ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 26582
Скачиваний: 397
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретико-концептуальный и естественноисторический
1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания
1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки
1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности
1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания
1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса
2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания
2.2. Античные ближневосточные цивилизации
2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)
2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя
2.9. Древние и средневековые Византия и Русь
2.10. Западноевропейское средневековье
3.1. Объекты физического познания и структура физических наук
3.2. Концепции предклассического механистического естествознания
3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания
3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики
4.3. Концепции и принципы квантового естествознания
5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания
5.1. Концепции пространство и время
5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения
5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма
5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения
5.5. Концепции физического вакуума
5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания
5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний
6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной
6.1. Вселенная как понятие и объект познания
6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной
6..5. Реликтовое излучение Гамова
6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной
7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы
7.2. Геосферы и эволюция Земли
7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
7.4. Географическая оболочка Земли
8. Концепции и принципы химического естествознания
8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция
8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья
8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития
8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов
8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)
8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)
8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем
9. Концепции и принципы биологического естествознания
9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук
9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода
9.3. Концепции начала и эволюции жизни
9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ
9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ
9.6. Основные концепции этологии
9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни
10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке
10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)
10.2. Эволюционные концепции происхождения человека
10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека
10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева
10.6. Совместная эволюция человека и биосферы
11. Антропный принцип и мега-история Вселенной
11.1. О понятии мега-истории Вселенной
11.2. Предыстория антропного принципа
11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза
11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)
11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант
11.6. Магия (мистика) больших чисел
11.7. Слабая формулировка антропного принципа
11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа
11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной
12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации
12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания
12.2. Динамика возникновения диссипативных структур
12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции
12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)
12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества
12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания
12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
13. Математика и естественнонаучная реальность мира
13.1. Математизация как принцип целостности естествознания
13.2. Математика, математическая истина и теория познания
13.3. Непостижимая эффективность математики
Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)
Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»
РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный
Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания
Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания
Концепции и принципы химического естествознания
Концепции и принципы биологического естествознания
Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной
Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
а) молекулярная биология;
б) генетика;
в) биофизика;
г) цитология;
д) биогеохимия.
9.7. Как называется нуклеотид, играющий наиважнейшую роль в энергетике клетки?
а) рибонуклеиновая кислота (РНК);
б) дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК);
в) аденозинтрифосфорная кислота (АТФ);
г) фермент.
9.8. Область существования и функционирования живущих на Земле организмов, это:
а) гидросфера;
б) биосфера;
в) биоценоз;
г) атмосфера и гидросфера.
9.9. Не имеющие клеточного строения простейшие формы жизни (организмы), состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки, это:
а) вирусы;
б) бактерии;
в) грибы;
г) инфузории;
д) протисты;
е) водоросли.
9.10. Класс животных, у которых поддерживается постоянная температура тела, это:
а) земноводные;
б) млекопитающие;
в) пресмыкающиеся;
г) насекомые;
д) протисты.
9.11. Одна из главных характеристик любого живого организма, это:
а) наличие нервной системы;
б) теплокровность;
в) наследственность;
г) клеточное строение организма;
д) способность к зрению;
е) способность к осязанию.
9.12. Вещества биологического происхождения различной химической природы, способные подавлять рост микробов и даже убивать их, это:
а) антибиотик;
б) бактериофаг;
в) антисептик;
г) вирус;
д) антитела;
е) пробионты.
9.13. Высокомолекулярные органические соединения биологического происхождения, входящие в состав клеточного ядра и играющие важную роль в процессах жизнедеятельности всех организмов, в передачи наследственных признаков, это:
а) нуклеиновые кислоты;
б) аминокислоты;
в) ферменты;
г) белки.
9.14. Процесс разложения органических веществ, главным образом под влиянием микроорганизмов или ферментов, это:
а) окисление;
б) восстановление;
в) брожение;
г) горение;
д) тление.
9.15. Какой перечень биологических наук правильно выбран по объектам исследования:
а) эмбриология, цитология, гидробиология, генетика, ботаника;
б) физиология, микробиология, биоэкология, анатомия, бактериология;
в) вирусология, зоология, антропология, морфология;
г) антропология, зоология, ботаника, бактериология, вирусология;
д) морфология, анатомия, бактериология, физиология, ботаника.
9.16. Ген (носитель наследственности, единица наследственной информации) это:
а) молекула ДНК;
б) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы полипептида (белка);
в) участок молекулы РНК, несущий информацию о данном признаке;
г) нет верного ответа,
д) все ответы верные;
е) верны ответы б) и в).
