ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 26657
Скачиваний: 397
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретико-концептуальный и естественноисторический
1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания
1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки
1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности
1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания
1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса
2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания
2.2. Античные ближневосточные цивилизации
2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)
2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя
2.9. Древние и средневековые Византия и Русь
2.10. Западноевропейское средневековье
3.1. Объекты физического познания и структура физических наук
3.2. Концепции предклассического механистического естествознания
3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания
3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики
4.3. Концепции и принципы квантового естествознания
5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания
5.1. Концепции пространство и время
5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения
5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма
5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения
5.5. Концепции физического вакуума
5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания
5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний
6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной
6.1. Вселенная как понятие и объект познания
6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной
6..5. Реликтовое излучение Гамова
6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной
7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы
7.2. Геосферы и эволюция Земли
7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
7.4. Географическая оболочка Земли
8. Концепции и принципы химического естествознания
8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция
8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья
8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития
8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов
8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)
8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)
8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем
9. Концепции и принципы биологического естествознания
9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук
9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода
9.3. Концепции начала и эволюции жизни
9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ
9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ
9.6. Основные концепции этологии
9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни
10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке
10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)
10.2. Эволюционные концепции происхождения человека
10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека
10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева
10.6. Совместная эволюция человека и биосферы
11. Антропный принцип и мега-история Вселенной
11.1. О понятии мега-истории Вселенной
11.2. Предыстория антропного принципа
11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза
11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)
11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант
11.6. Магия (мистика) больших чисел
11.7. Слабая формулировка антропного принципа
11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа
11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной
12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации
12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания
12.2. Динамика возникновения диссипативных структур
12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции
12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)
12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества
12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания
12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
13. Математика и естественнонаучная реальность мира
13.1. Математизация как принцип целостности естествознания
13.2. Математика, математическая истина и теория познания
13.3. Непостижимая эффективность математики
Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)
Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»
РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный
Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания
Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания
Концепции и принципы химического естествознания
Концепции и принципы биологического естествознания
Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной
Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
г) возбудитель инфекционных болезней, репродуцирующий внутри живых клеток;
д) полимер — возбудитель инфекций.
9.72. Русскому биологу Николаю Кольцову принадлежит высказывание: «Признаки, передаваемые по наследству, определяются линейным расположением мономеров в полимерных молекулах». В этом заключена идея или гипотеза:
а) биогенетического закона;
б) биологической эволюции;
в) матричного синтеза в органическом мире;
г) происхождения жизни;
д) коэволюции;
е) генетического кода.
9.73. Концепция автопоэза (автопоэзиса) в органическом мире (биосфере) основывается на гипотезе:
а) креационизма;
б) синергизма;
в) панспермии;
г) самопорождения (самосозидания);
д) первенства молекул РНК над молекулами ДНК;
е) левой киральности двойной спирали ДНК.
9.74. Концепция автопоэза (автопоэзиса) была выдвинута и развита:
а) Уотсоном и Криком;
б) Матурана и Варела;
в) Полин-гом и Дельбруком;
г) фон Берталанфи и Эйгеном;
д) Приго-жиным и Хакеном;
е) Бауэром и Кольцовым.
9.75. Ключевая фундаментальная идея (гипотеза) в биологии XX столетия, это идея (гипотеза) о (об):
а) РНК — мире (Чех, Джойс);
б) автопоэзе (автолоэзисе) живых систем (Матурана, Варела);
в) первичности молекулы АТФ в происхождении жизни (Галимов);
г) матричном механизме репродукции хромосом и наследственных признаков (Кольцов);
д) элементарных открытых каталитических системах (Руденко).
9.76. Электрофореграммы (использующие явление электрофореза, явления, заключающегося в движении дисперсных частиц под действием электрического поля), позволяют установить, в том числе:
а) генную структуру ДНК;
б) цветовую гамму электроосажденных металлов;
в) фрагментирование полинуклеотидов;
г) структуру полисахаров;
д) структуру АТФ.
