Файл: Конспект лекций_ Шахбазова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 2744

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Виды учета и измерители, применяемые в нем

1.2. Классификация объектов бухгалтерского учета

1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета

1.4. Задачи учета и требования, предъявляемые

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

2.1. Понятие счета, его виды, план счетов

Активный счет

2.2. Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

2.3. Обобщение данных текущего учета,

бухгалтерский баланс

2.4. Влияние хозяйственных операций на баланс

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Документооборот и инвентаризация средств

3.2. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

3.3. Методологическое и правовое обеспечение

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ГЛАВА 4. УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Уставный фонд (капитал) и его учет

4.2. Учет денежных средств и кредитов

4.3. Учет основных средств и их износа

4.4. Учет нематериальных активов и их износа

ГЛАВА 5. УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ

5.1. Учет поступления и расхода материалов

5.2. Учет малоценных и быстроизнашивающихся

предметов (МБП) и их износа

5.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

5.4. Учет расчетов с разными дебиторами, кредиторами и с подотчетными лицами

ГЛАВА 6. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

6.1. Расчет основной оплаты

6.2. Расчет дополнительной оплаты

6.3. Удержания и вычеты из заработной платы

6.4. Аналитический и синтетический учет оплаты труда

6.5. Обязательные отчисления и платежи от фонда

оплаты труда

ГЛАВА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

7.1. Классификация и методы учета затрат

7.2. Общая схема учета затрат на производство

7.3. Калькулирование фактической себестоимости готовой продукции

ГЛАВА 8. УЧЕТ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ

8.1. Учет готовой продукции и ее реализация

8.2. Учет реализации прочих активов

8.3. Внереализационные доходы и расходы

ГЛАВА 9. УЧЕТ ПРОЦЕССА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

9.1. Учет финансовых результатов

9.2. Учет использования прибыли

9.3. Учет фондов и резервов

ГЛАВА 10. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

10.1. Состав и порядок предоставления отчетов

10.2. Учетная политика предприятия

ГЛАВА 11. АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

11.1. Понятие и сущность аудита

11.2. Методика аудита

11.3. Аудит денежных средств

11.4. Аудит расчетных операций

11.5. Аудит труда и заработной платы

11.6. Аудит затрат на производство

11.7. Аудит финансовых результатов и использования

11.8. Аудит товарных операций

11.9. Пример аудита на предприятии

Перечень первичных документов и бухгалтерских регистров, применяемых на предприятии

План счетов бухгалтерского учета

Бухгалтерский баланс

ЛИТЕРАТУРА

3. Предприятием принято к оплате, но еще не оплачено платежное требование № 1 от поставщика "Теплосети" за отопление на сумму
1 млн. руб.

4. Предприятием принято к оплате, но еще не оплачено платежное требование № 2 от поставщика "Водоканал" за расход холодной воды в текущем месяце на сумму 500 тыс. руб.

Отразить хозяйственные операции на схеме счета и определить конечное сальдо на конец месяца.

По содержанию примера объектом учета являются расчеты с поставщиками. Долг предприятия поставщикам – это кредиторская задолженность предприятия, которая относится к пассивам предприятия. Поэтому по плану счетов бухгалтерского учета сальдо и хозяйственные операции в данном примере в основном будут отражаться на пассивном синтетическом счете "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", номер счета – 60.

Долг предприятия, т. е. сальдо начальное – 50 млн. руб. необходимо записать по кредиту счета. Хозяйственные операции 1,2 уменьшают долг предприятия, поэтому их необходимо записать по дебету счета, тогда дебетовый оборот составит: 20 млн. руб. + 10 млн. руб. = 30 млн. руб. Хозяйственные операции 3, 4 увеличивают долг предприятия поставщикам, так как они еще не оплачены, поэтому их необходимо записать по кредиту счета и кредитовый оборот составит: 1 млн. руб. + 500 тыс. руб. =
=1,5 млн. руб. Сальдо конечное (формула 2) равно:

50 млн. руб. + 1,5 млн. руб. - 30 млн. руб. = 21,5 млн. руб.