9.17. Молекула РНК отличается от молекулы ДНК следующим:
а) вместо тимина (Т) в РНК входит урацил (У);
б) вместо дезоксирибозы в РНК входит рибоза;
в) вместо двух нитей в ДНК в РНК имеется одна нить;
г) верны все ответы;
д) верны ответы а) и в);
е) верны ответы а) и б).
9.18. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать:
а) инфракрасное излучение;
б) излучение в сине-зеленой части спектра;
в) излучение в желто-красной части спектра;
г) ультрафиолетовое излучение.
9.19. Впервые клеточную структуру живого организма под микроскопом наблюдал:
а) англичанин Р. Гук;
б) голландец А. Левенгук;
в) русский К. Бэр;
г) немец Р. Вирхов.
9.20. Продукт фотосинтеза ведет к образованию (или протеканию):
а) озоновых дыр в атмосфере;
б) нуклеиновых кислот в живых организмах;
в) кислорода в атмосфере;
г) мутагенеза;
д) углекислого газа в атмосфере.
9.21. Носителями генетической информации (наследственности) в живых организмах, являются:
а) ферменты;
б) нуклеиновые кислоты;
в) белки;
г) дезоксирибоза;
д) аминокислоты.
9.22. Специфический протеин, играющий роль катализатора в живых организмах, это:
а) фермент;
б) нуклеиновая кислота;
в) хлорофилл;
г) белок;
д) липид.
9.23. Фермент, придающий зеленую окраску растениям под действием солнечных лучей, это:
а) белок;
б) нуклеиновая кислота;
в) хлорофилл;
г) дезоксирибоза;
д) рибоза.
9.24. Критерий или критерии определения (сущности) жизни, это:
а) обмен веществ (метаболизм);
б) наличие белков;
в) наличие жидкокристаллической структуры);
г) верны а) и б);
д) верны все ответы;
е) верны б) и в).
9.25. Назовите правильную дарвинско-геккелевскую триаду, основу эволюции живого:
а) наследственность, катастрофичность, мутагенез;
б) наследственность, постоянство, естественный отбор;
в) наследственность, изменчивость, естественный отбор;
г) наследственность, изменчивость, гомеостаз.
9.26. Первооткрывателем (основоположником) генетики был:
а) Эрнст Геккель;
б) Томас Морган;
в) Грегор Мендель;
г) Чарлз Дарвин;
д) Гуго де Вриз.
9.27. Укажите 6 основных химических элементов, так называемых органогенов или биогенов, входящих в состав любого живого организм:
а) водород, кислород, азот, сера, углерод, фосфор;
б) водород, углерод, фтор, хлор, азот, бор;
в) углерод, азот, кислород, водород, хлор, бор;
г) фосфор, бор, водород, углерод, кислород, азот.
9.28. Главное значение (сущность) теории Чарльза Дарвина состоит в:
а) объяснении причин происхождения жизни на Земле;
б) создании первого эволюционного учения;
в) разработке теории естественного отбора;
г) открытии биогенетического закона;
д) все ответы правильны;
е) правильны ответы а), в), г).
9.29. В основе эволюционной теории Чарлза Дарвина лежит представление о:
а) борьбе за существование;
б) естественном отборе;
в) наследственной изменчивости;
г) все эти представления;
д) правильно а) и в);
е) правильно б) и в).
9.30. Биологическая эволюция — это процесс:
а) индивидуального развития особи (онтогенез);
б) исторического развития органического мира;
в) размножения и развития клетки;
г) верны все ответы;
д) все ответы неверны;
е) верны только ответы а) и в).
9.31. Первые возникшие на Земле организмы, были:
а) прокариоты;
б) эукариоты;
в) радиолярии;
г) сине-зеленые водоросли;
д) протисты.
9.32. Впервые кислород в атмосферу начали выделять:
а) коацерваты;
б) сине-зеленые водоросли;
в) вирусы;
г) бактерии;
д) все ответы верны;
е) верны только ответы б) и в);
ж) верны только ответы а) и г).
9.33. Популяции какого-либо вида угрожает гибель, если ее численность:
а) максимальна;
б) минимальна;
в) колеблется;
г) гибель популяции не зависит от ее численности;
д) все ответы верны;
е) верны только ответы б) и в).
9.34. В результате взаимосвязи в биологической системе хищник — жертва:
а) происходит вымирание популяции жертвы;
б) резко снижается численность популяции жертвы;
в) резко увеличивается численность популяции хищника;
г) усиливается естественный отбор в обеих популяциях;
д) все ответы верны;
е) верны только б) и в).
