ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 26532
Скачиваний: 397
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретико-концептуальный и естественноисторический
1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания
1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки
1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности
1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания
1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса
2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания
2.2. Античные ближневосточные цивилизации
2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)
2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя
2.9. Древние и средневековые Византия и Русь
2.10. Западноевропейское средневековье
3.1. Объекты физического познания и структура физических наук
3.2. Концепции предклассического механистического естествознания
3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания
3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики
4.3. Концепции и принципы квантового естествознания
5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания
5.1. Концепции пространство и время
5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения
5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма
5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения
5.5. Концепции физического вакуума
5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания
5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний
6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной
6.1. Вселенная как понятие и объект познания
6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной
6..5. Реликтовое излучение Гамова
6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной
7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы
7.2. Геосферы и эволюция Земли
7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
7.4. Географическая оболочка Земли
8. Концепции и принципы химического естествознания
8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция
8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья
8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития
8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов
8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)
8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)
8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем
9. Концепции и принципы биологического естествознания
9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук
9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода
9.3. Концепции начала и эволюции жизни
9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ
9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ
9.6. Основные концепции этологии
9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни
10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке
10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)
10.2. Эволюционные концепции происхождения человека
10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека
10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева
10.6. Совместная эволюция человека и биосферы
11. Антропный принцип и мега-история Вселенной
11.1. О понятии мега-истории Вселенной
11.2. Предыстория антропного принципа
11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза
11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)
11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант
11.6. Магия (мистика) больших чисел
11.7. Слабая формулировка антропного принципа
11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа
11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной
12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации
12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания
12.2. Динамика возникновения диссипативных структур
12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции
12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)
12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества
12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания
12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
13. Математика и естественнонаучная реальность мира
13.1. Математизация как принцип целостности естествознания
13.2. Математика, математическая истина и теория познания
13.3. Непостижимая эффективность математики
Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)
Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»
РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный
Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания
Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания
Концепции и принципы химического естествознания
Концепции и принципы биологического естествознания
Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной
Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
е) Фалес и Эпикур.
2.2. Демокрит и Левкипп учили, что атомы различаются между собой:
а) положением, величиной, сочетанием;
б) формой, порядком, положением;
в) подвижностью, формой, порядком;
г) величиной, порядком, сочетанием;
д) формой, сочетанием.
2.3. Закон логики, сформулированный Лейбницем, в дополнение к трем законам логики Аристотеля, имеет название закона:
а) тождества;
б) достаточного утверждения;
в) амбивалентности;
г) достаточного основания;
д) достаточного подтверждения;
е) непротиворечивости; ж) эквивалентности.
2.4. Кто утверждал, что скорость падающего тела зависит от его веса?
а) Гераклит;
б) Архимед;
в) Аристотель;
г) Аристарх;
д) Фалес;
е) Анаксимен.
2.5. Аристотель формулировал отсутствие пустоты, полагая, что:
а) атомы занимают все области пространства;
б) в таком случае движение тел было бы вечным и неизменным, чего нет в бытии;
в) бытие не терпит пустоты;
г) небытия нет;
д) атомов, заполняющих пространство бытия, нет.
2.6. Что главное утверждало учение Клавдия Птолемея в многотомном трактате «Альмагест»?
а) космоцентризм;
б) относительность небесных сфер;
в) геоцентризм;
г) пантеизм;
д) гармонию небесных сфер;
е) антропоморфизм космоса; ж) панкосмизм.
2.7. Аристотель полагал, что тела под действием постоянной силы движутся:
а) равномерно (с постоянной скоростью) и прямолинейно;
б) равномерно по кругу;
в) равноускоренно и прямолинейно;
г) равноускоренно по кругу;
д) не зависимо от тяжести того или иного тела — ускоренно.
2.8. Законы логики, сформулированные Аристотелем, называются:
а) тождества, исключенного третьего, достаточного обоснования;
б) тождества, противоречия, исключенного третьего;
в) достаточного основания, исключенного третьего, противоречия;
г) тождества, включенного третьего, противоречия.
2.9. В какой античной греческой школе были впервые высказаны идеи о первоэлементах (стихиях)?
а) аттической (афинской);
б) пифагорейской;
в) элей-ской (логиков);
г) милетской (ионийской);
д) атомистов;
е) мигерейской.
2.10. Кто из античных мыслителей первым указал на математическую сущность природы?
а) Архимед;
б) Аристотель;
в) Конфуций;
г) Пифагор;
д) Платон;
е) Фалес;
ж) Анаксагор.