Отразим хозяйственные операции на схеме пассивного счета:


Дебет Расчеты с поставщиками и подрядчиками – 60 Кредит


  1. 20 000 000

  2. 10 000 000

Сальдо начальное 50 000 000

  1. 1 000 000

  2. 500 000

Оборот 30 000 000

Оборот 1 500 000


Сальдо конечное 21 500 000


Кроме активных и пассивных синтетических счетов в бухгалтерском учете есть группа счетов, которые называются активно-пассивными. Сальдо на таких счетах может отражаться одновременно по дебету и по кредиту счета.

Дебетовое сальдо означает дебиторскую задолженность или долг предприятию других организаций. Кредитовое сальдо означает кредиторскую задолженность или долг самого предприятия.

Сальдо конечное на активно-пассивном счете определяется следующим образом:

определяется дебетовая сумма: ΣД = ДСН + ДО;

определяется кредитовая сумма: ΣК = КСН + КО;

если ΣД > ΣК, то дебетовое сальдо конечное равно: ДСК = ΣД ΣК;

если ΣД < ΣК, то кредитовое сальдо конечное равно: КСК = ΣК ΣД.


Схема активно-пассивного счета имеет вид:

Счет ___________________

название, код

Дебет Кредит

Сальдо начальное (дебиторская задолженность)

Сальдо начальное (кредиторская задолженность)

Запись хозяйственных операций, связанных с увеличением дебиторской задолженности (+) , или уменьшением кредиторской задолженности (–)

Запись хозяйственных операций, связанных с увеличением кредиторской задолженности (+) , или уменьшением дебиторской задолженности (–)

Сальдо конечное (дебиторская задолженность)

Сальдо конечное (кредиторская задолженность)



На синтетических, активных, пассивных, активно-пассивных счетах отражается информация в обобщенном виде. Для детального отражения информации к синтетическому счету могут быть открыты аналитические счета, которые является счетами III порядка.

Так, на счете "Основные средства" учитываются конкретные объекты: оборудование, здания, транспортные средства и др., которые отличаются друг от друга, и информация о которых нужна для управления как в отдельности по каждому объекту, так и в обобщенном виде. Аналитические счета могут объединяться в промежуточные группы, которые называются субсчетами и являются счетами второго порядка. Синтетические счета – это укрупненные счета, предназначенные для учета целой группы однородных средств или их источников. Они являются счетами первого порядка.

Систематизированный, научно обоснованный перечень синтетических счетов с указанием их наименований и номеров (кодов), обеспечивающих однообразие отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете предприятий всех форм собственности, называется Планом счетов (Приложение 2) . По содержанию План счетов состоит из 10-ти разделов, включающих синтетические счета и забалансовые счета. Забалансовые счета используются для отражения средств, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся у него на хранении. На основе Плана счетов каждое предприятие разрабатывает свой рабочий план счетов. Малым предприятиям Законом "О бухгалтерском учете и отчетности" разрешено использовать ограниченный перечень синтетических счетов, исходя из особенностей хозяйственной деятельности.

Единый План счетов это методологическая основа всей системы бухгалтерского учета на предприятии.

2.2. Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

Каждая хозяйственная операция записывается на счетах бухгалтерского учета дважды в одинаковой сумме в дебет одного и кредит другого счета. Двойная запись представляет собой элемент метода бухгалтерского учета. Взаимосвязь между счетами, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций при помощи двойной записи, называется корреспонденцией счетов.

Запись хозяйственных операций на корреспондирующих счетах с указанием их дебета и кредита вместе с суммой называется бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

В простой проводке корреспондируют только два счета, на одном из которых сумма отражается по дебету, на втором та же самая сумма отражается по кредиту.