9.77. В проблеме происхождения жизни понятие информация определено Г. Кастлером как:
а) содержание процессов отражения (рефлексии) жизнедеятельности;
б) совокупность приемов, правил или сведений, необходимых для построения алгоритма, оператора жизни;
в) запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных;
г) отобранный естественным путем единственный вариант из множественного эквивалентного набора;
д) план (алгоритм) построения клетки и всего живого организма.
9.78. Какой вариант соответствует правильному геохронологическому чередованию эонов (эонотем):
а) археозой (архей), фанерозой, криптозой;
б) криптозой, мезозой, кайнозой;
в) палеозой, мезозой, кайнозой;
г) археозой (архей), докембрий, венд;
д) археозой (архей), протерозой, фанерозой;
е) палеозой, фанерозой, рифей.
9.79. Какой вариант соответствует правильному геохронологическому следованию эр (эротем):
а) протерозой, палеозой, кайнозой;
б) палеозой, кайнозой, мезозой;
в) палеозой, рифей, архей;
г) кайнозой, докембрий, рифей;
д) венд, кембрий, карбон;
е) палеозой, мезозой, кайнозой;
ж) протерозой, фанерозой, кембрий.
Тесты к главам 10 и 11
Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной
10-11.1. Все виды деятельности человека относятся к факторам:
а) абиотическим;
б) биотическим;
в) периодическим;
г) действующим непериодически (случайно);
д) правильные ответы а) и в).
10-11.2. Действием только биологических факторов нельзя объяснить появление у человека:
а) S-образного изгиба позвоночника;
б) мышления;
в) извилин головного мозга;
г) прямохождения.
10-11.3. Почему людей всех рас относят к одному виду? Это потому, что:
а) клетки содержат одинаковое число хромосом;
б) они сходны по строению, жизнедеятельности, числу и составу хромосом, вступают в брак и имеют полноценных детей;
в) прямоходящие, обладают речью и мышлением;
г) они имеют одного предка — австралопитека.
10-11.4. В органе зрения человека функцию линзы выполняет:
а) зрачок;
б) сетчатка;
в) хрусталик;
г) роговица.
10-11.5. Укажите правильную хронологическую последовательность предков современного человека:
а) питекантроп, австралопитек, неандерталец, кроманьонец;
б) австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный;
в) синантроп, питекантроп, кроманьонец, человек разумный;
г) питекантроп, гейдельбергский человек, синантроп, неандерталец.
10-11.6. Каковы доказательства происхождения человека от животных?
а) одинаковая структура клеток животных и человека, палеонтологические исследования;
б) кровь животных и человека практически идентичны, внутренние органы имеют полное сходство в своем функционировании;
в) сходство строения и жизнедеятельности человека и млекопитающих животных и их зародышей, наличие у человека рудиментов и атавизмов, палеонтологические находки древних людей;
г) сходная структура ДНК человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.
10-11.7. Под воздействием в основном биологических факторов эволюции у людей сформировались:
а) развитое мышление;
б) расовые различие;
в) общественный образ жизни;
г) речь.
10-11.8. Все расы входят в один вид — человек разумный, что свидетельствует о(об):
а) одинаковом уровне физического развития людей разных .рас;
б) генетическом единстве рас;
в) одинаковом психическом развитии людей разных рас;
г) существенных генетических различиях между расами.
10-11.9. Появление у предков человека S-образного позвоночника произошло под влиянием:
а) абиотических факторов;
б) социальных факторов эволюции;
в) биологических факторов эволюции;
г) антропогенных факторов.
10-11.10. Под воздействием только социальных факторов эволюции у людей сформировались:
а) речь;
б) трудовая деятельность и общество;
в) эмоции;
г) мышление.
10-11.11. Наш непосредственный предок это:
а) рамопитек;
б) синантроп;
в) кроманьонец;
г) неандерталец.
10-11.12. Женский пол у человека является:
а) гетерогаметным по половым хромосомам;
б) гомогаметным по Х-хромосоме;
в) гомогаметным по "У-хромосоме;
г) все ответы неверны.
10-11.13. Численность населения Земли составляет на начало XXI века (в млрд чел.):
а) около 12;
б) более 6;
в) более 9;
г) почти 4;
д) 8; е) 10.
