Файл: Тесты с ответами по естествознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 26156

Скачиваний: 394

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

РАЗДЕЛ I

Теоретико-концептуальный и естественноисторический

1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания

1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки

1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности

1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания

1.4. Методы научного познания

1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса

1.6. Основные этапы развития научной рациональности (науки) - классический, неклассический и постнеклассический

2. Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания античными и средневековыми цивилизациями.

2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания

2.2. Античные ближневосточные цивилизации

2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)

2.4. Античный Рим

2.5. Античный Китай

2.6. Античная Индия

2.7. Арабское средневековье

2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя

2.9. Древние и средневековые Византия и Русь

2.10. Западноевропейское средневековье

2.11. Эпоха Возрождения

3. Концепции и принципы классического физического – механистического и термодинамического естествознания

3.1. Объекты физического познания и структура физических наук

3.2. Концепции предклассического механистического естествознания

3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания

3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики

3.5. Понятие качества энергии, энтропия, второе начало (принцип) термодинамики и принцип минимума производства энтропии

4. Концепции и принципы неклассического - полевого, квантового и квантово-полевого физического естествознания

4.1. Электромагнитное поле фарадея-Максвелла, электромагнитное взаимодействие и принципы специальной теории относительности - теории пространства-времени Эйнштейна и Минковского

4.2. Поле всемирного тяготения, гравитационное взаимодействие и постулаты общей теории относительности Эйнштейна - теории пространства, времени, материи, тяготения и движения

4.3. Концепции и принципы квантового естествознания

4.4. Квантово-полевой микромир сильного и слабого взаимодействий, принципы квантовой хромодинамики и систематики элементарных частиц

5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания

5.1. Концепции пространство и время

5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения

5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма

5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения

5.5. Концепции физического вакуума

5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания

5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний

6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной

6.1. Вселенная как понятие и объект познания

6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной

6.3. Начало космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной

6.4. Космогоническая гипотеза Леметра, гипотеза Гамова «горячей сингулярности», «большой взрыв» и ранние эпохи образования Вселенной

6..5. Реликтовое излучение Гамова

6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной

7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы

7.1. Планетная космогония

7.2. Геосферы и эволюция Земли

7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы

7.4. Географическая оболочка Земли

8. Концепции и принципы химического естествознания

8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция

8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья

8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития

8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов

8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)

8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)

8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем

9. Концепции и принципы биологического естествознания

9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук

9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода

9.3. Концепции начала и эволюции жизни

9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ

9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ

9.6. Основные концепции этологии

9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни

10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке

10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)

10.2. Эволюционные концепции происхождения человека

10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека

10.4. Концепции этнологии

10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева

10.6. Совместная эволюция человека и биосферы

11. Антропный принцип и мега-история Вселенной

11.1. О понятии мега-истории Вселенной

11.2. Предыстория антропного принципа

11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза

11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)

11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант

11.6. Магия (мистика) больших чисел

11.7. Слабая формулировка антропного принципа

11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа

11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной

12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации

12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания

12.2. Динамика возникновения диссипативных структур

12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции

12.4. Механизмы потери устойчивости структур, катастрофы, бифуркации, математическая теория катастроф и прогнозы будущего

12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)

12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества

12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания

12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук

13. Математика и естественнонаучная реальность мира

13.1. Математизация как принцип целостности естествознания

13.2. Математика, математическая истина и теория познания

13.3. Непостижимая эффективность математики

Заключение

РАЗДЕЛ II

Список тем рефератов

Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр)

Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)

Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»

РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный

Тесты к главе 1

Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания

Тесты к главе 2

Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях

Тесты к главам 3, 4 и 5

Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания

Тесты к главам 6 и 7

Космологические и космогонические концепции и гипотезы естествознания о Вселенной, о Земле и планетах Солнечной системы

Тесты к главе 8

Концепции и принципы химического естествознания

Тесты к главе 9

Концепции и принципы биологического естествознания

Тесты к главам 10 и 11

Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной

Тесты к главе 12

Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации

Тесты к главе 13

Математика и естественнонаучная реальность мира

Ключи к тестам

ЛИТЕРАТУРА

г) возбудитель инфекционных болезней, репродуцирующий внутри живых клеток;

д) полимер — возбудитель инфекций.


9.72. Русскому биологу Николаю Кольцову принадлежит высказывание: «Признаки, передаваемые по наследству, определяются линейным расположением мономеров в полимерных молекулах». В этом заключена идея или гипотеза:

а) биогенетического закона;

б) биологической эволюции;

в) матричного синтеза в органическом мире;

г) происхождения жизни;

д) коэволюции;

е) генетического кода.


