Файл: Тесты с ответами по естествознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 26154

Скачиваний: 394

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

РАЗДЕЛ I

Теоретико-концептуальный и естественноисторический

1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания

1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки

1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности

1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания

1.4. Методы научного познания

1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса

1.6. Основные этапы развития научной рациональности (науки) - классический, неклассический и постнеклассический

2. Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания античными и средневековыми цивилизациями.

2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания

2.2. Античные ближневосточные цивилизации

2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)

2.4. Античный Рим

2.5. Античный Китай

2.6. Античная Индия

2.7. Арабское средневековье

2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя

2.9. Древние и средневековые Византия и Русь

2.10. Западноевропейское средневековье

2.11. Эпоха Возрождения

3. Концепции и принципы классического физического – механистического и термодинамического естествознания

3.1. Объекты физического познания и структура физических наук

3.2. Концепции предклассического механистического естествознания

3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания

3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики

3.5. Понятие качества энергии, энтропия, второе начало (принцип) термодинамики и принцип минимума производства энтропии

4. Концепции и принципы неклассического - полевого, квантового и квантово-полевого физического естествознания

4.1. Электромагнитное поле фарадея-Максвелла, электромагнитное взаимодействие и принципы специальной теории относительности - теории пространства-времени Эйнштейна и Минковского

4.2. Поле всемирного тяготения, гравитационное взаимодействие и постулаты общей теории относительности Эйнштейна - теории пространства, времени, материи, тяготения и движения

4.3. Концепции и принципы квантового естествознания

4.4. Квантово-полевой микромир сильного и слабого взаимодействий, принципы квантовой хромодинамики и систематики элементарных частиц

5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания

5.1. Концепции пространство и время

5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения

5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма

5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения

5.5. Концепции физического вакуума

5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания

5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний

6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной

6.1. Вселенная как понятие и объект познания

6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной

6.3. Начало космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной

6.4. Космогоническая гипотеза Леметра, гипотеза Гамова «горячей сингулярности», «большой взрыв» и ранние эпохи образования Вселенной

6..5. Реликтовое излучение Гамова

6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной

7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы

7.1. Планетная космогония

7.2. Геосферы и эволюция Земли

7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы

7.4. Географическая оболочка Земли

8. Концепции и принципы химического естествознания

8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция

8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья

8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития

8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов

8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)

8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)

8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем

9. Концепции и принципы биологического естествознания

9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук

9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода

9.3. Концепции начала и эволюции жизни

9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ

9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ

9.6. Основные концепции этологии

9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни

10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке

10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)

10.2. Эволюционные концепции происхождения человека

10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека

10.4. Концепции этнологии

10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева

10.6. Совместная эволюция человека и биосферы

11. Антропный принцип и мега-история Вселенной

11.1. О понятии мега-истории Вселенной

11.2. Предыстория антропного принципа

11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза

11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)

11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант

11.6. Магия (мистика) больших чисел

11.7. Слабая формулировка антропного принципа

11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа

11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной

12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации

12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания

12.2. Динамика возникновения диссипативных структур

12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции

12.4. Механизмы потери устойчивости структур, катастрофы, бифуркации, математическая теория катастроф и прогнозы будущего

12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)

12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества

12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания

12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук

13. Математика и естественнонаучная реальность мира

13.1. Математизация как принцип целостности естествознания

13.2. Математика, математическая истина и теория познания

13.3. Непостижимая эффективность математики

Заключение

РАЗДЕЛ II

Список тем рефератов

Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр)

Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)

Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»

РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный

Тесты к главе 1

Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания

Тесты к главе 2

Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях

Тесты к главам 3, 4 и 5

Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания

Тесты к главам 6 и 7

Космологические и космогонические концепции и гипотезы естествознания о Вселенной, о Земле и планетах Солнечной системы

Тесты к главе 8

Концепции и принципы химического естествознания

Тесты к главе 9

Концепции и принципы биологического естествознания

Тесты к главам 10 и 11

Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной

Тесты к главе 12

Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации

Тесты к главе 13

Математика и естественнонаучная реальность мира

Ключи к тестам

ЛИТЕРАТУРА

а) средняя плотность Вселенной;

б) масса всех звезд;

в) радиус Вселенной;

г) средняя температура Вселенной;

д) плотность черных дыр;

е) темная масса.