10-11.14. Появление человека на Земле относится к геохронологическому периоду:
а) пермскому;
б) кембрийскому;
в) неогеновому;
г) четвертичному.
10-11.15. Упругие волны, не воспринимаемые человеческим ухом, это:
а) инфразвук;
б) ультразвук;
в) оба верны;
г) оба неверны.
10-11.16. Наше время в истории (геохронологии) Земли называется:
а) юрский период мезозойской эры;
б) неогеновый период кайнозойской эры;
в) четвертичный период кайнозойской эры;
г) палеоген.
10-11.17. Расположите в библейском порядке (из книги Моисея «Бытие») творения Бога:
а) флора и фауна;
б) человек;
в) небо и земля;
г) твари земные.
10-11.18. Какой человек стал именоваться Человеком разумным (Homo sapiens)?
а) неандерталец;
б) рамопитек;
в) кроманьонец;
г) синантроп.
10-11.19. Перечислите 6 основных химических элементов (так называемых органогенов или биогенов), входящих в состав всякого живого организма.
10-11.20. Какие из признаков человека не наследуются?
а) дыхание;
б) питание;
в) самозащита;
г) речь;
д) цвет глаз.
10-11.21. Мужской пол у человека является:
а) гетерогаметным по половым хромосомам;
б) гомогаметным по Х-хромосоме;
в) гомогаметным по У-хромосоме;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
10-11.22. Обезьяноподобный предок современного человека, живший в Восточной Африке 4-3 млн. лет тому назад — это:
а) дриопитек;
б) афарский австралопитек;
в) рамапитек;
г) синантроп;
д) яванский человек;
е) неандерталец.
10-11.23. Согласно современным представлениям человек разумный появился в период:
а) архей;
б) кайнозой;
в) криптозой;
г) мезозой;
д) докембрий;
е) голоцен;
ж) палеоген.
10-11.24. Установите правильную последовательность эволюции наших предков:
а) прямостоящий — умелый — разумный;
б) разумный — прямостоящий — умелый;
в) умелый — прямостоящий — разумный;
г) прямостоящий — умелый — разумный.
10-11.25. К какому виду человека современная наука относит неандертальца:
а) умелый;
б) разумный;
в) прямостоящий;
г) яванский;
д) синантроп.
10-11.26. Человечество выживет лишь в том случае, если:
а) сохранится озоновый слой;
б) будет поддерживаться биологическое разнообразие;
в) не наступит ни похолодания, ни потепления климата;
г) повышающееся антропогенное воздействие на биосферу не превзойдет некоторого предельного порогового уровня;
д) если удастся победить инфекционные и онкологические заболевания.
Тесты к главе 12
Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
12.1. Жесткий детерминизм (линейная причинно-следственная связь) лежит в основе:
а) неклассического естествознания;
б) классического естествознания;
в) теории самоорганизации;
г) теории катастроф;
д) постнеклассического естествознания.
12.2. Реальные природные процессы лавинообразного роста развиваются, как правило:
а) по экспоненте;
б) в режиме с обострением (неограниченного возрастания за конечное время);
в) в режиме бифуркаций;
г) в режиме странных аттракторов;
д) в режиме динамического хаоса.
12.3. Какие из приведенных ниже характеристик систем наиболее полно и точно соответствуют сущности синергетики:
а) нелинейность, эмерджентность, закрытость, стационарность;
б) нестабильность, открытость, диссипативность, нелинейность;
в) открытость, неравновестность, линейность, катастрофичность;
г) стабильность, стационарность, негэнтропийность, закрытость,
12.4. Создателем концепций синергетики в науке стал:
а) Владимир Вернадский;
б) Никита Моисеев;
в) Герман Хакен;
г) Илья Пригожин;
д) Норберт Винер;
е) Владимир Арнольд.
12.5. Синергетика и теория диссипативных структур относятся к наукам:
а) социально-экономического направления;
б) физического направления;
в) междисциплинарного направления;
г) биологического направления;
д) химического направления.
12.6. Основной чертой (характеристикой) глобального эволюционизма является:
а) разрушение упорядоченности систем и переход к хаосу;
б) направленность развития на структурную упорядоченность;
в) направленность изменений в область странных аттракторов;
г) приобретение системой эмерджентных свойств.
