Файл: Тесты с ответами по естествознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 26097

Скачиваний: 394

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

РАЗДЕЛ I

Теоретико-концептуальный и естественноисторический

1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания

1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки

1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности

1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания

1.4. Методы научного познания

1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса

1.6. Основные этапы развития научной рациональности (науки) - классический, неклассический и постнеклассический

2. Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания античными и средневековыми цивилизациями.

2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания

2.2. Античные ближневосточные цивилизации

2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)

2.4. Античный Рим

2.5. Античный Китай

2.6. Античная Индия

2.7. Арабское средневековье

2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя

2.9. Древние и средневековые Византия и Русь

2.10. Западноевропейское средневековье

2.11. Эпоха Возрождения

3. Концепции и принципы классического физического – механистического и термодинамического естествознания

3.1. Объекты физического познания и структура физических наук

3.2. Концепции предклассического механистического естествознания

3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания

3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики

3.5. Понятие качества энергии, энтропия, второе начало (принцип) термодинамики и принцип минимума производства энтропии

4. Концепции и принципы неклассического - полевого, квантового и квантово-полевого физического естествознания

4.1. Электромагнитное поле фарадея-Максвелла, электромагнитное взаимодействие и принципы специальной теории относительности - теории пространства-времени Эйнштейна и Минковского

4.2. Поле всемирного тяготения, гравитационное взаимодействие и постулаты общей теории относительности Эйнштейна - теории пространства, времени, материи, тяготения и движения

4.3. Концепции и принципы квантового естествознания

4.4. Квантово-полевой микромир сильного и слабого взаимодействий, принципы квантовой хромодинамики и систематики элементарных частиц

5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания

5.1. Концепции пространство и время

5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения

5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма

5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения

5.5. Концепции физического вакуума

5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания

5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний

6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной

6.1. Вселенная как понятие и объект познания

6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной

6.3. Начало космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной

6.4. Космогоническая гипотеза Леметра, гипотеза Гамова «горячей сингулярности», «большой взрыв» и ранние эпохи образования Вселенной

6..5. Реликтовое излучение Гамова

6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной

7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы

7.1. Планетная космогония

7.2. Геосферы и эволюция Земли

7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы

7.4. Географическая оболочка Земли

8. Концепции и принципы химического естествознания

8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция

8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья

8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития

8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов

8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)

8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)

8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем

9. Концепции и принципы биологического естествознания

9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук

9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода

9.3. Концепции начала и эволюции жизни

9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ

9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ

9.6. Основные концепции этологии

9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни

10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке

10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)

10.2. Эволюционные концепции происхождения человека

10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека

10.4. Концепции этнологии

10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева

10.6. Совместная эволюция человека и биосферы

11. Антропный принцип и мега-история Вселенной

11.1. О понятии мега-истории Вселенной

11.2. Предыстория антропного принципа

11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза

11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)

11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант

11.6. Магия (мистика) больших чисел

11.7. Слабая формулировка антропного принципа

11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа

11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной

12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации

12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания

12.2. Динамика возникновения диссипативных структур

12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции

12.4. Механизмы потери устойчивости структур, катастрофы, бифуркации, математическая теория катастроф и прогнозы будущего

12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)

12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества

12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания

12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук

13. Математика и естественнонаучная реальность мира

13.1. Математизация как принцип целостности естествознания

13.2. Математика, математическая истина и теория познания

13.3. Непостижимая эффективность математики

Заключение

РАЗДЕЛ II

Список тем рефератов

Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр)

Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)

Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»

РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный

Тесты к главе 1

Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания

Тесты к главе 2

Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях

Тесты к главам 3, 4 и 5

Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания

Тесты к главам 6 и 7

Космологические и космогонические концепции и гипотезы естествознания о Вселенной, о Земле и планетах Солнечной системы

Тесты к главе 8

Концепции и принципы химического естествознания

Тесты к главе 9

Концепции и принципы биологического естествознания

Тесты к главам 10 и 11

Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной

Тесты к главе 12

Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации

Тесты к главе 13

Математика и естественнонаучная реальность мира

Ключи к тестам

ЛИТЕРАТУРА

е) Фалес и Эпикур.


