ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 26652
Скачиваний: 397
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретико-концептуальный и естественноисторический
1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания
1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки
1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности
1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания
1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса
2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания
2.2. Античные ближневосточные цивилизации
2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)
2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя
2.9. Древние и средневековые Византия и Русь
2.10. Западноевропейское средневековье
3.1. Объекты физического познания и структура физических наук
3.2. Концепции предклассического механистического естествознания
3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания
3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики
4.3. Концепции и принципы квантового естествознания
5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания
5.1. Концепции пространство и время
5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения
5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма
5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения
5.5. Концепции физического вакуума
5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания
5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний
6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной
6.1. Вселенная как понятие и объект познания
6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной
6..5. Реликтовое излучение Гамова
6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной
7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы
7.2. Геосферы и эволюция Земли
7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
7.4. Географическая оболочка Земли
8. Концепции и принципы химического естествознания
8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция
8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья
8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития
8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов
8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)
8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)
8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем
9. Концепции и принципы биологического естествознания
9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук
9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода
9.3. Концепции начала и эволюции жизни
9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ
9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ
9.6. Основные концепции этологии
9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни
10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке
10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)
10.2. Эволюционные концепции происхождения человека
10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека
10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева
10.6. Совместная эволюция человека и биосферы
11. Антропный принцип и мега-история Вселенной
11.1. О понятии мега-истории Вселенной
11.2. Предыстория антропного принципа
11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза
11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)
11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант
11.6. Магия (мистика) больших чисел
11.7. Слабая формулировка антропного принципа
11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа
11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной
12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации
12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания
12.2. Динамика возникновения диссипативных структур
12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции
12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)
12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества
12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания
12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
13. Математика и естественнонаучная реальность мира
13.1. Математизация как принцип целостности естествознания
13.2. Математика, математическая истина и теория познания
13.3. Непостижимая эффективность математики
Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)
Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»
РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный
Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания
Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания
Концепции и принципы химического естествознания
Концепции и принципы биологического естествознания
Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной
Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
24. Томас Морган и хромосомная теория наследственности.
25. Норберт Винер и начало кибернетики.
26. Август Вейсман — основатель неодарвинизма.
27. Илья Ильич Мечников — великий русский микробиолог и иммунолог.
28. Иван Петрович Павлов — великий русский физиолог.
29. Зигмунд Фрейд и психоанализ.
30. Макс Планк и кванты.
31. Эрнст Резерфорд и открытие ядра атома.
32. Пьер Тейяр де Шарден и феномен человека.
33. Александр Александрович Фридман и космологические модели.
34. Эдвин Хаббл и разбегание галактик.
35. Александр Иванович Опарин и гипотеза о происхождении жизни.
36. Петр Леонидович Капица — великий русский'физик.
37. Энрико Ферми — итальянский гений эксперимента и теорий физики.
38. Лев Давыдович Ландау — великий физик-теоретик универсал.
39. Илья Романович Пригожин и диссипативные структуры.
40. Мюррей Гелл-Манн и физика кварков.
41. Бенуа Мандельброт и фрактальная геометрия.
42. Александр Михайлович Бутлеров и химические структуры.
43. Джеймс Кларк Максвелл и теория электромагнитного поля.
44. Евграф Степанович Федоров и система симметрий кристаллов.
45. Владимир Иванович Вернадский — великий мыслитель XX столетия.
46. Август фон Страдониц Кекуле и начала структурной химии.
47. Роберт Кох и бактериология.
48. Александр Степанович Попов и изобретение радиосвязи.
49. Петр Николаевич Лебедев — великий исследователь света.
50. Карл Густав Юнг и архетипы сознания.
51. Макс Борн и вероятности событий микромира.
52. Густав Роберт Кирхгоф, Роберт Вильгельм Бунзен — основоположники спектрального анализа вещества.
53. Виктор Амазаспович Амбарцумян — величайший астрофизик XX столетия.
54. Хейке Камерлинг-Оннес и сверхпроводимость.
55. Лиза Мейтнер, Отто Фриш и открытие цепных реакций деления ядер.
56. Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров — основатели квантовой электроники (физики мазеров и лазеров).
57. Антони ван Левенгук и открытие микробов.
58. Шарль Кулон и взаимодействие электрических зарядов.