9.73. Концепция автопоэза (автопоэзиса) в органическом мире (биосфере) основывается на гипотезе:

а) креационизма;

б) синергизма;

в) панспермии;

г) самопорождения (самосозидания);

д) первенства молекул РНК над молекулами ДНК;

е) левой киральности двойной спирали ДНК.


9.74. Концепция автопоэза (автопоэзиса) была выдвинута и развита:

а) Уотсоном и Криком;

б) Матурана и Варела;

в) Полин-гом и Дельбруком;

г) фон Берталанфи и Эйгеном;

д) Приго-жиным и Хакеном;

е) Бауэром и Кольцовым.

9.75. Ключевая фундаментальная идея (гипотеза) в биологии XX столетия, это идея (гипотеза) о (об):

а) РНК — мире (Чех, Джойс);

б) автопоэзе (автолоэзисе) живых систем (Матурана, Варела);

в) первичности молекулы АТФ в происхождении жизни (Галимов);

г) матричном механизме репродукции хромосом и наследственных признаков (Кольцов);

д) элементарных открытых каталитических системах (Руденко).


9.76. Электрофореграммы (использующие явление электрофореза, явления, заключающегося в движении дисперсных частиц под действием электрического поля), позволяют установить, в том числе:

а) генную структуру ДНК;

б) цветовую гамму электроосажденных металлов;

в) фрагментирование полинуклеотидов;

г) структуру полисахаров;

д) структуру АТФ.


9.77. В проблеме происхождения жизни понятие информация определено Г. Кастлером как:

а) содержание процессов отражения (рефлексии) жизнедеятельности;

б) совокупность приемов, правил или сведений, необходимых для построения алгоритма, оператора жизни;

в) запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных;

г) отобранный естественным путем единственный вариант из множественного эквивалентного набора;

д) план (алгоритм) построения клетки и всего живого организма.


9.78. Какой вариант соответствует правильному геохронологическому чередованию эонов (эонотем):

а) археозой (архей), фанерозой, криптозой;

б) криптозой, мезозой, кайнозой;

в) палеозой, мезозой, кайнозой;

г) археозой (архей), докембрий, венд;

д) археозой (архей), протерозой, фанерозой;

е) палеозой, фанерозой, рифей.


9.79. Какой вариант соответствует правильному геохронологическому следованию эр (эротем):

а) протерозой, палеозой, кайнозой;

б) палеозой, кайнозой, мезозой;

в) палеозой, рифей, архей;

г) кайнозой, докембрий, рифей;

д) венд, кембрий, карбон;

е) палеозой, мезозой, кайнозой;

ж) протерозой, фанерозой, кембрий.










Тесты к главам 10 и 11

Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной



10-11.1. Все виды деятельности человека относятся к факторам:

а) абиотическим;

б) биотическим;

в) периодическим;

г) действующим непериодически (случайно);

д) правильные ответы а) и в).


10-11.2. Действием только биологических факторов нельзя объяснить появление у человека:

а) S-образного изгиба позвоночника;

б) мышления;

в) извилин головного мозга;

г) прямохождения.


10-11.3. Почему людей всех рас относят к одному виду? Это потому, что:

а) клетки содержат одинаковое число хромосом;

б) они сходны по строению, жизнедеятельности, числу и составу хромосом, вступают в брак и имеют полноценных детей;

в) прямоходящие, обладают речью и мышлением;

г) они имеют одного предка — австралопитека.


10-11.4. В органе зрения человека функцию линзы выполняет:

а) зрачок;

б) сетчатка;

в) хрусталик;

г) роговица.


10-11.5. Укажите правильную хронологическую последовательность предков современного человека:

а) питекантроп, австралопитек, неандерталец, кроманьонец;

б) австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный;

в) синантроп, питекантроп, кроманьонец, человек разумный;

г) питекантроп, гейдельбергский человек, синантроп, неандерталец.


10-11.6. Каковы доказательства происхождения человека от животных?

а) одинаковая структура клеток животных и человека, палеонтологические исследования;

б) кровь животных и человека практически идентичны, внутренние органы имеют полное сходство в своем функционировании;

в) сходство строения и жизнедеятельности человека и млекопитающих животных и их зародышей, наличие у человека рудиментов и атавизмов, палеонтологические находки древних людей;

г) сходная структура ДНК человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.


10-11.7. Под воздействием в основном биологических факторов эволюции у людей сформировались:

а) развитое мышление;

б) расовые различие;

в) общественный образ жизни;

г) речь.


10-11.8. Все расы входят в один вид — человек разумный, что свидетельствует о(об):

а) одинаковом уровне физического развития людей разных .рас;

б) генетическом единстве рас;

в) одинаковом психическом развитии людей разных рас;

г) существенных генетических различиях между расами.