Пример. Остаток денег на расчетном счете предприятия в банке составил 10 млн. руб. В кассу предприятия поступило с расчетного счета 4 млн. руб. По содержанию данной хозяйственной операции объектом учета являются денежные средства в кассе и в банке, которые относятся к оборотным активам предприятия. Следовательно, согласно Плану счетов корреспондировать в данной операции будут два активных счета:


Счет 50 – Касса;

Счет 51 – Расчетный счет.

Данная хозяйственная операция привела к увеличению денег в кассе и уменьшению их на расчетном счете, т. е. изменилось размещение денежных средств.

Так как счета "Касса" и "Расчетный счет" являются активными, то по дебету счета "Касса" будет отражаться увеличение денег в кассе, а по кредиту счета "Расчетный счет" будет отражаться уменьшение денег на расчетом счете предприятия.

Отразим хозяйственную операцию на схемах счетов:


Д ебет Расчетный счет – 51 Кредит Дебет Касса – 50 Кредит

Сальдо

начальное 10 000 000 4 000 000 4 000 000


оборот - оборот 4000000 оборот 4 000 000 оборот -

сальдо сальдо

конечное 6 000 000 конечное 4000000


Отразим хозяйственную операцию бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 50 "Касса" 4 000 000

Кредит счета 51 "Расчетный счет" 4 000 000

или сокращенно:

Д-т 50 К-т 51 4 000 000


В сложной бухгалтерской проводке дебет одного счета может корреспондировать с кредитами нескольких счетов или кредит одного счета – с дебетами нескольких счетов.

Любую сложную проводку всегда можно записать несколькими простыми проводками.

Пример. (Данные условные)

Погашена кредиторская задолженность поставщику, в бюджет, фонду социальной защиты населения перечислением денег с расчетного счета в сумме 300000 руб., в том числе поставщику 150000 руб., в бюджет 65000 руб., в фонд социальной защиты населения 85000 руб. Сложная проводка записывается следующим образом:

Д-т 60, 68, 69 К-т 51 300000.

Простые проводки:

Д-т 60 К-т 51 150000;

Д-т 68 К-т 51 65000;

Д-т 69 К-т 51 85000.

В проводках кредит счета 51 «Расчетный счет» корреспондирует с дебетом следующих счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Бухгалтерская проводка всегда должна начинаться с дебета корреспондирующего счета.

Забалансовые счета не корреспондируют друг с другом и с синтетическими счетами. Поступление средств на этих счетах отражается по дебету счета, выбытие – по кредиту.

Для правильного установления корреспонденции счетов необходимо:

  • Внимательно изучить и проверить первичный документ, подтверждающий хозяйственную операцию.

  • Исходя из содержания хозяйственной операции, определить объекты учета (активы и пассивы), которые она затрагивает.

  • Определить виды счетов (активные и пассивные), на которых хозяйственная операция будет отражаться.

  • Установить характер изменения на счетах (увеличение или уменьшение) в результате данной хозяйственной операции.

  • Исходя из схем записей на активных и пассивных счетах, составить корреспонденцию счетов.

На практике бухгалтерские проводки могут записываться непосредственно на первичном документе, если хозяйственная деятельность предприятия не велика. Если количество первичных документов велико, то запись (регистрация) каждой хозяйственной операции предприятия осуществляется в специальном бухгалтерском регистре.


Наиболее простой формой такого регистра является "Журнал регистрации хозяйственных операций", форма которого приведена ниже:

Журнал

регистрации хозяйственных операций за ___________

(месяц)

Номер

операции по п/п или дата

Название

документа

Краткое содержание операции

Сумма

В руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

2

.

.








Итого за месяц:

Ххх

-

-

2.3. Обобщение данных текущего учета,

бухгалтерский баланс

Для получения сводных данных о состоянии хозяйственных средств и источниках их формирования в целом за отчетный период составляются оборотные ведомости на основе открытых синтетических и аналитических счетов. Оборотная ведомость представляет собой таблицу для обобщения данных текущего учета, в которой отражаются остатки и итоги оборотов по каждому аналитическому и синтетическому счету за месяц.

