Файл: Конспект лекций_ Шахбазова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 2739

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Виды учета и измерители, применяемые в нем

1.2. Классификация объектов бухгалтерского учета

1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета

1.4. Задачи учета и требования, предъявляемые

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

2.1. Понятие счета, его виды, план счетов

Активный счет

2.2. Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

2.3. Обобщение данных текущего учета,

бухгалтерский баланс

2.4. Влияние хозяйственных операций на баланс

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Документооборот и инвентаризация средств

3.2. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

3.3. Методологическое и правовое обеспечение

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ГЛАВА 4. УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Уставный фонд (капитал) и его учет

4.2. Учет денежных средств и кредитов

4.3. Учет основных средств и их износа

4.4. Учет нематериальных активов и их износа

ГЛАВА 5. УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ

5.1. Учет поступления и расхода материалов

5.2. Учет малоценных и быстроизнашивающихся

предметов (МБП) и их износа

5.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

5.4. Учет расчетов с разными дебиторами, кредиторами и с подотчетными лицами

ГЛАВА 6. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

6.1. Расчет основной оплаты

6.2. Расчет дополнительной оплаты

6.3. Удержания и вычеты из заработной платы

6.4. Аналитический и синтетический учет оплаты труда

6.5. Обязательные отчисления и платежи от фонда

оплаты труда

ГЛАВА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

7.1. Классификация и методы учета затрат

7.2. Общая схема учета затрат на производство

7.3. Калькулирование фактической себестоимости готовой продукции

ГЛАВА 8. УЧЕТ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ

8.1. Учет готовой продукции и ее реализация

8.2. Учет реализации прочих активов

8.3. Внереализационные доходы и расходы

ГЛАВА 9. УЧЕТ ПРОЦЕССА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

9.1. Учет финансовых результатов

9.2. Учет использования прибыли

9.3. Учет фондов и резервов

ГЛАВА 10. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

10.1. Состав и порядок предоставления отчетов

10.2. Учетная политика предприятия

ГЛАВА 11. АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

11.1. Понятие и сущность аудита

11.2. Методика аудита

11.3. Аудит денежных средств

11.4. Аудит расчетных операций

11.5. Аудит труда и заработной платы

11.6. Аудит затрат на производство

11.7. Аудит финансовых результатов и использования

11.8. Аудит товарных операций

11.9. Пример аудита на предприятии

Перечень первичных документов и бухгалтерских регистров, применяемых на предприятии

План счетов бухгалтерского учета

Бухгалтерский баланс

ЛИТЕРАТУРА

Согласно Закону "О бухгалтерском учете и отчетности" предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета и приказом по предприятию объявляет ее в учетной политике.

3.3. Методологическое и правовое обеспечение

бухгалтерского учета

Методологическое и правовое обеспечение бухгалтерского учета регулируется законодательством, которое включает:

  • Закон "О бухгалтерском учете и отчетности";

  • декреты и указы Президента;

  • постановления Правительства;

  • другие нормативно-правовые акты в соответствии с международными принципами.

Руководитель предприятия имеет право:

  • принимать решение о форме организации бухгалтерии на предприятии и форме ведения бухгалтерского учета;

  • утверждать график документооборота;

  • назначать комиссию для инвентаризации и других проверок финансово-хозяйственной деятельности;

  • заключать договоры с аудиторскими организациями;

  • принимать решение о назначении и увольнении главного бухгалтера;

  • подписывать документы по движению имущества и денежных средств или предоставлять право подписи другим лицам;

  • осуществлять контроль за ходом составления отчетности и предоставления ее пользователям;

  • принимать меры по обеспечению конфиденциальности информации.

Руководитель обязан обеспечить:

  • необходимые условия для организации и ведения бухгалтерского учета;

  • сохранность первичных документов, учетных регистров, отчетности;

  • организацию хранения имущества;

  • неукоснительное соблюдение требований главного бухгалтера.

Руководитель частного предприятия имеет право самостоятельно вести бухгалтерский учет и составлять отчетность, если это предусмотрено в уставе предприятия.