59. Иоганн Кеплер и законы движения системы планет.
60. Блез Паскаль — великий физик, математик и философ.
61. Готфрид Лейбниц — энциклопедист естествознания XVIII века.
62. Карл Эрнст Бэр — основатель эмбриологии.
63. Николай Иванович Пирогов — великий русский ученый и хирург.
64. Эрнст Геккель — великий эволюционист и антрополог.
65. Йенс (Якоб) Берцелиус — величайший химик XIX века.
66. Михаил Семенович Цвет — первооткрыватель хро-мотографии.
67. Александр Флеминг — первооткрыватель пенициллина.
68. Александр Фридрих Гумбольт — великий немецкий естествоиспытатель.
69. Герман Гельмгольц — величайший немецкий ученый-энциклопедист.
70. Джозеф Джон Томсон и открытие электрона.
71. Клод Бертолле — основатель учения о химическом равновесии.
72. Пьер Ферма — великий математик и физик.
73. Фрэнсис Бэкон и эмпирические начала науки.
74. Альфред Вегенер и тектоника земных плит.
75. Оливер Хэвисайд и открытие ионосферы Земли.
76. Генрих Герц и подтверждение существования электромагнитных волн.
77. Ханнес Альвен — шведский физик, астрофизик и космолог.
78. Луиджи Гальвани и открытия в области электричества.
79. Амедео Авогадро и число Авогадро.
80. Юлиус фон Майер и закон сохранения энергии.
81. Кирилл Иванович Щелкин и физика горения и взрыва.
82. Владимир Кузьмич Зворыкин и изобретение электронного микроскопа и передающей телевизионной трубки.
83. Борис Львович Розинг — изобретатель телевидения.
84. Субрахманьян Чандрасекхар — великий индийский физик и астрофизик.
85. Отто Ган и Фриц Штрассманн — первооткрыватели деления атомных ядер.
86. Альберт Майкельсон и опыт Майкельсона-Морли.
87. Эрнст Мах - великий австрийский физик и философ.
88. Йозеф фон Фраунгофер и спектроскопия Солнца.
89. Лайнус Полинг — универсал естествознания XX века.
90. Сванте Август Аррениус — выдающийся шведский физико-химик.
91. Джон Бардин — изобретение транзистора и объяснение сверхпроводимости.
92. Стивен Вайнберг, Шелдон Глэшоу и Абдус Салам — создатели теории электрослабого взаимодействия.
93. Рудольф Клаузиус — энтропия и «тедловая смерть Вселенной».
94. Сади Карно и основание термодинамики.
95. Константин Сигизмундович Кирхгоф и открытие катализа в химии.
96. Камило Гольджи — выдающийся исследователь клетки организмов.
97. Гуго де Вриз и эволюция растительного мира.
98. Феодосиус Добжанский (Феодосий Григорьевич Добржанский) и эволюционная генетика.
99. Герман Джозеф Мюллер — великий исследователь мутации генов.
100. Роберт Гук (Хук) — великий английский ученый-энциклопедист.
101. Герман Хакен — основатель синергетики.
102. Вальтер Герман Нернст и 3-й закон термодинамики.
103. Джозеф Пристли и открытие кислорода и состава воздуха.
104. Сергей Иванович Вавилов и исследования в области оптики.
105. Андрей Дмитриевич Сахаров — великий физик-теоретик XX столетия.
106. Андрей Николаевич Колмогоров — великий русский ученый-математик XX столетия.
107. Мстислав Всеволодович Келдыш — теоретик космонавтики.
108. Хидэки Юкава - ядерные силы и предсказание мезонов.
109. Умберто Матурана и Франциско Варела — основатели теории автопоэза.
110. Линн Маргулис и симбиоз микроорганизмов.
111. Александр Александрович Богданов (Малиновский) и его «Тектология».
112. Тихо Браге — великий датский астроном XVI века.
113. Манфред Эйген и каталитические гиперциклы в живых организмах.
114. Людвиг фон Берталанфи и «Общая теория систем».
115. Игорь Евгеньевич Тамм, Илья Михайлович Франк и теория «черенковского излучения».
116. Павел Алегсеевич Черенков и «черенковское излучение».
117. Ларе Онсагер — основатель термодинамики неравновесных процессов.
118. Абрам Федорович Иоффе — основатель советской школы физиков.
