Файл: Конспект лекций_ Шахбазова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 2709

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Виды учета и измерители, применяемые в нем

1.2. Классификация объектов бухгалтерского учета

1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета

1.4. Задачи учета и требования, предъявляемые

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

2.1. Понятие счета, его виды, план счетов

Активный счет

2.2. Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

2.3. Обобщение данных текущего учета,

бухгалтерский баланс

2.4. Влияние хозяйственных операций на баланс

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Документооборот и инвентаризация средств

3.2. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

3.3. Методологическое и правовое обеспечение

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ГЛАВА 4. УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Уставный фонд (капитал) и его учет

4.2. Учет денежных средств и кредитов

4.3. Учет основных средств и их износа

4.4. Учет нематериальных активов и их износа

ГЛАВА 5. УЧЕТ ПРОЦЕССА СНАБЖЕНИЯ

5.1. Учет поступления и расхода материалов

5.2. Учет малоценных и быстроизнашивающихся

предметов (МБП) и их износа

5.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

5.4. Учет расчетов с разными дебиторами, кредиторами и с подотчетными лицами

ГЛАВА 6. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

6.1. Расчет основной оплаты

6.2. Расчет дополнительной оплаты

6.3. Удержания и вычеты из заработной платы

6.4. Аналитический и синтетический учет оплаты труда

6.5. Обязательные отчисления и платежи от фонда

оплаты труда

ГЛАВА 7. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

7.1. Классификация и методы учета затрат

7.2. Общая схема учета затрат на производство

7.3. Калькулирование фактической себестоимости готовой продукции

ГЛАВА 8. УЧЕТ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ

8.1. Учет готовой продукции и ее реализация

8.2. Учет реализации прочих активов

8.3. Внереализационные доходы и расходы

ГЛАВА 9. УЧЕТ ПРОЦЕССА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

9.1. Учет финансовых результатов

9.2. Учет использования прибыли

9.3. Учет фондов и резервов

ГЛАВА 10. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

10.1. Состав и порядок предоставления отчетов

10.2. Учетная политика предприятия

ГЛАВА 11. АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

11.1. Понятие и сущность аудита

11.2. Методика аудита

11.3. Аудит денежных средств

11.4. Аудит расчетных операций

11.5. Аудит труда и заработной платы

11.6. Аудит затрат на производство

11.7. Аудит финансовых результатов и использования

11.8. Аудит товарных операций

11.9. Пример аудита на предприятии

Перечень первичных документов и бухгалтерских регистров, применяемых на предприятии

План счетов бухгалтерского учета

Бухгалтерский баланс

ЛИТЕРАТУРА

В течение года может составляться промежуточная отчетность за месяц (ф-1) или квартальная отчетность (ф-1, ф-2) .

Порядок составления и предоставления отчетности регулируется нормативными актами.

Годовая отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, следующим пользователям:

  • органам государственной налоговой инспекции;

  • учреждениям банков в случае использования банковских кредитов;

  • органам статистики (сводная отчетность);

  • собственникам (акционерам, учредителям, министерствам, ведомствам);

  • другим государственным органам в случаях, предусмотренных законодательством.

Хранится отчетность в порядке и в течение сроков, установленных законодательством.

Баланс предприятия (ф-1) содержит обобщенные данные об остатках средств и источников на начало и конец года.

Отчет о прибылях и убытках (ф-2) отражает финансовые результаты работы предприятия, использование прибыли по части платежей
в бюджет, внебюджетные фонды и на другие цели.

Отчет о движении фондов и других средств (ф-3) отражает состояние фондов предприятия за счет источников собственных средств, целевого финансирования и поступления из бюджета.

Отчет о движении денежных средств (ф-4) отражает остаток, поступление, направление денежных средств предприятием в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Приложение к бухгалтерскому балансу (ф-5) состоит из 10 разделов и отражает состояние и движение активов и пассивов предприятия
в течение отчетного периода.

Пояснительная записка к годовому отчету характеризует деятельность предприятия в отчетном году, объясняет основные факторы, которые повлияли на хозяйственные и финансовые результаты работы. В пояснительной записке приводится принятая учетная политика на следующий год, если в нее вносятся изменения.

