Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 584

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии

Благодаря Рите у нас есть почитаемые коровы

Устанавливая Риту, он Индра, так же поддерживает ее:

Быстро растет мощь Рриты и приносит богатство

Рите принадлежат просторы земли и небес . . .

От великого топаса были рождены Рита и истина.

(Цит. по кн:Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972, с.74).

Древние ведические представления о законе пространства и времени получили дальнейшую, более детальную интерпретацию в упанишадах и литературе эпического и классического периода, следовавшей ведической традиции. В ней термин «рита», обозначавший всеобщий космический закон, постепенно вытесняется термином «дхарма» (букв. «поддерживать»), имевшим много смыслов, среди которых были «непреложный закон всего сущего», «справедливость», «нравственный долг», «благочестие», «добродетель», «правда». Так, например, они определяются в древнейшей «Брихадараньяке упанишаде» (I. 14.). Уже один перечень этих значений говорит о том, что в понимании закона уже в этот период начинают преобладать антропологические и этические мотивы. Конкретизируются и представления о пространстве и времени. Обозначаются единицы времени и временные периоды, которые затем становятся общепринятыми как в философских, так и религиозно-этических концепциях классической Индии.Различались единицы времени: кшана (мгновение, около секунды), кала (единица времени, равная минуте) и мировые периоды – юги (века). Четыре века: Сатьяюга (золотой век), Третаюга (серебрянный век), Двапараюга (медный век), Калиюга (железный век), - составляли махаюгу или манавантару («великую югу»). Ее продолжительность равнялась 32000 лет. Каждый из входивших в махаюгу веков заканчивался деградацией относительно предыдущего. Длительность юг при этом прогрессивно сокращалась, одновременно уменьшалась и длительность человеческой жизни. Деление времени на юги имело символический смысл и было связано с пространственно-временной ориентацией.

Пространство и время были включены в цикл смены юг. Четыре юги соответствовали четырем сезонам года, четырем неделям лунного месяца, четырем стадиям праведной человеческой жизни, четырем стадиям человеческой жизни. Смене четырех веков соответствовали и четыре стороны света. Такая пространственно-временная организация имела и космологическое значение. Истолкование (четыре юги соответствовали четырем ногам «мирового быка»-дхармы, символизировавшего мировой закон).


Итогом рефлексии ведического мифа, которая была осуществленна в конце ранневедического периода, было создание натурфилософской модели ведического космоса. Одновременно с этим, доминирующий характер в ведическом знании приобретает интерес к человеку, который рассматривается как микрокосм. Ведическое знание постепенно утрачивает непосредственную связь с догматикой внешнего ритуала и концентрируется на поиске истины (сатияма), что придает ему новое (философское) смысловое наполнение. С этого момента в нем оказываются объединенными два начала: материальное и духовное, их противоречивая взаимосвязь-диалектика оказываются в центре внимания ведических текстов, которые обозначаются термином «упанишады».

Заключительный этап формирования ведической традиции – традиции, в центре внимания которой было осмысление миропорядка, «творения космоса», характеризуется резкой сменой ориентиров, т.к. в центре внимания оказывается постижение «подлинной сути человека», которая противопоставляется тем внешним проявлениям его умственной и психической деятельности, которые в ведах рассматривались как своего рода аналог космических сил. Пафос познавательной деятельности, по мере оформления «тайного учения упанишад» все более концентрировался не на решении натурфилософской проблематики, а на переходе от нее к проблемам самопознания. Только такой подход к знанию, по мнению творцов упанишад, ведет к истине, в то время как знание внешнего мира, данное нам в чувствах и истолкованное в категориях разума, носит иллюзорный характер. Процесс самопознания, по сути своей, есть не, что иное, как развитие у себя способности «видения» - способности, которая позволяет приобщиться к «истинной реальности», недоступной ни чувствам, «которые лгут», ни разуму, который «склонен к заблуждениям».

ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРИОДА УПАНИШАД

Поистине, существует три мира – мир людей, мир предков, мир богов. Мир людей приобретается лишь благодаря сыну, а не какому-нибудь другому деянию, мир предков – благодаря деянию, мир богов – благодаря знанию.

Поистине, мир богов – лучший из миров, поэтому восхваляют ЗНАНИЕ.