10-11.9. Появление у предков человека S-образного позвоночника произошло под влиянием:

а) абиотических факторов;

б) социальных факторов эволюции;

в) биологических факторов эволюции;

г) антропогенных факторов.


10-11.10. Под воздействием только социальных факторов эволюции у людей сформировались:

а) речь;

б) трудовая деятельность и общество;

в) эмоции;

г) мышление.


10-11.11. Наш непосредственный предок это:

а) рамопитек;

б) синантроп;

в) кроманьонец;

г) неандерталец.


10-11.12. Женский пол у человека является:

а) гетерогаметным по половым хромосомам;


б) гомогаметным по Х-хромосоме;

в) гомогаметным по "У-хромосоме;

г) все ответы неверны.


10-11.13. Численность населения Земли составляет на начало XXI века (в млрд чел.):

а) около 12;

б) более 6;

в) более 9;

г) почти 4;

д) 8; е) 10.


10-11.14. Появление человека на Земле относится к геохронологическому периоду:

а) пермскому;

б) кембрийскому;

в) неогеновому;

г) четвертичному.


10-11.15. Упругие волны, не воспринимаемые человеческим ухом, это:

а) инфразвук;

б) ультразвук;

в) оба верны;

г) оба неверны.


10-11.16. Наше время в истории (геохронологии) Земли называется:

а) юрский период мезозойской эры;

б) неогеновый период кайнозойской эры;

в) четвертичный период кайнозойской эры;

г) палеоген.


10-11.17. Расположите в библейском порядке (из книги Моисея «Бытие») творения Бога:

а) флора и фауна;

б) человек;

в) небо и земля;

г) твари земные.


10-11.18. Какой человек стал именоваться Человеком разумным (Homo sapiens)?

а) неандерталец;

б) рамопитек;

в) кроманьонец;

г) синантроп.


10-11.19. Перечислите 6 основных химических элементов (так называемых органогенов или биогенов), входящих в состав всякого живого организма.


10-11.20. Какие из признаков человека не наследуются?

а) дыхание;

б) питание;

в) самозащита;

г) речь;

д) цвет глаз.


10-11.21. Мужской пол у человека является:

а) гетерогаметным по половым хромосомам;

б) гомогаметным по Х-хромосоме;

в) гомогаметным по У-хромосоме;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.


10-11.22. Обезьяноподобный предок современного человека, живший в Восточной Африке 4-3 млн. лет тому назад — это:

а) дриопитек;

б) афарский австралопитек;

в) рамапитек;

г) синантроп;

д) яванский человек;

е) неандерталец.


10-11.23. Согласно современным представлениям человек разумный появился в период:

а) архей;

б) кайнозой;

в) криптозой;

г) мезозой;

д) докембрий;

е) голоцен;

ж) палеоген.


10-11.24. Установите правильную последовательность эволюции наших предков:

а) прямостоящий — умелый — разумный;

б) разумный — прямостоящий — умелый;

в) умелый — прямостоящий — разумный;

г) прямостоящий — умелый — разумный.


10-11.25. К какому виду человека современная наука относит неандертальца:

а) умелый;

б) разумный;

в) прямостоящий;

г) яванский;

д) синантроп.


10-11.26. Человечество выживет лишь в том случае, если:

а) сохранится озоновый слой;

б) будет поддерживаться биологическое разнообразие;

в) не наступит ни похолодания, ни потепления климата;

г) повышающееся антропогенное воздействие на биосферу не превзойдет некоторого предельного порогового уровня;

д) если удастся победить инфекционные и онкологические заболевания.










Тесты к главе 12

Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации



12.1. Жесткий детерминизм (линейная причинно-следственная связь) лежит в основе:

а) неклассического естествознания;

б) классического естествознания;

в) теории самоорганизации;

г) теории катастроф;

д) постнеклассического естествознания.



12.2. Реальные природные процессы лавинообразного роста развиваются, как правило:

а) по экспоненте;

б) в режиме с обострением (неограниченного возрастания за конечное время);

в) в режиме бифуркаций;

г) в режиме странных аттракторов;

д) в режиме динамического хаоса.


12.3. Какие из приведенных ниже характеристик систем наиболее полно и точно соответствуют сущности синергетики:

а) нелинейность, эмерджентность, закрытость, стационарность;

б) нестабильность, открытость, диссипативность, нелинейность;

в) открытость, неравновестность, линейность, катастрофичность;

г) стабильность, стационарность, негэнтропийность, закрытость,


12.4. Создателем концепций синергетики в науке стал:

а) Владимир Вернадский;

б) Никита Моисеев;

в) Герман Хакен;

г) Илья Пригожин;

д) Норберт Винер;

е) Владимир Арнольд.


