Файл: Конспект лекций_ Шахбазова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 2714

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Виды учета и измерители, применяемые в нем

1.2. Классификация объектов бухгалтерского учета

1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета

1.4. Задачи учета и требования, предъявляемые

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

2.1. Понятие счета, его виды, план счетов

Активный счет

2.2. Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

2.3. Обобщение данных текущего учета,

бухгалтерский баланс

2.4. Влияние хозяйственных операций на баланс

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Документооборот и инвентаризация средств

3.2. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

3.3. Методологическое и правовое обеспечение

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ГЛАВА 4. УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Уставный фонд (капитал) и его учет

4.2. Учет денежных средств и кредитов

4.3. Учет основных средств и их износа

4.4. Учет нематериальных активов и их износа

ГЛАВА 5. УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ

5.1. Учет поступления и расхода материалов

5.2. Учет малоценных и быстроизнашивающихся

предметов (МБП) и их износа

5.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

5.4. Учет расчетов с разными дебиторами, кредиторами и с подотчетными лицами

ГЛАВА 6. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

6.1. Расчет основной оплаты

6.2. Расчет дополнительной оплаты

6.3. Удержания и вычеты из заработной платы

6.4. Аналитический и синтетический учет оплаты труда

6.5. Обязательные отчисления и платежи от фонда

оплаты труда

ГЛАВА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

7.1. Классификация и методы учета затрат

7.2. Общая схема учета затрат на производство

7.3. Калькулирование фактической себестоимости готовой продукции

ГЛАВА 8. УЧЕТ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ

8.1. Учет готовой продукции и ее реализация

8.2. Учет реализации прочих активов

8.3. Внереализационные доходы и расходы

ГЛАВА 9. УЧЕТ ПРОЦЕССА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

9.1. Учет финансовых результатов

9.2. Учет использования прибыли

9.3. Учет фондов и резервов

ГЛАВА 10. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

10.1. Состав и порядок предоставления отчетов

10.2. Учетная политика предприятия

ГЛАВА 11. АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

11.1. Понятие и сущность аудита

11.2. Методика аудита

11.3. Аудит денежных средств

11.4. Аудит расчетных операций

11.5. Аудит труда и заработной платы

11.6. Аудит затрат на производство

11.7. Аудит финансовых результатов и использования

11.8. Аудит товарных операций

11.9. Пример аудита на предприятии

Перечень первичных документов и бухгалтерских регистров, применяемых на предприятии

План счетов бухгалтерского учета

Бухгалтерский баланс

ЛИТЕРАТУРА

Списание МБП оформляется Актом списания изношенных МБП.

Реализация материалов и МБП отражается на счете 48 "Реализация прочих активов". По кредиту этого счета списывается продажная стоимость и износ МБП, по дебету – фактическая себестоимость и начисленный НДС (налог на добавленную стоимость).

Причины выбытия материалов и МБП в основном аналогичны выбытию основных средств, поэтому НДС при выбытии МБП начисляется аналогично. При реализации излишков материалов, их недостаче НДС начисляется от объема выручки или от суммы недостачи по ценам приобретения. Ниже приведены некоторые хозяйственные операции по учету материалов и МБП и их отражение на корреспондирующих счетах.


п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1.

Поступление материалов и МБП от поставщиков

10,12

60,76

2.

Транспортно-заготовительные расходы по приобретению

10,12

60,76

3.

НДС поставщика при поступлении товарно-материальных ценностей

18/1

60,76

4.

Поступление через подотчетных лиц

10,12

71

5.

Поступление от ликвидации основных средств

10,12

47

6.

Поступление из собственных производств

10,12

20,23

7.

Поступление безвозмездно, излишки при инвентаризации

10,12

80

8.

Поступление от учредителей в счет вклада в уставный фонд (две записи одновременно)

75

10,12

85

75

9.

Дооценка по распоряжению Правительства

10,12

88

10.

Дооценка по распоряжению директора

10,12

80

11.

Отпуск материалов в производство

20,25,26, 23,44

10

12.

Списание естественной убыли материалов

20,25,26, 23,44

10

13.

Отпуск МБП в эксплуатацию

12/2

12/1

14.

Отпуск МБП в эксплуатацию стоимостью до 1 МЗП

20,25,26, 23,44

12/1

15.

Начисление износа по МБП

20,25,26, 23,44

13

16.

Списание МБП вследствие износа

13

12/2

17.

Недостача материалов и МБП

84

10,12

18.

Списание по фактической стоимости при реализации материалов и МБП

48

10,12

19.

Списание износа МБП при реализации

13

48

20.

Списание по продажной стоимости при реализации материалов и МБП

51

48

21.

Начисление НДС при реализации

48

68

22.

Получение прибыли от реализации

Получение убытка от реализации

48

80

80

48

23.

Начисление НДС при недостаче материалов и МБП

84

68

24.

Износ по МБП непроизводственной сферы

81,87,88

13


Пример (условные данные).