Брихадараньяка упанишада

Упанишады (букв. «сидеть около»), род ведической литературы, появление которого завершает создание вед – группы текстов, обозначаемых термином «шрути». Традиция насчитывает 108 упанишад (иногда и более). Каждая из упанишад соотносилась с одной из четырех вед. 10 из них относятся к Ригведе, 51 к Яджурведе, 16 к Самаведе, 31 к Атхарваведе. Основными принято считать 10 упанишад. Тексты упанишад делились на «старшие», «младшие» (средние) и «позднейшие», среди которых выделялась группа т. н. «йогических» упанишад. Древнейшими и авторитетнейшими считаются созданные в VIII-VII вв. до н. э. «большие» - Брихадараньяка и Чхандогья - упанишады, и семь «малых» (Айтарейя, Каушитака, Кена, Тайттирия, Катха, Иша, Мундака), которые оформились в III-II вв. до н. э. Поздние упанишады создавались вплоть до XIV-XV вв. н.э. Первоначальное значение термина «упанишады» - «истина», «учение о подлинной реальности». Традиционно считалось, что они содержат «тайное», доступное лишь избранным («эзотерическое») знание. К изучению упанишад допускались только представители высших каст, прошедшие первые три ступени ашрамы (добродетельной жизни). Овладение этим знанием предполагало общение с духовным наставником – гуру, в доме которого ученик должен был жить во время обучения. Непременным условием было не только знание текстов упанишад, но и соблюдение особого обряда – йоги, рассматривавшегося в качестве «внутреннего» ритуала (упасана), и противопоставлявшегося традиционному, «внешнему» ритуалу (шрауте), который ко времени упанишад был полностью обесценен, прежде всего потому что имел характер «внешнего» действия, к которому сторонники упанишад, следовавшие принципу «недеяния», относились отрицательно. Хотя для тех, кто по тем или иным причинам не мог или не должен был быть приобщен к «тайному» знанию упанишад, совершение обрядовых действий ритуала жертвоприношения (внешнего ритуала) по-прежнему было обязательным. Что же касалось «посвященных» в это знание, то они были обязаны соблюдать только один единый обряд – йогу. Вооруженный высшим знанием, ревностно соблюдая практику йоги, последователь учения упанишад «соединялся с высшей реальностью», воплощая в себе его высший принцип – «я - весь этот мир» (Чхандогья уп-да. М., 1992, с. 131.)


ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ В УПАНИШАДАХ

Два знания должны быть познаны... низшее и высшее... Лишь истина побеждает, а не ложь.

Мундака упанишада

От Брахмана до травинки творение существует ради того, чтобы душа достигла высшего знания.

Санкхья сутра

В упанишадах утверждается новый взгляд на проблему ведического знания. «Тривидья», считавшееся в ранневедический период «священным», а следовательно и единственно возможным «подлинным» знанием, утрачивает этот статус и характеризуется как «низшее», хотя и необходимое знание.

Для того, чтобы человек мог приблизится к постижению истины, оно должно быть дополнено «высшим знанием», которым является учение упанишад.

«Два знания должны быть познаны… низшее и высшее. Низшее здесь – это РВ, ЯВ, СВ. Знание произношения, обрядов, грамматики, толкования слов, метрики, науки о светилах. Высшее же – то, которое постигает непреходящее, то что невидимо, непостижимо, не имеет рода, бесцветно, без глаз и ушей, без рук и ног. Вечное, всепроникающее, тончайшее, то непреходящее, в котором мудрый видит источник существ.

Оно великое и божественное не постигается ни глазом, ни речью, ни иными чувствами, ни подвижничеством или действием, но когда существо очищено светом познания, то размышляющий ВИДИТ его, лишенного частей От того, кто всезнающий, всеведущий, чье подвижничество состоит из знания, рождены этот Брахман, имя, образ, пища…

Лишь истина побеждает, а не ложь. Истиной уготован ПУТЬ, ведущий к богам, по которому РИШИ, достигшие желанного, восходят туда, где находится то высшее пристанище ИСТИНЫ»

Мундака уп-да I. 1, 1-9. 3. 1, 4-6

Овладение ведическим знанием в полном объеме требует, согласно учению упанишад, прохождения определенных ступеней:

1. Участия в ритуале жертвоприношения, сопровождающегося чтением вед, что дает «низшее знание».

2. Постижение, с помощью учителя (гуру) заключенного в упанишадах «тайного учения», которое дает знание «о высшей реальности» (Брахмане-Атмане).

З. Соблюдения обряда очищения (йога), дающего возможность «созерцать истину» и открывающего путь к освобождению.

Третья ступень – это, по существу, «преодоление» всякого знания, полученного с помощью книг. Йог, «насытившийся нектаром высшего знания» и открывший для себя путь «спасения», оставляет книги, «как ищущий зерна солому», - сказано в упанишадах. Таким образом, постижение истины в упанишадах, не только проблема знания. Оно предполагает и «подвижничество», прохождение определенных ступеней добродетельной жизни (ашрамов), каждая из которых соотносится с изучением тех или иных текстов смрити. Обязательным условиям этой аскезы является овладение способностью, путем йогических упражнений, «успокаивать» пять источников знания (чувства) и «обуздывать» разум, в результате чего появляется «свобода постижения», независимость от воздействия каких-либо внешних и психических факторов и полное обособление от физической реальности. (Катха уп-да. 2. 3, 8-18).