2.2. Демокрит и Левкипп учили, что атомы различаются между собой:

а) положением, величиной, сочетанием;

б) формой, порядком, положением;

в) подвижностью, формой, порядком;

г) величиной, порядком, сочетанием;

д) формой, сочетанием.


2.3. Закон логики, сформулированный Лейбницем, в дополнение к трем законам логики Аристотеля, имеет название закона:

а) тождества;

б) достаточного утверждения;

в) амбивалентности;

г) достаточного основания;

д) достаточного подтверждения;

е) непротиворечивости; ж) эквивалентности.


2.4. Кто утверждал, что скорость падающего тела зависит от его веса?

а) Гераклит;

б) Архимед;

в) Аристотель;

г) Аристарх;

д) Фалес;

е) Анаксимен.


2.5. Аристотель формулировал отсутствие пустоты, полагая, что:

а) атомы занимают все области пространства;

б) в таком случае движение тел было бы вечным и неизменным, чего нет в бытии;

в) бытие не терпит пустоты;

г) небытия нет;

д) атомов, заполняющих пространство бытия, нет.


2.6. Что главное утверждало учение Клавдия Птолемея в многотомном трактате «Альмагест»?

а) космоцентризм;

б) относительность небесных сфер;

в) геоцентризм;

г) пантеизм;

д) гармонию небесных сфер;

е) антропоморфизм космоса; ж) панкосмизм.


2.7. Аристотель полагал, что тела под действием постоянной силы движутся:

а) равномерно (с постоянной скоростью) и прямолинейно;

б) равномерно по кругу;

в) равноускоренно и прямолинейно;

г) равноускоренно по кругу;

д) не зависимо от тяжести того или иного тела — ускоренно.


2.8. Законы логики, сформулированные Аристотелем, называются:

а) тождества, исключенного третьего, достаточного обоснования;

б) тождества, противоречия, исключенного третьего;

в) достаточного основания, исключенного третьего, противоречия;

г) тождества, включенного третьего, противоречия.


2.9. В какой античной греческой школе были впервые высказаны идеи о первоэлементах (стихиях)?

а) аттической (афинской);

б) пифагорейской;

в) элей-ской (логиков);

г) милетской (ионийской);

д) атомистов;

е) мигерейской.


2.10. Кто из античных мыслителей первым указал на математическую сущность природы?

а) Архимед;

б) Аристотель;

в) Конфуций;

г) Пифагор;

д) Платон;

е) Фалес;

ж) Анаксагор.


2.11. Дайте русский эквивалент греческого слова «теория»:

а) озарение;

б) умозаключение;

в) умозрение;

г) утверждение;

д) доказательство;

е) смысл.


2.12. Представление об атомах, как неделимых и ненаблюдаемых частицах, впервые высказали в античное время:

а) Платон, Аристотель;

б) Левкипп, Демокрит;

в) Анак-симен, Анаксимандр;

г) Архимед, Демокрит;

д) Евдокс, Аристарх;

е) Ксенофан, Парменид.


2.13. Кто является автором античного многотомного научного трактата, дошедшего до нас под арабским названием «Альмагест»?

а) Вбн Сина (Авиценна),

б) Архимед,

в) Птолемей,

г) аль Бируни;

д) Пифагор;

е) Евклид.


2.14. Что утверждают апории (софизмы) Зенона Элейского?

а) отсутствие движения;


б) возможность равномерного движения планет вокруг Земли;

в) объясняют движение небесных сфер;

г) бесконечную делимость времени.


2.15. Какой была общая центральная идея ведущих мыслителей античного естествознания?

а) существующий мир образован из воды;

б) космоцентризм;

в) геоцентризм;

г) Земля покоится в эфире;

д) мир существует вечно и неизменен;

е) космос создан богами.


2.16. Что было главным в учении основателей элейской школы (школы элеатов)?

а) неразличимость картины мира в сознании с картиной мира чувств;

б) подлинной в мире является картина чувств;

в) бытие дано нам в абстрактно-философском осмыслении и познается только разумом;

г) бытие и небытие существуют, трансформируясь (переходя) друг в друга.