9.35. Термин биосфера как концептуальное понятие, впервые употребил (ввел в науку):
а) К. Линней;
б) Э. Зюсс;
в) Ж. Б. Ламарк;
г) Ч. Дарвин;
д) Э. Дарвин;
е) Л. Пастер.
9.36. Учение о биосфере было создано и развито:
а) Ч. Дарвином;
б) Т. Морганом;
в) А.В. Опариным;
г) В.И. Вернадским;
д) Э. Дарвиным.
9.37. В химический состав белков живых организмов входит:
а) 12 видов аминокислот;
б) 15 видов аминокислот;
в) 20 видов аминокислот;
г) 27 видов аминокислот;
д) 120 видов аминокислот.
9.38. Энергия солнечного света при фотосинтезе используется растительной клеткой для:
а) возбуждения электронов в атомах углерода;
б) образования воды;
в) синтеза АТФ;
г) протекания мутагенеза;
д) правильно а) и в);
е) правильно б) и г).
9.39. Совокупность генов какой-либо популяции называется:
а) генотипом;
б) геномом;
в) генофондом;
г) фенотипом;
д) генезисом.
9.40. Совокупность особей одного вида, живущих на одной территории, это:
а) популяция;
б) семья;
в) отряд;
г) стая;
д) сообщество;
е) стадо.
9.41. Среди нижеследующих утверждений определите одно некорректное:
а) клетки являются фундаментальными единицами жизни;
б) у всех клеток есть стенки;
в) все организмы состоят из одной и более клеток;
г) новые клетки образуются при делении других клеток;
д) некорректны утверждения а) и б).
9.42. Организмы, которым свойственно неклеточное строение, а их жизнедеятельность проявляется в клетках других организмов, относят к группе:
а) бактерий;
б) вирусов;
в) водорослей;
г) простейших;
д) радиолярий.
9.43. Клеточное строение всех царств живой природы, сходство строения клеток и их химического состава, служат доказательством:
а) единства органического мира;
б) единства живой и неживой природы;
в) эволюции органического мира;
г) происхождения ядерных организмов от доядерных;
д) правильны утверждения а) и в);
е) правильны утверждения а) и г).
9.44. Единицей размножения организмов является:
а) ядро;
б) цитоплазма;
в) клетка;
г) митохондрия;
д) аппарат Гольджи.
9.45. В процессе фотосинтеза, в отличие от хемосинтеза:
а) используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ;
б) углекислый газ используется в качестве источника углерода;
в) хлорофилл поглощает и преобразует энергию солнечного света;
г) в клетках образуются органические вещества из неорганических.
9.46. Энергия, запасенная в молекулах АТФ, используется в клетке в процессе:
а) биосинтеза белка;
б) гликолиза;
в) хемосинтеза;
г) окисления молекулы глюкозы.
9.47. Если возникшее в организме изменение признака не передается по наследству, это значит, что:
а) изменились только хромосомы, а не гены;
б) гены и хромосомы не изменились;
в) изменились и гены, и хромосомы;
г) изменились только гены, а не хромосомы;
д) правильны ответы а) и б);
е) правильны ответы в) и г).
9.48. Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит:
а) в клетках, содержащих митохондрии;
б) в клетках, содержащих хлоропласты;
в) в клетках, содержащих лизосомы;
г) во всех клетках любого организма;
д) в цитоплазме.
9.49. Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ?
а) ферментативную, ускоряют биохимические реакции;
б) снабжают энергией химических реагентов;
в) передают информацию реагентам химических реакций;
г) доставляют аминокислоты;
д) правильны ответы а) и г);
е) правильны все ответы.
9.50. Как в процессе митоза, так и в процессе мейоза происходят(ит):
а) два удвоения хромосом и два деления клетки;
б) одно деление клетки;
в) одно удвоение молекул ДНК;
г) два удвоения молекул ДНК;
д) правильны а) и г).
9.51. Вирусы отличаются от других организмов тем, что:
а) они не имеют собственного обмена веществ;
б) они одноклеточные;
в) они не имеют ядра;
г) в их состав входят только молекулы белков и нуклеиновых кислот.
9.52. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?
а) восстановление углекислого газа протонами водорода, использование энергии молекул АТФ на восстановительные реакции, поступление в клетки из атмосферы углекислого газа;
б) фотолиз воды, синтез молекул АТФ и использование энергии АТФ на восстановительные реакции;
в) восстановление молекул хлорофилла электронами водорода, фотолиз воды и синтез молекул АТФ;
г) поступление углекислого газа в клетки и фотолиз воды.