6-7.24. Из всех форм существования вещества самой распространенной формой во Вселенной является:

а) жидкость;

б) газ;

в) плазма;

г) твердое тело;

д) «планковский бульон»,

е) черные дыры.


6-7.25. Укажите одно верное утверждение относительно расширения Вселенной:

а) все галактики удаляются от Земли с постоянной скоростью;

б) существует особая точка в космосе, относительно которой галактики разбегаются;

в) скорость удаления галактик друг от друга пропорциональна их взаимному расстоянию;

г) характер расширения Вселенной не зависит от средней плотности Вселенной.


6-7.26. Наблюдательные данные о какой приведенной ниже характеристике дают возможность определить химический состав звезд:

а) спектр излучения звезды;

б) температура поверхности звезды;

в) цвет звезды;

г) яркость звезды;

д) поток гамма-частиц звезды.


6-7.27. Как космический объект, астрономически наблюдаемая туманность Андромеды — это:

а) ближайшая к нашей Галактике гигантская галактика;

б) межзвездное облако пыли и газа в нашей Галактике;

в) межгалактическое облако из пыли и газа;

г) одна из туманностей Млечного пути;

д) местное скопление галактик;

е) сверхскопление галактик.


6-75.28. Выберите одно верное утверждение о черных дырах:

а) при беспредельном сжатии любого космического тела образуется объект — черная дыра, за пределы которой не вырывается даже свет;

б) при гравитационном сжатии массивной звезды возможно образование черной дыры;

в) черную дыру можно обнаружить как непосредственно, так и по взаимодействию с окружающей средой;

г) образование черных дыр во Вселенной происходит так же часто, как и белых карликов или пульсаров.


6-7.29. Найдите верное продолжение предложения: «Если на месте Солнца была голубая звезда из главной последовательности, то:

а) на Земле не возникла бы жизнь»;

б) на Земле было бы лето круглый год»;

в) вода в океанах была бы очень теплая»;

г) загорать было бы вредно для здоровья».


6-7.30. Выберите единственно правильное утверждение об озоновом слое в атмосфере:

а) озон образуется в ионосфере под действием солнечного излучения;

б) концентрация озона в атмосфере не зависит от выбросов газа в процессе промышленной деятельности на Земле;

в) максимальное содержание озона наблюдается на высоте 20-25 км, так как образование озона происходит при электрических разрядах и под действием ультрафиолетового излучения Солнца;

г) основная причина возникновения озоновых дыр заключается в выбросе углекислого газа в атмосферу.


6-7.31. Чем обусловлена смена времен года на Земле?

а) изменением расстояния от Земли до Солнца в течение года;

б) изменением ориентации земной оси по отношению к Полярной Звезде;


в) движением Земли вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли к плоскости орбиты;

г) вращение Земли вокруг своей оси.


6-7.32. Какая приведенная единица измерения расстояний является наибольшей?

а) световой год;

б) астрономическая единица;

в) парсек;

г) ангстрем.


6-7.33. Первыми авторами небулярной гипотезы происхождения солнечной планетной системы были:

а) Ньютон и Бюффон;

б) Лагранж и Гамильтон;

в) Ломоносов и Бомон;

г) Лаплас и Кант.


6-7.34. Укажите ту тройку планет, в которой массы последовательно возрастают:

а) Земля, Юпитер, Сатурн;

б) Марс, Венера, Нептун;

в) Венера, Уран, Плутон;

г) Меркурий, Сатурн, Уран;

д) Венера, Меркурий, Земля.


