ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3039
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
мифологии. Обучивший людей многочисленным искусствам( умениям).Создатель знаменитой «Ба гуа»-системы триграмм(«чертежа мироздания»). Первый правитель людей,получивший согласно традиции «мандат» на правление от самого Неба. Время правления Фу си,традиционно отождествлялось с эпохой «золотого века»(«Хуайсюевы времена»)
фу цзы- учитель.
фын-нравы (го фын-нравы царств)
фэн- ветры
Х
хай-моря. Согласно традиции Поднебесную окружают пять морей.На Западе функцию одного из них выполняет Великая пустыня.Богатства морей это жемчуг и нефрит.(миф.)
Хоу цзы-«князь зерно»,покровитель земледельцев,считался предком племени Чжоу(миф.)
«Хуайнаньцзы»(«Философы из Хуайнани»)- даосский трактат,созданный представителями т.н. «позднего даосизма» в Ханьскую эпоху(II в.до н.э- II в. н.э)в княжестве Хуайнань при дворе правителя Лю Аня(179-122 гг до н.э).
Трактат является произведением,которое подводит итог развитию философии даоссизма в классический и постклассический периоды Древнекитайской культуры.
Хуан Ди(Желтый император).Один из пяти мифических государей.Родоначальник китайского этноса Совершенный правитель.Согласно даоской традиции легендарный основатель даосизма. Маг и волшебник прибывший на землю из созвездия льва(миф.)
Хуан Ди «Иэи цзын»-«Внутренний канон Желтого владыки»- медицинский трактат» I в до н. э.
Хуайсюши-Страна всеобщего процветания»-«золотой век»(миф.)
Хуан цзы-центр,центральный дворец.
Хунмэн-изначапльный хаос,одно из олицетворений природы(даос)
Хунь-1.парящий дух.По размерам уподоблялся небу и земле(миф).2.небесная разумная душа.После смерти человека покидает его тело и переселяется в мир предков
хунь(хунь дунь)-хаос (даос)
хэ-1.гармония. Великий путь для Поднебесной. В философии Древнего Китая,рассматривается,как упорядочивающее начало2. Благородный человек,сердце.которого лишено строптивости(конф)
хэ-ту-расположение «крест накрест» времен года,стран света ,чисел,нотных знаков для получения единого образа мироздания,благодаря чему его «стройность и упорядоченность проступает с особой выразительностью и авторитетностью».
Ху фань-великий закон(план, образец)- согласно преданию,которое свидетельствует о древнем происхождении этого текста, был ниспослан Юю великому небом60 и изначально включал в себя 9 разделов.Каждый из этих Разделов характеризовался определенным числом,что свидетельствует о том,что он предстает как результат размышления о структуре вселенной и вселенском миропорядке( См. М.Грене. Китайская мысль.М.2004,с.113)Приблизительно в VIIIв до н. э текст был включен в виде отдельной главы в канон «Шу цзын».
Ц
цзао у-создание вещей(даос)
цзао у чжэ- «то.что творит вещи»-процесс спонтанного творчества вещей природой(даос)
Цан Се-легендарный изобретатель китайской письменности
цзе-(букв. сустав)-1. частота,мера 2. Термин бозначавший сроки, придающие определенный ритм смене времен года,ритмику музыкальных образов, представление об отдельном человеке( «один»).
цзо-технотворчество людей(.отлично от спонтанного
творчества дао-шао)
цзинь жань- первоначальная,естественная природа(даос)
цзин шэнь-жизненная сила,душа,энергия(даос). Имела как и тело материальный характер,но с несколько иными свойствами
цзу-предок
цзюан шэнь-целостность жизни,совершенный , «целостный человек» (даос).
«Цзися сюэ гун»-«Дворец наук у западных ворот» т.н «Академия Цзися».Главный центр учености Китая, находившийся в царстве Ци. Созданная в началеIV в. до н.э. она просуществовала 100 лет,привлекая к себе многих выдающихся мыслителей.С академией Цзися была связана деятельность Мэн цзы и Сюнь цзы.
цзя-хозяин
цзы-1.центр.2 совершенномудрые(предки,люди)3мудрецы философы4.дети
цзын-1.почитать, уважать.2.применительно к тексту-канонический,основной,особо почитаемый.
цзы фан-естественная свобода (даос)
Цзян-название в древних текстах реки Янцзы
цзяо-учение
Цзяньму-священное дерево.По нему спускаются на землю
и поднимаются на небо боги.
