ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 26585
Скачиваний: 397
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретико-концептуальный и естественноисторический
1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания
1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки
1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности
1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания
1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса
2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания
2.2. Античные ближневосточные цивилизации
2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)
2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя
2.9. Древние и средневековые Византия и Русь
2.10. Западноевропейское средневековье
3.1. Объекты физического познания и структура физических наук
3.2. Концепции предклассического механистического естествознания
3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания
3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики
4.3. Концепции и принципы квантового естествознания
5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания
5.1. Концепции пространство и время
5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения
5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма
5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения
5.5. Концепции физического вакуума
5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания
5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний
6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной
6.1. Вселенная как понятие и объект познания
6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной
6..5. Реликтовое излучение Гамова
6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной
7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы
7.2. Геосферы и эволюция Земли
7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
7.4. Географическая оболочка Земли
8. Концепции и принципы химического естествознания
8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция
8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья
8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития
8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов
8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)
8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)
8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем
9. Концепции и принципы биологического естествознания
9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук
9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода
9.3. Концепции начала и эволюции жизни
9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ
9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ
9.6. Основные концепции этологии
9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни
10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке
10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)
10.2. Эволюционные концепции происхождения человека
10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека
10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева
10.6. Совместная эволюция человека и биосферы
11. Антропный принцип и мега-история Вселенной
11.1. О понятии мега-истории Вселенной
11.2. Предыстория антропного принципа
11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза
11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)
11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант
11.6. Магия (мистика) больших чисел
11.7. Слабая формулировка антропного принципа
11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа
11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной
12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации
12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания
12.2. Динамика возникновения диссипативных структур
12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции
12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)
12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества
12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания
12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
13. Математика и естественнонаучная реальность мира
13.1. Математизация как принцип целостности естествознания
13.2. Математика, математическая истина и теория познания
13.3. Непостижимая эффективность математики
Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)
Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»
РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный
Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания
Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания
Концепции и принципы химического естествознания
Концепции и принципы биологического естествознания
Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной
Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
г) множественность решений;
д) инфинитность движений;
е) притяжение к центру симметрии.
12.24. Понятием бифуркация определяется:
а) область эволюции и кризисов жизни;
б) стационарность состояний;
в) ветвление решения в критической точке;
г) сцепление частей в целое;
д) рождение паттерна организаций;
е) кривизна пространства-времени;
ж) диссипативность структур.
Тесты к главе 13
Математика и естественнонаучная реальность мира
13.1. Кто из античных мыслителей первым указал на математическую сущность природы:
а) Архимед;
б) Аристотель;
в) Конфуций;
г) Пифагор;
д) Платон;
е) Евклид.
13.2. Какой математический аппарат (раздел математики) лежит (используется) в основе классического естествознания:
а) вариационное исчисление;
б) дифференциальное и интегральное исчисление;
в) векторный анализ и теория поля;
г) дифференциальная геометрия;
д) теория групп.
13.3. Какой раздел математики используется физической теорией для объяснения электромагнитных явлений и процессов:
а) дифференциальная геометрия;
б) векторный анализ и теория поля;
в) теория групп;
г) теория множеств;
д) аналитическая геометрия;
е) матричное исчисление;
ж) риманова геометрия.
13.4. Математикой явлений атомного (квантового) микромира является:
а) теория множеств;
б) теория бесконечномерных гильбертовых пространств;
в) геометрия Римана;
г) топология;
д) функциональный анализ;
е) дифференциальное и интегральное исчисление;
ж) геометрия пространства-времени Минковского;
з) тензорный анализ.
13.5. Кто из математиков первым опроверг пятый постулат Евклида (постулат параллельных прямых):
а) Риман;
б) Лобачевский;
в) Гамильтон;
г) Гедель;
д) Клиффорд;
е) Гаусс.
13.6. Теорема какого математика утверждает неполноту любой формально-логической системы:
а) Минковского;
б) Римана;
в) Геделя;
г) Гильберта;
д) фон Неймана;
е) Тарского.
13.7. Какая геометрия (названная именем этого математика) лежит в основе общей теории относительности (теории тяготения) Эйнштейна:
а) Лобачевского;
б) Минковского;
в) Евклида;
г) Римана;
д) Декарта;
е) Гильберта.
