ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3039

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

мифологии. Обучивший людей многочисленным искусствам( умениям).Создатель знаменитой «Ба гуа»-системы триграмм(«чертежа мироздания»). Первый правитель людей,получивший согласно традиции «мандат» на правление от самого Неба. Время правления Фу си,традиционно отождествлялось с эпохой «золотого века»(«Хуайсюевы времена»)

фу цзы- учитель.

фын-нравы (го фын-нравы царств)

фэн- ветры

Х

хай-моря. Согласно традиции Поднебесную окружают пять морей.На Западе функцию одного из них выполняет Великая пустыня.Богатства морей это жемчуг и нефрит.(миф.)

Хоу цзы-«князь зерно»,покровитель земледельцев,считался предком племени Чжоу(миф.)

«Хуайнаньцзы»(«Философы из Хуайнани»)- даосский трактат,созданный представителями т.н. «позднего даосизма» в Ханьскую эпоху(II в.до н.э- II в. н.э)в княжестве Хуайнань при дворе правителя Лю Аня(179-122 гг до н.э).

Трактат является произведением,которое подводит итог развитию философии даоссизма в классический и постклассический периоды Древнекитайской культуры.

Хуан Ди(Желтый император).Один из пяти мифических государей.Родоначальник китайского этноса Совершенный правитель.Согласно даоской традиции легендарный основатель даосизма. Маг и волшебник прибывший на землю из созвездия льва(миф.)

Хуан Ди «Иэи цзын»-«Внутренний канон Желтого владыки»- медицинский трактат» I в до н. э.

Хуайсюши-Страна всеобщего процветания»-«золотой век»(миф.)

Хуан цзы-центр,центральный дворец.

Хунмэн-изначапльный хаос,одно из олицетворений природы(даос)

Хунь-1.парящий дух.По размерам уподоблялся небу и земле(миф).2.небесная разумная душа.После смерти человека покидает его тело и переселяется в мир предков

хунь(хунь дунь)-хаос (даос)

хэ-1.гармония. Великий путь для Поднебесной. В философии Древнего Китая,рассматривается,как упорядочивающее начало2. Благородный человек,сердце.которого лишено строптивости(конф)

хэ-ту-расположение «крест накрест» времен года,стран света ,чисел,нотных знаков для получения единого образа мироздания,благодаря чему его «стройность и упорядоченность проступает с особой выразительностью и авторитетностью».

Ху фань-великий закон(план, образец)- согласно преданию,которое свидетельствует о древнем происхождении этого текста, был ниспослан Юю великому небом60 и изначально включал в себя 9 разделов.Каждый из этих Разделов характеризовался определенным числом,что свидетельствует о том,что он предстает как результат размышления о структуре вселенной и вселенском миропорядке( См. М.Грене. Китайская мысль.М.2004,с.113)Приблизительно в VIIIв до н. э текст был включен в виде отдельной главы в канон «Шу цзын».


Ц

цзао у-создание вещей(даос)

цзао у чжэ- «то.что творит вещи»-процесс спонтанного творчества вещей природой(даос)

Цан Се-легендарный изобретатель китайской письменности

цзе-(букв. сустав)-1. частота,мера 2. Термин бозначавший сроки, придающие определенный ритм смене времен года,ритмику музыкальных образов, представление об отдельном человеке( «один»).

цзо-технотворчество людей(.отлично от спонтанного

творчества дао-шао)

цзинь жань- первоначальная,естественная природа(даос)

цзин шэнь-жизненная сила,душа,энергия(даос). Имела как и тело материальный характер,но с несколько иными свойствами

цзу-предок

цзюан шэнь-целостность жизни,совершенный , «целостный человек» (даос).

«Цзися сюэ гун»-«Дворец наук у западных ворот» т.н «Академия Цзися».Главный центр учености Китая, находившийся в царстве Ци. Созданная в началеIV в. до н.э. она просуществовала 100 лет,привлекая к себе многих выдающихся мыслителей.С академией Цзися была связана деятельность Мэн цзы и Сюнь цзы.

цзя-хозяин

цзы-1.центр.2 совершенномудрые(предки,люди)3мудрецы философы4.дети

цзын-1.почитать, уважать.2.применительно к тексту-канонический,основной,особо почитаемый.

цзы фан-естественная свобода (даос)

Цзян-название в древних текстах реки Янцзы

цзяо-учение

Цзяньму-священное дерево.По нему спускаются на землю

и поднимаются на небо боги.