Главный бухгалтер обязан обеспечить:

  • правильную и рациональную организацию бухгалтерского учета;

  • своевременное составление и представление установленной отчетности;

  • осуществление ученой политики, направленной на предупреждение недостач, растрат, незаконного расходования средств;

  • достоверный, своевременный учет, постоянный контроль за свершением и регистрацией хозяйственных операций;

  • правильное начисление налогов, других обязательных платежей и своевременное их перечисление;

  • правильное проведение инвентаризации всех статей баланса и отражение в учете ее результатов.

Главный бухгалтер имеет право:

  • устанавливать систему внутрихозяйственного учета, правила документирования операций, правила ведения регистров, порядок составления отчетности;

  • разрабатывать и утверждать для непосредственно подчиненных ему работников должностные инструкции, регламентирующие деятельность сотрудников бухгалтерии;

  • определять систему показателей предприятия, которые являются конфиденциальными;

  • на контрактной (платной) основе составлять отчет по установленной форме для пользователей.


Во время отсутствия главного бухгалтера все его права и обязанности переходят к заместителю или другому лицу, о чем объявляется приказом руководителя предприятия. При увольнении главного бухгалтера ему необходимо составить передаточный отчет и баланс за своей подписью и в присутствии руководителя предприятия и нового главного бухгалтера сдать все дела.

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ
НА ПРЕДПРИЯТИИ

ГЛАВА 4. УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Уставный фонд (капитал) и его учет

При создании предприятия любой формы собственности формируется уставный фонд (капитал) предприятия, который представляет сумму вкладов, внесенных учредителями-собственниками в имущество создаваемого предприятия. Положением о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования установлен минимальный размер уставного фонда (капитала) для предприятий разных форм собственности, в том числе:

  • Открытое акционерное общество – 10000 минимальных заработных плат.

  • Закрытое акционерное общество с ограниченной ответственностью – 300 минимальных заработных плат.

  • Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения – 750 минимальных заработных плат.

  • Общество с дополнительной ответственностью, хозяйственное товарищество, производственный кооператив – 150 минимальных заработных плат.

  • Крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное в форме коммерческой организации – 50 минимальных заработных плат.

Название предприятий-учредителей, фамилия, имя, отчество физических лиц, сумма вклада каждого учредителя оговариваются в Уставе и в учредительном договоре. Устав и все изменения к нему принимаются на общем собрании. Устав регулирует основы организации предприятия, виды его деятельности и регистрируется исполкомом.

Государственным предприятиям государство выделяет в постоянное распоряжение сумму денежных средств, которые и будут составлять его первоначальный уставный фонд (капитал). В случае негосударственной формы собственности взносы учредителей могут быть денежными и неденежными. При неденежном взносе предприятие в обязательном порядке проводит экспертизу достоверности оценки неденежного вклада в уставный фонд (капитал). Стоимость услуг по проведению такой экспертизы включают в организационные расходы в составе нематериальных активов.

Учредители могут на сумму своих вкладов вносить различные материальные ценности:

1) помещение, оборудование, которые отражаются на активном счете 01 «Основные средства»;

2) программное обеспечение, отражаемое на активном счете 04 «Нематериальные активы»;

3) различное сырье, материалы, топливо, отражаемое на активном счете 10 «Материалы»;

4) инструменты и инвентарь, отражаемые на активном счете 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»;


5) денежные средства в национальных и валютных рублях, отражаемые на активных счетах 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».

В бухгалтерском учете формирование уставного фонда (капитала) отражается по кредиту пассивного счета 85 «Уставный фонд» и дебету активно-пассивного счета 75 «Расчеты с учредителями». Ниже приведены некоторые хозяйственные операции по формированию уставного фонда (капитала) и их отражение на корреспондирующих счетах.

Аналитический учет уставного фонда (капитала) ведется по каждому учредителю и по каждой операции, изменяющей уставный фонд.

п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Объявление уставного фонда (капитала)

75/1

85

Поступление взносов от учредителей:

а) денежные;

б) неденежные


50, 51, 52

01, 04, 10, 12


75/1

75/1

Отражение износа по основным средствам, принятым в качестве взноса в уставный фонд


01


02

Пополнение уставного фонда действующего государственного предприятия за счет собственного капитала



86, 87, 88



85

5.

Пополнение уставного фонда действующего предприятия негосударственной формы собственности:

а) распределение наращенного капитала между учредителями;

б) удержание с учредителей налога на доходы;

в) зачисление распределенного наращенного капитала в уставный фонд




86, 87, 88

75/2


75/2




75/2

68


85

6.

Начисление дивидендов учредителям от распределяемой прибыли


81, 86, 87, 88


75/2

7.

Удержание подоходного налога с дивидендов

75/2

68

8.

Выплата дивидендов учредителям

75/2

51, 52

9.

Изъятие собственного капитала при выбытии учредителя:

а) взнос учредителя в уставный фонд;

б) наращенный капитал учредителя.



85

86, 87, 88



75/1

75/2

10.

Начисление налога на доходы от суммы изъятого наращенного капитала


75/2


68

11.

Возвращение учредителю вложенного и наращенного капитала


75

51, 52, 01, 04, 10, 12


4.2. Учет денежных средств и кредитов

Предприятие после своей регистрации в исполкоме открывает
в выбранном банке расчетный счет и, по необходимости, валютный счет. Для этого необходимо предоставить в банк:

1) заявление на открытие счета (по особой форме);

2) карточки с образцами подписей директора предприятия, главного бухгалтера в двух экземплярах с образцом оттиска печати предприятия. На карточках может быть и одна подпись, только директора предприятия. Карточки должны быть заверены нотариально;

3) копию Устава предприятия, заверенную исполкомом и нотариусом;

4) справку из ГНИ о внесении в реестр налогоплательщиков (УНН).

После открытия счетов в банке большинство операций банк проводит безналичным путем на основании платежных поручений, платежных требований, расчетных чеков и других документов. В бухгалтерском учете денежные средства предприятия учитываются на следующих счетах:


50 «Касса»;

51 «Расчетный счет»;

52 «Валютный счет»;

55 «Специальные счета в банках»;

56 «Денежные документы»;

57 «Переводы в пути»;

58 «Краткосрочные финансовые вложения».

Поступление денежных средств отражается по дебету этих счетов, а выбытие денежных средств отражается по кредиту этих счетов. Многие предприятия для пополнения производственных запасов пользуются кредитами банка или займами других предприятий. Для этого используются счета:

90 «Краткосрочные кредиты банков»;

92 «Долгосрочные кредиты банков»;

94 «Краткосрочные займы»;

95 «Долгосрочные займы».

Возникновение кредиторской задолженности предприятия по кредитам и займам отражается по кредиту этих счетов, а погашение этой задолженности – по дебету этих счетов. Ниже приведены некоторые хозяйственные операции по движению денежных средств и их отражение на корреспондирующих счетах.





п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1.

Получение кредитов, займов

51,52

90,92,94,95

2.

Сдача наличных денежных средств на счета банков

51,52

50

3.

Поступление выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных средств, прочих активов

50,51,52

46,62,47,48

4.

Поступление в кассу наличных денежных средств со счетов в банке

50

51,52

5.

Выдача заработной платы и сумм под отчет

70,71

50

6.

Возврат авансов, ранее перечисленных поставщикам

50,51,52

61

7.

Поступление платежей по претензиям

50,51,62

63

8.

Получение предоплаты под поставку материальных ценностей

50,51,52

64

9.

Поступление средств целевого финансирования и вступительных и паевых взносов учредителей.

50,51,52

96

10.

Поступление процентов по расчетному и валютным счетам, штрафов, пени, неустоек

50,51,52

80

11.

Перечисление денежных средств на лимитированную чековую книжку и на выставление аккредитива

55

51,52,90,92,94,95

12.