Бухгалтерский отчет, направленный в налоговую инспекцию, подписывается руководителем и главным бухгалтером. Годовую отчетность предприятия представляют до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В годовом бухгалтерском отчете необходимо обеспечить:

  • полноту отражения хозяйственных операций, осуществленных за отчетный период;

  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

  • разграничение текущих затрат на производство и капитальных вложений;

  • соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета;

  • подтверждение всех статей годового баланса и других форм отчетности данными инвентаризации;

  • соблюдение учетной политики предприятия.


10.2. Учетная политика предприятия

Учетная политика разрабатывается на всех предприятиях независимо от форм собственности и источников финансирования на основе способов и форм бухгалтерского учета, нормативной базы, утвержденной законодательством, подписывается руководителем и главным бухгалтером и объявляется приказом по предприятию. Учетная политика должна быть неизменна в течение отчетного года.



Изменение учетной политики на следующий отчетный год оговаривается в пояснительной записке к годовому отчету.

В учетной политике необходимо отразить основные положения по ведению бухгалтерского учета, принятые на предприятии:

  • Учетная политика сформирована в соответствии с Законом
    "О бухгалтерском учете и отчетности" на основании нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению.

  • Ведение бухгалтерского учета осуществляет руководитель, штатный главный бухгалтер, сторонняя специализированная фирма.

  • Применяется План счетов бухгалтерского учета (полный, сокращенный).

  • Бухгалтерский учет ведется по упрощенной, журнально-ордерной, автоматизированной форме учета.

  • Предприятие начисляет амортизацию по обычным нормам, ускоренную, дополнительную.

  • Расход материальных ресурсов отражается по фактической себестоимости, учетной, средневзвешенной, по методу ЛИФО.

  • Готовая продукция отражается по фактической или учетной себестоимости.

  • Учет реализации отражается по моменту оплаты или по моменту отгрузки.

  • Фонды специального назначения создаются в соответствии с Уставом и Учредительным договором или решением собрания учредителей предприятия.

  • Отнесение затрат на издержки обращения производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), и дополнениями к ним.

  • Налоги и налоговые платежи рассчитываются и перечисляются с учетом налогового законодательства и принятой учетной политики предприятия.



(печать) Руководитель (подпись)

Главный бухгалтер (подпись)

Дата









ГЛАВА 11. АУДИТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

11.1. Понятие и сущность аудита

Закон "Об аудиторской деятельности" определяет аудит как независимую проверку аудиторами и аудиторскими организациями, имеющими лицензию, ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами хозяйствования и собственности. В результате проверки должна быть дана оценка достоверности и соответствия законодательству совершенных на предприятии финансовых и хозяйственных операций.

Понятие "аудит" произошло от латинского audito – "слушать". Независимая экспертиза и анализ направлены на защиту интересов предприятия, на оказание помощи им в обеспечении правильности расчетов
с бюджетом и в подъеме эффективности деятельности предприятия.

Аудиторские организации и аудиторы могут оказывать другие аудиторские услуги:

1. Восстановление и организация бухгалтерского учета.

2. Составление деклараций о доходах и финансовой отчетности.

3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.

4. Оценка активов и пассивов предприятия.

5. Консультирование по вопросам налогового и хозяйственного законодательства.

6. Составление аудиторских заключений о достоверности годовых балансов, целевом использовании кредитных ресурсов и инвестиций, своевременном и полном формировании уставного капитала.


Различают внутренний аудит, который проводится по инициативе и требованию руководства организации для внутреннего пользования,
и анализа хозяйственной деятельности и внешний аудит, заключение
о котором необходимо представлять в вышестоящие органы и в налоговую инспекцию.

Внутренний аудит может проводить аудитор, работающий на предприятии, не обязательно имеющий лицензию.

Внешний аудит должен проводить независимый аудитор со стороны, имеющий высокую квалификацию и лицензию.

Основные методические приемы аудита:

1. Аналитическая проверка. Она осуществляется с целью сопоставления планово-нормативных показателей с фактическими результатами хозяйственных операций и выявления отклонений и причин их возникновения.

