античная культура и пайдейя. М . ВГИК. 2001.
ФИЛЬМЫ-DVD
1. Микенцы. Из сериала «Наследие древних цивилизаций» 2005
2. Атлантида. Из сериала «Утерянные миры
3 Золотые перепутья Древней Греции.Реж.Никос Ксефалис Греция 4 Древняя Греция из цикла ВВС «Исчезнувшие цивилизации».
5. Древняя Греция.Из цикла «О чем знании древние»Discovery cannel
6. Сокровища Древней Греции. История открытий в которые никто не верил
Nanional geographic
7. Афины. Парфенон. Из цикла «Утраченные миры.США
8. Александр Великий. 1-3 серии. США
9 .Утраченные сокровища Александрийской библиотеки.Из цикла «Загадки
древности»
10. Древний Рим и его таинственные города. Из цикла «Загадки древности»
11.Рим: сила и вличие. Падение империи. Discovery cannel.».
12. Афины,Александрия.Рим.Карфаген. Константинополь. Цикл «Метропо
лии»
13.Троя.Афинский Акрополь.Античная Олимпия.Дельфы.Фивы.Эпидавр.
Пафос. Родос.Древний Рим.Помпеи.Стамбул.Из цикла«Мировые сокро-
вища культуры»
14. Карта древней Греции.Терминология и хронология средиземноморской
цивилизации и античной культуры. Античная мифология. 1 и 2 таблицы:
1.Космические первопотенции. Прародители богов. 1 и 2 богов.
2. Третье поколение богов-Олимпийцы.Боги и герои./ На отдельном диске/
Древнегреческая мифология
ХАОС пространство – первичное, пустое, бесконечное во времени. Одна из космических первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом. Порождает Эреба (мрак) и Никту (ночь), Эфир(высший лучезарный слой, жилище богов), Эроса, Гимеру (День).
ТАРТАР пространство – находящееся в самой глубине космоса. От Аида – подземного царства он отстоит так же далеко как земля от Неба. Великая бездна, которой страшатся сами боги. В нее были низвергнуты титаны после победы Зевса над Кроном.
ЭРОС любовь – наряду с Хаосом, Геей и Тартаром одно из космогонических первоначал. У орфиков Протагон («перворожденный»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»), владыка ключей эфира, неба, земли, моря, Аида (царства мертвых) и Тартара.
НИКС ночь – одна из первичных мирообразующих космогонических потенций. Породила Танатоса (смерть), Немесиду (ьогиню возмездия), Мома (бога злословия), Кер или Эриний (демонов, дисгармонических сил бытия, без которых, как и без гармонии, не может существовать мир), Гипноса (сон), Мойр (богинь судьбы: Клото, Лахесис, Атропа), Гесперид (хранительниц золотых яблок), Эриду (олицетворение зла), старость и печаль. Жилище ночи находится на дне бездны Тартара. Она олицетворяет и хранит тайну жизни и смерти.
ГЕЯ мать-земля – древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в космогоническом процессе. Родилась вслед за хаосом. Сама из себя породила Урана (Небо) и Понта (бесплодное море) и горы. Соединившись с Ураном, породила гекатохонтейров, киклопов и титанов. Из соединения Геи и Понта произошли древнейшие морские божества.
Уран - гея
Небо - Земля
Гекатохонтейры (сторукие) Кот (яростный) Бриарей (могучий) Гиес (пашня) |
Прародители богов |
Киклопы (одноглазые) Бронт (гром) Стероп (молния) Арг (перун) |
||||||||||||||||||||||
ТИТАНЫ И ТИТАНИДЫ |
||||||||||||||||||||||||
УРАНИДЫ – первое поколение богов |
КРОНИДЫ – второе поколение богов |
|||||||||||||||||||||||
Океан Тефида |
Кой Феба |
Крий Евробия |
Гиперион Тея |
Тавмант Электра |
Иапет Климена |
Крон Рея |
Крон Филира |
|||||||||||||||||
Океаниды (нимфы моря) Метида (мудрость) Дарида (жена Нерея) Стикс (нимфа р.Стикс) Климена (Жена Иапета) Эвринома (Жена Офиона, Первого владыки Олимпа) Электра (Жена Тавманта) Филира (Жена Крона) Диона (Жена Зевса) Мнемосина (Жена Зевса) |
Титаниды Лето Астерия |
Титаны Перс Астрей Палант
Геката Богиня ночи, человеческих дел. Владычица Земли, моря, неба. Волшебница. Древнее восточное божество. |
Гелиос Бог света сияния тепла
Фаэтон Сын Гелиоса
|
Селена Богиня Луны |
Эос богиня зари Астры (звезды) Анемы (ветры) Нот (южн) Борей (сев) Зефир (запад) Эвр (утрен)
|
Ирида Богиня радуги. Посредница между Богами и людьми Грайи Аэлла, Окипета Богини вихря |
Титаны Атлант - сильный Менетий - дерзкий Эпиметей – слабый умом Прометей – промыслитель (божество человеческих качеств) Девкалион – Пира (первые люди) Эллин-Осеида (прародители эллинов) Ахей Ион Дор (родоначальники греческих племен) |
Деметра – Богиня земледелия Гестия Богиня домашнего очага Аид – владыка подземного царства Посейдон - владыка морей Зевс – младший сын Крона, владыка неба, глава олимпийцев, победитель крона Гера – сестра и жена Зевса |
Хирон – кентавр, первый воспитатель греков. Наставник многих героев, в т.ч. Асклепия, Ахилла, Ясона и др. |
|||||||||||||||
Артемида Богиня лесов зверей охоты |
Аполлон Бог света, хранитель мирового порядка
Асклепий (сын Аполлона) бог врачевания |