2.11. Дайте русский эквивалент греческого слова «теория»:
а) озарение;
б) умозаключение;
в) умозрение;
г) утверждение;
д) доказательство;
е) смысл.
2.12. Представление об атомах, как неделимых и ненаблюдаемых частицах, впервые высказали в античное время:
а) Платон, Аристотель;
б) Левкипп, Демокрит;
в) Анак-симен, Анаксимандр;
г) Архимед, Демокрит;
д) Евдокс, Аристарх;
е) Ксенофан, Парменид.
2.13. Кто является автором античного многотомного научного трактата, дошедшего до нас под арабским названием «Альмагест»?
а) Вбн Сина (Авиценна),
б) Архимед,
в) Птолемей,
г) аль Бируни;
д) Пифагор;
е) Евклид.
2.14. Что утверждают апории (софизмы) Зенона Элейского?
а) отсутствие движения;
б) возможность равномерного движения планет вокруг Земли;
в) объясняют движение небесных сфер;
г) бесконечную делимость времени.
2.15. Какой была общая центральная идея ведущих мыслителей античного естествознания?
а) существующий мир образован из воды;
б) космоцентризм;
в) геоцентризм;
г) Земля покоится в эфире;
д) мир существует вечно и неизменен;
е) космос создан богами.
2.16. Что было главным в учении основателей элейской школы (школы элеатов)?
а) неразличимость картины мира в сознании с картиной мира чувств;
б) подлинной в мире является картина чувств;
в) бытие дано нам в абстрактно-философском осмыслении и познается только разумом;
г) бытие и небытие существуют, трансформируясь (переходя) друг в друга.
2.17. В каком веке был написан трактат «Начала» Евклида?
а) VI в. до н. э.;
б) III в. н. э.;
в) III в. до н. э.;
г) I в. до н. э;
д) I в. н. э.;
е) II в. н. э.
2.18. Каким было первоначальное значение греческого слова «космос»?
а) структура;
б) порядок;
в) множество;
г) бытие;
д) звездный путь;
е) траектория.
2.19. Идея об абстрактном апейроне как некоторой беспредельной, неопределенной, бесконечной сущности появилась в античное время в:
а) аттической (афинской) школе;
б) элейской школе;
в) пифагорейской школе;
г) милетской (ионийской) школе;
д) школе Левкиппа и Демокрита;
е) мигерейс-кой школе.
2.20. Так называемые с античных времен Платоновы тела, это:
а) шар, пирамида, куб, конус, цилиндр;
б) тетраэдр, гексаэдр (куб), октаэдр, додекаэдр, икосаэдр;
в) правильные невыпуклые многогранники;
г) выпуклые параллелоэдры.
2.21. Кто из античных философов создал учение о «мире идей»?
а) Конфуций;
б) Аристотель;
в) Платон;
г) Архимед;
д) Парменид;
е) Ксенофан;
ж) Зенон.
2.22. Какой пятый первоэлемент (стихию, сущность) надлунного мира к первым четырем первоэлементам под лунного мира милетской (ионийской) школы добавил Аристотель?
а) эфир;
б) молнию;
в) гром;
г) свет;
д) апейрон;
е) стойхион.
2.23. К какой античной философской школе принадлежал Платон?
а) милетской (ионийской);
б) элейской;
в) атомистов;
г) аттической (афинской);
д) пифагорейской;
е) сократовской;
ж) мигерейской.
2.24. В античности доказательством невозможности движения, как такового, послужили:
а) диалоги Платона Тимей и Федр;
б) апории Зенона Элейского;
в) высказывания Зенона Китийского;
г) рассуждения Фалеса о стойхионах (стихиях);
д) эпихеремы Зенона Элейского.
2.25. Доказательствам против существования (наличия) множественности мира, высказанным философом античности Парменидом, были (была) посвящены (посвящена):
а) апории (софизмы) Зенона Элейского;
б) утверждения Пифагора о дружественных числах;
в) эпихеремы Зенона Элейского;
г) «Диалоги» Платона;
д) письма Эпикура о природе;
е) поэма «О природе вещей» Лукреция Кара.
2.26. Концепцию вечности движения в природе в античные времена развивали:
а) Фалес и Анаксагор;
б) Ксенофан и Парменид;
в) Анаксагор и Архимед;
г) Гераклит и Эмпедокл;
д) Пифагор и Филолай;
е) Зенон Элейский и Анаксимандр.
2.27. Концепции самого совершенного в природе —кругового движения, присущего только вечному надлунному миру, — придерживался в античное время:
а) Аристарх;
б) Гиппарх;
в) Аристотель;
г) Платон;
д) Архимед;
е) Евдокс;
ж) Гераклит.