119. Фредерик Жолио-Кюри — первооткрыватель искусственной и лозитронной радиоактивности и аннигиляции пар частиц.
120. Стивен Хокинг и «черные дыры».
121. Николай Константинович Кольцов — величайший биолог XX столетия.
122. Роберт Оппенгеймер и атомная физика.
123. Роберт Милликен и элементарный электрический заряд.
124. Ханс Адольф Кребс и «цикл Кребса».
125. Сергей Васильевич Лебедев — основатель синтеза искусственного каучука.
126. Николай Александрович Козырев — великий русский ученый-астроном и мыслитель.
127. Чарлз Элтон и современная экология.
128. Георгий Францевич Гаузе — выдающийся русский эколог и эволюционист.
129. Мелвин Калвин и «цикл Калвина».
130. Владимир Николаевич Сукачев и биогеоценозы.
131. Иван Иванович Шмальгаузен — выдающийся русский эволюционист.
132. Сергей Сергеевич Четвериков — выдающийся генетик и эволюционист.
133. Дмитрий Иосифович Ивановский и начало вирусологии.
134. Рудольф Вирхов и роль клетки для жизни.
135. Генри Кавендиш — великий английский физик и химик.
136. Фред Хойл — выдающийся английский астроном и астрофизик.
137. Юстус фон Либих — великий немецкий химик-органик.
138. Альбрехт Коссель и азотистые основания нуклеиновых кислот.
139. Фридрих Мишер — первооткрыватель нуклеиновых кислот.
140. Теодор Калуца и начало будущих физических теорий объединения.
РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный
Тесты к главе 1
Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания
1.1. В структуре научного познания различают уровни:
а) эмпирический, статистический;
б) динамический, виртуальный;
в) теоретический, эмпирический;
г) динамический, теоретический;
д) мистический и мифологический;
е) эвристический и аксиологический;
ж) символический и рациональный.
1.2. Формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод относятся к уровню научного познания:
а) математическому;
б) динамическому;
в) виртуальному;
г) теоретическому;
д) мистическому;
е) мифологическому;
ж) метафизическому;
з) рациональному.
1.3. Высказывание гипотезы в структуре научного познания есть:
а) начало математического анализа проблемы;
б) начало теоретического уровня познания;
в) начало мысленного эксперимента;
г) начало эмпирического обобщения;
д) начало формулирования закона;
е) начало установления научного понятия о факте.
1.4. Принцип верификации утверждает, что какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно:
а) логически непротиворечиво;
б) эмпирически проверяемо;
в) математически достоверно;
г) теоретически неопровержимо;
д) логически доказуемо;
е) логически допустимо.
1.5. Основателями классического естествознания и классической науки являются:
а) Кеплер, Коперник;
б) Декарт, Галилей;
в) Галилей, Ньютон;
г) Ньютон, Лейбниц.
1.6. Как правило, динамические и статистические методы познания относятся к методам:
а) общенаучным;
б) частнонаучным;
в) всеобщим;
г) теоретическим;
д) метафизическим.
1.7. Какие слова из научной лексики западной и восточной культур синонимы:
а) вакуум и сомати;
б) метод и дао;
в) космос и карма;
г) корпускула и майя.
1.8. Теоремы великого математика и логика XX века Курта Геделя утверждают, что:
а) познание истины абсолютно;
б) никакая система понятий не может быть полной;
в) никакая система не допускает дополнений;
г) полная система непротиворечива.
1.9. Продолжите определение: «Наука — это особый рациональный способ описания мира, основанный на:
а) логическом выводе и методе»;
б) эмпирической проверке и математическом доказательстве»;
в) идеализации и моделировании реальных объектов и явлений»;
г) модельных и мысленных экспериментах»;
д) эмпирическом обобщении и гипотезах».
1.10. В структуре научного познания гипотеза характеризует:
а) этап мысленного эксперимента;
б) итог эмпирического обобщения;
в) начальный этап теоретического познания;
г) итог аксиоматического метода;
д) окончание эксперимента.
1.11. Естествознание — обширная совокупность наук, к которым относятся такие науки, как:
а) физика, математика, история, география;
б) химия, биология, астрономия, антропология;
в) биофизика, экономика, геология, микробиология;
г) география, океанология, математика, физиология;
д) геохимия, метафизика, геология, зоология.