2. Юридическая проверка. Она проводится для установления законности совершенных операций и их соответствия нормативным документам. При этом в процессе аудита может быть выявлено незаконное списание и переоценка ценностей, завышение их цен, завышение или занижение выплат по заработной плате.

3. Экономическая проверка. Она устанавливает целесообразность операций, их экономическую эффективность и конечный результат. При этом могут быть обнаружены неиспользуемое оборудование, необоснованные командировки, выпуск убыточной продукции, нерациональные транспортные перевозки.

4. Встречная проверка. Она заключается в сопоставлении 2-х экз. одного и того же документа, отражающих одну и ту же операцию в разных организациях. При этом может быть несвоевременное оприходование ценностей, искажение расчетом, цены, подделка документов, неправильное отнесение на аналитические и балансовые счета.

5. Логический анализ взаимосвязанных документов. Он основан на выявлении противоречий между различными документами, отражающими одну и ту же операцию. В данном случае могут быть обнаружены приписки в нарядах, выпуск неучтенной продукции, отсутствие подтверждающих операцию документов.

6. Анализ движения материальных и денежных средств за определенный период. В этом случае сопоставляются приходные и расходные документы с учетом переходящих остатков, и может быть обнаружено завышение или занижение остатков ценностей, отсутствие приходно-расходных документов, замена одних материалов другими.

7. Выборочная проверка. Она применяется для проверки первичных документов и документов по заключительным хозяйственным операциям. При этом проверяется корреспонденция счетов и проводится контроль по дебету или кредиту некоторых счетов. При этом может обнаружиться необоснованное списание ценностей, незаконное отнесение расходов на издержки обращения и прибыль, неправильная корреспонденция счетов.

Для обобщения результатов проведенной аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение и справку с рекомендациями по устранению вскрытых недостатков и улучшению деятельности предприятия. Оно подписывается аудитором, руководителем и главным бухгалтером, предоставляется по требованию в налоговую инспекцию своего района.



11.2. Методика аудита

При проведении аудита на предприятии аудиторы руководствуются разработанными схемами аудита и определенной последовательностью изучения первичных документов и бухгалтерских регистров. Важнейшими направлениями аудита являются: проверка кассовых, банковских, расчетных операций, издержек производств и обращения, финансовых результатов. Кроме того, аудитору необходимо проверить использование и сохранность основных средств, нематериальных активов, долгосрочных вложений, производственных запасов готовой продукции. Несомненно, также подлежат проверке уставный капитал, фонды, источники привлеченных средств предприятия.

Аудит рекомендуется начинать с проверки балансовых данных
и соответствия аналитического учета синтетическому. Обороты и сальдо в Главной книге сличают с соответствующими оборотами и сальдо в других синтетических и аналитических регистрах и в формах 1–5 баланса. Важно проверить правильность переноса сальдо из предшествующих учетных регистров во вновь открытые и в формы баланса. На последующем этапе проверяются конкретные записи учетных регистров. Тщательной проверке подвергаются бухгалтерские проводки с необычной корреспонденцией счетов, различные исправления, сторнирование записей, правильность подсчета итогов. В зависимости от корреспонденции счетов, характера операции, суммы по ней одни бухгалтерские записи сличаются непосредственно с данными первичных документов, другие – с записями соответствующих учетных регистров по взаимосвязанным операциям. Например, аудитор берет какую-либо статью баланса и исследует ее в направлении, обратном системе учета, чтобы найти первичный документ, данные которого подтверждают выбранную статью. Этот прием помогает выяснить, вся ли учетная информация реальна и обоснована. В противоположность данной процедуре, может осуществляться прослеживание (трассирование) документов с целью выявления полноты учета операции. Аудитор выбирает образец первичного документа и движется вперед по системе учета, чтобы найти и проверить заключительную бухгалтерскую запись хозяйственной операции, подтверждаемой этим первичным документом.

При осуществлении аудиторских проверок аудиторы руководствуются разработанными программами и определенной последовательностью изучения первичных документов и бухгалтерских регистров. Важнейшими направлениями аудита, отражаемыми в программах, являются кассовые, банковские, товарные и расчетные операции, а также издержки производства и обращения, финансовые результаты.