ци- ( букв. «воздух»)-частиц ы, элементы мировой энергии творящей метаморфозы. В китайской традиции все многообразие частиц объединяется в три основных группы.1.Элементы мировой энергии. В эту группу входят ци (люцзин): инь, ян ветер, дождь, мрак, свет.2.Ци образующие пять элементов, начал (у син), материальную и духовную субстанцию природы(«тьмы вещей»), четырех временен года и элементы космических ритмов.3.Применительно к человеку различаются два вида ци-: «тончайшие» образующих духовное начало человека и, «грубые» , выступающие в качестве субстанции из которой состоит его тело.В роли исходных частиц образующих род людей выступают совершенномудрые предки-«поколение мудрецов» (миф)

цин-природное качество (даос)

цинь ци-тоньчайшие частицы.Из них состоит «душа»они являются основой сознания во всех его проявлениях

цзю-время как длительность(моисты)

циндафу-сановник(крупный чиновник)

ци жэнь-поколение мудрецов


цюань- целое,цельность(даос)

цюньцзы- «благородный муж»-добродетельный правитель

и сын правителя.Ученый, культурный человек.(конф.) (Даосы считали «цюньцзы» человеком «ничтожным» в силу того,что он предпочитает овладение знаниями и соблюдение норм ритуала подчинению человека естественному ходу вещей (естественному дао).

цюнь-способность жить сообща

цы- порядок, ряд,местоположение

Ч

чан- неизменное-синоним дао (даос)

ань шэнь бусы- обретение бессмертия(даос)

чжа- «Мушиный обряд».Большая общегосударственная церемония,совершавшаяся в конце года. В это время приносилось жертвоприношение покровителю земледелия Шэн нуну и

божеству зерна

Чжан го.1. обозначение периода «сражающихся царств»(480-222г до н. э.)2.В узком смысле слова «государство».

чжоу- термин имеющий ряд значений 1.время.2.круг,

круговращение,оборот ,цикл.3.Название одной из древнейших династий и одного из древних племен и царств.

чжоу хоу-военноначальник

чжи-1.ум,умный,мудрый.2.свойство человеческой натуры воля,стремление,желание:(конф)

чжэн мин- исправление имен

чжу-хозяин

Чжуан цзы(369-286 гг до н. э.)Выдающийся представитель даоской философской школы.Автор,названного его именм, трактата,являющегося главным,наряду с «Дао дэцзином»., каноническим текстом даосизма.

чжуань-трактат

чжу ся-«вся СЯ».термин обозначающий все восточные и западные царства Китая (аналог «Поднебесной»

чжун -1.середина .2.честность,верность,покорность(конф.)

чжун юн-«золотая середина» (соединение дао и дэ,серединного и обычного)

чжун шу-единое(в нем слиты в единое целое:чжун,шу и жэнь

Чжунго-«серединные царства»(Китай)

чжэн-,1.бытие(«Ицзын».).2. Стойкость,.справедливость(конф.)

чжэнь жэнь-«идеальный человек»- тот кто познал дао и очистил свое сердце (даос)

чжэн мин-исправление имен( способность отличать правду от лжи).Термин связан с деятельностью представителей мин цзя –«школы имен»(софистов).

Чунь цзю-«Весны и осени»-период т.н. «обособленных царств»(770-475 гг до н. э.).сменивший эпоху древних династий

чэнь-1преданность,справедливость,искренность(конф.)

чэнь жэнь- настоящий «добродетельный человек»(конф.)

чэн-совершенное число

Ш

шао-музыка,написанная по преданию,правителем Шунем.

шан- верх, верхи ( противоположность низ,низы ся)


шань-горы. В Древнем Китае почитались 5 священных гор(Жиюшань –«стержень неба».Кунлунь-«Гора старших братьев» нижняя столтца богов и предков..Хэшаньь.Дэньбо-гора по ней поднимаются на небо и спускаются на землю боги. гора Тайшань - символ величия Поднебесной ,на ее вершине императоры Китая совершали жертвоприношения богам.Богатством гор считались медь и золото.(миф.)

шао-мелодия( «весенняя»)

«Шань хай цзын»-«Книга гор и морей»(VIII-III вв до н. э.)

-окончательно сложилась в I в. н.э.-один из основных источников о древнекитайской мифологии

Шан шу-«Великий закон».Древний текст в ,котором были определены 5 элемен(стихий),которые,согласно традиции считались основой мироздания. Вошел в состав,канонического текста «Ли цзы»

шань- 1.добро,космическая доброта,искусность(даос.)