2.17. В каком веке был написан трактат «Начала» Евклида?

а) VI в. до н. э.;

б) III в. н. э.;

в) III в. до н. э.;

г) I в. до н. э;

д) I в. н. э.;

е) II в. н. э.


2.18. Каким было первоначальное значение греческого слова «космос»?

а) структура;

б) порядок;

в) множество;

г) бытие;

д) звездный путь;

е) траектория.


2.19. Идея об абстрактном апейроне как некоторой беспредельной, неопределенной, бесконечной сущности появилась в античное время в:

а) аттической (афинской) школе;

б) элейской школе;

в) пифагорейской школе;

г) милетской (ионийской) школе;

д) школе Левкиппа и Демокрита;

е) мигерейс-кой школе.


2.20. Так называемые с античных времен Платоновы тела, это:

а) шар, пирамида, куб, конус, цилиндр;

б) тетраэдр, гексаэдр (куб), октаэдр, додекаэдр, икосаэдр;

в) правильные невыпуклые многогранники;

г) выпуклые параллелоэдры.


2.21. Кто из античных философов создал учение о «мире идей»?

а) Конфуций;

б) Аристотель;

в) Платон;

г) Архимед;

д) Парменид;

е) Ксенофан;

ж) Зенон.


2.22. Какой пятый первоэлемент (стихию, сущность) надлунного мира к первым четырем первоэлементам под лунного мира милетской (ионийской) школы добавил Аристотель?

а) эфир;

б) молнию;

в) гром;

г) свет;

д) апейрон;

е) стойхион.


2.23. К какой античной философской школе принадлежал Платон?

а) милетской (ионийской);

б) элейской;

в) атомистов;

г) аттической (афинской);

д) пифагорейской;

е) сократовской;

ж) мигерейской.


2.24. В античности доказательством невозможности движения, как такового, послужили:

а) диалоги Платона Тимей и Федр;

б) апории Зенона Элейского;

в) высказывания Зенона Китийского;

г) рассуждения Фалеса о стойхионах (стихиях);

д) эпихеремы Зенона Элейского.


2.25. Доказательствам против существования (наличия) множественности мира, высказанным философом античности Парменидом, были (была) посвящены (посвящена):

а) апории (софизмы) Зенона Элейского;

б) утверждения Пифагора о дружественных числах;

в) эпихеремы Зенона Элейского;

г) «Диалоги» Платона;

д) письма Эпикура о природе;

е) поэма «О природе вещей» Лукреция Кара.


2.26. Концепцию вечности движения в природе в античные времена развивали:

а) Фалес и Анаксагор;

б) Ксенофан и Парменид;


в) Анаксагор и Архимед;

г) Гераклит и Эмпедокл;

д) Пифагор и Филолай;

е) Зенон Элейский и Анаксимандр.


2.27. Концепции самого совершенного в природе —кругового движения, присущего только вечному надлунному миру, — придерживался в античное время:

а) Аристарх;

б) Гиппарх;

в) Аристотель;

г) Платон;

д) Архимед;

е) Евдокс;

ж) Гераклит.


2.28. Учение основателей элейской школы Ксенофана и Парменида утверждало два пути познания мира:

а) экспериментальный и теоретический;

б) философский и эвристический;

в) мнения и истины;

г) веры и разума;

д) мистический и аксиологический;

е) математический и разума.


2.29. Какой по сущности принято считать античную физическую картину мира:

а) механической;

б) метафизической;

в) прагматической;

г) математической;

д) рационалистической;

е) мистической;

ж) теологической.


2.30. Десятичная система счисления пришла к древним европейцам из древней (него):

а) Индии;

б) Китая;

в) Месоамерики;

г) Египта;

д) Сирии;

е) Вавилона;

ж) Месопотамии.


2.31. Представление об апейроне как первоэлементе бытия, было высказано:

а) Пифагором;

б) Эмпидоклом;

в) Анаксименом;

г) Анаксагором; д) Анаксимандром.


2.32. Кто первым из мыслителей путем логического анализа опроверг умозаключение Аристотеля о том, что тела с большим весом падают быстрее, чем тела с меньшим весом, и установил, что все тела падают с одинаковой скоростью:

а) Кузанский;

б) Кеплер;

в) Галилей;

г) Филопон;

д) Филолай;

е) Гроссетест;

ж) Авиценна.