6-7.35. Вывод о возможной нестационарности Вселенной в рамках теории тяготения Эйнштейна впервые теоретически установил:

а) Эйнштейн;

б) Хаббл;

в) Фридман;

г) Гамов;

д) Эд-дингтон;

е) Лемэтр.


6-7.36. Метагалактика, как динамическая система, по современным астрономическим наблюдениям:

а) стационарна;

б) пульсирует;

в) сжимается;

г) расширяется.


6-7.37. Закон всемирного тяготения Ньютона устанавливает, что сила, действующая между двумя массами, находящимися на некотором расстоянии друг от друга:

а) пропорциональна квадратам масс и расстоянию;

б) пропорциональна квадрату расстояния и обратно пропорциональна массам;

в) пропорциональна массам и обратна расстоянию;

г) пропорциональна массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния.


6-7.38. Одна из возможных стадий эволюции звезд приводит к образованию:

а) нейтринных звезд;

б) черных дыр;

в) протонных звезд;

г) позитронных звезд.


6-7.39. К какому классу звезд относится наше Солнце?

а) белым карликам;

б) голубым гигантам;

в) желтым карликам;

г) желтым гигантам.


6-7.40. Как называется наша галактика?

а) Млечный путь;

б) Туманность Андромеды;

в) Большие Магеллановы Облака;

г) Малые Магеллановы Облака.


6-7.41. Укажите правильно период времени, в течение которого Луна совершает полный круг с запада на восток:

а) календарный месяц;

б) год;

в) сутки;

г) лунный месяц;

д) 24 суток.


6-7.42. Укажите правильно период времени, в течение которого Земля замыкает траекторию, вращаясь вокруг Солнца:

а) месяц;

б) год;

в) сутки;

г) столетие;

д) 11 лет;

е) 26 400 лет.


6-7.43. Ученый, открывший закон всемирного тяготения, это:

а) Коперник;

б) Кеплер;

в) Ньютон;

г) Галилей;

д) Джордано Бруно;

е) Тихо Браге.


6-7.44. Движение планет вокруг Солнца описывается законами:

а) гравитационного взаимодействия;

б) Кеплера; в) сохранения энергии;

г) Фридмана и Гамова;

д) кулоновского взаимодействия.


6-7.45. Космический объект, изменяющий свое излучение за малые доли времени (доли секунды, секунды, минуты), это:

а) квазар;

б) квадруполь;

в) кварк;

г) пульсар;

д) активное ядро галактики.


6-7.46. Укажите правильное утверждение, приведенное ниже:

а) гравитационное поле распространяется в вакууме со скоростью света;

б) электромагнитное поле распространяется в вакууме со скоростью света;


в) оба верны;

г) оба неверны.


6-7.47. Наука, изучающая землетрясения, называется:

а) вулканология;

б) сейсмология;

в) геотектоника;

г) физическая география.


6-7.48. Какая по физическому или химическому характеру и типу реакция идет в недрах Солнца? Какие объекты участвуют в этой реакции?


6-7.49. В каких размерных единицах принято в астрофизике выражать (записывать) постоянную Хаббла?

а) (км/с)/Мпс;

б) (кДж/с) эрг;

в) (кВт/с) МДж;

г) (км/с)/ МВт.


6-7.50. Какой интервал возраста Вселенной признается современной наукой наиболее точным?

а) (4-8) млрд лет;

б) (20-30) млрд лет;

в) (13-17) млрд лет;

г) (9-13) млрд лет.


6-7.51. Какой интервал значений постоянной Хаббла признается наиболее точным сейчас?

а) (50-65) (км/с) /Мпс;

б) (57-63) (км/с) /Мпс;

в) (65-85) (км/с) /МВт;

г) (38-48) (км/с) /МВт;

д) (100-120) (км/с) / Мпс.


6-7.52. Источниками высокостабильного (постоянного) по частоте космического излучения являются:

а) черные дыры;

б) квазары;

в) пульсары;

г) активные ядра галактик;

д) сверхновые звезды.