11.3. Аудит денежных средств

Важнейшим направлением аудита является проверка кассовых операций, которые по определительным документам проверяются на верность отражения. Задачи аудита кассы и кассовых операций состоят: в инвентаризации наличия денежных средств, валютных остатков, ценных бумаг
и бланков строгой отчетности; проверке полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступающих в кассу; в исследо-


вании обоснованности и законности списания денег в расход. По прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного бухгалтера проводится инвентаризация кассы. При этом кассир составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту ревизии кассы оприходованных и несписанных денег не имеется. Отчет и записи в кассовой книге визирует аудитор, а затем производится подсчет денег и составляется акт их инвентаризации, который сопоставляется с данными об остатках, зафиксированными в бухгалтерском учете. Одновременно производится обследование соблюдения порядка ведения кассовых операций, при котором выясняют: наличие заключения с кассиром договора о полной материальной ответственности; соответствует ли помещение кассы нормативным условиям работы кассира; обеспечивается ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка; проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и соблюдается ли лимит денежной наличности. Необходимо проверить, соответствуют ли остатки и итоговые обороты кассовой книги остаткам и оборотам журнала или машинограммы по учету кассы, а данные последних – записям в Главной книге и оборотной ведомости по синтетическим счетам. Наряду с этим итоговые суммы по графам журнала (машинограммы) сопоставляются с соответствующими данными других учетных регистров по счетам, корреспондирующим счетам «Касса», «Расчетный счет», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты по авансам выданным» и др. Тщательной проверке подвергаются бухгалтерские проводки с необычной корреспонденцией счетов, различные исправления и сторнировочные записи, правильность подсчета итогов. Обоснованность бухгалтерских записей в соответствующих учетных регистрах и кассовых отчетах проверяется путем сличения их с приходными и расходными кассовыми ордерами и документами, их заменяющими. Одновременно проверяется правильность оформления кассовых документов, в частности последовательность их нумерации, соответствие сумм и дат на документах суммам и датам кассовых отчетов, наличие в документах соответствующих подписей
и штампов погашения, правильность заполнения реквизитов, а также законность и хозяйственная целесообразность совершенных операций. Для подтверждения полноты и своевременности оприходования денег приходные кассовые ордера сопоставляют с записями в товарных и товарно-денежных отчетах, с корешками чеков и выписками банка, а также другими встречными документами на прочее поступление денежных средств (возврат подотчетных сумм – с записями в авансовых отчетах; квартирная плата – с лицевыми счетами квартиросъемщиков; взносы за товары, проданные в кредит населению,– с лицевыми счетами покупателей и т. д.). При ревизии списания денег в расход полезно обращать внимание: на правильность использования наличных денег в соответствии с их целевым назначением (зарплата, командировки, хозяйственные нужды); правильность оформления расчетно-платежных ведомостей на выплату заработной платы, премий, пособий, особенно в части достоверности подписей, подсчета итогов, выполнения работ; соблюдение установленного порядка выдачи подотчетных сумм, законности и целесообразности их использования; обоснованность закупочными документами выплат за сданные гражданами сельскохозяйственные продукты; законность и обоснованность оплаты услуг физическим лицам, а также на отнесение сумм на издержки обращения, специальные фонды, кредиторскую задолженность, финансовые результаты; использование денежных средств на хозяйственные нужды для закупки материалов, хозяйственного инвентаря, канцелярских товаров. Выясняется реальность и обоснованность остатков денежных средств, находящихся на счете «Переводы в пути». Суть этой проверки заключается в сопоставлении записанных на этот счет сумм с суммами зачисленных денег на специальный ссудный или расчетный счет в банке, которые были перечислены кассиром через почтовые отделения или сданы в вечернюю кассу банка. При проверке банковских операций выясняется, соответствуют ли остатки расчетных, ссудных и специальных счетов данным бухгалтерского учета, соблюдается ли расчетная дисциплина, оприходованы ли в кассе наличные деньги, полученные в банке, ведется ли соответствующий учет по валютному счету, правильность отражения курсовых разниц при покупке и продаже валюты, целесообразность расходования этих средств.