13.8. Новой раздел современной математики (математики конца XX века) — фрактальную геометрию — создал:
а) Рене Том;
б) Бенуа Мандельброт;
в) Норберт Винер;
г) Джон фон Нейман;
д) Владимир Арнольд;
е) Эварист Галуа;
ж) Андрей Колмогоров;
з) Карл Гаусс.
13.9. Объекты окружающей нас внешней и внутренней природы (горы, облака, деревья, кустарники, нервная, кровеносная системы и т. д.) как таковые по пространственной сути более всего адекватны геометрии:
а) римановой;
б) евклидовой;
в) фрактальной;
г) проективной;
д) аффинной;
е) аналитической;
ж) Лобачевского.
13.10. Современная физика больших энергий (физика элементарных частиц, она же квантовая хромодинамика) использует, в основном, математический аппарат:
а) теории групп;
б) дифференциального и интегрального исчисления;
в) теории поля;
г) римановой геометрии;
д) матричного исчисления;
е) теории катастроф;
ж) топологии.
13.11. Какие из указанных научных методов относятся к всеобщим методам познания:
а) динамические и статистические;
б) анализ, синтез и моделирование;
в) диалектический и метафизический;
г) формализации, аксиоматизации и гипотезирования;
д) проектирования и символический.
Ключи к тестам
Глава 1
1-в,
2-т, ???
3-б,
4-б,
5-в,
6-а,
7-6,
8-6,
9-6,
10-в,
11-б,
12-б,
13-г,
14-в,
15-в,
16-6,
17-в,
18-а,
19-6,
20-6,
21-(правильная последовательность - гбадв),
22- (правильная последовательность — вбдаг),
23- (правильные ответы: а — факт, б — факт, в — факт, г — закон, д — гипотеза),
24- (правильные ответы: а — неверно, б — неверно, в — верно, г — верно, д — верно).
Глава 2
1-в,
2-б,
3-в,
4-в,
5-б,
6-в,
7-а,
8-6,
9-г,
10-г,
11-в,
12-б,
13-в,
14-а,
15-в,
16-в,
17-в,
18-б,
19-г,
20-6,
21-в,
22-а,
23-г,
24-б,
25-в,
26-г,
27-в,
28-в,
29-б,
30-а,
31-д,
32-г,
33-д,
34-в.
Главы 3, 4 и 5
1-в,
2-в,
3-б,
4-б,
5-г,
6-а,
7-6,
8-б,
9-в,
10-в,
11-г,
12-в,
13-г,
14-в,
15-в,
16-в,
17-в,
18-в,
19-6,
20-в,
21-в,
22-6,
23-а,
24-в,
25-в,
26-6,
27-б,
28-б,
29-6,
30-6,
31-6,
32-а,
33-в,
34-г,
35-6,
36-а,
37-а,
38-б,
39-6,
40-а,
41-в,
42-б,
43-а,
44-в,
45-6,
46-г,
47-б,
48-в,
49-б,
50-г,
51-в,
52-в,
53-б,
54-в,
55-д,
56-г,
57-в,
58-в,
59-а,
60-г,
61-в,
62-а,
63-а,
64-6,
65-в,
66-6,
67-а,
68-в,
69-6,
70-6,
71-6,
72-в,
73-в,
74-б,
75-в,
76-в,
77-в,
78-г,
79-в,
80-б,
81-е,
82-а,
83-г,
84-6,
85-а,
86-в,
87-6,
88-а,
89-а,
90-а,
91-в,
92-а,
93-а,
94-б,
95-а,
96-б,
97-а,
98-в,
99-а,
100-б,
101-а,
102-б,
103-а,
104-а,
105-6,
106-в,
107- (Wo = 1, Wl = 10, W2 = 45, W3 = 120, W4 = 120, W5 = 252),
108- (Sf - Si = kN ln2).