12.7. Кибернетика была создана в основном усилиями:
а) Мандельштама, Витте и Андронова;
б) Винера, Эшби и Шеннона;
в) Кювье, Тома и Арнольда;
г) Пуанкаре, Ляпунова и Гелл-Манна;
д) Колмогорова, Ляпунова, Эшби.
12.8. Наследственная изменчивость, согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, способствует:
а) обострению конкуренции между видами;
б) обострению конкуренции между популяциями;
в) повышению эффективности естественного отбора;
г) колебанию численности популяций.
12.9. Фактор эволюции, проявляющийся в обострении конкуренции между особями одного и разных видов, называют:
а) борьбой за существование;
б) естественным отбором;
в) изоморфизмом;
г) гомеостазом;
д) наследственной изменчивостью;
е) модификационной изменчивостью.
12.10. Межвидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она:
а) насыщает популяции мутациями;
б) обостряет конкуренцию;
в) ведет к изоляции популяций одного вида;
г) увеличивает разнообразие фенотипов.
12.11. В популяции возникают и в процессе размножения накапливаются мутации, происходит борьба за существование и естественный отбор, поэтому популяцию принято считать:
а) единицей эволюции;
б) единицей системы органического вида;
в) формой существования вида;
г) элементом экосистемы.
12.12. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонением от нормы, называют:
а) методическим:
б) стихийным;
в) стабилизирующим;
г) движущим.
12.13. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции, так как:
а) способствует сохранению особей со сложившимся генотипом;
б) способствует обострению взаимоотношений между особями разных видов;
в) способствует обострению взаимоотношений между особями популяций;
г) способствует формированию приспособлений к среде обитания.
12.14. В сохранении путем естественного отбора особей с полезными в определённых условиях среды обитания признаками состоит его (естественного отбора) роль:
а) планетарная;
б) космическая;
в) генетическая;
г) творческая.
12.15. Какую роль играет онтогенез в эволюции вида?
а) в процессе онтогенеза возникают модификации;
б) в процессе онтогенеза на организм воздействует среда обитания;
в) в процессе онтогенеза особи кратко повторяют историю вида;
г) в процессе онтогенеза возникают мутации.
12.16. В процессе эволюции в экосистемах (биогеоценозах) сформировались цепи питания (трофические цепи), основу которых составляют связи:
а) территориальные;
б) внутривидовые;
в) пищевые;
г) генетические.
12.17. Макроэволюция в живом мире в отличие от микроэволюции:
а) играет творческую роль;
б) ведет к образованию классов, типов, отделов;
в) ведет к образованию популяций;
г) ведет к образованию новых видов и животных.
12.18. Согласно второму началу термодинамики энтропия замкнутой изолированной системы со временем должна:
а) убывать;
б) возрастать;
в) сохраняться;
г) исчезнуть;
д) колебаться.
12.19. Пройдя точку бифуркации, любая природная (органическая) система:
а) случайно выбирает путь нового развития;
б) переходит в состояние динамического хаоса;
в) успокаивается в полюсе странного аттрактора;
г) коллапсирует в положение аттрактора.
12.20. Самоорганизация в системах любого иерархического уровня является выражением действующих в ней:
а) детерминистских законов;
б) вероятностных законов,
в) нелинейных законов;
г) законов динамического хаоса;
д) законов фрактальности.
12.21. Какое толкование понятия синергетика является наиболее точным:
а) синфазное действие частей системы;
б) когерентная организация частей в целое;
в) синхронное деление системы на части;
г) сотрудничество, совместное действие;
д) сосредоточение разделенных частей в целое;
е) содружество, обеспечивающее эмерджентность системы.
12.22. Термином фракталъность определяют:
а) геометрическую кривизну пространств;
б) дробную размерность тел и пространств;
в) самоподобие геометрических конфигураций пространств;
г) множество самоподобных структур;
д) структуру дискретного пространства-времени;
е) антиэнтроиийность процессов самоорганизации систем;
ж) проявление эмерджентных свойств у четырехмерного многобразия систем.
12.23. Под термином аттрактор понимается:
а) точка бифуркации;
б) область притяжения решений;
в) область расслоения решений;