6-7.53. Сверхмощное нестабильное (не имеющее постоянной частоты и периода) космическое излучение зафиксировано астрономами от:

а) квазаров;

б) черных дыр;

в) пульсаров;

г) голубых гигантов;

д) белых карликов.


6-7.54. Время (как физическое явление) останавливает свое «течение» вблизи:

а) горизонта Метагалактики;

б) горизонта черных дыр;

в) туманности Андромеды;

г) сверхновых звезд;

д) шаровых галактик;

е) активных центров галактик.


6-7.55. Кто из астрофизиков предсказал существование вулканизма на Луне:

а) Эдвин Хаббл;

б) Виктор Амбарцумян;

в) Николай Козырев;

г) Яков Зельдович;

д) Фред Хойл;

е) Стивен Хо-кинг;

ж) Жорж Лемэтр.


6-7.56. Теория тяготения Эйнштейна широко известна в отечественной литературе под аббревиатурой (кратко) как ОТО. Правильно это дешифруется как:

а) обобщенная теория относительности;

б) оптимальная теория относительности;

в) объединенная теория относительностей;

г) общая теория отоскопии;

д) общая теория относительности;

е) обобщенная теория отношений;

ж) общая теория относительностей.


6-7.57. Электромагнитные волны, попадая в область действия гравитационного поля:

а) испытывают «синее смещение»;

б) не подвергаются никаким изменениям;

в) ускоряют скорость распространения;

г) испытывают «красное смещение»;

д) увеличивают массу покоя;

е) превращаются в электрон-позитронные пары.


6-7.58. В какой области диаграммы спектр-светимость находится большинство звезд околосолнечного окружения:

а) в области белых карликов;

б) в области главной устойчивости;

в) в области главной последовательности;

г) в области генеральной последовательности;

д) в области главной регулярности;

е) в области главного присутствия;

ж) в области желтых карликов.


6-7.59. Диаграмму спектр-светимость звезд околосолнечного окружения впервые установили и ввели в астрономию:

а) Тихо Браге и Иоганн Кеплер;

б) Пьер Лаплас и Иммануил Кант;


в) Уильям Гершель и Оле Ремер;

г) Эйнар Герцшпрунг и Генри Рессел;

д) Эдвин Хаббл и Виктор Амбарцумян.


6-7.60. Общепринято называть состояние Вселенной до момента «большого взрыва»:

а) метастабильным;

б) виртуальным;

в) синергетическим;

г) планковским;

д) сингулярным;

е) синхроническим;

ж) синфазным;

з) иррегулярным;

и) трансцендентным.







Тесты к главе 8

Концепции и принципы химического естествознания


8.1. Почему невозможно бесконечное разнообразие химических элементов? Какой ответ является наиболее правильным и какова главная причина ограничения многообразия элементов?

а) ядерные силы обладают свойством насыщения;

б) из-за того, что ядра состоят только из протонов и нейтронов (так называемых нуклонов), а не из других элементарных частиц;

в) из-за короткодействующих (в пределах размеров ядер) сильных и слабых ядерных сил;

г) из-за действия принципа Паули;

д) в силу принципа дополнительности Нильса Бора.


8.2. Определите правильное утверждение:

а) электроны содержатся в ядрах атомов;

б) атомный номер химического элемента равен числу нейтронов в ядре;

в) атомный номер элемента равен числу валентных электронов;

г) масса нейтрона практически совпадает с массой протона.


8.3. Ядра тяжелых химических элементов могут образовываться главным образом в:

а) белых карликах;

б) в любых звездах;

в) в сверхновых звездах;

г) в нейтронных звездах.


8.4. Какое утверждение относительно взаимодействия между молекулами является верным?

а) межмолекулярное взаимодействие имеет гравитационную природу;

б) на любом расстоянии между молекулами существует притяжение, обусловленное электромагнитным взаимодействием;

в) на малых расстояниях молекулы отталкиваются, на далеких расстояниях — притягиваются;

г) в целом молекулы являются электронейтральными, поэтому взаимодействие между ними на некотором расстоянии отсутствует;

д) молекулы всегда отталкиваются друг от друга.