2.33. Кто из ученых античности исчислил количество «песчинок» (тел с наименьшими размерами) во Вселенной:

а) Пифагор;

б) Аристарх;

в) Гиппарх;

г) Фалес;

д) Архимед;

е) Евдокс;

ж) Птолемей.


2.34. Кто из мыслителей античности видел цель науки в полном определении предмета, достигаемом путем соединения дедукции и индукции:

а) Сократ;

б) Архимед;

в) Аристотель;

г) Платон;

д) Демокрит;

е) Парменид;

ж) Ксенофан.













Тесты к главам 3, 4 и 5

Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания


3-5.1. Укажите время (столетие) основных научных открытий Галилея и Ньютона:

а) ХII век;

б) XVI век;

в) XVII век;

г) XV век;

д) XIV век.


3-5.2. Какие излучения не относятся к электромагнитным волнам?

а) радиоволны;

б) инфракрасные лучи;

в) катодные лучи;

г) рентгеновские лучи;

д) лазерное излучение.


3-5.3. Какой из ученых не имеет непосредственного отношения к созданию квантовой механики?

а) Эрвин Шредингер;

б) Джеймс Максвелл;

в) Поль Дирак;

г) Вернер Гейзенберг;

д) Нильс Бор;

е) Лев Ландау;

ж) Владимир Фок.


3-5.4. Корпускулярно-волновой дуализм частиц, как физическое явление в микромире, означает:

а) возможность атомов объединяться в молекулы;

б) присущее им от природы единство корпускулярных и волновых свойств;

в) произвольным образом менять пространственные и энергетические параметры;

г) способность к взаимопревращениям частиц;

д) неразличимость протонов и нейтронов в ядре.



3-5.5. Определите правильное концептуальное утверждение из физического естествознания:

а) электроны содержатся в ядрах атомов;

б) атомный номер химического элемента равен числу нейтронов в ядре;

в) атомный номер элемента равен числу валентных электронов;

г) свойства атома в основном определяются валентными электронами;

д) нейтроны стабильны.


3-5.6. Принцип относительности классической механики (классической физики Ньютона), иначе — Галилеев принцип относительности, утверждает:

а) инвариантность явлений во всех инерциальных системах отсчета;

б) возможность возникновения равноускоренного движения;

в) существование кругового или эллиптического движения планет Солнечной системы;

г) относительность времени;

д) относительность пространства;

е) абсолютность пространства-времени и интервала.


3-5.7. Понятие (гипотезу) о свете как потоке корпускул (частиц) впервые ввел в физику:

а) Френель;

б) Ньютон;

в) Кеплер;

г) Галилей;

д) Эйнштейн;

е) Планк;

ж) Гюйгенс.


3-5.8. Сущность специальной теории относительности (СТО) состоит в утверждении, что:

а) все природные (физические, химические, биологические) явления относительны;

б) физические и другие явления происходят в четырехмерном пространстве-времени;

в) координаты физического пространства-времени взаимозависимы;

г) пространство-время по физической сути искривлено;

д) координаты пространства-времени подчиняются преобразованиям Галилея;

е) пространство и время абсолютны в своих проявлениях.


3-5.9. Кварки это такие «элементарные частицы», из которых по современным воззрениям состоят основные группы (классы) элементарных частиц, такие как:

а) лептоны и фотоны;

б) мезоны и нейтрино;

в) адроны и лептоны;

г) ядра атомов;

е) нейтрино.


3-5.10. Теорию электромагнитного поля в XIX столетии создал:

а) Эрстед;

б) Кулон;

в) Максвелл;

г) Фарадей;

д) Лоренц;

е) Ом;

ж) Герц.


3-5.11. То, что свет и электромагнитные волны тождественны, впервые теоретически доказал:

а) Фарадей;

б) Кулон;

в) Эйнштейн;

г) Максвелл;

д) Герц;

е) Эрстед;

ж) Пуанкаре.