Главы 6-7
1-в,
2-B,
3-B,
4-б,
5-в,
6-a,
7-6,
8-б,
9-б,
10-6,
11-в,
12-б,
13-б,
14-б,
15-в,
16-Д,
17-б,
18-г,
19-6,
20-B,
21-6,
22-в,
23-a,
24-B,
25-B,
26-a,
27-a,
28-6,
29-a,
30-B,
31-B,
32-B,
33-Г,
34-б,
35-в,
36-г,
37-г,
38-б,
З9-в,
40-а,
41-в,
42-6,
43-в,
44-б,
45-г,
46-в,
47-б,
48- (реакция физическая — термоядерного синтеза, водород, дейтерий, тритий),
49-а,
50-в,
51-б,
52-в,
53-а,
54-6,
55-в,
56-д,
57-г,
58-в,
59-г,
60-д.
Глава 8
1-а,
2-г,
3-в,
4-в,
5-6,
6-б,
7-а,
8-г,
9-6,
10-в,
11-б,
12-6,
13-в,
14-в,
15-б,
16-б,
17-ж,
18-6,
19-в,
20-в,
21-в,
22-6,
23-в,
24-а,
25-в,
26-в,
27-в,
28-6,
29-а,
30-6,
31-а,
32-6,
33-6,
34-в,
35-а,
36-6,
37-г,
38-в,
39-б,
40-а,
41- а) х, 6) ф, в) ф, г) ф;
42- а) х, б) х, в) ф, г) ф;
43- а) ф, б) ф, в) х, г) х;
44- а) ф, б) ф, в) х, г) х;
45- а) х, б) ф, в) х, г) ф;
46- а) ф, б) х, в) ф, г) ф;
47- а) х, 6) ф, в) ф, г) ф;
48- а)1, б) 2, в) 1, г) 3;
49- а) 1, б) 3, в) 2, г) 1;
50- а) 1, 3; 6) 2, 3; в)2, 4; г) 1, 4;
51-в,
52-в,
53- б,
54-6,
55-в,
56-г,
57-а,
58-в,
59-д,
60-г.
Глава 9
1-г,
2-г,
3-6,
4-6,
5-в,
6-б,
7-в,
8-б,
9-а,
10-6,
11-г,
12-а,
13-а,
14-в,
15-г,
16-а,
17-г,
18-Г,
19-а,
20-в,
21-6,
22-а,
23-в,
24-г,
25-в,
26-в,
27-а,
28-в,
29-г,
30-6,
31-г,
32-6,
33-6,
34-г,
35-6,
36-г,
37-в,
38-в,
39-в,
40-а,
41-6,
42-в,
43-а,
44-в,
45-в,
46-а,
47-б,
48-6,
49-а,
50-в,
51-а,
52-в,
53-6,
54-в,
55-г,
56-б,
57-6,
58-багв,
59-г,
60-з,
61-г,
62-6,
63-в,
64-в,
65-6,
66-г,
67-в,
68-в,
69-6,
70-в,
71-г,
72-в,
73-г,
74-6,
75-г,
76-а,
77-в,
78-д,
79-е.
Главы 10-11
1-г,
2-6,
3-б,
4-в,
5-6,
6-в,
7-6,
8-6,
9-в,
10-6,
11-в,
12-6,
13-6,
14-г,
15-в,
16-в,
17-вагб,
18-в,
19-а,
20-в,
21-а,
22-6,
23-е,
24-в,
25-6,
26-г.
Глава 12
1-6,
2-6,
3-6,
4-в,
5-в,
6-6,
7-6,
8-в,
9-а,
10-6,
11-а,
12-в,
13-г,
14-г,
15-г,
16-в,
17-6,
18-6,
19-а,
20-в.
Глава 13
1-г,
2-6,
3-6,
4-6,
5-6,
6-в,
7-г,
8-6,
9-в,
10-а,
11-6.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рекомендуемая литература
1.1. Основная
Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М., 2005. — 336 с.
Горохов В. Г. Концепции современного естествознания. — М., 2003. — 412 с.
Грушевицкая Т. Г., СадохинА. П. Концепции современного естествознания. — М., 1998. — 384 с.
Карпенков С. X. Концепции современного естествознания. — М., 1997. — 520 с.
Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. — М., 1999. — 288 с.
Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1995. — 384 с.
Суханов А. Д., Голубева О. Н. Концепции современного естествознания. — М., 2004.
Торосян В. Г. Концепции современного естествознания. — М., 2002. — 208 с.