ци- ( букв. «воздух»)-частиц ы, элементы мировой энергии творящей метаморфозы. В китайской традиции все многообразие частиц объединяется в три основных группы.1.Элементы мировой энергии. В эту группу входят ци (люцзин): инь, ян ветер, дождь, мрак, свет.2.Ци образующие пять элементов, начал (у син), материальную и духовную субстанцию природы(«тьмы вещей»), четырех временен года и элементы космических ритмов.3.Применительно к человеку различаются два вида ци-: «тончайшие» образующих духовное начало человека и, «грубые» , выступающие в качестве субстанции из которой состоит его тело.В роли исходных частиц образующих род людей выступают совершенномудрые предки-«поколение мудрецов» (миф)
цин-природное качество (даос)
цинь ци-тоньчайшие частицы.Из них состоит «душа»они являются основой сознания во всех его проявлениях
цзю-время как длительность(моисты)
циндафу-сановник(крупный чиновник)
ци жэнь-поколение мудрецов
цюань- целое,цельность(даос)
цюньцзы- «благородный муж»-добродетельный правитель
и сын правителя.Ученый, культурный человек.(конф.) (Даосы считали «цюньцзы» человеком «ничтожным» в силу того,что он предпочитает овладение знаниями и соблюдение норм ритуала подчинению человека естественному ходу вещей (естественному дао).
цюнь-способность жить сообща
цы- порядок, ряд,местоположение
Ч
чан- неизменное-синоним дао (даос)
ань шэнь бусы- обретение бессмертия(даос)
чжа- «Мушиный обряд».Большая общегосударственная церемония,совершавшаяся в конце года. В это время приносилось жертвоприношение покровителю земледелия Шэн нуну и
божеству зерна
Чжан го.1. обозначение периода «сражающихся царств»(480-222г до н. э.)2.В узком смысле слова «государство».
чжоу- термин имеющий ряд значений 1.время.2.круг,
круговращение,оборот ,цикл.3.Название одной из древнейших династий и одного из древних племен и царств.
чжоу хоу-военноначальник
чжи-1.ум,умный,мудрый.2.свойство человеческой натуры воля,стремление,желание:(конф)
чжэн мин- исправление имен
чжу-хозяин
Чжуан цзы(369-286 гг до н. э.)Выдающийся представитель даоской философской школы.Автор,названного его именм, трактата,являющегося главным,наряду с «Дао дэцзином»., каноническим текстом даосизма.
чжуань-трактат
чжу ся-«вся СЯ».термин обозначающий все восточные и западные царства Китая (аналог «Поднебесной»
чжун -1.середина .2.честность,верность,покорность(конф.)
чжун юн-«золотая середина» (соединение дао и дэ,серединного и обычного)
чжун шу-единое(в нем слиты в единое целое:чжун,шу и жэнь
Чжунго-«серединные царства»(Китай)
чжэн-,1.бытие(«Ицзын».).2. Стойкость,.справедливость(конф.)
чжэнь жэнь-«идеальный человек»- тот кто познал дао и очистил свое сердце (даос)
чжэн мин-исправление имен( способность отличать правду от лжи).Термин связан с деятельностью представителей мин цзя –«школы имен»(софистов).
Чунь цзю-«Весны и осени»-период т.н. «обособленных царств»(770-475 гг до н. э.).сменивший эпоху древних династий
чэнь-1преданность,справедливость,искренность(конф.)
чэнь жэнь- настоящий «добродетельный человек»(конф.)
чэн-совершенное число
Ш
шао-музыка,написанная по преданию,правителем Шунем.
шан- верх, верхи ( противоположность низ,низы ся)
шань-горы. В Древнем Китае почитались 5 священных гор(Жиюшань –«стержень неба».Кунлунь-«Гора старших братьев» нижняя столтца богов и предков..Хэшаньь.Дэньбо-гора по ней поднимаются на небо и спускаются на землю боги. гора Тайшань - символ величия Поднебесной ,на ее вершине императоры Китая совершали жертвоприношения богам.Богатством гор считались медь и золото.(миф.)
шао-мелодия( «весенняя»)
«Шань хай цзын»-«Книга гор и морей»(VIII-III вв до н. э.)
-окончательно сложилась в I в. н.э.-один из основных источников о древнекитайской мифологии
Шан шу-«Великий закон».Древний текст в ,котором были определены 5 элемен(стихий),которые,согласно традиции считались основой мироздания. Вошел в состав,канонического текста «Ли цзы»
шань- 1.добро,космическая доброта,искусность(даос.)