9.53. Признаки жизнедеятельности вне клеток других организмов не проявляются у:
а) простейших;
б) вирусов;
в) микробов;
г) сине-зеленых водорослей;
д) все ответы правильны;
е) правильны только ответы б) и в);
ж) правильны ответы в) и г).
9.54. Углекислый газ используется в качестве источника углерода в реакциях:
а) синтеза;
б) биосинтеза белков;
в) фотосинтеза;
г) синтеза нуклеиновых кислот.
9.55. Способностью присоединять к себе вещества и перемещать их в клетке или организме обладают молекулы:
а) ДНК;
б) АТФ;
в) белка;
г) РНК,
д) дезоксирибозы;
е) аминокислот.
9.56. Основным источником энергии в организме являются:
а) витамины С;
б) углеводы;
в) витамины В;
г) гормоны;
д) правильны ответы а) и в).
9.57. Какой перечень биологических наук соответствует наукам по уровням организации живой материи:
а) анатомия, физиология, бактериология;
б) анатомия, гистология, цитология;
в) эмбриология, генетика, вирусология;
г) гистология, физиология, бактериология.
9.58. Расположите в правильной последовательности этапы (фазы), прошедшие клеткой в процессе эволюции обмена веществ (метаболизма):
а) гексозомонофосфатный цикл;
б) ферментация; в) фотосинтез;
г) фотофосфорилирование.
9.59. За какое время происходит разложение всей воды на Земле и ее новое образование при фотосинтезе и дыхании:
а) 500 тыс. лет;
б) 1 млн лет;
в) 5 млн лет;
г) 10 млн лет;
д) 50 млн лет;
е) 100 млн лет.
9.60. Какие биологические науки относятся к комплексным биологическим наукам:
а) паразитология;
б) биохимия;
в) гидробиология;
г) микология;
д) ни одна из указанных наук;
е) все указанные науки;
ж) только а) и б);
з) только а) и в);
и) только в) и г).
9.61. В фенотип любого организма не включается (ются):
а) поведенческие инстинкты;
б) анатомия;
в) физиология;
г) хромосомный набор.
9.62. Бесполым размножением не является:
а) почкование;
б) образование гамет;
в) клонирование;
г) черенкование;
д) партеногенез.
9.63. Современная теория синтетической эволюции обязательно включает в себя:
а) идеи Ламарка и Сент-Илера;
б) идеи Вернадского и Тейяра де Шардена;
в) идеи Дарвина и Менделя;
г) идеи Дарвина и Ламарка;
д) идеи Маргулис и Лавлока.
9.64. По В. Сукачеву синоним термина экосистема является:
а) биосфера;
б) биоценоз;
в) биогеоценоз;
г) биогеохемоценоз;
д) хемоценоз.
9.65. В современной биологии концепция коэволюции означает:
а) современный этап эволюции человека;
б) взаимное приспособление видов;
в) соединение учений Дарвина и Менделя;
г) естественный отбор;
д) все ответы верны.
9.66. В согласии с учением Льва Гумилева об этногенезе, развитие этносов определяется в основном:
а) солнечной активностью;
б) биогеоценозами;
в) деятельностью пассионариев;
г) географической средой;
д) генотипом;
е) фенотипом.
9.67. Учение Владимира Вернадского о воздействии человеческого разума на эволюцию природы называется:
а) астеносфера;
б) биосфера;
в) ноосфера;
г) криптосфера;
д) антропосфера.
9.68. Согласно Владимиру Вернадскому, живое вещество планеты — это:
а) генофонд;
б) совокупность всех органо-минеральных комплексов;
в) совокупность всех живых организмов;
г) совокупность всех геномов.
9.69. Жизнь с энтропийной точки зрения — это процесс:
а) коэнтропийный;
б) негэнтропийный;
в) квазиэнтропийный;
г) миниэнтропийный.
9.70. Бихевиоризм, развитый в основном американскими учеными, это учение:
а) о популяционно-видовой борьбе особей;
б) о поведении животных в естественных условиях;
в) о поведении животных в неволе;
г) об отношениях в системе «хищник-жертва»;
д) о врожденных инстинктах и рефлексах.
9.71. Вирус как биологический объект представляет собой:
а) нуклеотид;
б) нуклеопротеид;
в) возбудитель инфекционных заболеваний — жидкокристаллическое вещество;