В соответствии с этим новым взглядом на проблему знания изменяется в упанишадах и отношение к ритуалу. Характеризуя эти изменения, исследователь древнеиндийской культуры Мирча Элиаде пишет, что в упанишадах «внешний» ритуал ведического жертвоприношения полностью обесценен, что связано с тем, что он являет внешним действием, которое доктрина «освобождения» принципиально отрицает как подверженное негативному воздействию кармического закона (закона возмездия) и, следовательно, закрывающее человеку путь к выходу за пределы метампсихического цикла, смены рождений и смертей»67.

Важное место в учении упанишад отводится связи знания и «внутреннего ритуала», основу которого составляет процесс самоуглубления. Оно достигается путем использования йогической практики. Благодаря ей, йог вводит себя в особое состояние (кайвалья). Находясь в нем, человек полностью освобождается от воздействия внешних, природных сил и обретает «покой отрешенного духа», сливаясь с бессмертным первоначалом (пурушей).

Таким образом, на завершающей стадии формирования ведической традиции в центре внимания оказывается не знание ведических текстов и правил ритуала жертвоприношения, а физическое и духовное совершенствование человека во имя освобождения от страданий своей бренной жизни и обретения бессмертия и свободы. В соответствии с таким пониманием человеческой жизни изменяется смысловое содержание фундаментальных понятий ведического знания.

В упанишадах Ригведа трактуется как речь, Самаведа как дыхание, Яджурведа как мысль. Одновременно, речь, дыхание, мысль выступают как категории, определяющие единство макро- и микрокосмоса. Соответственно этому ведический космос воспринимается как подобие живого, мыслящего и познающего существа, во всем подобного человеку. Этот новый взгляд получает всестороннее обоснование в двух «предвечных философиях» - санкхье и йоге, составляющих главное содержание «тайного учения» упанишад.

Характеризуя отношение между самхитами и упанишадами, академик Б.Л. Смирнов писал: «Веды не ведут к освобождению, т.к. они сами находятся во власти трех гун – качеств природы, а потому и не свободны над ними. Есть нечто высшее, к чему ведет Йога», это «высшее» достигалось путем, с одной стороны, замены «физического ритуала символическим» и создания идеальной модели ведического космоса, с другой – йогической практикой самоуглубления и сосредоточения»68.


Процесс символизации ведического знания, который был осуществлен в упанишадах, прошел три этапа, в ходе которых определились «три уровня» в текстах упанишад. Для первого характерно использование в качестве символического обозначения «высшего принципа», объединяющего человека и мир, термина «прана» (жизнь). Для второго – термина «Брахман» (высшее объективное начало, «универсум»). В нем «все возникает и все прекращается», «все дышит». На последнем, третьем этапе вводится термин «Атман» (букв. «Я», «себя», «тело») – обозначение субъективного, психического начала, индивидуального бытия, души, которое употребляется как в универсальном, так и в личном значении. Атман един с Брахманом (первичной, объективной реальностью) и выступает как его коррелят. В упанишадах говорится:

«Лишь Атмана следует почитать как мир… поистине Атман – мир всех существ». Атман

«сделал для себя разум, речь, дыхание». (Шветашватара упанишада. 5. 6.)

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ В УПАНИШАДАХ

Дыхание – это жизнь существ.

Тайттирия уп-да

Учение о жизни (прана) занимает в упанишадах одно из главных мест. Жизнь рассматривается как неотъемлемая часть общемирового процесса, а на микроуровне как жизненный принцип тела (Брихадараньяка упанишада. 1. 2. 3.)

Термин «прана» обозначает и одну из жизненных сил и одну из форм жизнедеятельности, а также познающее индивидуальное началопараматму (Чхандогья уп-да VII. 15. 1.).Соответственно этому понятия «жизнь» и «дыхание» трактуются в упанишадах как синонимы:

Сообразно с дыханием дышат боги, а также люди и животные. Ибо дыхание это жизнь - это жизнь существ. Поэтому оно называется жизнью всего. Глубокой старости достигают те, кто почитает Брахмана как дыхание. Ибо дыхание - это жизнь существ… Тайттирия уп-да II. 3. 1.

Источником жизни, согласно учению упанишад, является пища (ана).

Поистине из пищи возникают существа - те, которые пребывают на земле. Затем пищей

они и живут, и в нее же они входят под конец. Майтри упанишада. 6. 11.

Процесс жизни, рассматриваются в упанишадах в неразрывном единстве с космическими силами и неодушевленной природой. Яркий образ этого единства содержится в «Брихадараньяке» и «Чхандогье» упанишадах. В них создан символический образ мира – улья, в котором живые существа (боги, люди), подобно пчелам творят мед (мадху) и им же питаются. Солнце, цветок, воды, участвующие в этом творении меда, символизируют три веды и все сущее, началом которого они являются. Мед выступает здесь как образный символ единства в мироздании живой и неживой материи, природы и духа.