2.28. Учение основателей элейской школы Ксенофана и Парменида утверждало два пути познания мира:
а) экспериментальный и теоретический;
б) философский и эвристический;
в) мнения и истины;
г) веры и разума;
д) мистический и аксиологический;
е) математический и разума.
2.29. Какой по сущности принято считать античную физическую картину мира:
а) механической;
б) метафизической;
в) прагматической;
г) математической;
д) рационалистической;
е) мистической;
ж) теологической.
2.30. Десятичная система счисления пришла к древним европейцам из древней (него):
а) Индии;
б) Китая;
в) Месоамерики;
г) Египта;
д) Сирии;
е) Вавилона;
ж) Месопотамии.
2.31. Представление об апейроне как первоэлементе бытия, было высказано:
а) Пифагором;
б) Эмпидоклом;
в) Анаксименом;
г) Анаксагором; д) Анаксимандром.
2.32. Кто первым из мыслителей путем логического анализа опроверг умозаключение Аристотеля о том, что тела с большим весом падают быстрее, чем тела с меньшим весом, и установил, что все тела падают с одинаковой скоростью:
а) Кузанский;
б) Кеплер;
в) Галилей;
г) Филопон;
д) Филолай;
е) Гроссетест;
ж) Авиценна.
2.33. Кто из ученых античности исчислил количество «песчинок» (тел с наименьшими размерами) во Вселенной:
а) Пифагор;
б) Аристарх;
в) Гиппарх;
г) Фалес;
д) Архимед;
е) Евдокс;
ж) Птолемей.
2.34. Кто из мыслителей античности видел цель науки в полном определении предмета, достигаемом путем соединения дедукции и индукции:
а) Сократ;
б) Архимед;
в) Аристотель;
г) Платон;
д) Демокрит;
е) Парменид;
ж) Ксенофан.
Тесты к главам 3, 4 и 5
Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания
3-5.1. Укажите время (столетие) основных научных открытий Галилея и Ньютона:
а) ХII век;
б) XVI век;
в) XVII век;
г) XV век;
д) XIV век.
3-5.2. Какие излучения не относятся к электромагнитным волнам?
а) радиоволны;
б) инфракрасные лучи;
в) катодные лучи;
г) рентгеновские лучи;
д) лазерное излучение.
3-5.3. Какой из ученых не имеет непосредственного отношения к созданию квантовой механики?
а) Эрвин Шредингер;
б) Джеймс Максвелл;
в) Поль Дирак;
г) Вернер Гейзенберг;
д) Нильс Бор;
е) Лев Ландау;
ж) Владимир Фок.
3-5.4. Корпускулярно-волновой дуализм частиц, как физическое явление в микромире, означает:
а) возможность атомов объединяться в молекулы;
б) присущее им от природы единство корпускулярных и волновых свойств;
в) произвольным образом менять пространственные и энергетические параметры;
г) способность к взаимопревращениям частиц;
д) неразличимость протонов и нейтронов в ядре.
3-5.5. Определите правильное концептуальное утверждение из физического естествознания:
а) электроны содержатся в ядрах атомов;
б) атомный номер химического элемента равен числу нейтронов в ядре;
в) атомный номер элемента равен числу валентных электронов;
г) свойства атома в основном определяются валентными электронами;
д) нейтроны стабильны.
3-5.6. Принцип относительности классической механики (классической физики Ньютона), иначе — Галилеев принцип относительности, утверждает:
а) инвариантность явлений во всех инерциальных системах отсчета;
б) возможность возникновения равноускоренного движения;
в) существование кругового или эллиптического движения планет Солнечной системы;
г) относительность времени;
д) относительность пространства;
е) абсолютность пространства-времени и интервала.
3-5.7. Понятие (гипотезу) о свете как потоке корпускул (частиц) впервые ввел в физику:
а) Френель;
б) Ньютон;
в) Кеплер;
г) Галилей;
д) Эйнштейн;
е) Планк;
ж) Гюйгенс.
3-5.8. Сущность специальной теории относительности (СТО) состоит в утверждении, что:
а) все природные (физические, химические, биологические) явления относительны;
б) физические и другие явления происходят в четырехмерном пространстве-времени;
в) координаты физического пространства-времени взаимозависимы;
г) пространство-время по физической сути искривлено;
д) координаты пространства-времени подчиняются преобразованиям Галилея;
е) пространство и время абсолютны в своих проявлениях.
3-5.9. Кварки это такие «элементарные частицы», из которых по современным воззрениям состоят основные группы (классы) элементарных частиц, такие как:
а) лептоны и фотоны;
б) мезоны и нейтрино;
в) адроны и лептоны;
г) ядра атомов;
е) нейтрино.