3-5.12. Специальная теория относительности (СТО) Эйнштейна базируется (основывается) на постулатах (принципах):

а) относительности и соответствия;

б) относительности движения и тождественности тяжелой и инертной масс;

в) относительности движения и независимости скорости света в вакууме от источника;

г) относительности движения и относительности пространства-времени и тяготения.


3-5.13. Представление о существовании мира античастиц (антимира) впервые было установлено:

а) экспериментально Резерфордом;

б) теоретически Пуанкаре;

в) экспериментально де Бройлем;

г) теоретически Дираком;

д) теоретически Эйнштейном;

е) экспериментально Андерсоном.


3-5.14. Корпускулярно-волновой дуализм частиц (неразличимость корпускулярных и волновых свойств), как таковой, проявляется в или при:


а) мегамире;

б) низком вакууме (низких давлениях);

в) микромире;

г) макромире;

д) пространстве-времени Минковского;

е) низких температурах.


3-5.15. Корпускулярностъ и континуальность свойств материи (вещества и поля) существенно различаются в:

а) вакууме;

б) микромире;

в) макромире;

г) антимире;

д) гиперпространстве;

е) мегамире.


3-5.16. Основоположниками учения об электромагнитных процессах (явлениях) были:

а) Герц, Вольта, Эйлер, Лоренц;

б) Фарадей, Ампер, Кеплер, Кулон;

в) Эрстед, Ампер, Фарадей, Максвелл;

г) Ом, Эрстед, Лоренц, Пуанкаре, Герц;

д) Гильберт, Ом, Гюйгенс, Кулон, Вольта.


3-5.17. Сильному (ядерному) взаимодействию подвержены (проявляют его во взаимодействиях):

а) электроны и нейтрино;

б) протоны и нейтроны;

в) кварки и глюоны;

г) фотоны и фононы.


3-5.18. Одна из основополагающих книг классического естествознания «Математические начала натуральной философии» была написана:

а) Галилеем;

б) Коперником;

в) Ньютоном;

г) Кеплером;

д) Декартом;

е) Евклидом.


3-5.19. Кем из физиков был открыт «на кончике пера» (т. е. теоретически) мир античастиц (антимир)?

а) Андерсоном;

б) Дираком;

в) Шредингером;

г) де Брой-лем;

д) Бором;

е) де Гаазом.


3-5.20. Кто первым из великих мыслителей сформулировал в науке отличие абсолютного и относительного характера пространства и времени:

а) Аристотель;

б) Николай Кузанский;

в) Исаак Ньютон;

г) Джордано Бруно;

д) Иоганн Кеплер;

е) Альберт Эйнштейн;

ж) Рене Декарт;

з) Артур Эддингтон;

и) Платон.


3-5.21. Нерелятивистская квантовая механика основана на уравнении, предложенном:

а) Планком;

б) Эйнштейном;

в) Шредингером;

г) Бором;

д) Дираком;

е) Борном;

ж) де Бройлем.


3-5.22. Революция в естествознании (физике) XVII века произошла в связи с открытием:

а) закона инерции;

б) законов динамики;

в) законов движения планет;

д) относительности времени и пространства;

е) атомов и молекул.


3-5.23. Какой характер движения имеет электрически заряженная частица в поперечном магнитном поле:

а) движение по окружности;

б) движение по винтовой линии;

в) движение по прямой;

г) движение по параболе;

д) движение по спирали;

е) движение по эллипсу.


3-5.24. Укажите ту физическую величину, которая не сохраняется в реакциях между адронами (тяжелыми элементарными частицами, обладающими сильным взаимодействием):

а) электрический заряд;

б) барионный заряд;

в) масса покоя;

г) энергия;

д) спин.


3-5.25. Какой прибор не является физическим инструментом для регистрации радиации?

а) электроскоп;

б) счетчик Гейгера;

в) циклотрон;

г) камера Вильсона;

д) пузырьковая камера.


3-5.26. Определите одно неверное утверждение среди утверждений, имеющих отношение к квантовой механике:

а) уравнение Шредингера — основное уравнение нерелятивистской квантовой механики;

б) невозможно одновременно измерить импульс и энергию микрочастицы;

в) неопределенность координаты микрочастицы увеличивается, если уменьшается неопределенность импульса микрочастицы;