8.5. Атомная единица массы, согласно принятому соглашению, — это:

а) масса протона, выраженная в граммах;

б) 1/12 доля массы изотопа атома углерода с массовым числом 12;

в) масса атома водорода;

г) 1/16 массы изотопа атома кислорода с массовым числом 16.


8.6. Самый распространенный химический элемент во Вселенной:

а) гелий;

б) водород;

в) тяжелый водород;

г) углерод;

д) азот;

е) кислород.


8.7. Определите верное утверждение о валентности химического элемента:

а) максимальная валентность элемента обычно равна номеру группы в периодической системе элементов Д. И. Менделеева;

б) валентность атома определяется полным количеством электронов в атоме;

в) валентность химического элемента одинакова при участии его в различных химических реакций;

г) в химических реакциях любой элемент, способный отдавать электроны с внешней оболочки, никогда не может принимать электроны на внешнюю оболочку.



8.8. Тяжелые химические элементы появляются в природе в результате:

а) жизнедеятельности организмов;

б) вспышек на Солнце;

в) взрывов новых звезд;

г) взрывов сверхновых звезд;

д) взрывов квазаров.


8.9. Изотопами являются те атомы, которые имеют:

а) одинаковые атомные веса, но различные атомные номера;

б) одинаковые атомные номера, но различные атомные веса;

в) одинаковое число протонов, но различное число электронов;

г) одинаковое число нейтронов, но разное протонов.


8.10. Главные органогены по физико-химическим проявлениям это:

а) металлы;

б) соли металлов;

в) неметаллы;

г) газы;

д) галогены;

е) благородные газы.


8.11. Химическая связь, образованная объединением электронов реагирующих атомов, известна как:

а) ионная связь;

б) ковалентная связь;

в) полярная связь;

г) металлическая связь.


8.12. Более всего в химическом составе земной коры:

а) железа;

б) кислорода;

в) кремния;

г) алюминия;

д) натрия;

е) кальция;

ж) углерода.


8.13. Какой химический элемент присутствует во всех органических соединениях?

а) кислород;

б) водород;

в) углерод;

г) азот;

д) фосфор;

е) сера.


8.14. Найдите одно неверное утверждение:

а) химические элементы одной группы имеют одинаковое число валентных электронов;

б) свойства элементов периодически зависят от их атомных номеров;

в) неметаллы расположены в верхнем левом углу таблицы Менделеева;

г) редкоземельные элементы более похожи друг на друга, чем другие группы элементов;

д) в левой части таблицы химических элементов Менделеева сосредоточены, в основном, металлы.


8.15. Соединения, которые выражаются одинаковыми молекулярными формулами, но имеют различную пространственную структуру, называются:

а) аллотропами

б) изомерами;

в) изотопами;

г) полимерами;

д) нуклеотидами;

е) гомеомериями;

ж) гомоморфизмами.


8.16. Закон (принцип), устанавливающий связь между зарядом атомного ядра и химическими свойствами данного элемента, это:

а) закон Авогадро;

б) периодический закон Менделеева;

в) закон радиоактивного распада;

г) закон постоянства состава вещества Пруста;

д) принцип Паули.


8.17. Тяжелые химические элементы (тяжелее элементов группы железа) рождаются:

а) в звездах, находящихся на главной последовательности диаграммы Герцшпрунга-Рессела;

б) в звездах сверхгигантах;

в) в звездах красных гигантах;

г) в квазизвездных образования (квазарах);

д) в газово-пылевых межзвездных туманностях (небулах);

е) при взрывах черных дыр;

ж) при взрывах сверхновых звезд;

з) при взрывах шаровых скоплений звезд.


8.18. Наименьшая частица данного химического элемента это:

а) его ядро;

б) его атом;

в) его положительно заряженный ион;

г) его отрицательно заряженный ион;

д) монада.


8.19. Устойчивость (стабильность) ядер химических элементов обеспечивается:

а) образованием протонов и нейтронов из кварков;

б) наличием у нуклонов изотопического спина;