Оборотная ведомость имеет вид:

Оборотная ведомость по синтетическим счетам

за _______________

(месяц)

Код счета

Наименование счета

Сальдо на начало месяца

Обороты за месяц

Сальдо на конец месяца

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

01

Основные средства







02

Износ основных средств















Итого за месяц








В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно присутствовать равенство трех пар итогов. Первая пара – равенство итогов сальдо на начало месяца по дебету и кредиту счетов (гр. 3 и гр. 4) . Это равенство обусловлено тем, что конечное сальдо за предыдущий месяц переносится на начало текущего месяца по каждому счету, а в предыдущем месяце такое равенство уже соблюдалось.

Равенство второй пары итогов (гр. 5 и гр. 6) представляет равенство итогов оборотов по дебету и кредиту счетов, которое вытекает из применения двойной записи хозяйственных операций на счетах. Этот итог должен быть равен итогу регистрационного журнала хозяйственных операций за месяц, так как только эти суммы, занесенные в оборотную ведомость, были отражены по дебету и кредиту различных синтетических счетов. Третья пара итогов оборотной ведомости (гр. 7 и гр. 8) представляет собой равенство итогов сальдо по дебету и кредиту на конец месяца, которое обусловлено равенствами первой и второй пары итогов.

Данные сальдо из гр. 7 и гр. 8 переносятся на начало следующего отчетного периода по каждому синтетическому счету.

Неравенство итогов свидетельствует о допущенных ошибках при подсчете итогов, выведении сальдо или при записи хозяйственных операций на счетах.


Таким образом, оборотная ведомость составляется как для обобщения данных синтетических счетов, так и взаимной проверки правильности записей на них. С ее помощью обнаруживаются ошибки в записях на счетах, которые нарушают принцип двойной записи. Иногда из оборотной ведомости выделяют сальдовую ведомость, состоящую только из остатков. На основе оборотной ведомости составляется баланс предприятия за отчетный месяц (Приложение 3) , в который переносятся остатки по синтетическим счетам из граф 3, 4, 7, 8.

Бухгалтерский баланс – это заключительный прием учета, позволяющий в обобщенном стоимостном виде представить активы и массивы предприятия на определенную дату и подтвердить равенство их итогов.

Баланс (латинское слово bis – дважды и lanx – чаша весов, т. е. две чаши весов) означает равновесие, равенство. В бухгалтерском учете баланс означает равенство итогов в денежном выражении остатков средств предприятия и остатков источников их формирования на начало и конец отчетного периода.

Баланс является таблицей, состоящей из актива и пассива (Приложение 3) , причем итог актива всегда равен итогу пассива.

Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельный вид остатков средств или остатков источников их образования. Каждая статья имеет в балансе свое название и код строки. В балансе рядом с названием статьи в скобках указываются номера синтетических счетов, на которых эта статья может отражаться в бухгалтерском учете. Название статьи баланса может совпадать с названием синтетического счета.

Однородные статьи актива и пассива баланса объединяются в группы и разделы.

2.4. Влияние хозяйственных операций на баланс

Статьи баланса под влиянием хозяйственных операций меняются в сторону увеличения или уменьшения, но равенство итогов актива и пассива баланса всегда сохраняется.

Хозяйственные операции, влияющие на величину статей бухгалтерского баланса и его итог, подразделяются на 4 типа:

Первый тип хозяйственных операций вызывает изменения статей баланса, отраженных только в активе. Общая сумма баланса не меняется.

Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения статей баланса, отраженных только в пассиве. Общая сумма баланса не меняется.

Третий тип хозяйственных операций вызывает изменения в статьях актива и пассива баланса одновременно на одну и ту же сумму в сторону увеличения. Итог баланса увеличивается, но равенство итогов актива и пассива сохраняется.

Четвертый тип хозяйственных операций вызывает изменения в статьях актива и пассива баланса одновременно на одну и ту же величину в сторону уменьшения. Итог баланса уменьшается, но равенство итогов актива и пассива сохраняется.

Пример. Упрощенная форма баланса предприятия на начало месяца имеет вид: