ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 2891
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1. Виды учета и измерители, применяемые в нем
1.2. Классификация объектов бухгалтерского учета
1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета
1.4. Задачи учета и требования, предъявляемые
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
2.1. Понятие счета, его виды, план счетов
2.2. Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах
2.3. Обобщение данных текущего учета,
2.4. Влияние хозяйственных операций на баланс
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Документооборот и инвентаризация средств
3.2. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета
3.3. Методологическое и правовое обеспечение
РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ГЛАВА 4. УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1. Уставный фонд (капитал) и его учет
4.2. Учет денежных средств и кредитов
4.3. Учет основных средств и их износа
4.4. Учет нематериальных активов и их износа
ГЛАВА 5. УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ
5.1. Учет поступления и расхода материалов
5.2. Учет малоценных и быстроизнашивающихся
5.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
5.4. Учет расчетов с разными дебиторами, кредиторами и с подотчетными лицами
ГЛАВА 6. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
6.2. Расчет дополнительной оплаты
6.3. Удержания и вычеты из заработной платы
6.4. Аналитический и синтетический учет оплаты труда
6.5. Обязательные отчисления и платежи от фонда
ГЛАВА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
7.1. Классификация и методы учета затрат
7.2. Общая схема учета затрат на производство
7.3. Калькулирование фактической себестоимости готовой продукции
ГЛАВА 8. УЧЕТ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ
8.1. Учет готовой продукции и ее реализация
8.2. Учет реализации прочих активов
8.3. Внереализационные доходы и расходы
ГЛАВА 9. УЧЕТ ПРОЦЕССА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
9.1. Учет финансовых результатов
9.2. Учет использования прибыли
ГЛАВА 10. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
10.1. Состав и порядок предоставления отчетов
10.2. Учетная политика предприятия
ГЛАВА 11. АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
11.1. Понятие и сущность аудита
11.4. Аудит расчетных операций
11.5. Аудит труда и заработной платы
11.6. Аудит затрат на производство
11.7. Аудит финансовых результатов и использования
11.9. Пример аудита на предприятии
Перечень первичных документов и бухгалтерских регистров, применяемых на предприятии
. предприятия
Внеоборотные активы
Оборотные активы
Долгосрочные активы
Нематериальные активы
В сфере
производства
В сфере
обращения
Отвлечены из оборота
1.Производственные
запасы (материалы и МБП). 2.Незавершенное
производство. 3.Расходы
будущих периодов
1.Денежные средства
в кассе и в банках. 2.Готовая
продукция и товары для перепродажи. 3.Краткосрочные
финансовые вложения
1.Непокрытый
убыток. 2.Сомнительные
долги предприятию. 3.Дебиторская
задолженность
1.Организационные
расходы. 2.Патенты. 3.Лицензии. 4.Право
пользования землей и ресурсами. 5.Товарные
знаки. 6.Программное
обеспечение
1.Основные средства. 2.Долгосрочные
финансовые вложения. 3.Незавершенные
капиталовложения. 4.Оборудование
для установки и монтажа
Схема 1. Классификация
средств предприятия по их функциональной
роли в процессе производства
Активы
Схема 2. Классификация
средств предприятия по источникам их
образования
Перечень объектов бухгалтерского учета устанавливается законодательством, типовыми планами счетов бухгалтерского учета, содержанием отчетности. Степень детализации объектов в бухгалтерском учете (аналитический учет) устанавливается каждым предприятием самостоятельно.
Методом бухгалтерского учета является упорядоченная система сбора, обработки, обобщения информации о состоянии и движении объектов учета путем сплошного, непрерывного и документального отражения методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.
В эту систему входят:
1. Способы документирования, т. е. первичного наблюдения за объектами учета, фиксирования содержания хозяйственных операций и процессов.
2. Инвентаризация как способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств учетным документам в бухгалтерии, на складе предприятия и в производстве.
3. Метод двойной записи денежного отражения суммы хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета.
4. Методы калькулирования себестоимости единицы продукции и оценки объектов.
5. Методы обобщения данных и составления баланса.
6. Методы составления отчетности и предоставления учетной информации.
1.4. Задачи учета и требования, предъявляемые
к бухгалтерскому учету
Исходя из определения предмета и метода бухгалтерского учета, его основными задачами являются:
-
формирование полной и достоверной информации о фактическом состоянии и движении капитала предприятия для внутренних и внешних пользователей;
-
своевременное обеспечение необходимой информацией для контроля за соблюдением законодательства, для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия, выявления резервов роста прибыли и финансовой устойчивости предприятия;
-
совершенствование методологии и организации бухгалтерского учета на основе международных стандартов;
-
сохранение коммерческой тайны информации, являющейся конфиденциальной для предприятия, и предоставление ее при необходимости другим пользователям на договорных началах с разработкой соответствующих смет и расценок.
Для решения поставленных задач бухгалтерский учет на предприятии должен отвечать следующим требованиям:
-
быть полным, т. е. отражать все имущество предприятия и все хозяйственные операции за отчетный период;
-
быть точным, объективным и своевременным;
-
быть ясным, доступным, понятным;
-
быть экономичным и рациональным.
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
2.1. Понятие счета, его виды, план счетов
бухгалтерского учета
При осуществлении хозяйственной деятельности средства предприятия и их источники непрерывно меняются в большую или меньшую сторону, переходят из одного вида в другой, оформляются, проверяются и регистрируются обязательно первичными бухгалтерскими документами. Содержание первичных документов различными приемами и способами переносится в специальные бухгалтерские документы, называемые регистрами.
Совокупность последовательных приемов и способов, образующих упорядоченную систему отражения средств предприятия, источников образования этих средств (активов и пассивов) и хозяйственных операций в формализованном виде, наглядном для восприятия, составляет сущность метода бухгалтерского учета.
Одним из основных элементов метода является бухгалтерский или синтетический счет.
Бухгалтерский счет – это способ текущего отражения всех изменений, происходящих в составе средств и источников их образования.
Модель счета представляет собой двустороннюю таблицу в виде буквы "Т" и включает в себя элементы:
-
название счета, которое соответствует определенному виду или группе однородных средств и их источников (Приложение 2);
-
код или номер счета, соответствующий номеру в новом плане счетов бухгалтерского учета для предприятий всех форм собственности (Приложение 2);
-
левая часть – дебет, правая часть – кредит (латинское: debet – он имеет, credit – он должен); сокращенно эти названия записывают: дебет – Д-т или Д; кредит – К-т или К;
-
сальдо – остаток наличия средств или источников на определенную дату, обычно на начало и конец месяца (конечное сальдо текущего месяца переносится на начало следующего месяца); сокращенно записывают: С-до или С;
-
оборот – общая сумма хозяйственных операций за месяц без начального сальдо. Сокращенно записывают: Об, Об-т или О.
Бухгалтерский счет считается открытым, если он представлен в виде схемы, на которой отражены начальное сальдо, хозяйственные операции, обороты, конечное сальдо. Бухгалтерский счет считается закрытым, когда конечное сальдо по счету равно нулю.
Счета, на которых ведется бухгалтерский учет активов предприятия, называются активными синтетическими счетами.
На активных счетах сальдо записывается по дебету счета, увеличение средств отражается по дебету, уменьшение – по кредиту.
Сальдо конечное активного счета определяется по формуле:
ДСК = ДСН + ДО – КО (1),
где ДСК – дебетовое сальдо конечное;
ДСН – дебетовое сально начальное;
ДО – дебетовый оборот;
КО – кредитовый оборот.
Схема активного счета имеет вид:
Счет ________________
название и код
Дебет |
Кредит |
Сальдо начальное (сумма) Запись хозяйственных операций, увеличивающих средства (+) (сумма) |
Запись хозяйственных операций, уменьшающих средства (-) (сумма) |
Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций без сальдо начального) |
Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций без сальдо начального) |
Сальдо конечное (сумма) |
|
Пример. Остаток основных средств на начало месяца на предприятии "Мех" составил 100 млн. руб. Хозяйственные операции на предприятии за месяц:
1) предприятие приобрело компьютер стоимостью 20 млн. руб.;
2) получен безвозмездно ксерокс стоимостью 15 млн. руб.;
3) списана старая мебель на 10 млн. руб.;
4) передано дочернему предприятию швейное оборудование стоимостью 8 млн. руб.
Отразить хозяйственные операции на схеме счета и определить конечное сальдо.
По содержанию примера очевидно, что
объектом учета являются основные
средства предприятия, которые относятся
к внеоборотным активам и по плану счетов
бухгалтерского учета отражаются на
активном синтетическом счете – "Основные
средства", номер 01. Поэтому сальдо
начальное – 100 млн. руб. необходимо на
схеме счета записать в дебет счета 01
"Основные средства". Хозяйственные
операции 1 и 2 означают поступление
основных средств на предприятие, т. е.
их увеличение, поэтому будут отражаться
по дебету счета и дебетовый оборот
составит
35 млн. руб. (20 млн. руб. + 15
млн. руб.). Хозяйственные операции 3 и 4
означают выбытие основных средств на
предприятии, т. е. их уменьшение, поэтому
будут отражаться по кредиту счета и
кредитовый оборот будет 18 млн. руб. (10
млн. руб. + 8 млн. руб.). По формуле 1 сальдо
конечное равно:
100 млн. руб. + 35 млн. руб. – 18 млн. руб. = 117 млн. руб.
Отразим хозяйственные операции на схеме активного счета.
Активный счет
Дебет Основные средства - 01 Кредит
Сальдо начальное 100 000 000 |
|
|
|
Оборот 35 000 000 |
Оборот 18 000 000 |
Сальдо конечное 117 000 000 |
|
Счета, на которых ведется бухгалтерский учет пассивов предприятия, называются пассивными синтетическими счетами.
На пассивном счете сальдо и хозяйственные операции по увеличению источника формирования средств отражаются по кредиту счета. По дебету пассивного счета отражается уменьшение источника.
Сальдо конечное пассивного счета определяется по формуле:
КСК = КСН + КО – ДО (2),
где КСК – кредитовое сальдо конечное;
КСН – кредитовое сальдо начальное;
КО – кредитовый оборот;
ДО – дебетовый оборот.
Схема пассивного счета имеет вид:
Счет ________________
(название, код)
Дебет Кредит
запись хозяйственных операций, связанных с уменьшением источников средств (–) (сумма) |
Сальдо начальное (сумма) Запись хозяйственных операций, связанных с увеличением источников средств (+) (сумма) |
Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций без сальдо начального) |
Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций без сальдо начального) |
|
Сальдо конечное (сумма) |
Пример. На начало месяца долг предприятия "Мех" поставщикам ресурсов составил 50 млн. руб. Долг является кредиторской (неоплаченной) задолженностью предприятия "Мех". Хозяйственные операции предприятия "Мех" за месяц:
1. Предприятием частично погашен долг на сумму 20 млн. руб. поставщику материалов.
2. Предприятием перечислена сумма 10 млн. руб. за расход электроэнергии поставщику "Энергонадзор".