2.Добродетель великодушие,сострадание.забота(конф.)
Шан Ди-«Всевышний первопредок»(верховное божество древних китайцев)
шешь у-живой дух пульсирующий в ритмах инь ян
ши- 1.стихотворение,песня. 2.время (иероглиф первоначально обозначавший время прорастания брошенного в землю зерна )
ши и-«Десять крыльев»-комментарии к «И цзын»
ши фэй-истинное и ложное
ши фу-служивый»
ши у-шаманы
«Ши цзи»-«Исторические записки»-первая всеобщая история Китая ,написанная во II в. до н.э. историографом ханьского двора Сыма Танем и его сыном Сыма Цянем.
«Ши цзин»- «Книга песен».Древнейший памятник китайской письменности. Первые ее тексты основывались на надписях Иньской эпохиVIII-XII,окончательное оформление текста было осуществлено в XI-VIIIвв до н.э
Ши Хуан Ди-Первый император Китая,создатель империи Цинь
шоу-субъективное Я- «мудрец должен вбирать в себя внешний мир» (даос.)
шу- термин имеет ряд значений1книга,сочинение.2. число, считать, отсчитывать( древние китайци использовали десятизначную систему чисел преимущественно для обозначение положений частиц-ци.).3. великодушие,сострадание,забота о людях.(важнейший элемент конфуцианской социально- нравственной доктрины).
шу вэй- основа ткани,основная нить ткани,текста
шуй-потоки
шу цзын-канонический (записанный) текст
«Шу цзын»-«Книга истории или «Книга документов»
(Важнейший из канонических текстов посвященных истории Китая
в ее древнейший и древний периоды (XXIV-VIII вв до н. э.).
Шуй- божество вод.
шуй ди-вода и земля
Шунь-легендарный правитель древности,почитавшийся,
как образец мудрости и добродетели.
Ше-божество полей
шэн-спонтанное творчество( творение вещей) и принципа мироздания «дело дао»,отлично «от дела людей»( «технотворчества»).
шэнь – термин имеет ряд значений1.небесные духи(наряду с ними почитались и «человеческие духи-гуй»).2.Бог,божественная,энергия, интеллект.3.Честный, преданный государю чиновник(конф)
шэнь мин- 1. божественный разум .2.духовная просветленность.(даос)
Шэн нун-«Небесный земледелец»-культурный герой китайской мифологии,обучивший людей земледелию
Шэ цзы-духи земли и зерна
шэнь цзы-космическая душа,глубинный импульс жизни
Ю
юань -начало
юань цзы-первоначальные «ци» .выступающие в начало качестве «бесконечно малого»
юань фу-добрый человек( против., э жэнь-«злой человек»)
ю жэнь- отшельник
юй -пространство
Юй Великий- легендарный основатель древнейшей династии Ся.Совершенномудрый правитель и культурный герой,избавивший Поднебесную от наводнений.(миф.)
юй чжоу –Вселенная(пространство-время).Термин аналогичен термину «тянь-ди»(небо и земля»)
ю мин-наличное бытие.Неназванное, безымянноеначало
мироздания именуемое «матерью всех вещей», символ изначального дао(даос.)
юн-простое,обычное
Юн Чэн цзы-легендарный изобретатель астрономических инструментов и календаря. Согласно мифологической традиции ,помошник «Желтого императора» Хуан Ди (миф.)
юэ-музыка. Термин имеет ряд значений1.В высоком смысле слова искусство исполнения древних мелодий. 2.В обыденном смысле слова обозначал всю область умений,связанных со звуковым сопровождением песнопений(у),танцев(сян),некоторых культовых действий.3. Одно из 6 искусств(«Лю и») овладение.которым было обязательно для «благородного мужа» цюньцзы(конф). (Становление музыкальной культуры Древнего Китая осуществлялось на протяжении длительного периода с III по первую половину I тысячелетия до н. э.В классический период теория и практика музыкальной культуры.стали предметом ожесточенных дискуссий между даосами и конфуцианцами.Создателем инструментальной музыки считался мифический музыкант,китайский Орфей –Кун. Создателями древних мелодий соврершенномудрые правители древности; Уван,создал мелодию «У».Щунь,был автором мелодии «Шао»,.Чэн-Тан мелодии «Ху».Вся поздняя музыкальная культура Древнего Китая организовывалась в соответствии с этими мелодиями. В классический период оформилась знаменитая китайская пятитонка «Ляо».Она соответствовала древнекитайским представлениям о резонансу и созвучию мировой энергии ци.)