1.2. Дополнительная
Абачиев С. К. Концепции современного естествознания: экспериментальный лекционный курс (в 2 ч.) / С. К. Абачиев. — М.: Академия социально-экономического прогнозирования и моделирования, 1998. Ч. 1. — 216 с, Ч. 2. — 190 с.
Азимов Айзек. Путеводитель по науке. От египетских пирамид до космических станций. — М., 2004. — 788 с.
Галимов Э. М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. — М., 2001. — 256 с.
Девис П. Суперсила. — М., 1989.
Капра Ф. Дао физики. — СПб., 1994.
Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. — М., 2003.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М., 1994.
Крюков Р. В. Концепции современного естествознания (конспект лекций). — М., 2005. — 176 с.
Мамардашвили М. К. Стрела познания. Набросок ес-тественноисторической гносеологии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 304 с.
Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. — М.: Наука, 1985. — 328 с.
Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. — М., 1992.
1.3. Использованная литература
Абачиев С. К. Концепции современного естествознания: экспериментальный лекционный курс (в 2 ч.) / С. К. Абачиев. — М.: Академия социально-экономического прогнозирования и моделирования, 1998. Ч. 1. — 216 с, Ч. 2. — 190 с.
Агекян Т. А. Звезды, галактики, Метагалактика. — М.: Наука, 1968. — 376 с.
Азимов А Краткая история химии (Развитие идей и представлений в химии). (Пер. с англ.). — М.: Мир. 1983. — 187 с.
Акимов О. Е. Естествознание. Т. 1. Донаучные формы: мифы и философия. — Комсомольск-на-Амуре, 1996. — 430 с.
Аршинов В. И. Синергетическое познание в контексте единства двух культур // Высшее образование в России. — № 4, 1994.
Буданов В. Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход // Высшее образование в России. — № 4. 1994.
Бурбаки Я. Очерки по истории математики. — М: ИЛ, 1963. — 252 с.
Бурундуков А, С. Концептуальные структуры знания. Ч. 1., — Владивосток, Дальрыбвтуз, 2002. — 466с.
Бурундуков А. С. Фундаментальные структуры: эмпирические системы. — Владивосток, Дальнаука, 2005. — 304 с.
Вавилов С. И. Исаак Ньютон. — М.: АН СССР, 1961.
Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (синергетика и теория социальной самоорганизации). СПБ. Изд. «Лань», 1999. — 480 с.
Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988.
Волков Ю. Г. Гуманистическое будущее России. — М.: ВШ, 1995.
Воронцов-Вельяминов Б. О. Очерки о Вселенной. — М.: Наука 1980.
Вяльцев А. Н. Дискретное пространство — время. — М.: Наука, 1965. — 400с.
Гинзбург В. Л. О теории относительности. — М.: Наука, 1979
Голин Г. М., Филонович С. Р. Классики физической науки. — М.: ВШ, 1989
Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М., 1997.
Готт В. С. Философские вопросы современной физики. — М.: Высш. школа, 1988. 343 с.
Гребенников Е.А. Николай Коперник. — М.: Наука, 1973.
Грехнев В. С. Этносы как общности людей // Философия и общество. — 1999, № 4.
Григорьева Т. П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. — 1997. № 3. С. 90-102.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: ЛГУ, 1989.
Девис П. Суперсила. — М.: Мир. 1989. — 272 с.
Девис П. Случайная Вселенная. — М.: Мир, 1985.
Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. — М.: Наука. 1985. — 384с.
Канке В. А Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. — М.: Логос, 2000. — 320 с.
Капра Ф. Дао физика. — СПБ: Орис, 1994. — 304 с.
Китайгородский А. И. Порядок и беспорядок в мире атомов. — М.: Наука, 1977.
Клайн М. Математика. Утрата определенности. — М.: Мир, 1984.
Клайн М. Математика. Поиск истины. — М.: Мир, 1988.
Климонтович Ю. Л. Термодинамика хаотических систем // Успехи физических наук. — 1994. № 7. Т. 164, С. 783-784.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. — 1992, № 12.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философия. 1997. № 3. С. 62-79.
Колясников Ю. А. Наноминералогия воды и биосферные процессы. — Магадан, 2000.