Перечисление поставщикам за товарно-материальные ценности

60,76

51,52,55

13.

Погашение кредитов банка и займов предприятия

90,92,94,95

51,52,55

14.

Приобретение ценных бумаг

06,58

51,52

15.

Приобретение путевок предприятием

56

50,51,52

16.

Выдача путевок своим сотрудникам

73

56

17.

Внесение сотрудниками платы за путевки

50

73

18.

Перечисление средств на благотворительные цели

81,86,88

50,51,52


Аналитический учет по счетам 51, 52, 55 ведется по выпискам банка, по чековым книжкам отдельно по каждой книжке, по кредитам и займам по каждому заключенному кредитному договору и займу. Для учета кассовых операций на каждом предприятии ведется кассовая книга, которая должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписями директора, главного бухгалтера и печатью предприятия.


4.3. Учет основных средств и их износа

К основным средствам относятся здания, сооружения, машины, оборудование и другие орудия труда, используемые на предприятии более одного года, стоимостью более 30 минимальных заработных плат.

Каждому основному средству на предприятии присваивается инвентарный номер и заполняется инвентарная карточка или ведется инвентарная книга или ведомость учета основных средств.

В текущем бухгалтерском учете основные средства учитываются по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на приобретение, в том числе доставка, установка, таможенные платежи и страховка при перевозке, проценты за кредит, взятый на приобретение основных средств.

В связи с инфляционными процессами предприятия всех форм собственности согласно постановлению Правительства должны по состоянию на 1 января производить переоценку основных средств по соответствующим коэффициентам, публикуемым в печати.

Восстановительная стоимость основных средств равна произведению первоначальной стоимости на соответствующий коэффициент переоценки. После переоценки восстановительная стоимость основных средств принимается в качестве первоначальной стоимости.

Остаточная стоимость основных средств равна разности между первоначальной стоимостью основных средств и суммой износа, начисленного от первоначальной стоимости этих основных средств. По остаточной стоимости основные средства учитываются в бухгалтерском балансе.

Основные средства поступают на предприятие в следующих случаях:

  • строительство хозяйственным или подрядным способом;

  • приобретение за плату у юридических и физических лиц;

  • внесение учредителями в виде вклада в уставный фонд (капитал);

  • безвозмездное получение от юридических и физических лиц;

  • долгосрочная аренда с правом последующего выкупа;

  • финансовый лизинг с правом последующего выкупа;

  • излишки, обнаруженные при инвентаризации.

Учет основных средств ведется на активных счетах:

01 «Основные средства»,

03 «Долгосрочно арендуемые основные средства»,

07 «Оборудование к установке»,

08 «Капитальные вложения».

Ниже приведены некоторые хозяйственные операции по учету поступления основных средств и их отражение на корреспондирующих счетах.

п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1.

Приобретение основных средств:

а) за плату у поставщика;

б) НДС поставщика к поступлению;

в) перечисление денежных средств поставщику;

г) НДС поставщика уплаченный.


07, 08

18/1

60, 76

18/2.1


60, 76

60, 76

51, 52, 55

18/1

2.

Передача основных средств в монтаж

08

07

3.

Ввод в эксплуатацию:

а) новых основных средств;

б) зачет НДС уплаченного


01

68


08

18/2.1

Продолжение таблицы

4.

Поступление новых основных средств от учредителя

01

75

5.

Поступление основных средств безвозмездно:

а) в пределах одного собственника;

б) от других собственников


01

01


88

80

6.

Оприходование основных средств, полученных в долгосрочную аренду

03

97

7.

Зачисление долгосрочно арендуемых основных средств после выкупа

01

03

8.

Излишки основных средств, выявленные при инвентаризации:

а) на остаточную стоимость основных средств;

б) на сумму износа основных средств


01

01


80

02/1

9.

Дооценка основных средств по постановлению Правительства:

а) на увеличение первоначальной стоимости;

б) на увеличение суммы износа


01

88


88

02/1