1.12. Какие из указанных ниже критериев или принципов являются критериями или принципами научности (науки):
а) принципы дополнительности и дуальности;
б) принципы верификации и фальсификации;
в) принципы соответствия и целостности;
г) принципы фальсификации и неопределенности;
д) принципы запрета Паули и постоянства скорости света в вакууме.
1.13. Принцип фальсификации (фальсифицируемости) Карла Поппера, означает:
а) утверждение об абсолютной непознаваемости истины;
б) признание абсолютности научного знания;
в) условие опровержимости относительного и абсолютного знания;
г) утверждение о фальсифицируемости научного знания;
д) опровержение фальсифицируемости научных знаний.
1.14. Основателями (основоположниками) научного метода в эпоху Возрождения были:
а) Роджер Бэкон и Николай Кузанский;
б) Френсис Бэкон и Николай Коперник;
в) Рене Декарт и Френсис Бэкон;
г) Николай Коперник и Рене Декарт;
д) Галилей и Ньютон.
1.15. Такие методы познания, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция, аналогия, классификация относятся к методам познания:
а) эмпирическим;
б) теоретическим;
в) всеобщим;
г) общенаучным;
д) логическим.
1.16. В естествознании физика как наука главенствует потому, что она:
а) является математической по природе и поэтому самая точная из всех наук;
б) покоится на базовых постулатах природы;
в) является основой для техники и технологий;
г) позволяет объяснить происхождение звезд, галактик и Вселенной;
д) объясняет происхождение жизни.
1.17. Критерий научности, требующий проводить проверку полученных знаний, называется критерием:
а) системности;
б) рациональности;
в) верифицируемости;
г) фальсификации (фальсифицируемости);
д) полноты систем (по Геделю);
е) дополнительности (по Бору).
1.18. Методологию научно-исследовательских программ в философии науки развил:
а) Имре Лакатос;
б) Томас Кун;
в) Рене Том;
г) Рене Декарт;
д) Карл Поппер.
1.19. Методологию научных революций в философии науки развил:
а) Карл Поппер;
б) Томас Кун;
в) Владимир Арнольд;
г) Имре Лакатос;
д) Нильс Бор.
1.20. Научное знание формируется, в основном, на базе:
а) интуиции;
б) информации;
в) умений;
г) опыта;
д) теорий;
е) гипотез.
1.21. Расположите термины, которые употребляются при описании научного метода, в том порядке, в котором они используются при решении определенной научной задачи:
а) закон природы (математическое описание результата);
б) экспериментальный результат;
в) теория;
г) эксперимент;
д) гипотеза.
1.22. Расположите следующие действия (шаги) в научном познании (в научном методе) в том порядке, в каком они последовательно применяются при решении научной проблемы:
а) предложить возможные объяснения, необходимые для обобщения результатов;
б) собрать данные, касающиеся определенной проблемы, посредством наблюдений и проведения опытов (экспериментов);
в) распознать (идентифицировать, сформулировать) проблему и тщательно спланировать процедуру получения информации о всех аспектах проблемы;
г) провести повторные опыты для подтверждения или опровержения предложенных объяснений;
д) проанализировать данные (наблюдений) и описать эти данные таким образом, чтобы это описание обобщало и суммировало их.
1.23. Проклассифицируйте, как определенные научно-познавательные понятия (факт, гипотеза, теория, закон), следующие утверждения:
а) автомобили ржавеют быстрее при более влажном климате;
б) планеты не генерируют излучаемые ими электромагнитные волны;
в) газ, находящийся в сосуде расширялся, когда его нагревали;
г) точка кипения чистой воды на уровне моря равна 100 градусам Цельсия;
д) все газы расширяются при нагревании.
1.24. Укажите, верными или неверными (ошибочными), являются следующие утверждения и положения:
а) теория есть сумма экспериментальных наблюдений;
б) гипотеза есть сумма экспериментальных фактов;
в) эксперимент есть спланированная и контролируемая процедура получения научных фактов;
г) теория может быть подвержена изменениям при определенном наличии опытных данных;
д) закон природы дает возможность объяснить соответствующее природное явление.
Тесты к главе 2
Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях
2.1. В античное время гипотезу о центральном положении Солнца в картине небесных сфер первыми высказали:
а) Конфуций и Лао-цзы;
б) Гиппарх и Евдокс;
в) Пифагор и Аристарх;
г) Лао-цзы и Платон;
д) Анаксагор и Гераклит;