2.Добродетель великодушие,сострадание.забота(конф.)

Шан Ди-«Всевышний первопредок»(верховное божество древних китайцев)

шешь у-живой дух пульсирующий в ритмах инь ян

ши- 1.стихотворение,песня. 2.время (иероглиф первоначально обозначавший время прорастания брошенного в землю зерна )

ши и-«Десять крыльев»-комментарии к «И цзын»

ши фэй-истинное и ложное

ши фу-служивый»

ши у-шаманы

«Ши цзи»-«Исторические записки»-первая всеобщая история Китая ,написанная во II в. до н.э. историографом ханьского двора Сыма Танем и его сыном Сыма Цянем.

«Ши цзин»- «Книга песен».Древнейший памятник китайской письменности. Первые ее тексты основывались на надписях Иньской эпохиVIII-XII,окончательное оформление текста было осуществлено в XI-VIIIвв до н.э

Ши Хуан Ди-Первый император Китая,создатель империи Цинь

шоу-субъективное Я- «мудрец должен вбирать в себя внешний мир» (даос.)

шу- термин имеет ряд значений1книга,сочинение.2. число, считать, отсчитывать( древние китайци использовали десятизначную систему чисел преимущественно для обозначение положений частиц-ци.).3. великодушие,сострадание,забота о людях.(важнейший элемент конфуцианской социально- нравственной доктрины).

шу вэй- основа ткани,основная нить ткани,текста

шуй-потоки

шу цзын-канонический (записанный) текст

«Шу цзын»-«Книга истории или «Книга документов»

(Важнейший из канонических текстов посвященных истории Китая

в ее древнейший и древний периоды (XXIV-VIII вв до н. э.).

Шуй- божество вод.

шуй ди-вода и земля


Шунь-легендарный правитель древности,почитавшийся,

как образец мудрости и добродетели.

Ше-божество полей

шэн-спонтанное творчество( творение вещей) и принципа мироздания «дело дао»,отлично «от дела людей»( «технотворчества»).

шэнь – термин имеет ряд значений1.небесные духи(наряду с ними почитались и «человеческие духи-гуй»).2.Бог,божественная,энергия, интеллект.3.Честный, преданный государю чиновник(конф)

шэнь мин- 1. божественный разум .2.духовная просветленность.(даос)

Шэн нун-«Небесный земледелец»-культурный герой китайской мифологии,обучивший людей земледелию

Шэ цзы-духи земли и зерна

шэнь цзы-космическая душа,глубинный импульс жизни

Ю

юань -начало

юань цзы-первоначальные «ци» .выступающие в начало качестве «бесконечно малого»

юань фу-добрый человек( против., э жэнь-«злой человек»)

ю жэнь- отшельник

юй -пространство

Юй Великий- легендарный основатель древнейшей династии Ся.Совершенномудрый правитель и культурный герой,избавивший Поднебесную от наводнений.(миф.)

юй чжоу –Вселенная(пространство-время).Термин аналогичен термину «тянь-ди»(небо и земля»)

ю мин-наличное бытие.Неназванное, безымянноеначало

мироздания именуемое «матерью всех вещей», символ изначального дао(даос.)

юн-простое,обычное

Юн Чэн цзы-легендарный изобретатель астрономических инструментов и календаря. Согласно мифологической традиции ,помошник «Желтого императора» Хуан Ди (миф.)

юэ-музыка. Термин имеет ряд значений1.В высоком смысле слова искусство исполнения древних мелодий. 2.В обыденном смысле слова обозначал всю область умений,связанных со звуковым сопровождением песнопений(у),танцев(сян),некоторых культовых действий.3. Одно из 6 искусств(«Лю и») овладение.которым было обязательно для «благородного мужа» цюньцзы(конф). (Становление музыкальной культуры Древнего Китая осуществлялось на протяжении длительного периода с III по первую половину I тысячелетия до н. э.В классический период теория и практика музыкальной культуры.стали предметом ожесточенных дискуссий между даосами и конфуцианцами.Создателем инструментальной музыки считался мифический музыкант,китайский Орфей –Кун. Создателями древних мелодий соврершенномудрые правители древности; Уван,создал мелодию «У».Щунь,был автором мелодии «Шао»,.Чэн-Тан мелодии «Ху».Вся поздняя музыкальная культура Древнего Китая организовывалась в соответствии с этими мелодиями. В классический период оформилась знаменитая китайская пятитонка «Ляо».Она соответствовала древнекитайским представлениям о резонансу и созвучию мировой энергии ци.)