Предприятие приобрело 10 спецхалатов по 20000 руб. за халат. Выдано рабочим 5 халатов. В конце месяца списано 3 халатов. Возвращена ветошь от халатов на склад на сумму 5000 руб. Учетной политикой предприятия определено начисление износа по МБП 50% при их сдаче
в эксплуатацию, остальное начисление износа при списании МБП (за вычетом ветоши). Составить журнал хозяйственных операций с указанием первичных документов, подтверждающих эти хозяйственные операции, а также бухгалтерские проводки.



Расчеты.

Списано 3 халата по 20000 руб. за халат, т. е. на 60000 руб. При их выдаче был начислен износ 50%, т. е. на 30000 руб. При списании необходимо начислить износ – остальные 50% за вычетом ветоши, т. е.

30000 – 5000 = 25000.

Всего начислено износа по трем списываемым халатам

30000 + 25000 = 55000.

Эту сумму износа (55000 руб.) необходимо списать при списании халатов.

Журнал хозяйственных операций

Документ

Краткое содержание операции

Корреспонденция

Сумма

дебет

кредит

1.


2.


3.

4.


5.

6.


7.

Счет-фактура

Платежное поручение

Требование

Справка бухгалтера

Накладная

Справка бухгалтера Акт списания

Приобретение 10 спецхалатов по 20000 за халат


Оплата за халаты

Выдача 5 халатов рабочим

Начисление износа 50% при выдаче 5 халатов

Возврат ветоши на склад

Начисление износа при списании 3 халатов

Списание 3 халатов и начисленного по ним износа


12/1


76

12/2


25

10/6


25


13


76


51

12/1


13

12/2


13


12/2


200000


200000

100000


50000

5000


25000


55000

5.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Поставщиками являются предприятия, поставляющие данному предприятию согласно договору поставки товарно-материальные ценности. Подрядные организации (подрядчики) выполняют для предприятия строительно-монтажные, наладочные, научно-исследовательские и другие работы. Все расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются в безналичном порядке. Правила безналичных расчетов и формы регламентируют банки в соответствии с "Положением о безналичных расчетах" и "Правила безналичных расчетов". В настоящее время действуют формы безналичных расчетов путем платежных требований-поручений, платежных поручений, расчетными чеками, аккредитивами, плановыми платежами, платежными требованиями.

Платежное требование-поручение в трех экземплярах выписывает поставщик и через свой банк передает в банк плательщика. Плательщик акцептует сумму, указанную в требовании-поручении или может отказаться от акцепта, о чем обязан известить в 3-хдневный срок свой банк. Акцепт – это согласие на оплату.

В расчетах между предприятиями широко применяются платежные поручения, которые выписывает в трех экземплярах плательщик согласно договору поставок или товарным накладным. При расчетах аккредитивами или чеками плательщик открывает в своем банке на основе заявления и платежного поручения на счете 55 "Специальные счета в банках", субсчет "Аккредитивы". Аккредитив выставляется для расчета только с одним поставщиком. При расчетах чеками аналогично открывается субсчет "Чековые книжки". Полученные в банке чековые книжки могут быть выданы экспедитору или подотчетному лицу для проведения расчетов за материалы, товары и услуги. Выписанные чеки подписываются должностным лицом покупателя.


В бухгалтерском учете расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", на счете 61 "Расчеты по авансам выданным», если предприятие-покупатель производит авансовые платежи (предоплату). У поставщика, получившего предоплату на поставку грузов, учет ведется на счете 64 "Расчеты по авансам полученным". Учет претензий поставщикам в случае недостач, нарушения цен, брака отражается на счете 63 "Расчеты по претензиям". Ниже приведены некоторые хозяйственные операции по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками и их отражение на корреспондирующих счетах.


п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1.

Акцептован счет поставщика за поступившие товарно-материальные ценности

07,08,41, 10,12

60

2.

Акцептован счет транспортной организации за доставку груза

07,08,10, 12,41

60

3.

НДС поставщика при поступлении товарно-материальных ценностей

18/1

60

4.

Предъявлена претензия поставщику до оприходования груза

63

60

5.

Предъявлена претензия поставщику после оприходования груза

63

10,12

6.

Оплачены акцептованные счета поставщиков

60

51,52,55, 90

7.

Списание оплаченного НДС поставщиков

18/2

18/1

8.

Заказчиком заключен договор с поставщиком на поставку груза с предоплатой

60

61

9.

Перечислена предоплата за груз заказчиком

61

51,52,55, 90

10.

Получен груз от поставщика

07,08,10, 12, 41

60

11.

Задолженность подрядчику по строительству, ремонту основных средств, организациям-поставщикам за электроэнергию, газ, воду, телефон

08,20,25, 26,23,44

60


Пример (данные условные без НДС).

1) Акцептован счет поставщика за топливо на сумму 1000, в том числе:

20 литров бензина по 30 руб. за один литр

20 литров дизтоплива по 20 руб. за один литр.

2) Акцептован счет транспортной организации за доставку топлива на сумму 600.

3) Предъявлена претензия поставщику на недостачу 5 литров бензина и 5 литров дизтоплива.