3-5.10. Теорию электромагнитного поля в XIX столетии создал:
а) Эрстед;
б) Кулон;
в) Максвелл;
г) Фарадей;
д) Лоренц;
е) Ом;
ж) Герц.
3-5.11. То, что свет и электромагнитные волны тождественны, впервые теоретически доказал:
а) Фарадей;
б) Кулон;
в) Эйнштейн;
г) Максвелл;
д) Герц;
е) Эрстед;
ж) Пуанкаре.
3-5.12. Специальная теория относительности (СТО) Эйнштейна базируется (основывается) на постулатах (принципах):
а) относительности и соответствия;
б) относительности движения и тождественности тяжелой и инертной масс;
в) относительности движения и независимости скорости света в вакууме от источника;
г) относительности движения и относительности пространства-времени и тяготения.
3-5.13. Представление о существовании мира античастиц (антимира) впервые было установлено:
а) экспериментально Резерфордом;
б) теоретически Пуанкаре;
в) экспериментально де Бройлем;
г) теоретически Дираком;
д) теоретически Эйнштейном;
е) экспериментально Андерсоном.
3-5.14. Корпускулярно-волновой дуализм частиц (неразличимость корпускулярных и волновых свойств), как таковой, проявляется в или при:
а) мегамире;
б) низком вакууме (низких давлениях);
в) микромире;
г) макромире;
д) пространстве-времени Минковского;
е) низких температурах.
3-5.15. Корпускулярностъ и континуальность свойств материи (вещества и поля) существенно различаются в:
а) вакууме;
б) микромире;
в) макромире;
г) антимире;
д) гиперпространстве;
е) мегамире.
3-5.16. Основоположниками учения об электромагнитных процессах (явлениях) были:
а) Герц, Вольта, Эйлер, Лоренц;
б) Фарадей, Ампер, Кеплер, Кулон;
в) Эрстед, Ампер, Фарадей, Максвелл;
г) Ом, Эрстед, Лоренц, Пуанкаре, Герц;
д) Гильберт, Ом, Гюйгенс, Кулон, Вольта.
3-5.17. Сильному (ядерному) взаимодействию подвержены (проявляют его во взаимодействиях):
а) электроны и нейтрино;
б) протоны и нейтроны;
в) кварки и глюоны;
г) фотоны и фононы.
3-5.18. Одна из основополагающих книг классического естествознания «Математические начала натуральной философии» была написана:
а) Галилеем;
б) Коперником;
в) Ньютоном;
г) Кеплером;
д) Декартом;
е) Евклидом.
3-5.19. Кем из физиков был открыт «на кончике пера» (т. е. теоретически) мир античастиц (антимир)?
а) Андерсоном;
б) Дираком;
в) Шредингером;
г) де Брой-лем;
д) Бором;
е) де Гаазом.
3-5.20. Кто первым из великих мыслителей сформулировал в науке отличие абсолютного и относительного характера пространства и времени:
а) Аристотель;
б) Николай Кузанский;
в) Исаак Ньютон;
г) Джордано Бруно;
д) Иоганн Кеплер;
е) Альберт Эйнштейн;
ж) Рене Декарт;
з) Артур Эддингтон;
и) Платон.
3-5.21. Нерелятивистская квантовая механика основана на уравнении, предложенном:
а) Планком;
б) Эйнштейном;
в) Шредингером;
г) Бором;
д) Дираком;
е) Борном;
ж) де Бройлем.
3-5.22. Революция в естествознании (физике) XVII века произошла в связи с открытием:
а) закона инерции;
б) законов динамики;
в) законов движения планет;
д) относительности времени и пространства;
е) атомов и молекул.
3-5.23. Какой характер движения имеет электрически заряженная частица в поперечном магнитном поле:
а) движение по окружности;
б) движение по винтовой линии;
в) движение по прямой;
г) движение по параболе;
д) движение по спирали;
е) движение по эллипсу.
3-5.24. Укажите ту физическую величину, которая не сохраняется в реакциях между адронами (тяжелыми элементарными частицами, обладающими сильным взаимодействием):
а) электрический заряд;
б) барионный заряд;
в) масса покоя;
г) энергия;
д) спин.
3-5.25. Какой прибор не является физическим инструментом для регистрации радиации?
а) электроскоп;
б) счетчик Гейгера;
в) циклотрон;
г) камера Вильсона;
д) пузырьковая камера.
3-5.26. Определите одно неверное утверждение среди утверждений, имеющих отношение к квантовой механике:
а) уравнение Шредингера — основное уравнение нерелятивистской квантовой механики;
б) невозможно одновременно измерить импульс и энергию микрочастицы;
в) неопределенность координаты микрочастицы увеличивается, если уменьшается неопределенность импульса микрочастицы;