12.5. Синергетика и теория диссипативных структур относятся к наукам:

а) социально-экономического направления;

б) физического направления;

в) междисциплинарного направления;

г) биологического направления;

д) химического направления.


12.6. Основной чертой (характеристикой) глобального эволюционизма является:

а) разрушение упорядоченности систем и переход к хаосу;

б) направленность развития на структурную упорядоченность;

в) направленность изменений в область странных аттракторов;

г) приобретение системой эмерджентных свойств.


12.7. Кибернетика была создана в основном усилиями:

а) Мандельштама, Витте и Андронова;

б) Винера, Эшби и Шеннона;

в) Кювье, Тома и Арнольда;

г) Пуанкаре, Ляпунова и Гелл-Манна;

д) Колмогорова, Ляпунова, Эшби.


12.8. Наследственная изменчивость, согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, способствует:

а) обострению конкуренции между видами;

б) обострению конкуренции между популяциями;

в) повышению эффективности естественного отбора;

г) колебанию численности популяций.


12.9. Фактор эволюции, проявляющийся в обострении конкуренции между особями одного и разных видов, называют:

а) борьбой за существование;

б) естественным отбором;

в) изоморфизмом;

г) гомеостазом;

д) наследственной изменчивостью;

е) модификационной изменчивостью.


12.10. Межвидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она:

а) насыщает популяции мутациями;

б) обостряет конкуренцию;

в) ведет к изоляции популяций одного вида;

г) увеличивает разнообразие фенотипов.


12.11. В популяции возникают и в процессе размножения накапливаются мутации, происходит борьба за существование и естественный отбор, поэтому популяцию принято считать:

а) единицей эволюции;

б) единицей системы органического вида;

в) формой существования вида;

г) элементом экосистемы.


12.12. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонением от нормы, называют:

а) методическим:

б) стихийным;

в) стабилизирующим;

г) движущим.



12.13. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции, так как:

а) способствует сохранению особей со сложившимся генотипом;

б) способствует обострению взаимоотношений между особями разных видов;

в) способствует обострению взаимоотношений между особями популяций;

г) способствует формированию приспособлений к среде обитания.


12.14. В сохранении путем естественного отбора особей с полезными в определённых условиях среды обитания признаками состоит его (естественного отбора) роль:

а) планетарная;

б) космическая;

в) генетическая;

г) творческая.


12.15. Какую роль играет онтогенез в эволюции вида?

а) в процессе онтогенеза возникают модификации;

б) в процессе онтогенеза на организм воздействует среда обитания;

в) в процессе онтогенеза особи кратко повторяют историю вида;

г) в процессе онтогенеза возникают мутации.


12.16. В процессе эволюции в экосистемах (биогеоценозах) сформировались цепи питания (трофические цепи), основу которых составляют связи:

а) территориальные;

б) внутривидовые;

в) пищевые;

г) генетические.


12.17. Макроэволюция в живом мире в отличие от микроэволюции:

а) играет творческую роль;

б) ведет к образованию классов, типов, отделов;

в) ведет к образованию популяций;

г) ведет к образованию новых видов и животных.


12.18. Согласно второму началу термодинамики энтропия замкнутой изолированной системы со временем должна:

а) убывать;

б) возрастать;

в) сохраняться;

г) исчезнуть;

д) колебаться.


12.19. Пройдя точку бифуркации, любая природная (органическая) система:

а) случайно выбирает путь нового развития;

б) переходит в состояние динамического хаоса;

в) успокаивается в полюсе странного аттрактора;

г) коллапсирует в положение аттрактора.


12.20. Самоорганизация в системах любого иерархического уровня является выражением действующих в ней:

а) детерминистских законов;

б) вероятностных законов,

в) нелинейных законов;

г) законов динамического хаоса;

д) законов фрактальности.


12.21. Какое толкование понятия синергетика является наиболее точным:

а) синфазное действие частей системы;

б) когерентная организация частей в целое;

в) синхронное деление системы на части;

г) сотрудничество, совместное действие;

д) сосредоточение разделенных частей в целое;

е) содружество, обеспечивающее эмерджентность системы.


12.22. Термином фракталъность определяют:

а) геометрическую кривизну пространств;

б) дробную размерность тел и пространств;

в) самоподобие геометрических конфигураций пространств;

г) множество самоподобных структур;

д) структуру дискретного пространства-времени;

е) антиэнтроиийность процессов самоорганизации систем;

ж) проявление эмерджентных свойств у четырехмерного многобразия систем.


12.23. Под термином аттрактор понимается:

а) точка бифуркации;

б) область притяжения решений;

в) область расслоения решений;