Определить фактическую стоимость бензина и дизтоплива, определить сумму претензии с учетом транспортных расходов, составить бухгалтерские записи.

Согласно счету поставщика транспортной организацией было доставлено 40 литров топлива на сумму 600. Доставка одного литра составляет 600 : 40 = 15 руб.

Расчеты представим в таблице.


Хозяйственные операции

Учетная

стоимость

Транспортные расходы

Фактическая стоимость

Фактически доставлено:

15 л бензина по 30 руб. за
1 литр

15 л дизтоплива по 20 руб. за 1 литр


450 (15 х 30)


300 (15 х 20)


225 (15 х 15)


225 (15 х 15)


450 + 225 = 675


300 + 225 = 525

Предъявлена претензия:

5 л бензина

5 л дизтоплива


150 (5 х 30)

100 (5 х 20)


75 (5 х 15)

75 (5 х 15)


150 + 75 = 225

100 + 75 = 175

Итого:

1000

600

1600



Как видно из расчетов в таблице, сумма претензии поставщику
с учетом транспортных расходов будет равна 225 + 175 = 400 руб.

Бухгалтерские записи будут следующие:

1) Д-10/3 К-60 675 (фактическое поступление бензина).

2) Д-10/3 К-60 525 (фактическое поступление дизтоплива).

3) Д-63 К-60 400 (сумма претензии с учетом транспортных расходов).







5.4. Учет расчетов с разными дебиторами, кредиторами и с подотчетными лицами

Услуги сторонних организаций, учебных, научно-исследовательских и других, такие как консультация, аудиторская проверка, разработка технической документации и другие отражаются на активно-пассивном счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На этом счете отражаются также расчеты по исполнительным листам, депонированная (невыплаченная в срок) заработная плата, удержанные профсоюзные взносы работников предприятия, начисление арендной платы, штрафов.

По дебету этого счета отражается увеличение дебиторской задолженности предприятию или уменьшение кредиторской задолженности предприятия.

По кредиту этого счета отражается увеличение кредиторской задолженности предприятия или уменьшение дебиторской задолженности предприятию.

Долг предприятию будет являться дебетовым сальдо по этому счету, а долг самого предприятия – кредитовым сальдо.

Таким образом, сальдо по этому счету может быть либо только дебетовым, либо только кредитовым, либо одновременно дебетовым
и кредитовым. Малым предприятиям на этом счете можно вести учет подотчетных сумм, выданных на операционные, хозяйственные и командировочные расходы, или на специальном счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". О фактических расходах подотчетное лицо составляет авансовый отчет с приложением к нему всех оправдательных документов с подписями, печатями, штампами. Новый аванс подотчетному лицу выдается при условии полного расчета по предыдущему авансу не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который деньги были выданы. Утвержденные авансовые отчеты в пределах норм расходов относятся на издержки производства.

В случаях, когда авансовый отчет утверждается сверх установленных норм расхода или составлен по истечении трех дней после возвращения из командировки, то эти суммы погашаются за счет использования прибыли, а у подотчетного лица добавляются к заработку и облагаются подоходным налогом. Ниже приведены некоторые хозяйственные операции по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами и подотчетными лицами и их отражение на корреспондирующих счетах.

Аналитический учет ведется по каждому дебитору, кредитору, подотчетному лицу в отдельности.






п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1.

Удержание из зарплаты по исполнительным листам, профсоюзным взносам, за товары в кредит, перечисление зарплаты в сбербанк, депонирование зарплаты

70

76

2.

Перечисление сумм организациям кредиторам

76

51

3.

Начисление за информационные, аудиторские, консультационные услуги, арендной платы

20,25,26, 44

76

4.

Начисление штрафов, пени, неустоек в пользу других предприятий

80

76

5.

Списание на убытки просроченной или отказанной судом ко взысканию дебиторской задолженности

80

76

6.

Зачисление кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

76

80

7.

Выдача сумм под отчет

71,76

50

8.

Списание расходов согласно авансовому отчету

20(25,26) , 24

71, 76

9.

Приобретение материальных ценностей подотчетным лицом

НДС по приобретенным ценностям

07,08,10, 12, 41

18/2

71, 76


71, 76

10.

Возврат неиспользованных подотчетных сумм

50,70

71, 76



Пример (данные условные).

На служебную командировку по общепроизводственным вопросам выдано 1000.

Представлен утвержденный авансовый отчет на 1500, в котором расходы по нормам составляют 1200. Недоплаченные по авансовому отчету суммы начислены в зарплату. Составить бухгалтерские записи.


1.

Выдан аванс

Д-71 К-50

1000

2.

Утвержден авансовый отчет по нормам расхода

Д-25 К-71

1200

3.

Утвержден авансовый отчет сверх норм расхода

Д-81 К-71

300

4.

Начислена в зарплату недоплаченная сумма по

авансовому отчету, облагаемая подоходным налогом

Д-71 К-70

300

5.

Начислена в зарплату недоплаченная сумма, необлагаемая подоходным налогом

Д-71 К-70

200