Комацу М. Многообразие геометрии. — М.: Знание, 1981.
Коноплева Н. П., Попов Ю. Н. Калибровочные поля. — М.: Атомиздат, 1980. — 240 с.
Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. Ч. 1. / Под ред. Б. В. Гне-денко. — М.: МГУ, 1996. — 304 с.
Концепции самоорганизации: становление нового образа мышления. — М.: Наука, 1994.
Концепции современного естествознания (Учебное пособие). — Ростов на Дону, Феникс, 1997. — 448 с.
Крушинский Л. В. Проблемы поведения животных. — М., 1993 г.
Кузнецов Б. Г. История философии для физиков и математиков. — М.: Наука, 1974. — 352 с.
Кузнецов Б. Г. Пути физической мысли. — М.: Наука, 1968. — 350 с.
Кулаков Ю. И., Владимиров Ю. С, Карнаухов А. В. Введение в теорию физических структур и банарную геометро-физику. — М.: Архимед, 1992. — 182 с.
Куманевский К. История культуры Древней Греции и Рима. — М.: ВШ, 1990.
Кун Томас С. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1975.
Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г., Потапов А. Б. Синергетика — новые направления // Математика. Кибернетика. — 1989, № 11.
Ласло Э. Основания трансдисциплинарной единой теории // Вопросы философии. — 1997. № 3.
Левин Е. П. Астрономия. — М.: Просвещение, 1998.
Лешкевич Т. Г. Философия науки. Традиции и новации. — М.: ПРИОР, 2001. — 428 с.
Логунов А. А. Основы теории относительности. — М.: МГУ, 1982. — 116 с.
Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.
Лоскутов А. Ю., Михайлов А. С. Введение в синергети
ку. — М.: Наука, 1990. — 272 с. /
Лурье С. В. Историческая этнология. — М.: Аспект, 1997.
Майнцер К. Сложность и самоорганизация. // Вопросы философии. — 1997. № 3.
Манн-Боргезе Э. Драма океана. — Л.: Судостроение, 1982.
Медведев Б. В. Начала теоретической физики. — М.: Наука, 1977.
Методологические принципы физики (история и современность) — М.: Наука, 1975. — 512 с.
Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. — М.: 1995.
Моисеев Н. Н. Экология человека глазами математики. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 254 с.
Моисеев Н. Н. Естествознание и гуманитарное мышление// Общественные науки и современность. — № 2, 1989.
Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Прогресс, 1990.
Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. — М.: Наука. 1977. — 192 с.
Назаретян А. П. Универсальная (Большая) история -учебный курс и поле междисциплинарного сотрудничества // Вопросы философии. 2004. № 4, С. 70-80.
Нарликар Дж. Неистовая Вселенная. — М.: Мир. 1985.
Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. — М.: Наука, 1990.
О систематике частиц. Атомы, ядра, элементарные частицы. — М.: Атомиздат. 1970.
Пайерлс Р. Е. Законы природы. — М.: ГИФМЛ, 1962. — 340 с.
Панов А. Д. Кризис планетарного цикла Универсальной истории http://lnfml.sai.msn.ru/SETI/koi/krizis. 2003
Паули В. Физические очерки. — М.: Наука, 1975
Пенроуз Р. Структура пространства-времени. — М.: Мир, 1972.
Перель Ю. Г. Развитие представлений о Вселенной. — М.: 1982. — 392 с.
Периодический закон и строение атома. — М.: Атомиздат, 1971.
Пригожин И. От существующего к возникающему. — М.: Наука, 1985. — 327 с.
Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. — № 8. 1989.
Принципы относительности. — М.: Атомиздат, 1973.
Пуанкаре А. О науке. — М., 1983.
Радунская И. Кванты и музы. — М.: Советская Россия, 1980.
Рузавин Г. И. О природе. — ML: Мысль, 1968. — 302 с.
Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления. — М.: Арго, 1994.
Самоорганизация в природе и обществе. СПб., Наука. — 1994. — 127 с.
Самоорганизация в технических системах. — Киев: ИК, 1991. — 89 с.
Слезин Ю. Б. Концепции современного естествознания. Петропавловск-Камчатский КГТУ, 2001. — 124 с.
Степин В. С. Философская антропология и философия. — М.: ВШ. 1992.